Стрешинская Инна Васильевна. Сервисы Google как модульный набор инструментов для решения задач образовательного учреждения
- Подробности
- Категория: Выпуск 1
- Опубликовано 09.08.2013 14:36
- Автор: Administrator
- Просмотров: 61121
Стрешинская Инна Васильевна
Сервисы Google как модульный набор инструментов для решения задач образовательного учреждения
Материал подготовлен в рамках конкурса "Директор школы - 2013", номинация "Сервисы Google в российской школе".
В формате видео-кейса
Текст
Слайд 1
Я Инна Васильевна Стрешинская, директор Санкт-Петербургской школы № 72.
Я хочу представить реальный опыт по использованию сервисов и служб Google в рамках опытно-экспериментальной работы по теме "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры" школы, директором которой я являюсь с 2006 года.
Сразу оговоримся, здесь речь пойдет не об использовании "Google Apps for Education", а о тех же самых продуктах Google, которые в совокупности позволяют образовательному учреждению организовать полноценный виртуальный офис. Итак …..
Слайд 2
Нашей школе уже более 40 лет.
В школе чтут традиции, умело сочетая их с инновациями:
в 1993 г. школе присвоен статус школы с углубленным изучением немецкого языка,
в 2008 году школа стала победителем приоритетного национального проекта “Образование”,
с 2008 года мы непрерывно работаем в режиме районной опытно-экспериментальной площадки:
в 2008-2011 по теме "Проектная деятельность учащихся в рамках Европейского языкового портфеля",
а с 2012 – "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры".
Слайд 3
Современную школу уже невозможно представить себе без информационно-коммуникационных технологий.
Реалии времени требуют от учителя
• компьютерной грамотности,
• умения работать с электронной почтой и осуществлять поиск информации в Интернете,
• быть участником педагогических сообществ,
• иметь представление о технологиях дистанционного обучения.
Не секрет, что часть педагогов с большой настороженностью, а некоторые с откровенным страхом относятся к инновациям. И страх этот, зачастую, связан не с тем, что они не смогут освоить ИКТ, а с тем, что рядом нет методической поддержки.
Поэтому главной задачей для администрации нашего образовательного учреждения стало создание условий для формирования инновационной культуры педагога и поиск технических и организационных решений.
Слайд 4
Что у нас было к 2012 году в области ИКТ?
Был компьютерный класс для уроков информатики со скромными по ресурсам компьютерами и доступом к Интернету.
Был мобильный класс из 11 нетбуков, которому радовались, но использовали очень незначительно,
Был актовый зал, оснащенный аудиосистемой и мультимедийным оборудованием.
У школы был официальный адрес электронной почты для получения официальной информации и переписки.
У 10 % учителей были личные электронные почтовые ящики, но для решения профессиональных задач электронная коммуникация практически не использовалась.
С 2007 года у школы был официальный школьный сайт, сначала на pochta.ru, а потом мы арендовали собственное доменное имя и на хостинге hostland создали свой сетевой проект “Живая школа”.
С 2011 года школа включилась в проект “Электронный дневник” на портале “Петербургское образование”.
Тем самым, элементы инновационных технологий и решений в деятельности школы присутствовали. Но нам этого было недостаточно.
Слайд 5
Когда в 2012 г. мы начинали опытно-экспериментальную работу по теме "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры", мы понимали, что наши педагоги имеют разный уровень информационной компетентности, поэтому не всем будет легко и просто в новом информационном пространстве, которое мы создаем и осваиваем.
Основная цель ОЭР к 2015 году – публикация портфолио педагогов школы.
Чтобы эти портфолио были интересны, разнообразны, информативны, чтобы учителя самостоятельно, с легкостью и с удовольствием справлялись с этой задачей, нужно учиться, практиковаться, расширять свой профессиональный кругозор и диапазон, свободно оперировать сетевыми сервисами.
Для этого на организационном этапе работы требовались дополнительные и вспомогательные ресурсы и учебные мероприятия.
Слайд 6
Поскольку фокус-группой ОЭР являются педагоги, для каждого на сервисе Google были созданы рабочие аккаунты и отдельный аккаунт "Живой школы".
