Урок ОРКСЭ
- Подробности
- Категория: Смирнова Елена Валерьевна. Дидактические материалы
- Опубликовано 29.12.2019 15:22
- Автор: Смирнова Елена Валерьевна
- Просмотров: 241
Природа-волшебные_двери_к_добру_и_доверию.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 72
с углублённым изучением немецкого языка
Калининского района Санкт-Петербурга
УРОК ОРКСЭ
МОДУЛЬ: СВЕТСКАЯ ЭТИКА
В 4 а КЛАССЕ
НА ТЕМУ:
«Природа - волшебные двери к добру и доверию».
Подготовила:
учитель начальных классов
Смирнова Е.В.
Санкт-Петербург
2019 год
Тема урока: «Природа - волшебные двери к добру и доверию»
Урок в 4 классе по теме «Природа - волшебные двери к добру и доверию» соответствует программе, учебник Шемшуриной А.И.
Комбинированный урок.
На уроке используются различные методы: актуализация знаний, проблемно-поисковый, словесный.
Формы организации познавательной деятельности: групповая работа, индивидуальная, фронтальная, работа с учебником.
Цель урока:
- развить представления учащихся о природе как важнейшее условие жизни.
Задачи:
- способствовать формированию понимания ребёнком о единении, взаимосвязи человека с природой;
- воспитывать любовь к природе; учить видеть ее красоту, беречь, охранять, понимать жизнь природы так, чтобы в душе человека открылись волшебные двери к добру и доверию;
- развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками; совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления, готовность к социальному взаимодействию;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, учить прогнозированию последствий своих поступков;
- способствовать развитию чувства патриотизма, эстетическому воспитанию, эмоционально положительного отношения к живой природе;
- воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Планируемые результаты:
- достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Личностные результаты:
- формирование чувства гордости за свою Родину
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- адекватное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• умение формулировать понятия, назвать правила взаимосвязи природы и жизни человека ; практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
Метапредметные результаты:
Предметные результаты:
• знание, понимание, принятие и умение формулировать понятия и ценности: знание правил
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка.
Оборудование:
учебник по ОРКСЭ / А.И. Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс, презентация.
Ход урока:
- I.Организационный момент.
- II.Актуализация знаний и постановка темы урока.
Как подарить хорошее настроение ? Давайте улыбнёмся друг другу. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
Учитель читает текст, дети слушают с закрытыми глазами:
«Когда жарким днем окунаешь лицо в траву цветущего луга и от медовых запахов, от дыхания нагретой земли и листьев кружится голова, а еле слышные дуновения света и тепла проносятся над лугами, в нас не остается ни единого мутного помысла – может показаться, что это и есть утраченный рай». Даниил Андреев «Роза мира»
Эту цитату я выбрала в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?
Ответы детей:
Действие природы на человека. Тому, как природа делает человека добрее и чище.
Для того, чтобы узнать тему нашего урока, мы соберём выражение.
Природа – волшебные двери к добру и доверию
Как вы понимаете эти слова?
Мы будем говорить о воздействии природы на человека.
На каких уроках вы изучаете природу?
Окружающий мир.
А на уроках литературного чтения мы говорим о природе?
Мы читаем стихи о красоте природы, рассказы о животных.
На уроках математики мы тоже говорим о природе только языком математических символов. В средней школе у вас будет множество предметов, на которых вы будете изучать природу – биология, физика, химия, география. Почему же так много времени посвящается в школе изучению природы?
Потому что мы – часть природы и полностью от неё зависим.
Вот и на сегодняшнем уроке светской этики мы тоже будем говорить о природе. Как вы думаете, почему?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить, о чем мы говорим на уроках этики.
О правилах поведения, что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Мы все хотим, чтобы в мире больше было доброты. А что такое доброта? Какого человека мы считаем добрым?
Добрым мы считаем человека, который стремится сделать тех, кто оказался с ним рядом счастливее.
Что нужно сделать, чтобы люди были внимательнее к природе, бережнее к ней относились?
Как вы думаете, что такое природа?
Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать эти качества с детства.
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?
Сегодня на уроке мы будем искать слова, с помощью которых можно убедить людей беречь великое богатство природы, беречь жизнь на земле.
- III.Изучение нового материала.
Давайте представим себе, что сейчас не поздняя осень, а тёплый летний день и сидим мы не в классе, а под большим раскидистым дубом.
- Предлагаю вам прочитать рассказ о Дубе на стр. 52. (сопровождается иллюстрациями).
- Что вы узнали о дубе?
