5 лет с альманахом. Опыт издательской деятельности школы

5 лет с альманахом. Опыт издательской деятельности школы

Цифровой след научно-методической деятельности педагогов школы. Краткая история издания с элементами коллективной рефлексии и анализа. Опыт, достижения, проблемы собственной издательской деятельности школы 2013-2018.

 

Ежегодный научно-методический  альманах ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга  задуман как серия научно-методических трудов педагогов школы; выпуски формируются по тематическому принципу в жанре коллективной монографии. Альманах является корпоративным, информационным, социально-воспитательным, учебным и научно-познавательным печатным органом ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.

Альманах размещен на сетевых ресурсах ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга, на домене школы schule72spb.ru и является частью портала "Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы № 72 Санкт-Петербурга", разрабатываемом как коллективное портфолио научно-методических публикаций педагогов школы на поддомене http://portfolio.schule72spb.ru. Альманах реализован как периодическое электронное издание и зарегистрирован в Международном реестре серийных изданий,  периодичность издания - 1 раз в год.  ISSN 2309-9933 = Ežegodnyj naučno-metodičeskij alʹmanah GBOU SOŠ №72 Kalininskogo rajona Sankt-Peterburga. Альманах выпускается как сетевая электронная книга и в связи с тем, что часть материалов носит мультимедийный характер, не предполагает публикации в виде печатного издания.

Выпуски


Первый выпуск альманаха (1/2013) вышел в августе 2013 года под названием “Опыт участия педагогов в конкурсном движении”.

Второй выпуск альманаха (2/2014) вышел в июне 2014 года под названием "Урок как основной элемент учебного процесса в общеобразовательной школе".

Третий выпуск альманаха (3/2015) вышел в январе 2015 года под названием "Углублённое  преподавание  иностранных языков в общеобразовательной школе. 21 век".

Четвёртый выпуск альманаха  (4/2016) вышел в мае 2016 года под названием "Воспитать Человека: путь от первоклассника до выпускника". 

Пятый выпуск альманаха (5/2017) вышел  в мае 2017 года под названием “Путь к образованию через всю жизнь”.

Нормативная база

Положение об электронном периодическом  издании   «Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72  Калининского района Санкт-Петербурга» определяет статус  и характер издания и общие процедуры издательской деятельности школы.

Регламент подготовки и публикации выпусков Ежегодного научно-методического альманаха ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга устанавливает сроки, типы материалов, правила и нормы подготовки, а также инструментарий совместной работы.

Факт публикации статьи или комплексного материала в Альманахе подтверждается Свидетельством о публикации и Сертификатом, см., например,   http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sertifikaty-avtorov-almanakha

Коллективная рефлексия

В целом, можно отметить  постепенное движение к пониманию сути издательской деятельности школы и целый ряд проблем, подлежащих осмыслению.

В процессе коллективной рефлексии по итогам 2014-2015 года был задан вопрос «Если школе нужно своё научно-методическое издание, то зачем? Если нет, то почему?»

Цитирую ответы на "зачем" asis: 

  • Передача опыта своего, интересна методика преподавания других наук.
  • Обмен опытом, помощь в работе.
  • Для обобщения методического опыта учителей.
  • Обобщение опыта и новые открытия.
  • Солидно!
  • Думаю, что было бы интересно попробовать создать детское издательство.
  • Повышение самооценки педагога, обмен опыта, для аттестации - дополнительные баллы.
  • Периодическое издание является организующим фактором, задает тематические и формальные рамки для методической работы на качественно ином уровне - обобщение наработок для публичного представления своих идей и достижений.
  • Да. Создание творческого продукта. Поддержка коллег. Опыт.
  • Профессиональный рост, своеобразное портфолио, что актуально в рамках ФГОС.
  • Для объединения и презентации опыта педагогов, для возможности активного общения педагогов по решению общей проблемы.
  • Конечно, нужно. Для распространения опыта педагогов, для выделения нашей школы из ряда других общеобразовательных учреждений (изюминка).
  • Делиться опытом с коллегами.
  • Делиться опытом.
  • Для обмена опытом работы.
  • Редактор относится очень ответственно к публикациям. Публикации в других изданиях могут быть некорректными. Работа с редактором дисциплинирует.
  • Для распространения опыта среди коллег (и не только в нашей школе), чтобы умных, талантливых, творческих педагогов, мастеров своего дела "знали в лицо", для формирования положительного имиджа ГБОУ СОШ 72.
  • Я считаю, что школе нужно своё научно-методическое издание, т. к. это поможет многим педагогам в работе.
  • Альманах необходим для распространения опыта школы, обобщения наработок и анализа своей деятельности для дальнейшего роста.
  • Для повышения уровня педагогической компетенции педагогов, как инструмент передачи опыта, возможность познакомиться с работой коллег и перенять какие-то новшества в работе педагога. Быть в курсе внедрения в учебный процесс новых веяний и применять их в своей работе.

