Опыт воспитания дружного класса

Опыт воспитания дружного класса

Мечта любого классного руководителя – создать единый дружный коллектив, в котором будет комфортно ребенку на уроках и во внеурочное время, где он сможет раскрыть свои способности и найти им применение, найти себе друзей и самому стать хорошим другом.

Поэтому основной целью своей работы как классного руководителя я считаю формирование полноценного коллектива.
Для достижения такой комплексной цели необходимо решить следующие частные задачи:
• создание благоприятных условий и возможностей для формирования и гармоничного развития личности каждого ученика,
• развитие познавательного интереса, получение дополнительных знаний по различным предметам, расширение кругозора и эрудиции учащихся,
• создание условий для раскрытия творческого потенциала,
• стимулирование его творческой активности и самореализации в различных видах внеурочной деятельности,
• воспитание активной жизненной позиции каждого ученика и коллектива в целом
• формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений друг с другом и окружающими.

Процесс формирования коллектива длительный и проходит через ряд этапов.
Первый этап - 1 класс (первое полугодие).
Главная задача этого этапа - помочь учащимся адаптироваться к школьной жизни. Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик учащихся, проектирование желаемого образа класса. Первые шаги по сплочению классного коллектива.
Второй этап – 1 класс (второе полугодие) и 2 класс.
Принятие правил жизнедеятельности классного коллектива. Укрепление межличностных отношений. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для ребёнка.
Третий этап - 3 класс.
Сплочение и развитие классного коллектива на основе воспитания и проявления индивидуальности детей. Раскрытие творческой индивидуальности, лидерских качеств в социальных взаимоотношениях. Организация самоуправления.
Четвертый этап - 4 класс.
Создание условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”. Класс учится действовать самостоятельно, планировать что и как делать. Подведение итогов пребывания в начальной школе.

Коллектив постоянно изменяется, развивается, крепнет, поэтому педагогическое руководство им также не может оставаться неизменным. Если на первом этапе классный руководитель - это единоличный организатор коллектива, то на следующих этапах он меняет тактику управления, развивает самоуправление, общественное мнение и на последнем этапе развития коллектива вступает в отношения сотрудничества с воспитанниками.
Планируя свою работу, классному руководителю очень важно использовать разнообразные формы и методы - классные часы, организацию цикла нравственных бесед с учетом проблем класса, экскурсии, целевые прогулки, организацию творческих выставок, тематические вечера эстетической направленности, организацию праздников, конкурсы, викторины, участие в проектах.

