Свидетельства участников конференции 12 декабря 2013

Свидетельства участников конференции "ИКТ в работе учителя начальных классов" 12 декабря 2013

Сертификаты участников конференции 12 декабря 2013

Сертификаты участников конференции "ИКТ в работе учителя начальных классов" 12 декабря 2013

 

Букова Марина Владимировна. О новом ФГОС и требованиях к учителю начальных классов

Букова Марина Владимировна

О новом ФГОС и требованиях к учителю начальных классов

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013) 

Современный человек привык жить в постоянно изменяющихся условиях, ему приходится часто решать возникающие проблемы, искать выход из нестандартных ситуаций,  а для этого он должен быть коммуникативным, гибким, уметь взаимодействовать и сотрудничать. В «Концепции модернизации Российского образования» говорится: «Развивающемуся  обществу нужны современно образованные,  нравственные,  предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в  ситуации  выбора,  прогнозируя  их возможные последствия,  способны к сотрудничеству,  отличаются мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.»(1)

Изменения в обществе  влекут за собой изменения в области образования. В связи с этим в 2009 году были приняты федеральные государственные образовательные стандарты начальной школы. А с 1 сентября 2011 года они вступили в силу. Как же изменилась школа с принятием стандартов второго поколения? В Стандартах второго поколения изменилась образовательная цель: если раньше основной целью обучения была передача  учащимся знаний, умений и навыков,  то «новая школа» должна  заинтересовать ученика изучаемой темой, научить его находить дополнительную информацию, анализировать ее, систематизировать и применять для решения жизненных ситуаций. Т.е. вчерашний ученик получал готовую информацию и мог сказать: «Я это выучил, я это знаю», но применить знания на практике чаще всего не умел. Современный школьник получает знания на другом уровне и  размышляет так: «Я этого не знаю, но я знаю, где это можно узнать».

«В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе»(2).

Что пришлось менять в своей работе учителям с внедрением ФГОС второго поколения? Современный учитель  должен не учить, а помогать учиться ребенку, направлять его. Учитель «новой школы» – это наставник,  консультант и руководитель проектов. В одном своем  интервью  автор учебников «Школа 2100» А. А. Вахрушев говорил о том, что от учителя будет требоваться создать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную среду и атмосферу, которая « беспечит достижение новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом от ученика требуется не столько внимательно слушать учителя, сколько осваивать знания и умения в деятельности.» (3)

Новый стандарт отмечает важность метапредметных результатов, т. е. «Способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.» (4)

Для достижения метапредметных результатов учителя должны использовать соответствующие технологии. Удачным примером (по Вахрушеву А.А.)  служит используемая в Образовательной системе «Школа 2100» технология проблемного диалога, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, а также рефлектировать  - размышлять, анализировать, оценивать  результаты своей деятельности.  (5)

В соответствии со  Стандартом  учащиеся должны научиться «активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач»(6) Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным средством ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением. (7)

По педагогической направленности можно говорить о различных видах информационно-коммуникационных технологий, которые активно используют педагоги школы:

Обучающие сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности.

Этот вид ИКТ использует практически каждый  учитель. Из традиционных форм - это иллюстрации, фотографии, из современных - компьютерные презентации, фильмы и мультфильмы, которые мы показываем своим ребятам на уроках в качестве обучающего материала. Учителя создают собственные презентации, что требует времени и определенных умений, и используют готовые. На сайте «Образовательная система “Школа 2100”» (8) есть готовые презентации, которые учитель может использовать на своих уроках, но в последнее время  не все презентации открываются.  Часто готовую презентацию приходится исправлять, дополнять, чтобы она соответствовала интересам и уровню детей в классе, а также задачам конкретного урока.

Близкие к ним - демонстрационные  и интерактивные – визуализируют объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.  В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а поэтому  необходимо включать в обучение предметные модели, интерактивные схемы,  графики, чертежи, таблицы, и т.д.

