Рыкова Д.В. Брейнфитнес на уроках немецкого языка как средство формирования метапредметных умений

  • Печать

Рыкова Дарья Владимировна,
учитель немецкого языка

Брейн-фитнес на уроках немецкого языка как формирование метапредметных умений

Целью преподавания иностранного языка в школе является коммуникация на иностранном языке, но иностранный язык - это еще и гимнастика для ума. Само по себе занятие иностранным языком - это прекрасный способ для повышения работоспособности мозга.

Мы занимаемся спортом, чтобы поддерживать наше физическое здоровье. Мыслительные процессы так же, как и наше тело нуждаются в тренировке и тесно взаимосвязаны с нашим физическим самочувствием.

Наш головной мозг пластичен и образует нейронные связи между клетками на протяжении всей жизни. Чем больше он получает раздражителей, тем крепче нейронные связи и лучше когнитивные процессы. Постулат "Движение - это жизнь" применим и к нашим мыслительным процессам. Брейн-фитнес - это “направление нейропсихологической практики, включающее в себя методики, позволяющие активизировать умственную деятельность человека или, как говорят психологи, его высшие психические функции: внимание, память, мышление, речь и пр.” [1].

В настоящей статье мы рассмотрим упражнения и техники, с помощью которых мы можем тренировать наш мозг, а именно поддерживать и развивать такие высшие психические процессы, как память, воображение, мышление и речь. Упражнения и техники универсальны и могут быть использованы для овладения новых навыков в разных сферах деятельности.

Как правильно построить занятие по брейн-фитнесу? Психологи рекомендуют следующую последовательность выполнения упражнений:

  • упражнение на снятие напряжения (Entspannung);
  • упражнение на концентрацию внимания (Konzentrationsfähigkeitsübungen);
  • упражнение на развитие памяти (Mehrfähigkeitsübungen);
  • упражнение на развитие словарного запаса (Wortschatzübungen);
  • физическое упражнение и затем упражнения на мышление (Brain- Moving und Denkübungen);
  • упражнение на развитие воображения и творческих способностей (Übungen zur Steigerung der Fantasie und Kreativität) [2].

Упражнения объединяются в 15-20-минутный блок и повторяются на регулярной основе как целый комплекс, так и по отдельности Такие тренировки позволят держать мыслительные процессы в тонусе.

Рассмотрим в статье примеры упражнений на каждом отдельном этапе применительно к изучению иностранного языка.

Занятие по брейн-фитнесу следует начинать со снятия напряжения. Можно включить легкую спокойную музыку в качестве фона, помещение должно быть хорошо проветрено, сделать несколько раз глубокий вдох и выдох.

Пример 1. Сложить ладони на уровне груди вместе, предплечья параллельны полу, поочередно сдавливать правой ладонью левую и наоборот, досчитать до пяти и отпустить. Повторить упражнение 5 раз.
Пример 2. Сесть на стул, выпрямив спину, руки на высоте плеч, сцепить пальцы в замок и удерживая в положении пытаться с усилием разомкнуть, считая до 5. Отпустить и повторить 5 раз.
Пример 3. Положить обе ладони на стол и давить вниз, медленно считая от 1 до 5 в обратном порядке.

Благодаря чередованию напряжения с расслаблением и концентрации на счете и руках нервная система успокаивается, и повышается внимательность.

Далее мы переходим к упражнениям на концентрацию внимания. Дети с удовольствием выполняют такие задания, как поиск слов в квадрате.

Пример 1. Найди 10 существительных по теме "Еда"

image2


Отличным упражнением будет чтение небольших текстов, написанных только заглавными буквами и без пробелов или текстов, где пропущены некоторые гласные буквы. В немецком языке это могут быть тексты, где пропущены сочетания букв: „ei“ „ie”. Упражнения хорошо тренируют скорость чтения и орфографические навыки.

Пример 2.

EINESOMMERFERIENWARENTOLLIMJULIWARICHINEINEMFERIENCAMPICHHABEVIELGEBADETUNDSPORTGEMACHTDASWETTERWARSUPERUNDWASHASTDUIMSOMMERGEMACHT?

ICHSTEHSEHRFRÜHAUFDANNWASCHEICHMICHUNDZIEHEMICHANDANNFRÜHSTÜCKEICHUNDGEHEINDIESCHULEDERUNTERRICHTBEGINNTUMNEUNUHRICHABEGWÖHNLICHSECHSTUNDENICHESSEZUMITTAGINDERSCHULMENSAUNDGEHENACHAHUSEAMNACHMITTAGMACHEICHHAUSAUFGABENUNDGEHEINDIEMSPORTSCHULEAMBENDSPIELICHAMCOMPUTERICHGEHEINSBETTUM23UHR.

Пример 3.

