Букова Марина Владимировна. О новом ФГОС и требованиях к учителю начальных классов

Букова Марина Владимировна

О новом ФГОС и требованиях к учителю начальных классов

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013) 

Современный человек привык жить в постоянно изменяющихся условиях, ему приходится часто решать возникающие проблемы, искать выход из нестандартных ситуаций,  а для этого он должен быть коммуникативным, гибким, уметь взаимодействовать и сотрудничать. В «Концепции модернизации Российского образования» говорится: «Развивающемуся  обществу нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.»(1)

Изменения в обществе  влекут за собой изменения в области образования. В связи с этим в 2009 году были приняты федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы. А с 1 сентября 2011 года они вступили в силу. Как же изменилась школа с принятием стандартов второго поколения? В Стандартах второго поколения изменилась образовательная цель: если раньше основной целью обучения была передача  учащимся знаний, умений и навыков,  то «новая школа» должна  заинтересовать ученика изучаемой темой, научить его находить дополнительную информацию, анализировать ее, систематизировать и применять для решения жизненных ситуаций. Т.е. вчерашний ученик получал готовую информацию и мог сказать: «Я это выучил, я это знаю», но применить знания на практике чаще всего не умел. Современный школьник получает знания на другом уровне и  размышляет так: «Я этого не знаю, но я знаю, где это можно узнать».

«В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»(2).

Что пришлось менять в своей работе учителям с внедрением ФГОС второго поколения? Современный учитель  должен не учить, а помогать учиться ребенку, направлять его. Учитель «новой школы» – это наставник,  консультант и руководитель проектов. В одном своем  интервью  автор учебников «Школа 2100» А. А. Вахрушев говорил о том, что от учителя будет требоваться создать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную среду и атмосферу, которая « беспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности.» (3)

Новый стандарт отмечает важность метапредметных результатов, т. е. «Способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.» (4)

Для достижения метапредметных результатов учителя должны использовать соответствующие технологии. Удачным примером (по Вахрушеву А.А.)  служит используемая в Образовательной системе «Школа 2100» технология проблемного диалога, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, а также рефлектировать  - размышлять, анализировать, оценивать  результаты своей деятельности.  (5)

В соответствии со  Стандартом  учащиеся должны научиться «активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач»(6) Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным средством ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением. (7)

По педагогической направленности можно говорить о различных видах информационно-коммуникационных технологий, которые активно используют педагоги школы:

Обучающие сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности.

Этот вид ИКТ использует практически каждый  учитель. Из традиционных форм - это иллюстрации, фотографии, из современных - компьютерные презентации, фильмы и мультфильмы, которые мы показываем своим ребятам на уроках в качестве обучающего материала. Учителя создают собственные презентации, что требует времени и определенных умений, и используют готовые. На сайте «Образовательная система “Школа 2100”» (8) есть готовые презентации, которые учитель может использовать на своих уроках, но в последнее время  не все презентации открываются.  Часто готовую презентацию приходится исправлять, дополнять, чтобы она соответствовала интересам и уровню детей в классе, а также задачам конкретного урока.

Близкие к ним - демонстрационные  и интерактивные – визуализируют объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.  В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а поэтому  необходимо включать в обучение предметные модели, интерактивные схемы,  графики, чертежи, таблицы, и т.д.

Связанные с обучающими технологиями тренажерные  предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. Тренажеры - это и способ проверки знаний. Ребенок выполняет задания и  сразу получает свой результат и даже отметку.

Использование так называемых тренажеров подразумевает доступность как минимум компьютера для каждого ученика, то есть, количество компьютерных оборудованных мест должно соответствовать количеству учащихся в классе. В связи с этим подобные средства мы используем очень редко.  Но детям очень нравится работать с тренажерами, поэтому я  даю им такую возможность в ГПД во время самоподготовки.  Несколько минут (3-5), например, ребята повторяют таблицу умножения.

Учебно-игровые технологии  предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций, например, в целях формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия. Учителя начальной школы работают по программе «Школа 2100» и в своей работе они используют соответствующие диски. Наиболее часто используемые педагогами нашей школы:

●    «Игры и задачи, 1–4 классы». Диск содержит интерактивные игры и тренажеры.

●    Образовательная система «Школа 2100»: новые результаты и их проверка (1-4 кл.) Диск помогает обучать учеников основным предметным и метапредметным учебным действиям с помощью анимированных алгоритмов, проводить электронные предметные контрольные работы, которые разбиты по уровням успешности: необходимый (базовый), повышенный, максимальный.

