Жижина Екатерина Александровна. Целесообразность использования ИКТ в период адаптации ребенка к школе

Жижина Екатерина  Александровна

Целесообразность использования ИКТ в период адаптации ребенка к школе

(Доклад на открытой педагогической конференции «ИКТ в работе учителя начальных классов», СПб, 12 декабря 2013)

Переход от дошкольной жизни к школьной – один из переломных моментов в психическом развитии ребёнка. Это  серьезное испытание для большинства детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. На ребенка в этот период ложится большая физическая и эмоциональная нагрузка (1). Вот почему так важно грамотно провести период адаптации ребенка к школе.

Процесс адаптации к школе идет по двум направлениям:

●                 Психологическая адаптация или привыкание, приспособление ребенка к новой школьной жизни. Этот процесс происходит у каждого по-своему, сроки могут различаться у разных детей. Работа учителя в этом направлении нередко продолжается в течение всего года.

●                 Освоение организационных навыков и умений для учебы в школе: принятие им нового режима дня, нового окружения, новых правил поведения и общения, а также позиционирование себя относительно окружающих взрослых (педагогов) и одноклассников, организация обратной связи с учителем… (2)

Содержание образовательной деятельности адаптационного периода ориентировано на формирование позитивной самооценки за счет осознания ценности имеющихся знаний и умений, развития интереса учащихся друг к другу, к самим себе и окружающему миру и, как следствие, развитие мотивации к активной индивидуальной и групповой познавательной деятельности. Сделать процесс адаптации комфортным, сократить его временной период помогают современные технологии, в том числе,  информационно-коммуникационные. См. об этом (3), (4), (5).

 Я использовала серию мультфильмов, специально разработанных в системе «Школа 2100» для того, чтобы дети поняли, зачем они пришли в школу, научились собирать свой портфель, заполнять дневник…

В период безотметочного обучения для контроля учебных успехов детей в системе «Школа 2100» учитель также может воспользоваться анимациями «Как самостоятельно оценивать свою работу?», «Как оценивать свои успехи и признавать ошибки?», «Как определить, что надо запомнить, чтобы быть готовым к проверочной работе?» (слайд)

Внедрение информационных технологий основано на учете возрастных особенностей учащихся. Для первоклассников актуальны виды деятельности, которыми они занимались до школы. Поэтому в учебный процесс следует включать различные игры (дидактические, подвижные, настольно-печатные) для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Игры развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Они важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Использование игровых возможностей компьютера помогает плавно перейти от ведущей игровой деятельности ребенка к учебной.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей первоклассников, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы  и т.п. В этом несомненно могут помочь ИКТ. (слайд)

Высокая степень эмоциональности младших школьников сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с применением ИКТ помогают разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Современные первоклассники уже умеют пользоваться мобильной связью и делать фотоснимки и видеозаписи встроенной в телефон камерой, многие учились читать дома, используя компьютерные диски. Поэтому ребята с удовольствием будут выполнять задания и в тетради, и на компьютере, может быть даже с помощью цифрового фотоаппарата. Открытие нового, в том числе, и новых средств обучения – большая радость для ребенка. Использование новых технологий дает  возможность  улучшить, совершенствовать свою работу. Важную роль играют синтетические жанры, например, рисованная и натурная мультипликация, анимация. (слайд)

При использовании ИКТ в период обучения грамоте младших школьников учебный материал можно перевести в яркую, увлекательную мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе, интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением  видеофрагментов. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. (слайд)

 Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. Для создания проблемной ситуации.

3. Наглядное сопровождение объяснения учителя. Например, для обучения письму малышей важно наглядно продемонстрировать процесс написания букв и их соединений.

Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, ярче, эффектнее  написание букв, соединений  и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства.  (слайд)

   Подбор занимательной информации на изучаемый звук в период обучения письму включает в себя анимационные эффекты, кроссворды, ребусы, звуки и т.п. способствуют переключению внимания учащихся  и более эффективному использованию времени урока.

       4.   При проведении физминуток. (слайд)

Применение информационных технологий  в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельность, усилить мотивацию к изучению материала, развивает индивидуальные способности каждого ученика в отдельности.

Опыт сегодняшнего первоклассника позволяет ему начать использовать ИКТ для образовательных задач уже на начальной  стадии обучения в школе. Ребенок в этой деятельности чувствует себя успешным, поэтому она является для него более привлекательной. Применение ИКТ в рамках адаптационного периода  позволяет раскрыть и зафиксировать (с целью дальнейшего мониторинга) особенности каждого учащегося, увидеть сильные и слабые стороны дошкольной подготовки, которые проявляются и при общей организации деятельности, и при выполнении заданий, связанных, в частности, с речевой деятельностью. В соответствии с информацией, полученной в ходе адаптационного периода, учитель имеет возможность спланировать образовательный процесс основного курса обучения и продолжить формирование ИКТ-компетентности учащихся.

В адаптационный период  основу составляют короткие метапредметные учебные проекты. (слайд)

Таким образом, с первых дней пребывания ребенка в школе включается не только механизм приспособления, но и начинается постепенное формирование универсальных учебных действий. Основным средством при этом могут выступать информационно-коммуникационные технологии.

Литература и источники

(1) Гин  С.И. , Прокопенко И.Е. Первые дни в школе. М., Вита-Пресс, 2002

(2) Дереклеева Н. Справочник классного руководителя. М., ВАКО, 2004

(3) Веденина С. А.   Использование ИКТ в период обучения грамоте. // Социальная сеть работников образования  nsportal.ru - http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/2/vedenina_s._a._mbou_gimnaziya_no10_zmr_rt_0.doc 

(4) Использование ИКТ на уроках начальных классов. // Cайт учителя начальных классов Шамсутдиновой  М.М.  - http://nachschoolmar11.ucoz.ru/ 

(5) Кобзарь Н. В. Использование ИКТ в начальной школе. // Педфорум. Из материалов Зональной научно-практической конференциипедагогов Южного Подмосковья "Педагогическое проектирование и исследовательская деятельность как условие развития муниципального развития образовательного пространства. -

http://pedagogie.ru/stati/prepodavanie-otdelnyh-predmetov/ispolzovanie-ikt-v-nachalnoi-shkole.html 

(6) Диск. Новые результаты и их проверка. 1-4 классы. ООО “БАЛАСС”. 2011

 


 

Презентация у докладу

 


 

Видеозапись доклада

 

 



 

Дополнительная информация