D-r Somm-r -st m--n- L—bl-gsjahr-sz—t, w--l d-- Sonn- sch--nt und all-s grün -st. -ch fr-u- m-ch s-hr auf d-- F-r--n. -s g-bt k--n- Schul- und k--n- Hausaufgab-n. -ch kann -mm-r drauß-n s--n und m-t m--n-n Fr-und-n d-n ganz-n Tag sp--l-n.

Хорошая память является одним из главных элементов успешного овладения иностранным языком. Современные дети запоминают новые слова с большим трудом, потому что объем информации сильно возрос, и наш мозг не успевает ее запоминать, информация постоянно обновляется.

Для тренировки памяти будут эффективны следующие упражнения:

Пример 1. Учащиеся в течение минуты смотрят на слова, прикрепленные на карточках на доске и пытаются их запомнить, затем учитель убирает одно слово и учащиеся называют отсутствующее слово.

Пример 2. Учитель может записать на доске несколько предложений, а учащиеся после минуты запоминания воспроизводят их письменно в тетради по памяти. Такое упражнение можно выполнять каждый урок в течение нескольких минут.

Пример 3. Организовать 3-4 стола на небольшом расстоянии друг от друга с листами новых слов или разных частей одного стихотворения. Учитель делит учеников на группы по количеству столов и объясняет, что необходимо запомнить слова, которые лежат на столах. Ученики переходят от одного стола к другому и стараются запомнить предложенные слова или части стихотворения.

Современные информационные технологии позволяют тренировать память в игровой форме, например, с помощью игры “Мемори”.

Пример 4.

image1

[3] Игра “Мемори” // LearningApps (https://learningapps.org/view1475832).

Детей нужно учить использовать разные способы запоминания, например использовать ассоциативную память. Хорошо запоминать не отдельные слова, а словосочетания. Таким образом формируются цепочки связей.

Пример 5. Учитель пишет на доске словосочетания, а затем стирает второе слово, учащиеся вспоминают второе слово по ассоциативным связям.

2023-05-06 191336

2023-05-06 191357


Пример 6. Пары слов могут быть из разных предметных категорий. Учащиеся могут создавать свои ассоциативные связи, связывая предметы друг с другом при помощи собственной фантазии.

Der Kaffee und der Schreibtisch

die Puppe und das Auto

das Sofa und die Schere

Слова можно запоминать, ассоциируя их с запахами.
Seife - Zwiebel - Kaffee - Zitrone - Senf - Schokolade - frische Brötchen - Parfüm - Lavendel

После тренировки внимания и памяти мы переходим к упражнениям на развитие словарного запаса.

Пример 1. Какое слово лишнее? Was passt nicht in die Reihe? [4]

der Tischtennis - der Volleyball - das Reiten - der Wasserball
Ungarn - Zypern - Franzose - Niederlande
Vorspeise - Salat - Hauptgericht - Dessert
Wurst - Schinken - Speck - Muscheln
Zehe - Fuß - Bein - Knochen
Zucker - Salz - Pfeffer - Sauce
Zunge - Lippe - Zahn - Auge
Storch - Strauss - Papagei - Adler
Widder - Jungfrau - Horoskop - Stier

Пример 2. Найди противоположность. Wie heißt das Gegenteil? [5]

der Feiertag - der W…
die Strafe - die B…
die Einnahmen - die A…
die Hochzeit - die S…
der Tod - das L…
der Verlust - der G…
der Vorteil- der N…
der Sohn - die T…
die Mutter - der V…
der Schüler - der L …
der Arzt - der P…
die Nacht - der T …
der Anfang - das E…
der Eingang - der A…
der Winter - der S…
der Abend - der M…
die Nähe - die F…
der Frieden - der K…
der Erwachsene - das K…
die Trauer - die F…

Пример 3. Найди логическое соответствие. Finde die logische Entsprechung

Muster: die Kuppel: die Kirche = die Speisekarte: das Restaurant [6]

das Auto: das Lenkrad = das Fahrrad: …
gehen: der Bürgersteig = fahren: …
Oslo: Norwegen = Bukarest: …
die Biene: Honig = die Kuh: …
das Tier: das Fell = die Banane: …
der Hirsch: das Geweih = das Stier: …
der Garten: der Zaun = das Land: …
der Donner: der Schall = der Blitz: …
die Klinik: krank = der Friedhof: …
das Tresor: Stahl = der Karton: …
der Lehrer: der Schüler = der Arzt: …
die Universität: studieren = die Fabrik: …
das Auto: die Garage = der Brief: …
der Spazierstock: gehen = die Brille: …
der Mond: die Nacht = die Sonne: …
die Zeitung : lesen = Musik: …
das Auge: blind = das Ohr: …

Пример 4. Образуй подходящие по смыслу пары слов. Was passt links und rechts zusammen?

snimok-1

Пример 5. Учитель диктует ученикам слово. Ученики подбирают к каждой начальной букве исходного новые слова. [7]

snimok-2

Пример 6. Выбрать 2 категории, разделить учеников на 2 группы, которые должны написать 5 существительных по каждой категории: “Одежда”, “Школьные принадлежности”. Каждая из групп пытается догадаться, какие слова написала другая группа и получает баллы за угаданные слова.

