Рамки проекта "Инновации и традиции в общеобразовательной школе"

Санкт-Петербург как город открытый миру, интегрированный в мировую экономику ориентирован на формирование инновационной экономики, предъявляя тем самым особые требования к системе образования, которая призвана обеспечивать базовое образование для будущих работников инновационной экономики и, соответственно, к кадрам, обеспечивающим это образование.

Важной становится задача по формированию навыков инновационной деятельности педагогов через соответствующие конкурсы инновационных продуктов, проектов и программ, участие в экспериментальной работе. Популяризация инноваций в образовательной сфере позволит объединить педагогическое сообщество, модернизировать формы повышения квалификации. Так определяет векторы развития кадрового капитала проект стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020».

Современная школа - это школа, насыщенная приборами, технологиями, электронными или цифровыми образовательными ресурсами. Уже совершенно естественно, что помещение учебного класса, оснащенного мультимедийной техникой, это и новое технологическое пространство, в котором происходят особые процессы, требующие от участников образовательного процесса расширения диапазона видов профессиональной деятельности.

В соответствии с новыми государственными образовательными стандартами (ФГОС) информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств, культурные и организационные формы информационного взаимодействия, взаимодействие, в том числе – дистанционное посредством сети Интернет, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также наличие служб поддержки применения ИКТ. 

Не секрет, что в расширенном за счёт технологий и сетевых сервисов пространстве, комфортно не всем. Анализируя требования к современному педагогу, мы видим, что некоторые позиции напрямую связаны с особыми навыками, получить которые учителям средней общеобразовательной школы ещё только предстоит.

Качество педагога оценивается его компетенциями и квалификациями. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования относит к основным составляющим компетентности работников образования профессиональную, коммуникативную, инновационную и правовую.

В условиях современной школы педагог оценивает эффективность и результаты обучения своих учеников по предмету и опыт его творческой деятельности, познавательный интерес, используя компьютерные технологии, в том числе текстовые редакторы и электронные таблицы. Требования новых Федеральных государственных стандартов к кадровым условиям реализации основной образовательной программы включают в том числе непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.

Институциональной основой оценки качества труда педагогических работников и качества их компетенций является система аттестации. Система аттестации должна отвечать запросам «завтрашнего» дня уже потому, что устанавливается на пять лет.

В соответствии с новым порядком аттестации современная школа предъявляет ряд требований к квалификационному уровню учителя.

Современный учитель должен

  • владеть современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применять их в практической профессиональной деятельности;
  • вносить личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий
  • активно распространять собственный опыт в области повышения качества образования и воспитания.


Тем самым, работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта предполагает наличие собственных методических разработок, наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта, участие в инновационной деятельности (разработка и реализация авторских концепций, программ, проектов; участие в реализации образовательных программ ресурсных центров, экспериментальных площадок районного, городского и федерального уровня, пилотирование, участие в конкурсе инновационных продуктов), использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе.

Дополнительная информация