Величко Екатерина Олеговна. Итоговые замечания и рекомендации

  • Печать

Величко Екатерина Олеговна

Итоговые замечания и рекомендации

Урок по теме "Фараон Тутмос III и египетское войско" занимает одно из важнейших мест в курсе истории Древнего Египта в 5 классе.  Он, с одной стороны, продолжает знакомить учащихся с общественной лестницей Древнего Египта, с другой – формирует первые представления о правителях древнейшего государства – царице Хатшепсут и фараоне Тутмосе III.  Тема о военных походов фараонов раскрывает для учащихся новые аспекты политики Древнего Египта, впервые обращается внимание на понятие "внешняя политика" и ее формы. Это, в свою очередь, подготавливает последующее восприятие пятиклассниками характера политики древних государств Западной Азии.

Урок входит в программу по истории Древнего мира 5 класса и соответствует современным образовательным стандартам. Кроме того, он нацелен на поддержку стратегии школы в развитии использования ИКТ на уроках. Вместе с тем, особенностью урока можно cчитать содержательный акцент, сделанный на роли личности в истории. На занятии учащимся было предложено изучить не только военные походы фараонов как метод ведения внешней политики, но и познакомиться со способами внешнеполитического общения государства, реализованными Хатшепсут и Тутмосом III, а также оценить роль этих личностей в развитии государства Египет, дать им характеристику.

Поскольку в первой четверти 5-го класса учащиеся еще находятся в стадии адаптации после младшей школы, то в уроке были учтены наиболее приемлемые для них формы и методы работы. Урок, с одной стороны, имеет явно выраженную логическую связь с прошлыми уроками, но с другой, для мотивации учащихся был привнесен заинтересовывающий их и понятный им новый материал.   Для успешного освоения этого материала был выбран быстрый темп работы, при котором основной упор был сделан на самостоятельную работу самих учеников. Учитель предлагал формы работы, следуя которым ученики сами старались раскрыть тему и прийти к необходимым выводам. Таким образом, в уроке была сделана попытка реализовать деятельностный подход учащихся. Учитель регулировал, направлял их деятельность и задавал необходимый темп работы.

Вместе с тем для более продуктивной работы учитель принимал активное участие в работе учащихся, не вмешиваясь открыто, но создавал необходимый комфортный психологический климат. Кроме того, в целях реализации установок, направленных на самостоятельную деятельность учащихся, каждому из них были предоставлены рабочий лист и необходимые для работы средства. Для избежания быстрой переутомляемости учащихся были введены разнообразные формы работы.

По сравнению с первоначальным планом урока в него был внесен ряд изменений, направленный на увеличение доли деятельности учащихся. Также были учтены требования к созданию атмосферы погружения в изучаемую тему. Это привело к более быстрой включенности учащихся в урок, к их активной деятельности и лучшему усвоению изучамого материала.

На уроке (на необходимом уровне) были выполнены все поставленные задачи. Учащимся был представлен весь запланированный материал, были созданы условия для их активной деятельности, при этом удалось избежать их перегрузки и сохранить в них продуктивную мотивацию к учению, хорошее самочувствие и настроение. Это можно считать успехами урока.  К недостаткам урока можно отнести ускорение темпов урока на моменте рефлексии и сохранение ведущей роли учителя в ряде моментов.

При дальнейшем усовершенствовании урока следует учесть его недостатки и, используя полезный опыт удавшихся приемов и методов, внедрить необходимые формы работы, направленные на дальнейшее развитие активной познавательной деятельности учащихся.


Материалы комплексной публикации