- Чем же так привлекателен дуб?
- сказка ли это? (да)
- докажите, что это сказка. (дуб наделен качествами живого существа)
- какие явления природы соприкасаются с Дубом? (ветер, солнце, дождь)
- с какими живыми существами Дуб связан? (птицы, животные, человек)
Доказывается словами из текста.
- чем Дуб привлек внимание человека? (тишиной, спокойствием)
-кого нашел путник в Дубе? (Собеседника)
Что же происходит с человеком при общении с природой?
- вот вы доверили бы свои мысли Дубу как другу?
На дубовых листочках запишите свои мысли, проблемы которыми вы хотели бы поделиться с дубом, как с другом.
Кто из вас понял, какой есть способ убедить людей быть добрее в отношении к природе?
Одушевить, одухотворить её. Наполнить каждое живое существо духом.
Посмотрите на цветы, которые украшают наш класс. И попробуйте подумать о них не как о предмете, украшающем интерьер класса, а как о творениях, которые смотрят на нас кротко и весело, ободряют в трудную минуту, радуются вместе с нами нашим удачам.
- IV.Закрепление нового материала.
Чему можно научиться у природы?
Почему природа – это книга, которую важно прочитать и понять? - Подберите к каждой букве слово «ПРИРОДА» имя прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова
П– прекрасная, привлекательная, причудливая.
Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.
И – интересная, известная, интеллектуальная, исключительная и т.д.
Р – родная, разумная, разудалая, раздольная и т.д.
О – огромная, открытая, очаровательная и т.д..
Д – добрая, дорогая, душевная, достойная и т.д,
А - активная, актуальная, авторитетная, аккуратная.
Что в природе вам особенно дорого?
Почему можно сказать, что природа – волшебные двери к добру и доверию?
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, честнее.
Какую задачу мы поставили перед собой в начале урока?
Найти способы убедить людей бережно относиться к природе, учиться у неё доброте.
Что бы вы сказали человеку, который оставляет в лесу мусор, ломает ветки, рвёт цветы, пугает громкими звуками животных?
Природа – живая, нельзя ей делать больно.
Природа – творение Божие. Грех – наносить ей вред.
Природа – образец для подражания.
Тебе будет стыдно, если ты нанесёшь вред природе.
- Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке вам пригодятся в жизни или нет?
Закончите предложения
- Когда я на природе, то… (Предполагаемые ответы детей: любуюсь, слушаю, смотрю и испытываю благодарность за подаренную красоту.)
- Когда я прихожу в лес, я помню, что… (Предполагаемые ответы детей: нельзя нарушать его привычной жизни, портить его живую красоту.)
- Когда я оказываюсь на лугу, я … (Предполагаемые ответы детей: не стремлюсь сорвать цветы, любуюсь красотой цветов и трав.)
-Когда я собираю ягоды и грибы, то … (Предполагаемые ответы детей: не сшибаю ногами грибы, которые не кладу в корзинку, не обрываю незрелые ягоды. Не ломаю ветки.)
- V.Итог урока
Сегодня мы много говорили, думали, размышляли, высказывались о природе. В итоге можно ли сказать, что природа этоволшебные двери к добру и доверию. Согласны ли вы с этим высказыванием?
- если согласны с этим утверждением, найдите из раздаточного материала слова, подтверждающие эту мысль и прикрепите их к нашему большому дубу на доске.
Дети находят слова: красота, любовь, доброта, забота, тепло, внимание, охрана, радость, благодарность, помощь, родная, привлекательная, интересная, исключительная, огромная, открытость, душевность, очарование.
- теперь, ребята, вы поняли значение внимательного и заботливого отношения к природе и ее обитателям, поняли как это важно для самих людей.Ваше тепло, внимание, добро, подаренное окружающему миру, возвращается к вам. Именно об этом говорится в золотом правиле этике. В жизни все взаимосвязано.
VI Рефлексия.
- Я прошу вас выполнить одно простое упражнение. Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите его и четко выполняйте мою инструкцию:
- сверните лист пополам и оторвите правый верхний угол,
- сверните еще раз пополам и оторвите правый верхний угол, и еще раз сверните пополам и оторвите правый верхний угол. Теперь разверните и сравните листы друг друга.
- Что мы видим? У всех листы получились разные.
Это говорит о том, что все мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех окружающая природа. Только вместе нам под силу оберегать, любить и заботиться о ней.
Домашнее задание:
Нарисовать свой любимый уголок природы. Запиши к нему красивые строки из любимого стихотворения о природе.