Связанные с обучающими технологиями тренажерные  предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения или закрепления пройденного материала. Тренажеры - это и способ проверки знаний. Ребенок выполняет задания и  сразу получает свой результат и даже отметку.

Использование так называемых тренажеров подразумевает доступность как минимум компьютера для каждого ученика, то есть, количество компьютерных оборудованных мест должно соответствовать количеству учащихся в классе. В связи с этим подобные средства мы используем очень редко.  Но детям очень нравится работать с тренажерами, поэтому я  даю им такую возможность в ГПД во время самоподготовки.  Несколько минут (3-5), например, ребята повторяют таблицу умножения.

Учебно-игровые технологии  предназначены для «проигрывания» учебных ситуаций, например, в целях формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия. Учителя начальной школы работают по программе «Школа 2100» и в своей работе они используют соответствующие диски. Наиболее часто используемые педагогами нашей школы:

●    «Игры и задачи, 1–4 классы». Диск содержит интерактивные игры и тренажеры.

●    Образовательная система «Школа 2100»: новые результаты и их проверка (1-4 кл.) Диск помогает обучать учеников основным предметным и метапредметным учебным действиям с помощью анимированных алгоритмов, проводить электронные предметные контрольные работы, которые разбиты по уровням успешности: необходимый (базовый), повышенный, максимальный.

●    Универсальное мультимедийное пособие «Русский язык. 2 класс» к учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. ФГОС.  Электронное пособие содержит интерактивный тренажер и демонстрационные материалы по всем изучаемым темам.

Информационно-поисковые и информационно-справочные технологии направлены на формирование навыков по сбору и систематизации информации.

Начиная со второго класса, мои ученики готовят сообщения по окружающему миру на различные темы, например:  «Природные зоны», «Жизнь экосистем» и т.д. Ученик получает тему сообщения, мы вместе составляем план выступления, дети находят информацию,  мы вместе отбираем необходимую для урока информацию, а затем ученик составляет презентацию.

Что дает такая работа ученику?

Во-первых, дети учатся извлекать необходимую информацию, перерабатывать ее и передавать.

Во-вторых, повышается эмоциональный настрой на урок, т. к. это задание является необычным и интересным. Оно дает возможность проявить свои творческие способности. 

В-третьих, формирует познавательный интерес, т.к. ученик более глубоко изучает  материал по теме урока, ему необходимо найти такую информацию, чтобы детям в классе было интересно слушать. Дети выступают с удовольствием. А ребята в классе слушают очень внимательно, материал запоминается лучше.

Работа  детей с презентацией предполагает обязательное участие педагога. Необходимо  не только научить ребенка работать с информацией, но подготовить его к выступлению: с какой стороны доски надо встать, как показывать указкой, как рассказывать сообщение. Работа в этом направлении очень сложная, требует много времени, индивидуальной работы с учеником и огромного желания ребенка, т. к. дети загораются очень быстро, но когда понимают какой это огромный и скрупулёзный труд, теряют интерес. Здесь очень важно поддерживать ученика и помогать ему.

Отдельная тема, выходящая за рамки этого выступления - это Использование ИКТ в дополнительном образовании и во внеурочной деятельности.

Но не  могу не привести здесь несколько ярких примеров из практики учителей школы, поскольку то, что придумывается и проигрывается за рамками обычных уроков, применимо и в учебном процессе.

В прошлом году во 2-х классах прошла «Космолекция». Ребята путешествовали по Солнечной системе на большом экране проектора.

В этом году ученики 2«б»  класса посетили мультстудию, где смогли сами создать мультфильм.

На школьном сайте есть раздел Живые классы, визитные карточки и Дневники событий и побед в зоне ответственности классных руководителей. Эти материалы демонстрируют, что многие из коллег умеют готовить замечательные мультимедийные материалы.

Итак, подведем итог:

Без новых информационных технологий  невозможно представить себе современную школу. К результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, ФГОС предъявляет четко сформулированные требования:

●    использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

●    умение вводить текст с помощью клавиатуры;

●    умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы этики и этикета”(9).