И два "почему нет":

Потому что

  • Намного интереснее знакомиться с работой своих коллег, посещая их уроки.
  • Достаточно др. изданий, где можно брать информацию и печататься.

Это был маркерный вопрос, где ответ "нет" вполне был предусмотрен, но это очень жаль. Потому что

  • Альманах - это школа. Те, кто её прошли, прибрели дополнительные навыки для себя и с честью отработали на коллективный результат.
  • Собственное издание мобилизует, учит и  параллельно является медиумом "диссеминации" опыта.
  • Такая коллективная работа существенно отличается от самопубликаций в профессиональных социальных сетях, хотя бы тем, что с авторами работают главный и ответственный редактор выпуска. Это обеспечивает уровень содержания и корректность формы.

Из другого итогового опроса 2016 года

Полноты картины ради -  цитаты ответов:

Участие в альманахе явилось для меня событием "Повышения квалификации" - да 80%, нет 20%. Это очень хороший результат.

Планируете ли Вы дальнейшее участие в научно-методическом альманахе - да 50%, нет 50%. Это труд, это честно и ответственно.

Что лучше - самопубликация или участие в рецензируемом издании и почему?

  • Участие в рецензируемом издании. Приобретаю новые знания о работе над материалом, есть возможность для соотнесения с материалами коллег и рефлексии. В самопубликациях нет "обратной связи".
  • В рецензируемом издании участвовать надёжнее, полезнее с методической точки зрения
  • Для меня лучше участие в рецензируемом издании. Командная работа легче для меня.
  • В рецензируемом - лучше, т.к. обсуждение темы с заинтересованными лицами делает текст лучше.
  • Участие в издании лучше. Мне важно мнение редактора перед публикацией.
  • Самопубликация - нет проверки на плагиат.
  • Самопубликация - ты ни от кого не зависишь.
  • Дала опыт, уверенность в своих силах, отняла - "нервную систему"
  • Отняла очень много времени, но все не зря! Это большой вклад в самосовершенствование. Уже могу немного сочинять.
  • Появилось представление, что значит преподнести своими словами текст другого автора. Это трудно! Отняла эта работа только время от выходных дней.
  • Возможность систематизировать свой опыт.
  • Дала понимание иных точек зрения, знакомство с опытом коллег.
  • Смогла еще раз проанализировать свою работу
  • В плане приобретения опыта - Да. Считаю что подобная публикация не стоит того времени, которое на неё было затрачено

Но и - объективности ради:

  • Самопубликация - нет проверки на плагиат.
  • Самопубликация - ты ни от кого не зависишь.
  • Дала опыт, уверенность в своих силах, отняла - "нервную систему"
  • Отняла очень много времени, но все не зря! Это большой вклад в самосовершенствование. Уже могу немного сочинять.
  • Появилось представление, что значит преподнести своими словами текст другого автора. Это трудно! Отняла эта работа только время от выходных дней.
  • Возможность систематизировать свой опыт.
  • Дала понимание иных точек зрения, знакомство с опытом коллег.
  • Смогла еще раз проанализировать свою работу

Что дала или что отняла работа над своими материалами для Альманаха?

  • Дала опыт, уверенность в своих силах, отняла - "нервную систему"
  • Отняла очень много времени, но все не зря! Это большой вклад в самосовершенствование. Уже могу немного сочинять.
  • Появилось представление, что значит преподнести своими словами текст другого автора. Это трудно! Отняла эта работа только время от выходных дней.
  • Возможность систематизировать свой опыт.
  • Дала понимание иных точек зрения, знакомство с опытом коллег.
  • Смогла еще раз проанализировать свою работу

Но и:

  • В плане приобретения опыта - Да. Считаю что подобная публикация не стоит того времени, которое на неё было затрачено

Эффекты

Последовательный анализ  материалов выпусков альманаха позволяет фиксировать изменения, происходящие в профессиональных установках и компетенциях педагогов школы.

