Стрешинская Инна Васильевна. Технологии и инструменты Google в помощь учителям и родителям

Стрешинская Инна Васильевна

Технологии и инструменты Google в помощь учителям и родителям

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Для решения задач ОЭР по теме “Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры” мы нашли для себя удачный вспомогательный инновационный ресурс. Этим ресурсом стали для нас сервисы Google. Данные инструменты позволили нам организовать полноценный виртуальный офис, создать информационную среду, которая обеспечивает рабочее взаимодействие и является зоной апробации содержательных аспектов проекта.

Мы успешно движемся вперед. Нам удалось привлечь к работе практически весь педагогический коллектив. И это вселяет оптимизм.

Уважаемые коллеги и гости, если вы захотите более подробно познакомиться с тем, как и какие сервисы и службы Google используются нами в работе, Вы можете просмотреть ролик в технологии видео-кейса и прочитать статью в моих конкурсных материалах в первом выпуске нашего ежегодного научно-методического альманаха - Сервисы Google как модульный набор инструментов для решения задач образовательного учреждения. Материал был подготовлен в рамках конкурса "Директор школы - 2013" в номинации "Сервисы Google в российской школе" (1).

Как финалисту всероссийского конкурса “Директор школы - 2013” мне посчастливилось побывать в офисе  компании Google в Москве. Проведенный для нас  мастер-класс расширил мои представления о продуктах и ресурсах компании для  образовательного пространства.

Позвольте остановиться на некоторых из них, которые, надеюсь, будут полезны всем -  как учителям начальной школы, так и учителям-предметникам.

 Во-первых, интересными мне показались совершенно новые,  только развивающиеся ресурсы Google культурно-образовательной направленности.

Это комплексный образовательный проект “Академия культуры Google” - http://www.google.com/culturalinstitute/home.

В “Академии культуры Google” - есть три подпроекта: Проект Искусство, Вехи истории и  Чудеса света.

Art Projekt   - http://googleartprojekt.com/ - “Проект Искусство” - это виртуальная коллекция произведений изобразительного искусства.  Посетители могут совершить виртуальную экскурсию по более чем 200 музеям из 40 стран.

Вехи истории -  http://www.google.com/culturalinstitute/project/historic-moments - это онлайн выставки, посвященные наиболее значимы событиям   истории и современнеости. Здесь постепенно будут представлены документы, фотографии архивы, видео и свидетельства очевидцев.

World Wonders -

http://www.google.com/culturalinstitute/project/world-wonders - проект “Чудеса света” - посетителям предоставлен доступ к ключевым объектам культурного наследия разных стран,  включая Римский Колизей и Римский Форум, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское аббатство и многие другие.

Адресат: учителя начальной школы, учителя истории, литературы, иностранного языка, георафии, внеклассная работа

Во-вторых, хотелось бы обратить ваше внимание на такую важную проблему как проблема  детской безопасности в Интернете.

 1. Цифровая компетентность

Цифровой мир предъявляет к нам все новые и новые  требования. Хотим мы этого или нет, но мы должны принять эти требования, для того чтобы идти путем дальнейшего развития. Все более востребованной становится “цифровая компетентность” педагога  (2).  По-прежнему важны навыки и умения эффективно использовать цифровые технологии и Интернет в повседневной жизни. Но этого уже не достаточно.

На первое место выходят навыки критической оценки технологий, мотивация к участию в цифровой культуре и ответственность за свое поведение в информационном пространстве. Важно понимать, что Интернет - это не личное пространство, где все позволено и где тебя никто не контролирует. Цифровая компетентность - это еще и знания и умения, позволяющие взрослым и детям использовать Интернет безопасно и критично (3).

Приведу, на мой взгляд, очень интересные данные. Фонд развития Интернет провел в 2013 г. при поддержке Google исследование по вопросу уровня цифровой компетентности российских школьников и родителей. Результаты не утешительные - в среднем, цифровая компетентность подростков и их родителей составляет примерно треть от максимально возможного - 31% у родителей, 34 % у подростков (4). Поэтому проблема Интернет безопасности очень важна как для педагога, так и для ученика и для его родителей.

 2. Ресурсы и технологии по детской безопасности Google  и созданные при участии компании Google

 ●            Информационный портал - Справочник по детской безопасности в Интернет - сайт http://www.google.ru/goodtoknow/.

Здесь собраны практические советы для родителей и учителей о том, как обезопасить себя в Интернет, помочь детям избежать рисков и объяснить им основные принципы работы онлайн.

Адресат: классные руководители, работа с родителями

 ●            Информационный портал “Разбираем Интернет” - www.razbiraeminternet.ru

(Фонд развития Интернет, “Федеральный институт развития образования” Минобрнауки РФ, факультет психологии МГУ при поддержке  Google)

Разделы:  О проекте -  Игра - Сертификат  - Для учителей -  Библиотека

Также интерес представляют:

 ●           Методическое пособие для работников системы общего образования “Интернет: возможности, компетенции, безопасность”, в двух частях (лекции, практикум), для 6-9 классов.

 ●           Интерактивная игра “Путешествие на Астерикс”

 ●           Тестирование “Готов стать легендой Интернета” с выдачей сертификата.

Адресат: классные руководители, педагоги дополнительного образования,  учителя ОБЖ, учителя информатики

 ●            Образовательный проект “Дети в Интернете ” - http://detionline.com/mts/lessons

(Совместный проект компании МТС, факультета психологии МГУ и Фонда Развития Интернет)

На сайте:

 ●           Серия обучающих уроков для младших школьников  c презентацией и методическим руководством;

 ●           Разработка серии уроков по теме “Безопасный и полезный Интернет” для обучающихся 2-4 классов в игровой форме.

Уроки расскажут о полезных возможностях Интернет и также о вирусах, предотвращении кибербуллинга,  мошенничества и особенностях распространения личной информации.

Адресат: классные руководители начальной школы

 ●          Онлайн-игра “Изучи Интернет - управляй им” - http://www.igra-internet.ru/

На сайте есть презентация по онлайн-игре, Всероссийский чемпионат по онлайн-игре.

Игра научит ориентироваться в интернет-пространстве, расскажет о о техническом устройстве Сети, ее разнообразных сервисах и возможностях, даст информацию о об основных угрозах и о том как избежать риски.

Адресат: классные руководители, учителя информатики

Я очень надеюсь, что увиденное и услышанное вами сегодня было полезно и найдет применение  как вашей урочной деятельности, так и для дополнительного образования детей и просветительской работы с родителями.

Литература и источники

(1) Стрешинская И.В. Сервисы Google как модульный набор инструментов для решения задач образовательного учреждения. Материал подготовлен в рамках конкурса "Директор школы - 2013", номинация "Сервисы Google в российской школе". // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ №72 Калининского района. Выпуск 1/2013. Опыт участия педагогов в конкурсном движении Санкт-Петербурга. 2013 - http://portfolio.schule72spb.ru/ru/streshinskaya-inna-vasilevna-google-dlya-obrazovatelnykh-uchrezhdenij

(2) Бурмакина В.Ф., Зелман М., Фалина И.Н. Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность // На портале Информационное образование и медиаграмотность для всех - http://www.mediagram.ru/netcat_files/108/110/h_24baf86e6af1a7cb8369413b60ccd5cd

(3) Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В.Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования // На портале Дети России Онлайн  -   http://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf

(4) ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: подростки и их родители // На портале Дети России Онлайн  - http://detionline.com/assets/files/journal/13/research-13.pdf

Ссылки на представленные ресурсы

 


 

Презентация к докладу

 

 


 

Видеозапись доклада

 

 

Дополнительная информация