    Чтобы соответствовать требованиям, уметь научить детей и работать эффективно, учитель начальной школы должен иметь навыки продвинутого пользователя ПК, применять современные образовательные технологии. Известно, что воспитать «крылатого» может только «крылатый» педагог и родитель, воспитать счастливого может только счастливый, а современного — только современный человек. (10)

В нашей школе 12 учителей работают в начальной школе. 

  • 40% учителей применяют ИКТ на своих уроках постоянно (почти ежедневно),
  • 30 % используют редко  - несколько раз в месяц (и причиной тому, во многом, является недостаток технических средств на рабочем месте),
  • 30 % используют крайне редко, от случая к случаю.

Применение ИКТ позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить мотивации к учению и уровень комфортности обучения, а это и является приоритетными задачами работы учителя начальных классов.

Источники

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Общие положения п. 8, http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
3. Вахрушев А. А. «Специфика работы учителя с примерными программами в рамках нового Федерального государственного стандарта» (интервью на сайте “Школа 2100”). http://www.school2100.ru/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824
5. Вахрушев А.А. «Готовность Образовательной системы «Школа 2100» к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта» http://www.school2100.ru/pedagogam/newstandards/index.php?ELEMENT_ID=6141
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования п. 11
7. Булавенко О.А., Одинец А.В. «Информационные технологии в управлении образованием» // Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». www.science-education.ru/113-10843
8. Сайт Образовательная система “Школа 2100” http://www.school2100.ru/
9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования п. 8
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
10. Цит. по Учитель XXI века, какой он? Тезисы доклада Файзуллиной А.М. // 14-й Всероссийский интернет-педсовет Pedsovet.org, http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2293/Itemid,118/

 


Презентация к докладу в формате Prezi

 

Презентация к докладу

 


 

Видеозапись доклада


сертификат букова

свидетельство о публикации букова

«

Жижина Екатерина Александровна. Целесообразность использования ИКТ в период адаптации ребенка к школе

Жижина Екатерина  Александровна

Целесообразность использования ИКТ в период адаптации ребенка к школе

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Переход от дошкольной жизни к школьной – один из переломных моментов в психическом развитии ребёнка. Это  серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. На ребенка в этот период ложится большая физическая и эмоциональная нагрузка (1). Вот почему так важно грамотно провести период адаптации ребенка к школе.

Процесс адаптации к школе идет по двум направлениям:

●                 Психологическая адаптация или привыкание, приспособление ребенка к новой школьной жизни. Этот процесс происходит у каждого по-своему, сроки могут различаться у разных детей. Работа учителя в этом направлении нередко продолжается в течение всего года.

●                 Освоение организационных навыков и умений для учебы в школе: принятие им нового режима дня, нового окружения, новых правил поведения и общения, а также позиционирование себя относительно окружающих взрослых (педагогов) и одноклассников, организация обратной связи с учителем… (2)

Содержание образовательной деятельности адаптационного периода ориентировано на формирование позитивной самооценки за счет осознания ценности имеющихся знаний и умений, развития интереса учащихся друг к другу, к самим себе и окружающему миру и, как следствие, развитие мотивации к активной индивидуальной и групповой познавательной деятельности. Сделать процесс адаптации комфортным, сократить его временной период помогают современные технологии, в том числе,  информационно-коммуникационные. См. об этом (3), (4), (5).