Кроме рабочего почтового ящика формата фамилия-инициалы@gmail.com, это обеспечивает персонализованный доступ к сервисам Google, чрезвычайно удобным для работы педагога, в нашем случае, прежде всего –
к почтовым ящикам,
сообществу Google+ (ГБОУ СОШ №72)
совместным документам (Google Drive),
фотохостингу (Picasa),
видеосервису YouTube,
календарю Google,
сайтам Google.
Мы используем сервисы Google
для рабочей переписки и тематических рассылок,
для создания совместных текстовых материалов в соавторстве,
для размещения фотографий и фотогалерей с мероприятий,
для размещения видеороликов и видеоотчетов о мероприятиях,
для проведения опросов и регистрации на мероприятиях,
для координации деятельности и аналитической работы.
Поскольку показать всё, что мы делаем с использованием служб Google просто невозможно, несколько примеров из практики последних 2-ух лет – от ситуации и задачи к решению.
Слайд 7
Рабочая коммуникация и электронный документооборот.
После создания педагогам аккаунтов каждому импортирован файл с контактами коллег, тем самым, всегда под рукой есть соответствующий адрес и телефон.
Контакты Google удобно объединять в целевые группы для организации тематических рассылок, в нашем случае это общая группа "ГБОУ СОШ № 72", "Рабочая группа 2012-2013", "Учителя немецкого языка", "Начальная школа" и др.
Чрезвычайно удобно формирование цепочек из писем, связанных одной темой. Письма - это реплики, которые позволяют не утратить логику обсуждения. (Правда, необходимо научить правильно инициировать и строить цепочки, не включать посторонние темы в одну переписку.)
В практику работы классных руководителей внедрен электронный документооборот: рассылка через аккаунты gmail информационных, инструктивных и рабочих материалов.
Возможность делиться материалами через google+, отмечать события в календаре, следить за избранными календарями – все это открывает новые возможности для организации рабочих процедур и экономии времени.
Инструменты – Почта gmail, google+, календарь
Слайд 8
Видеоотчеты о событиях и мероприятиях школы
Школа живет яркой насыщенной жизнью, документирование событий и достижений – немаловажная часть работы, которая формирует имидж нашего образовательного учреждения.
Информация – это не только текст. Многие события – спортивные соревнования, конкурсы, концерты требуют мультимедийных форматов представления.
Снимая на цифровые фотоаппараты и видеокамеры, iphone и ipad, все – дети, родители, учителя – готовят публикации, которые размещаются на фотохостинге Picasa и YouTube и кодом встраиваются в школьный сайт.
Инструменты – Фотографии Google (Picasa), канал школы (каналы педагогов) на YouTube
Слайд 9
Создание документов в соавторстве
В совместных документах создаются планы, отчеты, моделируется локальные документы, предполагающие авторские усилия нескольких участников.
Соавторам обеспечивается совместный доступ в качестве редакторов, и мы договариваемся о цветовой маркировке фрагментов разных авторов и правок. Такой способ работы избавляет от бесконечных версий, которые в противном случае накапливаются в виде файлов. Функции чата и комментариев позволяют "на лету" обсудить содержательные развилки, разрешить возникающие сомнения.
Это удобно.
Самым ярким примером стала работа над нашим первым общим сборником – первым выпуском ежегодного научно-методического альманаха ГБОУ СОШ № 72, посвященного опыту участия педагогов в конкурсном движении. Монтаж содержания и первичная верстка, редактура и корректура производились в среде совместных документов; подготовка издания стала для участников альманаха дополнительной школой сетевого взаимодействия.
Инструменты – Google Drive (Диск Google)
Слайд 10
Элементы дистанционного обучения
Прикоснувшись к возможностям сетевого взаимодействия, наиболее компетентные и активные коллеги начинают использовать возможности сайтов Google и форм Google в учебной работе.
Пока, безусловно, не все, но многие педагоги создают сообщества учеников, разрабатывают учебные тесты и опросы, предметные сайты, сайты курсов дополнительного образования.
Инструменты – почта, сообщества, группы и сайты Google
Слайд 11
Организационная и аналитическая работа по проекту
Комплексная задача – организация целенаправленной и динамичной деятельности по проекту – была решена через создание специального сайта на сервисе Google Sites - Опытно-экспериментальная работа 2012-2015 (https://sites.google.com/site/oerschule72spb/).
