Расскажите нам о войне
- Подробности
- Категория: Дегтяренко (Ламыкина) Вера Борисовна. Дидактические материалы
- Опубликовано 27.05.2015 15:26
- Автор: Дегтяренко (Ламыкина) Вера Борисовна
- Просмотров: 1086
Методическая разработка участника районного смотра-конкурса классных часов «Расскажите нам о войне»
Номинация: классный час в начальной школе
Тема: «Треугольники-чайки незнакомой войны…»
Форма проведения: проблемно-поисковый диалог, беседа
Адресат: учащиеся 10-11 лет
Автор - составитель: Ламыкина Вера Борисовна, учитель начальных классов, классный руководитель 4 класса, стаж классного руководства 20 лет.
Санкт-Петербург, 2015
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание
3. Список литературы и электронно-образовательных ресурсов
4. Приложение
Пояснительная записка
Исследовательская деятельность по истории позволяет значительно обогатить знания, полученные из школьных учебников. Увлекательно, интересно работать с разными источниками информации. Чем больше и разнообразнее источники, тем достовернее будет представлена картина прошлого. Можно ли считать частную переписку историческим источником? Вот как на этот вопрос отвечает современный историк М.Бойцов: «Магическое зеркало, в котором можно разглядеть прошлое, существует. Оно лишь разбито на великое множество осколков, больших и малых.… Из отдельных осколков историки пытаются собирать свои зеркала, чтобы увидеть в них людей ушедших времён. Едва ли не самые яркие блёстки – частные письма. Их ценность не в том, что они точны, а в том, что искренни».
Письма с фронта – это тоже «магическое зеркало», в котором можно разглядеть образ эпохи и человека.
Актуальность обращения к фронтовым письмам Великой Отечественной войныявляется составной частью общей проблемы, связанной с изучением культурно-коммуникативных функций письма как эпистолярного жанра. Анализ писем позволяет на доступном ученикам уровне узнать и «присвоить» фактические сведения офронтовойсреде, конкретизировать и систематизировать пути формирования памяти о Великой Отечественной войнев России XXI века. Системность данной работы обусловлена памятными историческими датами ВОВ, возможностями города Санкт-Петербург (музеи, памятники, мероприятия, связанные с блокадным Ленинградом, а также люди блокадного города - живые свидетели событий). Этот классный час может стать «стартовой» ступенькой в серьёзной исследовательской, поисковой, проектной деятельности четвероклассников, связанной с фронтовой историей своей семьи или семейными реликвиями родных и близких. Главное – вызвать интерес и создать мотивацию. Новизна проявляется в выборе форм поисковой деятельности обучающихся (групповая работа позволяет обеспечить максимальную активность каждого). Особое место в сценарии отведено заданиям, вызывающим эмоциональный отклик обучающихся, поскольку в данном классе дети затрудняются в объяснении чувств, определении эмоционального состояния литературных героев, часто обижают друг друга.
Планируемые результаты классного часа:
Регулятивные универсальные учебные действия:
– определять тему;
– прогнозировать содержание по заголовку, иллюстрации;
– работать по плану, алгоритму;
– оценивать степень успешности достижения цели, выполнять корректировку.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– излагать своё мнение, аргументировать его, подтверждая фактами;
– быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов;
– участвовать в диалоге: слушать и слышать собеседника;
– понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в том числе вести диалог с автором текста);
– использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
– работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.);
_ участвовать в выработке общего решения;
– предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться.
Познавательные универсальные учебные действия:
– находить информацию (в текстах, иллюстрациях-слайдах);
– владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию;
– анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы);
– устанавливать аналогии (в том числе создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно;
– представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема).
Личностные результаты:
– осознавать и называть качества и черты характера, мотивы, эмоции;
– пользоваться правилами поведения, общими для всех людей.
Тема классного часа: «Треугольники-чайки незнакомой войны…»
Форма проведения: беседа, проблемно-поисковый диалог.
Цель мероприятия: создать возможность для развития у обучающихся исторической грамотности и чувства сопричастности к происходившим во время войны событиям, к Дню Победы, как к значимому празднику в жизни граждан России и семьи каждого человека.
Задачи:
воспитательные:
- способствовать эмоциональному восприятию общения, храбрости, сплоченности русского народа во время ВОв на ярких примерах фронтовых писем;
- сохранить преемственность памяти как моральной обязанности, человеческого и исторического долга;
- формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности учащихся;
развивающие:
- развитие умений самостоятельной поисковой работы с источником информации;
- развитие чувства благодарности ветеранам фронта и тыла;
- развитие исследовательской и творческой деятельности учащихся;
образовательные:
- проанализировать особенности внешней формы писем как исторического источника;
- определить информационные возможности фронтовых писем.
Занятие проводится в классном помещении, оформленном в свободном стиле, отражающем события Великой Отечественной войны.
Оснащение: мультимедийный проектор, ноутбук, динамики. Предварительная подготовка: оформление выставки рисунков «Что мы читали о Великой Отечественной войне», заранее одному ребёнку дать задание выучить и рассказать наизусть стихотворение, подготовить для него атрибуты военной одежды, оформление ленты фотографий «Мои родственники в годы Великой Отечественной войны».
Организация образовательного пространства кабинета: парты расставлены для групповой работы по 6-7 человек в группе, на столе каждой группы в конвертах листы-приложения № 1 и № 2, различные письма и открытки, треугольное письмо, тетрадные листы (заранее подкрашенные чаем, чтобы придать «пожелтелость», по количеству участников группы), песочные часы для контроля времени.
Удобство для учителя: не требует больших затрат времени на подготовку.
Презентация - http://vk.com/video?z=video-38222264_162389978%2Falbum30148584
Скачать всю методическую разработку можно в приложении.