Величко Екатерина Олеговна. О роли личности
- Подробности
- Категория: Выпуск 2
- Опубликовано 02.07.2014 10:28
- Автор: Administrator
- Просмотров: 2424
Величко Екатерина Олеговна
О роли личности
С развитием исторической науки формировались различные концепции «двигателя» исторического процесса. Особые противоречия сложились между исследователями, философами, придерживающимися определяющей роли личности в истории, и последователями теории движущей силы толпы. В середине XX в. ведущее значение для укрепления эмоционального и идеологического фона сплоченного советского народа приобрела теория масс. В наши дни с развитием плюрализма исторических воззрений трудно выделить преобладающую теорию. Тем важнее определить ориентиры в этой области как для историков-исследователей, так и для преподавателей и учителей истории, которые «куют» историческое мировоззрение подрастающего поколения.
Вопрос о том, кто движет историей, имеет большое воздействие на дальнейшее самоощущение подростка в обществе и, как следствие, его самореализацию. Морально-нравственные наслоения теории личности или теории масс со временем определяются каждым из нас. Это находит свое выражение в жизненной, гражданской, религиозной позициях. В этой связи, видится необходимым еще со школьной скамьи сориентировать каждого ученика: либо он представляет собой часть толпы, которая сознательно и согласованно видит пути своего исторического развития, но при этом сама, как водится, не способна реализовать свои стремления; либо же он представляет собой отдельную личность, ответственную за свои мысли, действия и за своих ближних.
Подобные ориентиры должны обозначаться с пятого класса, когда учащиеся попадают в новую для них среду, начинают чувствовать свою самостоятельность и ответственность. Именно в обозначенный период активно проходит формирование независимой личности, и тем яснее мы должны осознать необходимость демонстрации перед подростками ярких и ценных примеров людей, чья жизнь способна определить духовно-нравственные установки.
Обращение к примерам достойных личностей прежде всего осуществимо на уроках истории, которая как раз начинает преподаваться с пятого класса. Перед учителем ставится серьезная задача в развитии мировоззрения своих подопечных. Осознание ими своих способностей, полезности их для всего общества и будущей активной жизненной позиции складывается во многом благодаря тому, как учитель преподносит на уроках жизнь знаменитых людей и их роль в истории; насколько преподаватель делает акцент на действия конкретной личности в конкретной исторической ситуации. Великие примеры способны заинтересовать, вдохновить и обозначить для подростка верный путь для развития.
Подводя итоги, подчеркнем важность и необходимость осознания каждым из нас своей роли в обществе, своей ответственности перед собой и другими людьми. Опасно думать, что все решает абстрактная толпа. Формирование целостной и осознанной личности должно поддерживаться и усиливаться. В этой связи, говоря об уроках истории как о проводнике исторических знаний и морально-нравственных примеров, нам следует точно определить для себя, кто же движет историей и общество каких людей мы хотим увидеть в будущем.
Материалы комплексной публикации
- О роли личности
- Конспект урока истории в 5 классе "Фараон Тутмос III и египетское войско"
- Приложение. Рабочий лист к уроку истории в 5 классе
- Презентация к уроку истории в 5 классе "Военные походы фараона"
- Итоговые замечания и рекомендации