Исакова Марина Тельмановна, учитель немецкого и английского языка ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Медиация в деятельности классного руководителя

Исакова Марина Тельмановна,
учитель немецкого и английского языка 
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга.

Медиация в деятельности классного руководителя

2019-01-25-17В современной системе школьного образования классным руководителем является педагог, в должностные обязанности которого входит не только организация учебно-воспитательной работы, но и создание комфортных морально-психологических условий индивидуально для каждого учащегося и благоприятной микросреды для всего класса в целом.

Конфликт в школе явление естественное и задача классного руководителя свести негативные последствия конфликтов к минимуму, а в идеале вынести пользу для дальнейшего развития учащихся как личностей, то есть разрешить ситуацию конструктивным способом. Здесь на помощь классному руководителю приходят медиативные технологии.

Классный руководитель, в процессе воспитания своих подопечных, часто выбирает тактику выражения неодобрения, то есть считает наиболее эффективным способом стимуляции критику. Учащиеся в процессе общения со сверстниками также чаще ругают друг друга нежели хвалят. На практике нам удалось выявить тот факт, что медиативные техники развивают участников конфликта в психологическом плане и способствует процессу становления личности. За основу был принят эксперимент, основанный на упражнении «Бумажный человечек» [1] (автор – психолог Татьяна Ошмянская), который был порекомендован школьным педагогом-психологом Ульяновской С.Н. [2]

Данное упражнение демонстрирует к чему приводит критика и самокритика.

Результатом выполнения данного упражнения является осознание того факта, что одобрять, поддерживать и хвалить сложнее, чем ругать и критиковать. И как следствие мы критикуем себя и других, потому что нам так привычнее и проще. Перейдем к самому упражнению. Участники эксперимента получают чистый лист бумаги формата А4. Ведущий эксперимента просит без помощи подручных средств оборвать лист бумаги так, чтобы получилась фигура человека.

2019-01-25-15

Далее следует сконцентрироваться на изъянах получившегося человечка и начать его «ругать»: «Какие кривые ноги!», «Страшный-то какой!» и т.п...

После каждого выражения неодобрения следует заворачивать край бумаги, начиная с головы «человечка» при этом нужно "заутюживать" каждый сгиб ногтем.

2019-01-25-16

После того как будут выражены все ругательства, следует оценить, до какого состояния был скручен «человечек». Теперь нужно представить на какие действия способен человек в таком скрученном состоянии. Чаще всего дети отвечают, что в таком состоянии человек ни на что не способен.

На этом эксперимент не заканчивается. Нужно начать хвалить «человечка», выразить ему слова поддержки, при этом с каждой фразой следует разворачивать «человечка» обратно.

2019-01-25-17

Далее нужно проанализировать свои ощущения и ответить на следующие вопросы:

- Что легче: хвалить или ругать?

- Получилось ли полностью развернуть «человечка» или же слов поддержки оказалось недостаточно?

- Какого «человечка» мы получили в результате всех манипуляций?

- Что теперь может «человечек»?

Учащиеся чаще всего давали следующие ответы:

-        Хороших слов оказалось недостаточно, я слишком много его ругал…

-        Ругать и находить недостатки было намного легче…

-        Я испортил «человечка» своими словами…

-        Обратно все исправить очень сложно…

В результате эксперимента учащиеся сами сделали вывод, пропустив ситуацию через себя. Упражнение помогло ребятам проанализировать свое поведение и свои поступки. Возможно, в силу возраста, они не смогли осознать всю суть данного упражнения, но именно благодаря такому нестандартному способу у учащихся получилось взглянуть на себя по-другому.


 

[1] Ошмянская Татьяна. Публикации. Url: http://www.b17.ru/oshmyanskaya/#article  

[2] Ульяновская С.Н. Портфолио. Url: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/2015-06-23-15-48-08

 


 

Эпизоды мастер-класса

2019-01-25-77

2019-01-25-78

 

2019-01-25-80

2019-01-25-82

 

Дополнительная информация