 Я использовала серию мультфильмов, специально разработанных в системе «Школа 2100» для того, чтобы дети поняли, зачем они пришли в школу, научились собирать свой портфель, заполнять дневник…

В период безотметочного обучения для контроля учебных успехов детей в системе «Школа 2100» учитель также может воспользоваться анимациями «Как самостоятельно оценивать свою работу?», «Как оценивать свои успехи и признавать ошибки?», «Как определить, что надо запомнить, чтобы быть готовым к проверочной работе?» (слайд)

Внедрение информационных технологий основано на учете возрастных особенностей учащихся. Для первоклассников актуальны виды деятельности, которыми они занимались до школы. Поэтому в учебный процесс следует включать различные игры (дидактические, подвижные, настольно-печатные) для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Игры развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Они важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Использование игровых возможностей компьютера помогает плавно перейти от ведущей игровой деятельности ребенка к учебной.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей первоклассников, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы  и т.п. В этом несомненно могут помочь ИКТ. (слайд)

Высокая степень эмоциональности младших школьников сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с применением ИКТ помогают разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Современные первоклассники уже умеют пользоваться мобильной связью и делать фотоснимки и видеозаписи встроенной в телефон камерой, многие учились читать дома, используя компьютерные диски. Поэтому ребята с удовольствием будут выполнять задания и в тетради, и на компьютере, может быть даже с помощью цифрового фотоаппарата. Открытие нового, в том числе, и новых средств обучения – большая радость для ребенка. Использование новых технологий дает  возможность  улучшить, совершенствовать свою работу. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. (слайд)

При использовании ИКТ в период обучения грамоте младших школьников учебный материал можно перевести в яркую, увлекательную мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе, интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. (слайд)

 Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. Для создания проблемной ситуации.

3. Наглядное сопровождение объяснения учителя. Например, для обучения письму малышей важно наглядно продемонстрировать процесс написания букв и их соединений.

Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, ярче, эффектнее  написание букв, соединений  и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства.  (слайд)

   Подбор занимательной информации на изучаемый звук в период обучения письму включает в себя анимационные эффекты, кроссворды, ребусы, звуки и т.п. способствуют переключению внимания учащихся  и более эффективному использованию времени урока.

       4.   При проведении физминуток. (слайд)

Применение информационных технологий  в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ученика в отдельности.

Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной  стадии обучения в школе. Ребенок в этой деятельности чувствует себя успешным, поэтому она является для него более привлекательной. Применение ИКТ в рамках адаптационного периода  позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) особенности каждого учащегося, увидеть сильные и слабые стороны дошкольной подготовки, которые проявляются и при общей организации деятельности, и при выполнении заданий, связанных, в частности, с речевой деятельностью. В соответствии с информацией, полученной в ходе адаптационного периода, учитель имеет возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся.

В адаптационный период  основу составляют короткие метапредметные учебные проекты. (слайд)

Таким образом, с первых дней пребывания ребенка в школе включается не только механизм приспособления, но и начинается постепенное формирование универсальных учебных действий. Основным средством при этом могут выступать информационно-коммуникационные технологии.

Литература и источники

(1) Гин  С.И. , Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. М., Вита-Пресс, 2002

(2) Дереклеева Н. Справочник классного руководителя. М., ВАКО, 2004

(3) Веденина С. А.   Использование ИКТ в период обучения грамоте. // Социальная сеть работников образования  nsportal.ru - http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/2/vedenina_s._a._mbou_gimnaziya_no10_zmr_rt_0.doc 

(4) Использование ИКТ на уроках начальных классов. // Cайт учителя начальных классов Шамсутдиновой  М.М.  - http://nachschoolmar11.ucoz.ru/ 

(5) Кобзарь Н. В. Использование ИКТ в начальной школе. // Педфорум. Из материалов Зональной научно-практической конференциипедагогов Южного Подмосковья "Педагогическое проектирование и исследовательская деятельность как условие развития муниципального развития образовательного пространства. -

http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/ispolzovanie-ikt-v-nachalnoi-shkole.html 

(6) Диск. Новые результаты и их проверка. 1-4 классы. ООО “БАЛАСС”. 2011

 


 

Презентация у докладу

 


 

Видеозапись доклада

 

 



 

Иванова Елена Викторовна. ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе

Иванова Елена Викторовна

ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Тема моего выступления - “ИКТ на уроках окружающего мира в начальной школе”. (Слайд 1, 2)

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках позволяет:
• Усилить положительную мотивацию младших школьников при обучении ;
• Мобилизовать внимание учащихся;
• Активизировать познавательную деятельность;
• Повысить качество знаний;
• Оживить учебный процесс;
• Разрядить эмоциональную напряженность на уроке. (Слайд 3)

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения, и опыты, проводимые с помощью цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Показать детям удивительный мир живой и неживой природы практически невозможно без применения ИКТ на уроках.

