Выступление на тему: «Интеграция в ОДОД – одно из условий создания единой образовательной среды»

se2

Городской семинар для руководителей отделений дополнительного образования детей ГОУ Санкт-Петербурга «Образовательная среда отделения дополнительного образования детей – территория возможностей»

Тезисы

Постиндустриальное общество опирается на наукоёмкие технологии, информацию и знания как на основной производственный ресурс (при высокой доступности данных). В условиях высокой доступности информации наиболее ценными качествами становятся:

способность к комплексному решению проблем. Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому умение учитывать все аспекты задачи — залог успешного решения;

критическое мышление. Способность не утонуть в потоке информации и выбрать достоверные источники важна при работе с данными из открытых источников;

креативность. Способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения;

умение продуктивно взаимодействовать с коллегами. Умение находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы;

эмоциональный интеллект. Это способность к эмпатическому восприятию окружающих, позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные продукты и услуги;

умениеучиться на протяжении всей жизни;

умение принимать решения;

ответственность как способность отвечать за результаты собственных действий.

Именно интеграция способствует созданию единого образовательного пространства, условий для развития разносторонней гармоничной личности.

Варианты интеграции в условиях общеобразовательной школы разнообразны. Опыт ОДОД в ГБОУ СОШ 72 позволяет представить следующие:

Внутренняя интеграция основного образования и дополнительного в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.) реализуется и через программу «Дебаты», педагог Рыкова Д.В., (интеграция немецкого языка, русского языка, обществознания и ораторского искусства), и в программе «Умелые руки», педагог Кубарева А.А., (интеграция технологии, литературы, этики, искусства и ручного труда в начальной школе).

Внутренняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории) реализована
в деятельности ШСК через программу «Мини-футбол в школу» (руководитель ШСК Герасимов В.В.) и ВФСК ГТО.

Внутриведомственная интеграция в дополнительном образовании – это организация ЛОК – интеграция 3-х программ: «Театральная студия «Чародеи», «В гостях у сказки» (театр на немецком), «Быстрые и ловкие» (основы футбола, баскетбола и волейбола).

Интеграция в образовании позволяет: обогатить содержание и формы учебной деятельности; сблизить процессы воспитания, обучения и развития; предоставить обучающимся реальную возможность выбора своего индивидуального маршрута путем включения в занятия по интересам; создать условия для достижения обучающимися успеха в соответствии с их способностями; решить проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Интеграция в нашем понимании рассматривается не только как соединение и взаимосвязь разных программ, предметов, а как нечто большее, как интегрирование методов, форм, приёмов,
включая практикоориентированные средства. Ведь современная педагогика – это сплав нормы и творчества, науки и искусства. В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции, на уровне создания единой «безбарьерной» образовательной среды.

Дополнительная информация