Осипова Светлана Александровна. Уроки ИЗО в начальной школе: методики работы с использованием мультимедиа и сети Интернет
- Подробности
- Категория: Материалы конференции 12 декабря 2013
- Опубликовано 17.02.2014 12:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 4675
Осипова Светлана Александровна
Уроки ИЗО в начальной школе: методики работы с использованием мультимедиа и сети Интернет
(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)
Уроки изобразительного искусства - это всегда творческая мастерская. Но творчество предполагает и определенные знания и навыки, сформировать которые в начальной школе особенно важно. Уроки изобразительного искусства направлены на развитие творческого начала личности ребенка (личностно-ориентированное обучение) (слайд 1) .
При таком подходе на первый план должен выступать вопрос о том, как организовать процесс обучения, чтобы научная информация, даваемая через содержание учебного материала, превращалась в индивидуальное знание, становилась частью субъектного опыта ученика.
Личность ребенка здесь выступает не как средство, а как цель; "в том смысле, что только саморазвитие ее эффективно, результативно и - главное - естественно" (1) (слайд 2).
При таком обучении компьютер в классе важен для учеников и учителя, прежде всего, как оперативное средство наглядности в обучении, а сетевые технологии используются для демонстрации результатов и обеспечивают обратную связь (слайд 3) .
Технически есть разные организационные модели использования ИКТ в образовательном процессе начальной школы:
Работа в компьютерном классе - это работа в классе с 25—30 учениками и таким же количеством компьютеров с делением класса на группы. - Эта модель в начальной школе на уроках ИЗО мной не используется.
Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору. В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе.
Компьютер у учащегося дома. В данной модели большую роль играют электронные учебные материалы и сетевые ресурсы, а также взаимодействие по электронной почте с учениками и родителями.
Основная применяемая на уроках ИЗО педагогическая технология - это технология “встречных усилий”. Ученик изначально поставлен в такие условия, что он должен прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог, в свою очередь, тоже должен, делая «шаг на встречу», подниматься на ступеньку выше в своем методическом опыте, умении строить отношения со своими учениками (2) (слайд 4).
Я покажу свою работу на практических примерах.
(Слайд 5) - Общая тема блока уроков в 4 классе - “Краски осени”, тема урока - осенний пейзаж, изучаем основные и дополнительные цвета в произведениях художников. Закрепляем знания по составлению композиции, выделяем главное и второстепенное.
(Слайд 6) - Они помогают ребенку понять основные и дополнительные цвета, их связь в природе и искусстве, рассмотреть и обсудить картины известных художников, понять приемы построения композиций, увидеть различные виды декоративно-прикладного искусства,
(Слайд 7) - В основном, в учебном процессе используются презентации и учебные фильмы по темам урока.
Когда мы изучаем виды и способы рисования или изготовление предметов из различных материалов, целесообразно вместе посмотреть фильмы об известных людях и мастерах - живописцах, резчиках по дереву, стеклодувах. В фильмах учащиеся видят, как расписывают посуду, прослеживают процесс изготовления.
Параллельно используется презентация (слайд 8). Слайды презентаций содержат последовательность изготовления изделия и выполнения рисунка детьми. (Слайд 9) - Каждый слайд показывает прием выполнения элемента и его применение, это важно для детей младшего возраста, так как, начиная с 5 класса, эти приемы не требуют разбора и закрепления. Какие цвета необходимо использовать, как накладывать мазок или движение кисти должно быть «примакиванием», детям помогает слайд и живой показ учителем.
В работе с учениками 3-х классов по теме “Графика” в мультимедийных презентациях показываются виды штриховок, правильность их применения в различных плоских и объемных формах, произведения искусства мастеров-графиков (слайд 10) .
Иногда необходимо показать произведения художников и приемы при работе с новыми материалами (слайд 11). Презентационный материал помогает видеть, какие предметы художник выделил при помощи цвета и освещения, проследить этапы работы над рисунком, понять разницу в техниках (слайд 12).
При обсуждении сюжетных картин, связанных с национальными традициями, дети могут увидеть национальные мотивы и особенности людей и местного ландшафта (слайд 13).
При написании детьми пейзажей также используется музыка, сопровождающая слайды. Это могут быть классические произведения или звуки природы (вьюга, пение птиц, ветер, шум воды, звон колоколов и праздничные песнопения) (слайд 14).
Рисунки, созданные детьми, обсуждаются и отбираются лучшие, я сортирую их по темам и классам и размещаю в разделе “Творчество” >>> “Художественные выставки” (http://schule72spb.ru/ucheba/hudozh-vystavki.html) на школьном сайте в виде галереи. (4) (слайд 15), (слайд16), (слайд 17).
Некоторые ученики участвуют в районных, городских, всероссийских и международных конкурсах. Как правило, дети занимают призовые места. Родители, ученики и все желающие могут просмотреть эти работы в любое время - страница «Итоги конкурсов» - http://schule72spb.ru/vne-klass/konkursy/konkursy-itogi.html (5) (слайд 18, слайд 19).
Для детей размещение их работ в сети является хорошим стимулом в учебе. Ученики охотно и продуктивно работают. Они с нетерпением ждут появления своей работы в галерее. В книге отзывов, на школьном сайте , родители могут высказать свое мнение об увиденном или оставить какую-то просьбу или предложение. Размещение детских выставок ведется регулярно уже на протяжении нескольких лет.
Для начальной школы особое значение имеет общение и взаимодействие с родителями.
Коммуникация с родителями в сети интернет происходит по двум направлениям - это отклики в гостевой книге школьного сайта на работы детей в сетевых выставках (слайд 20) и обсуждение дисциплинарных, организационных и творческих аспектов работы. (6) (слайд 21).
Я показала Вам, как я работаю с малышами на уроках ИЗО. Разумеется, со старшими школьниками мы используем еще больше мультимедийных и интерактивных методик, а также значительно больше используем Интернет. Мое мнение - в современном уроке просто необходимо использование ИКТ.
Литература и источники
(1) Лещинский В. И. Педагогическая технология личностной ориентации. - Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. - с.11
(2) Шелтукова Т. Б. Использование современных технологий в образовательном процессе, обеспечивающем личностно-ориентированную направленность // Социальная сеть работников образования nsportal.ru -http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/ispolzovanie-sovremennyh-tehnologiy-v
(3) Иванова Н. Ю. Использование современных педагогических и информационных технологий в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http://festival.1september.ru/articles/310931/
(4) Страница “Художественные выставки” // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 “Живая школа” - http://schule72spb.ru/ucheba/hudozh-vystavki.html
(5) Страница “Итоги конкурсов” // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 “Живая школа” - http://schule72spb.ru/vne-klass/konkursy/konkursy-itogi.html
(6) Книга отзывов и предложений // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 “Живая школа” - http://schule72spb.ru/guestbook/index.php
Презентация к докладу
Видеозапись доклада