В связи с переходом на ФГОСы второго поколения в начальной школе, меняется подход учителя к организации урока. (ФГОС - Слайд 4)
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если в течение долгого времени мы, педагоги, зачастую пользовались объяснительно-иллюстративным методом в своей работе, когда, стоя перед классом, объясняли тему, а потом проводили выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор теперь делается на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

В рамках курса “ОКРУЖАЮЩИЙ МИР” с 1 по 4 класс мы с ребятами изучаем различные темы, например, в 1 классе - “Живые обитатели планеты”, в 3 классе - это “Экологические системы”, “Живые участники круговорота веществ” и многие другие.(Слайд 5)

Урок - самое ценное в образовательном процессе. Итак, перейдем непосредственно к уроку.

После определения основного вопроса и темы урока совместно с детьми необходимо спланировать дальнейшую деятельность. Для этого на экран выводятся слова или фразы, помогающие детям самостоятельно построить план урока.(Слайд 6)

Вводя новый материал, обсуждая его, раскрывая закономерности природы, я стараюсь показать ребятам это наглядно.
• При изучении темы «Животные маленькие и большие» ребята смогут лучше представить жизнь удивительных глубинных животных - моллюсков, если посмотрят небольшой фрагмент из фильма ВВС: «Планета Земля. Глубины океанов». (Ролик, слайд 7)
• Когда мы работали по теме «Потребители и разрушители экосистемы леса», то мной и подготовленными учениками была представлена презентация “Цепи питания леса”. Вашему вниманию представляю фрагменты презентации. (Слайды 8 - 9)

При закреплении материала, с использованием ИКТ ученикам можно предложить следующие задания. (Слайд 10) К примеру, распределить живые организмы разных экосистем по группам в зависимости от их “профессии” в природе. По окончании выполнения можно провести коллективную или самопроверку по слайду.

Контроль знаний - следующая составляющая часть урока. Как сделать так, чтобы дети не боялись контрольных заданий, тестов, т.е. проверки знаний? Нужно выбрать такую форму, чтобы детям было интересно! Вашему вниманию представляю фрагмент тестовой работы. Детям сначала предлагается прочитать вопрос. Далее последовательно появляются варианты ответов, задача ученика выбрать один или несколько правильных ответов и записать соответствующую букву. В конце тестовой работы для самопроверки или взаимопроверки можно представить ключ с ответами.(Слайд 11)

Урок важен учителю тем, что ребята узнали нового, что им запомнилось больше всего, какие знания и навыки они получили на уроке. Для этого в конце урока проводится рефлексия. Очень важно научить детей осознавать то, чем они занимались в течение урока, что нового они узнали, чему смогли научиться, что больше всего запомнилось и понравилось, какие трудности возникали и как они были преодолены. (Слайд 12)

Таким образом, ИКТ на уроках окружающего мира - это неотъемлемая составляющая урока! Однако не стоит абсолютно весь урок строить с упором на экран, важно правильно и грамотно использовать ИКТ тогда, когда в этом есть необходимость.

Литература и источники

(1) Полупанова Е. В.. ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника // Фестиваль педагогических идей открытый урок. http://festival.1september.ru/articles/598892/
(2) Кертес О. Д., Чернова Ю. Г. Использование ИКТ для развития познавательного интереса на уроках окружающего мира// Фестиваль педагогических идей открытый урок. http://festival.1september.ru/articles/574543/
(3) Котельникова Т. В. Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии // Фестиваль педагогических идей открытый урок.http://festival.1september.ru/articles/551473/

 


 

Презентация к докладу

 


 

Видеозапись доклада

 



 

сертификат

 

Дополнительная информация