В основе концепции воспитательной системы лежит системно-деятельностный подход, важной задачей которого является формирование активной жизненной позиции ученика. Классному руководителю необходимо вовлечь учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важно предоставить возможность каждому ребенку быть сопричастным к общему делу, дать возможность получить свой собственный опыт взаимодействия с социумом, создать условия для раскрытия потенциала. Поэтому нужно вовлекать всех учащихся в разнообразную и содержательную деятельность. Выстроить ее нужно так, чтобы в любой момент времени коллектив имел перед собой яркую увлекательную цель, жил ею, прилагал усилия для ее осуществления.
Так, например, мои ребята на протяжении 4 лет участвовали в различных мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Если в 1 и 2 классах мы приняли участие в концерте для ветеранов, то потом это были более сложные, но интересные дела. В 2010 году наша страна отмечала 65-летие Победы в Великой отечественной войне. Ребята приняли участие в районной акции "От поколения к поколению». В течение месяца они делали своими руками и подписывали поздравительные открытки для ветеранов и жителей блокадного Ленинграда. Работа требовала огромного терпения и старания, переписывать приходилось по многу раз, были и слезы, но никто не отказался, так как всем хотелось внести свой вклад в общее дело. Жизнь класса не прерывается, завершили одно дело, а новое уже ждет.
В этом же году мы подготовили с ребятами классный час на тему "Мы живы, пока помним", посвященный родственникам ребят, которые жили и трудились в годы Великой отечественной войны. Предварительно ребята должны были узнать о своих родственниках в годы войны, оформить творческую работу, а затем весь материал был собран в единую электронную «Книгу Памяти класса». Многие родители положительно отзывались об этом проекте. Пришлось достать давно забытые фотографии и вспомнить о своих предках, записать вместе с детьми рассказы. Дальнейшим этапом работы было оформление школьной Книги памяти, в котором приняли участие все классы. Это мероприятие вызвало у ребят сильные эмоциональные переживания. А в 4 классе ребята вместе со старшеклассниками приняли участие в литературно-музыкальной композиции.
Во 2 классе ребята в школе посещают музыкальный абонемент по ознакомлению с музыкальными традициями своего народа, музыкальными инструментами и русскими народными песнями. А в 3 классе в рамках знакомства с русскими традициями мы решили подготовить и провести для учащихся младших классов начальной школы Праздник Русской березки. Праздник состоял из нескольких частей, а именно «Береза - символ России», «Береза в поэзии, песнях и живописи», «Традиции и обряды» (на примере Праздника Троица), «Березки у солдатских могил». Каждую часть праздника я репетировала с ребятами отдельно, только на празднике они увидели выступления друг друга. Праздник был очень интересным и познавательным, общее дело, которым были заняты ребята, очень их сплотило. Каждый ребенок внес свой личный вклад в общее дело, от которого зависел успех праздника. В четвертом классе моим детям очень повезло. В школе открылся кружок ложкарей. Треть класса стала посещать этот кружок. Ребята так здорово играли на ложках, что их стали приглашать на школьные праздники и они даже приняли участие в районном конкурсе малых театральных форм среди учащихся начальной школы "Брянцеву посвящается".
Но не только участие в классных и школьных делах сплачивает коллектив. Ребят особенно увлекает такая коллективная деятельность, которая помогает им совместно провести свободное время. Современные дети большую часть времени проводят за компьютером, электронными играми, у них дефицит "живого" общения. Дети любят вместе бывать на экскурсиях, прогулках и даже субботник с друзьями в радость, т.к. ребенку важно быть участником такого труда, результаты которого необходимы окружающим. Во второй половине дня я работаю в ГПД и мы с ребятами придумали чайную паузу, где ребята за чашкой чая могли друг с другом поговорить, что-то интересное рассказать и придумать что-то новое. Никто не хотел уходить домой без чайной паузы! И даже сейчас мои пятиклассники очень часто заходят ко мне на чашку чая.
Еще один пример того, как общее дело, не сразу воспринятое однозначно позитивно, сплотило ребят. В сентябре 1 класса мы всем классом записались в танцевальную студию "Экстрим". На протяжении всех четырех лет обучения в школе ребята занимались танцами. Не у всех получалось, были разочарования, кто-то хотел уйти, но каждый раз я убеждала ребят в том, что танцевать всем вместе - это здорово и неважно, что не все получается. Выпускной в 4 классе начался со школьного вальса, а закончился зажигательным рок-н-роллом и было видно, что самим ребятам это нравится. Родители были в восторге, а я завидовала ребятам, потому что в моей школе такого не было.
В процессе создания детского коллектива большое значение имеют традиции. Обязательно имеются такие дела, за которые дети с интересом, большим желанием берутся ежегодно - это новогодний праздник, дни рождения детей, день рождения класса, окончание учебного года, когда мы чествуем лучших ребят в учебе, спорте, конкурсах и т.д.
Участие в районном проекте наш "Наш дружный класс" стал финалом четырехлетнего обучения в начальной школе. Цель этого проекта - создание условий для формирования личности каждого ученика в коллективе и через коллектив. Для классного руководителя - это возможность обобщить опыт воспитательной работы и подготовить учеников для выхода в дальнейшую школьную жизнь. Участие в конкурсе еще больше сплотило ребят, они показали хороший уровень коммуникативных навыков, умение взаимодействовать в различных ситуациях, высокий уровень активности, ростки самоуправления.
Процесс воспитания - дело не одной только школы, одна она не может обеспечить полноценное развитие и воспитание. С первых лет жизни ребенок, как губка, впитывает семейные ценности и они составляют основу его поведения. Поэтому большую роль играет совместная работа школы и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Родители принимают активное участие во всех делах класса, выполняют с детьми творческие поручения, являются организаторами экскурсий, поездок, походов, встреч с интересными людьми. Благодаря этому, каждый родитель понимает, что он человек не посторонний, а свой, нужный и знающий.

Подводя итоги, можно утверждать, что разумная и эффективная воспитательная система должна быть основана на таких принципах как:
• принцип деятельностного и творческого подхода;
• принцип сотрудничества;
• принцип системности.
Я убеждена, что только через
- выявление и развитие индивидуальных способностей, развитие умений и навыков в творческой деятельности,
- развитие познавательной активности, формирование потребности в самообразовании, развитие умений и навыков в учебной деятельности, выявление индивидуальных способностей,
- формирование потребности в здоровом образе жизни,
- воспитание трудолюбия, уважения к труду. Воспитание бережного отношения к личному и школьному имуществу,
- воспитание нравственных качеств личности, ответственности, уважения к истории Отечества, любви к Родине, стране, родному городу -
формируется полноценный коллектив единомышленников и друзей, т.е дружный класс, который легко учить и которому легко учиться.

  

Материал подготовлен в рамках конкурса "Лучший классный руководитель" 2012

Дополнительная информация