●    Универсальное мультимедийное пособие «Русский язык. 2 класс» к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. ФГОС.  Электронное пособие содержит интерактивный тренажер и демонстрационные материалы по всем изучаемым темам.

Информационно-поисковые и информационно-справочные технологии направлены на формирование навыков по сбору и систематизации информации.

Начиная со второго класса, мои ученики готовят сообщения по окружающему миру на различные темы, например:  «Природные зоны», «Жизнь экосистем» и т.д. Ученик получает тему сообщения, мы вместе составляем план выступления, дети находят информацию,  мы вместе отбираем необходимую для урока информацию, а затем ученик составляет презентацию.

Что дает такая работа ученику?

Во-первых, дети учатся извлекать необходимую информацию, перерабатывать ее и передавать.

Во-вторых, повышается эмоциональный настрой на урок, т. к. это задание является необычным и интересным. Оно дает возможность проявить свои творческие способности. 

В-третьих, формирует познавательный интерес, т.к. ученик более глубоко изучает  материал по теме урока, ему необходимо найти такую информацию, чтобы детям в классе было интересно слушать. Дети выступают с удовольствием. А ребята в классе слушают очень внимательно, материал запоминается лучше.

Работа  детей с презентацией предполагает обязательное участие педагога. Необходимо  не только научить ребенка работать с информацией, но подготовить его к выступлению: с какой стороны доски надо встать, как показывать указкой, как рассказывать сообщение. Работа в этом направлении очень сложная, требует много времени, индивидуальной работы с учеником и огромного желания ребенка, т. к. дети загораются очень быстро, но когда понимают какой это огромный и скрупулёзный труд, теряют интерес. Здесь очень важно поддерживать ученика и помогать ему.

Отдельная тема, выходящая за рамки этого выступления - это Использование ИКТ в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности.

Но не  могу не привести здесь несколько ярких примеров из практики учителей школы, поскольку то, что придумывается и проигрывается за рамками обычных уроков, применимо и в учебном процессе.

В прошлом году во 2-х классах прошла «Космолекция». Ребята путешествовали по Солнечной системе на большом экране проектора.

В этом году ученики 2«б»  класса посетили мультстудию, где смогли сами создать мультфильм.

На школьном сайте есть раздел Живые классы, визитные карточки и Дневники событий и побед в зоне ответственности классных руководителей. Эти материалы демонстрируют, что многие из коллег умеют готовить замечательные мультимедийные материалы.

Итак, подведем итог:

Без новых информационных технологий  невозможно представить себе современную школу. К результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, ФГОС предъявляет четко сформулированные требования:

●    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

●    умение вводить текст с помощью клавиатуры;

●    умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы этики и этикета”(9).

    Чтобы соответствовать требованиям, уметь научить детей и работать эффективно, учитель начальной школы должен иметь навыки продвинутого пользователя ПК, применять современные образовательные технологии. Известно, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек. (10)

В нашей школе 12 учителей работают в начальной школе. 

  • 40% учителей применяют ИКТ на своих уроках постоянно (почти ежедневно),
  • 30 % используют редко  - несколько раз в месяц (и причиной тому, во многом, является недостаток технических средств на рабочем месте),
  • 30 % используют крайне редко, от случая к случаю.

Применение ИКТ позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить мотивации к учению и уровень комфортности обучения, а это и является приоритетными задачами работы учителя начальных классов.

Источники

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Общие положения п. 8, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
3. Вахрушев А. А. «Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта» (интервью на сайте “Школа 2100”). http://www.school2100.ru/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824
5. Вахрушев А.А. «Готовность Образовательной системы «Школа 2100» к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта» http://www.school2100.ru/pedagogam/newstandards/index.php?ELEMENT_ID=6141
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования п. 11
7. Булавенко О.А., Одинец А.В. «Информационные технологии в управлении образованием» // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». www.science-education.ru/113-10843
8. Сайт Образовательная система “Школа 2100” http://www.school2100.ru/
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования п. 8
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
10. Цит. по Учитель XXI века, какой он? Тезисы доклада Файзуллиной А.М. // 14-й Всероссийский интернет-педсовет Pedsovet.org, http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2293/Itemid,118/

 


Презентация к докладу в формате Prezi

 

Презентация к докладу

 


 

Видеозапись доклада


сертификат букова

свидетельство о публикации букова

«

Дополнительная информация