Сайт выполняет несколько функций:
- Это дневник проекта,
- Среда для взаимодействия Рабочей группы,
- Инструмент оценки, анализа, принятия решений и планирования.
Инструменты – почта, сообщества, группы и сайты Google
Слайд 12
Обучение педагогов
По сути дела, мы создали для себя рабочее поле, информационную среду, которая обеспечивает рабочее взаимодействие, является зоной апробации содержательных аспектов проекта.
Конечно, всему этому надо учить, и мы учим.
Поэтому в рамках ОЭР организован консультационный пункт,
Работает постоянно действующий семинар повышения квалификации,
Проводятся семинары и мастер-классы,
Проводятся тематические педагогические конференции.
Слайд 13
Организация научно-методических конференций и диссеминация опыта
Важной частью ОЭР и обучения педагогов являются научно-методические педагогические конференции, проводимые наряду с учебными семинарами и мастер-классами по различным аспектам использования ИКТ в профессиональной деятельности учителя.
Конференции проходят под видеозапись, это решение позволяет обеспечить заочное участие в конференции, вернуться к материалам докладов. Это также путь поделиться своим опытом с коллегами из других образовательных учреждений.
Видеозаписи двух конференций - "Информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности педагога" (май 2012), "Участие в профессиональных педагогических сообществах и сетевых образовательных проектах" (декабрь 2012) - доступны на канале пользователя "Живая школа" - http://www.youtube.com/user/schule72spb
Инструменты – Канал школы на YouTube, формы Google, диск Google.
Слайд 14
Обратная связь и мониторинговые исследования
При организации дней открытых дверей, публичных мероприятий с приглашением гостей мы используем документы и формы Google для публикации программ мероприятий, модулей регистрации и записи (например, на открытые уроки), модулей обратной связи для получения отзывов, критики и пожеланий.
Поскольку работа с ИКТ требует мониторинга, мы прибегаем к формам Google для анкетирования и проведения диагностических опросов. Формы легко встраиваются в письма и сайт, гибкие настройки позволяют включать и выключать прием ответов респондентов, удобно работать со сводкой результатов.
Инструменты – Формы Google, Диск Google
Слайд 15
Эффективность
Эффективность использования Google подтверждается следующими данными:
90% внутриорганизационного обучения прошло с использованием сервисов и служб Google.
37 из 44 педагогов не испытывают трудности при работе с почтой Google.
20 из 44 человек используют Google документы,
12 педагогов размещают видеоматериалы на YouTube, на своих каналах и на школьном канале (всего на канале 121 видеоролик).
2 используют сайты Google, 4 планируют создание собственных предметных сайтов.
Слайд 16
Когда в 2012 г. мы начинали опытно-экспериментальную работу по теме "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры", мы понимали, что эта многоаспектная задача требует системного и комплексного подхода.
Очень важно было найти правильную управленческую модель организации работы и идти не от авторитарности, не от “насаждения” инноваций и информационного пространства, а предложить коллегам такое решение, чтобы они поняли, что ИКТ это не неизбежное зло, а естественный и необходимый ресурс для управления личной эффективностью современного педагога. И это развитие происходит, прежде всего, в интересах педагога.
Чтобы снизить стресс, сделать переход плавным и органичным нам потребовалось адекватное техническое решение, обладающее широкой функциональностью, модульное по природе и не слишком сложное в освоении педагогическим коллективом.
Мы нашли для решения частных задач ОЭР инновационный рабочий комплекс инструментов - сервисы и службы Google. Нам удалось привлечь к работе весь педагогический коллектив. Из 44 педагогов с разной степенью подготовленности и активности нет ни одного отказа от участия в проекте.
Наблюдается рост активности педагогов в подготовке и публикации материалов на официальном школьном сайте, стремление к участию в педагогических сетевых сообществах. В ближайшее время начнет работу портал “Инновации и традиции в общеобразовательной школе”.
При обучении и подготовке к разработке собственных уникальных проектов сервисы и службы Google - это демократичное, простое в освоении организационное и учебное решение.