Пархомчук Елена Николаевна. О форматах материалов для учителей начальной школы

Пархомчук Елена Николаевна

О форматах материалов для учителей начальной школы

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Тема нашей конференции «ИКТ в работе учителя начальной школы». Хоть я и не являюсь учителем, но применение современных технологий во внеурочной деятельности младших школьников помогает поддерживать их интерес к различным школьным мероприятиям и в целом к школьной жизни.

Мы уже с трудом можем представить современного ребёнка без мобильного телефона или компьютера. Огромные потоки информации лавиной обрушиваются на ещё совсем маленького человечка. В этом изобилии ребёнок практически «всеяден», он с лёгкостью смотрит всё, что ему предлагают, играет в те игры, которые уже закачены в его телефон или планшет и приобретает то, что  доступно на рынке или в сети интернет.

Наша задача не дать ребёнку  утонуть в этом неуправляемом потоке. Здесь нельзя ограничиться только запретами. Запретить легко, выполнить запрет очень трудно. Мы должны помочь детям вычленить из этого информационного потока те живительные струи, которые помогут им в обучении, развитии, формировании гармоничной личности.

Планируя наши мероприятия и уроки с применением ИКТ, мы должны учитывать и возрастные особенности учащихся, так как в разные возрастные периоды дети по-разному воспринимают и перерабатывают информацию. Младшие школьники не умеют еще в должной степени управлять своим восприятием и самостоятельно анализировать тот или иной предложенный материал.

Ни для кого ни секрет, что дети очень любят мультфильмы, но качество этих мультфильмов, с точки зрения их информационной и воспитательной окраски, оставляет желать лучшего. Современные технологии открывают перед нами огромные возможности исправить этот пробел в индустрии мультипликации. Создание мультфильмов сегодня доступно не только специализированным студиям, но и практически любому человеку имеющему компьютер со стандартным набором программ Paint, PowerPoint, Рinnacle Studio, Movie Maker, Adobe Photoshop и фотоаппарат или видиокамеру (телефон).

Используя графические и композиционные возможности этих программ можно создавать не только красивые, яркие и живые презентации, но и  небольшие предметные и тематические мультфильмы, работа с которыми облегчает детям освоение того или иного предмета, концентрирует их внимание, повышает их заинтересованность. Преимущество этих технологий в том, что учитель сам может выбрать тот образ, предмет, способ подачи информации, который он считает наиболее приемлемым именно для своего класса. Все эти программы можно использовать как по отдельности, так  и совмещая, применяя одни  для обработки подобранного материала, другие для графического редактирования, третьи для монтажа.

Я хочу продемонстрировать вам несколько фрагментов видеороликов и презентаций, подготовленных с использованием именно этих программ.

-  визитные карточки 2 “Б” и 3 “Б” классов созданы с помощью PowerPoint, Рinnacle Studio, Adobe Photoshop. Основной задачей создания визитной карточки является презентабельное представление классного коллектива. При творческом подходе возможно использование самых различных приёмов для создания эффектного видеоряда.

 

- дидактический материал - мультфильм про цифры был создан в технике мультипликации с использованием сыпучих материалов и смонтирован при помощи программы  Рinnacle Studio. (Доступен   на моем канале YouTube,  пользователь Пархомчук Елена Николаевна - http://youtu.be/do9PCpSd51M)

- презентация «Исаакиевский собор - блокадный дом». При её создании были использованы программы Paint,  Adobe Photoshop  для графической обработки фотоматериала, стандартная программа MS Звукозапись для записи комментария, программа Рinnacle Studio для обработки, монтажа видеоряда и непосредственно PowerPoint.

- ролик “Притча” - был создан для оформления концерта ко Дню матери. При его создании также были использованы все вышеперечисленные программы Paint, Рinnacle Studio, Adobe Photoshop и MS Звукозапись. (Доступен  на моем канале YouTube,  пользователь Пархомчук Елена Николаевна - http://youtu.be/vq-sx_gam-k)

- ролик о школе “С нами интересно”. Здесь также использованы возможности всех этих программ, что позволило объединить в одном ролике  элементы мультипликации, слайд шоу и видеофильма. (Главная >>>Прием в школу - http://schule72spb.ru/abitur.html

Современные требования к дидактическим материалам требуют задействования разных каналов восприятия, что предполагает интеграцию звука, видеоряда, желательна интерактивность и  гипертекстуальность.

Все это особенно актуально для учителей и учащихся начальной школы.

Этому можно и нужно учиться. Учиться можно друг у друга, в школе PowerPoint активно используют учителя-предметники  и большинство учителей начальных классов.

Тем не менее, обучение работе в PowerPoint является востребованным. В рамках внутришкольного повышения квалификации целесообразно проведение цикла мастер-классов по программе PowerPoint   “Создание мультимедийных дидактических материалов в среде MS PowerPoint”. В курс  по работе  MS PowerPoint можно включить следующие модульные практические занятия: 

1. Создание и настройка комплексной презентации
2. Использование шаблона / темы, создание собственного шаблона
3. Интеграция графики, построение схем и диаграмм
4. Настройки переходов и анимации
5. Интеграция и настройка звука
6. Включение видео в презентацию
7. Создание галереи
8. Создание теста
9. Создание мультфильма
10. Конвертация презентации в формат флеш (iSpring)

Я всегда рада поделиться своим умением и готова поучиться у более опытных коллег. Использование ИКТ в современных условиях должно стать существенным подспорьем для учителя в достижении главных образовательных целей и решении учебно-воспитательных задач.

Литература и источники

(1) Корчажкина О. М. Возможности электронной образовательной среды "КМ-школа" по созданию мультимедийных уроков английского языка // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http://festival.1september.ru/articles/410183/

(2) Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах // На сайте Документы и материалы деятельности Федерального Агентства по образованию - http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692

(3) Майорова Т. С. Внеклассная работа в 4-м классе с мультимедиа-средствами (на материале викторины, посвященной празднику 8 марта)  // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" -   http://festival.1september.ru/articles/625359/

(4) Методические разработки для начальной школы // Учительский портал - http://www.uchportal.ru/load/45

Источники графики для презентации

(1) Мистер ГИД Образовательный портал - http://mistergid.ru/children/o…

(2) Интернет-портал ProШколу.ru - http://www.proshkolu.ru/user/dinakir2004/blog/238991/&translate=yes

 

Демонстрируемые материалы

(1) Визитная карточка  2 “Б” - Живая школа>>>Живые классы >>>  2 “Б” - http://schule72spb.ru/klassy/2012b.html,

(2) Визитная карточка 3 “Б”  - Живая школа>>>Живые классы >>>  3 “Б” - http://schule72spb.ru/klassy/2011b.html)

(3) “С нами интересно” -  Живая школа>>>Главная >>>Прием в школу - http://schule72spb.ru/abitur.html

(4) Ролик «Притча» - на YouTube  http://youtu.be/vq-sx_gam-k

(5) Презентация «Исаакиевский собор – блокадный дом» – будет доступна после завершения конкурсных процедур

(6) Дидактический материал мультфильм «Весёлые цифры»  -http://youtu.be/do9PCpSd51M

 


 

Презентация к докладу

 


 

Видеозапись доклада

 

 



 

Дополнительная информация