Через коллективное периодическое издание школа/администрация управляет методической работой педагогического коллектива и одновременно создает собственную электронную базу методических разработок.

При систематической и целенаправленной работе по подготовке коллективного издания повышается социальная сетевая профессиональная активность, пробуждается стремление педагогов к участию в сетевых сообществах и диссеминации своего опыта.

Привлечение педагогов к подготовке выпусков научно-методического альманаха способствует обобщению передового опыта и приводит к формированию современных компетенций, к качественному изменению в отношении к публикации собственных материалов в открытом доступе.

Положительный пример участников конференций и альманаха, а также их готовность к курированию и консультированию менее продвинутых коллег  составляют основу для дальнейшей   работы по формированию инновационной культуры современного педагога, что, в конечном счете, сказывается на образовательном результате, более активном применении инновационных методик и технологий в учебном процессе, во внеучебной деятельности, в организации коммуникации с участниками образовательного процесса.

Часто задаваемые вопросы

Почему электронное издание?

Потому что наступила цифровая эпоха. Потому что авторские материалы включают мультимедийное содержание. Потому что мы будем спасать деревья, не только сдавая макулатуру.

Зачем ISSN?

Чтобы подчеркнуть серьезность намерений и планируемость проекта.

Чтобы выставить для себя и аудитории планку качества.

Чтобы заявить о реализуемом потенциале педагогов школы.

Присвоение ISSN не предполагает автоматическое получение номера по заявке, это процедура, прохождение которой уже свидетельствует об определенном уровне и статусе. (См. на сайте Живая школа материал семинара для ответственных за инновационную деятельность школ Калининского района Санкт-Петербурга «О процедуре получения ISSN для школьного периодического издания» - http://schule72spb.ru/admin/oer2012-2015/oersem20141009.html. )

Это работает на престиж школы, это стимулирует ответственность редакторов и авторов. Это работает на качество всего издания.

Казусы

Попытка принять участие в конкурсе школьных изданий Калининского района – очень вежливый отказ в участии. Причина отказа – цифровой формат.

При аттестации, естественной периодической процедуре, которую проходит каждый педагог, открытая интернет-публикация в рецензируемом и зарегистрированном в Международном реестре серийном издании (ISSN), который просто так не дают) в баллах не учитывается. Причина отказа - школьный уровень публикации.

Нужна ли издательская деятельность школе, в каком объёме и в каком формате, как обеспечить качество конечного продукта? И стоит ли это затевать?

От идеи издания к последовательной реализации лежит путь очень кропотливого труда;   работа над тематической концепцией выпуска и авторскими текстами, от старта подготовки до появления выпуска, на портале занимает полгода. Тем не менее, скорее всего, стоит. Ради школы работы с текстом, ради понимания коллективной ответственности, ради профессионального роста и повышения самооценки.

Разрешить сомнения в ту или иную сторону может также помочь пост «О процедурах издательской деятельности, в которую мы играем по взрослым правилам».


 

Упоминаемые ресурсы:

1. Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы № 72 Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] (http://portfolio.schule72spb.ru)

2. Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/almanah-ob-almanahe)

3. Положение об электронном периодическом  издании   «Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72  Калининского района Санкт-Петербурга»  [Электронный ресурс] (http://portfolio.schule72spb.ru/attachments/article/326/02-polozhenije-ob-almanahe-ivs.doc)

4. Регламент подготовки и публикации выпусков Ежегодного научно-методического альманаха ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] (http://portfolio.schule72spb.ru/attachments/article/326/03-reglament-podg-almanaha-ivs.docx)

5. О процедуре получения ISSN для школьного периодического издания» - http://schule72spb.ru/admin/oer2012-2015/oersem20141009.html.

6. О процедурах издательской деятельности, в которую мы играем по взрослым правилам / Сотникова А.Л. Ещё и блог? [Электронный ресурс] (https://allasotnikova.blogspot.ru/2017/01/blog-post.html)

А.Л.Сотникова. 2018

 

 

 

Дополнительная информация