Расскажите нам о войне

image001Методическая разработка участника районного смотра-конкурса классных часов «Расскажите нам о войне»

Номинация: классный час в начальной школе

Тема: «Треугольники-чайки незнакомой войны…»

Форма проведения: проблемно-поисковый диалог, беседа

Адресат: учащиеся 10-11 лет

Автор - составитель: Ламыкина Вера Борисовна, учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса,  стаж классного руководства 20 лет.

Санкт-Петербург, 2015


Содержание

1. Пояснительная записка  

2. Содержание 

3. Список литературы и электронно-образовательных ресурсов  

4. Приложение 


Пояснительная записка

Исследовательская деятельность по истории позволяет значительно обогатить знания, полученные из школьных учебников. Увлекательно, интересно работать с разными источниками информации. Чем больше и разнообразнее источники, тем достовернее будет представлена картина прошлого. Можно ли считать частную переписку историческим источником? Вот как на этот вопрос отвечает современный историк М.Бойцов: «Магическое зеркало, в котором можно разглядеть прошлое, существует. Оно лишь разбито на великое множество осколков, больших и малых.… Из отдельных осколков историки пытаются собирать свои зеркала, чтобы увидеть в них людей ушедших времён. Едва ли не самые яркие блёстки – частные письма. Их ценность не в том, что они точны, а в том, что искренни».

Письма с фронта – это тоже «магическое зеркало», в котором можно разглядеть образ эпохи и человека.

Актуальность обращения к фронтовым письмам Великой Отечественной войныявляется составной частью общей проблемы, связанной с изучением культурно-коммуникативных функций письма как эпистолярного жанра. Анализ писем позволяет на доступном ученикам уровне узнать и «присвоить» фактические сведения офронтовойсреде, конкретизировать и систематизировать  пути  формирования памяти о Великой Отечественной войнев России XXI века. Системность данной работы обусловлена памятными историческими датами ВОВ,  возможностями города Санкт-Петербург (музеи, памятники, мероприятия, связанные с блокадным Ленинградом, а также люди блокадного города - живые свидетели событий). Этот классный час может стать «стартовой» ступенькой в серьёзной исследовательской, поисковой, проектной деятельности четвероклассников, связанной с фронтовой историей своей семьи или семейными реликвиями родных и близких. Главное – вызвать интерес  и создать мотивацию. Новизна проявляется в выборе форм поисковой деятельности обучающихся (групповая работа позволяет обеспечить максимальную активность каждого). Особое место в сценарии отведено заданиям, вызывающим эмоциональный отклик обучающихся, поскольку в данном классе дети затрудняются в объяснении  чувств, определении эмоционального состояния литературных героев, часто обижают друг друга.

Планируемые результаты классного часа:

Регулятивные универсальные учебные действия:

– определять тему;

– прогнозировать содержание по заголовку, иллюстрации;

– работать по плану, алгоритму;

– оценивать степень успешности достижения цели, выполнять корректировку.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

– излагать своё мнение, аргументировать его, подтверждая фактами;

– быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов;

– участвовать в диалоге: слушать и слышать собеседника;

– понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в том числе вести диалог с автором текста);

– использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.);

_ участвовать в выработке общего решения;

– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.

Познавательные универсальные учебные действия:

– находить информацию (в текстах,  иллюстрациях-слайдах);

– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию;

– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы);

– устанавливать аналогии (в том числе создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно;

– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема).

Личностные результаты:

– осознавать и называть качества и черты характера, мотивы, эмоции;

– пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.


Тема классного часа: «Треугольники-чайки незнакомой войны…»

Форма проведения: беседа, проблемно-поисковый диалог.

Цель мероприятия: создать возможность для развития у обучающихся исторической грамотности и чувства сопричастности к происходившим во время войны событиям, к Дню Победы, как к значимому празднику в жизни граждан России и семьи каждого человека.

Задачи:

воспитательные:  

- способствовать эмоциональному восприятию общения, храбрости, сплоченности русского народа  во время ВОв на ярких примерах фронтовых писем;

- сохранить преемственность памяти как моральной обязанности, человеческого и исторического долга;

- формирование мотивации  к  исследовательской и творческой деятельности учащихся;

развивающие:

- развитие умений самостоятельной поисковой работы с источником информации;

- развитие чувства благодарности ветеранам фронта и тыла;

- развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся;

образовательные:

- проанализировать особенности внешней формы писем как исторического источника;

- определить информационные возможности фронтовых писем.

Занятие проводится в классном помещении, оформленном в свободном стиле, отражающем события Великой Отечественной войны.

Оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, динамики. Предварительная подготовка: оформление выставки рисунков «Что мы читали о Великой Отечественной войне», заранее одному ребёнку дать задание выучить и рассказать наизусть стихотворение, подготовить для него атрибуты военной одежды, оформление ленты фотографий «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны».

Организация образовательного пространства кабинета: парты расставлены для групповой работы по 6-7 человек в группе, на столе каждой группы в конвертах листы-приложения № 1 и № 2, различные письма и открытки, треугольное письмо, тетрадные листы (заранее подкрашенные чаем, чтобы придать «пожелтелость», по количеству участников группы), песочные часы для контроля времени.

Удобство для учителя: не требует больших затрат времени на подготовку. 

Презентация - http://vk.com/video?z=video-38222264_162389978%2Falbum30148584

 

Скачать всю методическую разработку можно в приложении.

Вложения:
Скачать этот файл (lamykina-met-razr-2015.docx)lamykina-met-razr-2015.docx[ ]3423 kB

Дополнительная информация