Исакова Марина Тельмановна, учитель немецкого и английского языка ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Медиация в деятельности классного руководителя
- Подробности
- Категория: Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы
- Опубликовано 23.01.2019 08:46
- Автор: Administrator
- Просмотров: 533
Исакова Марина Тельмановна,
учитель немецкого и английского языка
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.
Медиация в деятельности классного руководителя
В современной системе школьного образования классным руководителем является педагог, в должностные обязанности которого входит не только организация учебно-воспитательной работы, но и создание комфортных морально-психологических условий индивидуально для каждого учащегося и благоприятной микросреды для всего класса в целом.
Конфликт в школе явление естественное и задача классного руководителя свести негативные последствия конфликтов к минимуму, а в идеале вынести пользу для дальнейшего развития учащихся как личностей, то есть разрешить ситуацию конструктивным способом. Здесь на помощь классному руководителю приходят медиативные технологии.
Классный руководитель, в процессе воспитания своих подопечных, часто выбирает тактику выражения неодобрения, то есть считает наиболее эффективным способом стимуляции критику. Учащиеся в процессе общения со сверстниками также чаще ругают друг друга нежели хвалят. На практике нам удалось выявить тот факт, что медиативные техники развивают участников конфликта в психологическом плане и способствует процессу становления личности. За основу был принят эксперимент, основанный на упражнении «Бумажный человечек» [1] (автор – психолог Татьяна Ошмянская), который был порекомендован школьным педагогом-психологом Ульяновской С.Н. [2]
Данное упражнение демонстрирует к чему приводит критика и самокритика.
Результатом выполнения данного упражнения является осознание того факта, что одобрять, поддерживать и хвалить сложнее, чем ругать и критиковать. И как следствие мы критикуем себя и других, потому что нам так привычнее и проще. Перейдем к самому упражнению. Участники эксперимента получают чистый лист бумаги формата А4. Ведущий эксперимента просит без помощи подручных средств оборвать лист бумаги так, чтобы получилась фигура человека.
Далее следует сконцентрироваться на изъянах получившегося человечка и начать его «ругать»: «Какие кривые ноги!», «Страшный-то какой!» и т.п...
После каждого выражения неодобрения следует заворачивать край бумаги, начиная с головы «человечка» при этом нужно "заутюживать" каждый сгиб ногтем.
После того как будут выражены все ругательства, следует оценить, до какого состояния был скручен «человечек». Теперь нужно представить на какие действия способен человек в таком скрученном состоянии. Чаще всего дети отвечают, что в таком состоянии человек ни на что не способен.
На этом эксперимент не заканчивается. Нужно начать хвалить «человечка», выразить ему слова поддержки, при этом с каждой фразой следует разворачивать «человечка» обратно.
Далее нужно проанализировать свои ощущения и ответить на следующие вопросы:
- Что легче: хвалить или ругать?
- Получилось ли полностью развернуть «человечка» или же слов поддержки оказалось недостаточно?
- Какого «человечка» мы получили в результате всех манипуляций?
- Что теперь может «человечек»?
Учащиеся чаще всего давали следующие ответы:
- Хороших слов оказалось недостаточно, я слишком много его ругал…
- Ругать и находить недостатки было намного легче…
- Я испортил «человечка» своими словами…
- Обратно все исправить очень сложно…
В результате эксперимента учащиеся сами сделали вывод, пропустив ситуацию через себя. Упражнение помогло ребятам проанализировать свое поведение и свои поступки. Возможно, в силу возраста, они не смогли осознать всю суть данного упражнения, но именно благодаря такому нестандартному способу у учащихся получилось взглянуть на себя по-другому.
[1] Ошмянская Татьяна. Публикации. Url: http://www.b17.ru/oshmyanskaya/#article
[2] Ульяновская С.Н. Портфолио. Url: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/2015-06-23-15-48-08
Эпизоды мастер-класса