Прежде чем перейти к следующему этапу, а именно упражнениям на развитие мыслительных процессов и развитие творческих способностей, необходимы упражнения с физической разрядкой. Детям нужно дать возможность подвигаться. Они могут просто выполнить танцевальные движения в течение 1-2 минут.

Мыслительные процессы мы стимулируем, когда мы работаем с информацией: осуществляем ее синтез, анализ, обобщаем, сравниваем, проводим аналогии. На уроках иностранного языка это работа с текстами, которые учащиеся читают или воспринимают на слух, а затем выполняют задания на установление соответствий / несоответствий или задания на множественный выбор.

Пример 1. Прочитайте текст и установите верные-неверные утверждения.
Пример 2. Прочитайте текст и установите, какое из утверждение a), b), c), верное.
Пример 3. Прочитайте текст и найдите картинки, которые НЕ cоответствуют содержанию текста.
Пример 4. Прочитайте текст про нашу школу и найдите 5 ошибок.

Wir lernen in der Schule mit Schwerpunkt Deutsch. Der Unterricht beginnt um halb 9. Es gibt täglich von fünf bis sieben Stunden.Man hat eine große Pause nach der zweiten und der dritten Stunde. Die Kinder dürfen in den Pausen auf dem Schulhof spielen, wenn das Wetter schön ist. Es gibt bei uns das Schülerradio. Die Schüler erzählen über interessante Ereignisse aus unserem Schulleben.Der Schuldirektor begrüßt die Kinder jeden Morgen im Schülerradio. Die Lehrer und die Kinder machen Konzerte zusammen zu verschiedenen Festen. Die Aula liegt im Erdgeschoss. Es gibt auch viele Projekte in der Schule. Man sammelt Altpapier jeden Donnerstag. Am Nachmittag können die Kinder viele AGs besuchen. Am Sonntag und am Samstag haben alle Kinder schulfrei.

Последняя ступенька и мостик к самостоятельному овладению речью на иностранном языке - это упражнения на развитие творческих способностей. Креативность и способность решать задачи оригинальным способом будут приоритетны в будущей профессиональной деятельности учащихся. В современном быстро меняющемся мире следует признать, что творческие способности человека являются самой существенной частью его интеллекта.

Под творческими упражнениями мы понимаем деятельность, в результате которой учащиеся создают свой собственный продукт.

На уроках немецкого языка можно предложить учащимся написать короткие стихотворения в жанре конкретной поэзии.

“Elfchen - небольшое стихотворение, состоящее из 11 слов, расположенных на 5 строках” [8]. Существует несколько форм составления таких стихотворений.

Пример 1.

Первая строка: Мысль, предмет или качество (1 слово)
Вторая строка : Что делает предмет из строки 1 (2 слова)
Третья строка : Где или каково слово из строки 1 (3 слова)
Четвертая строка : Твое мнение (4 слова)
Пятая строка : Вывод (1 слово)

Пример 2.

1 строка : прилагательное (1 слово)
2 строка: существительное с артиклем (2 слова)
3 строка: что делает существительное? (3 слова )
4 строка: предложение, которое начинается с "Ich" (4 слова)
5 строка: заключительное слово (1 слово)


Пример 3.

1 строка : существительное (1 слово)
2 строка : прилагательные /наречия (2 слова)
3 строка : глаголы (3 слова)
4 строка : предложение (4 слова)
5 строка : вывод (1 слово)

2023-05-06 201000

Пример 4. Напиши стихотворение в форме снежка. Стихотворение состоит из 9 строк.
1 строка - одно слово
2 строка - 2 слова
3 строка - 3 слова, 4 строка - 4 слова, 5 строка - 5 слов. С 6 строки начинается отсчет назад. На 9 строке снова 1 слово.

2023-05-06 201048

[9]

Пример 5.

В стихотворении каждая строчка начинается с одного и того же слова. Только последняя, 6 строка имеет значение, противоположное основному.

Sommer
Sommer ist cool
Sommer bedeutet Freiheit.
Sommer hat lange Tage.
Sommer bringt neue Freunde.
Leider läuft Sommer zu schnell. [10]

Задания, когда учащиеся должны закончить предложение тоже будут развивать фантазию. И очень часто они даются детям с трудом.

Пример 6.

Закончи предложение.
Ich reise gern, weil……
Ich habe Angst, wenn…
Ich freue mich, wenn..
In diesem Jahr möchte ich…
Ich wäre gern…
Am liebsten…..
Mir gefällt….

Пример 7. Напиши свою историю.

Es war der 31. Dezember. Ich kochte in der Küche. Es klingelte an der Tür. Ich machte die Tür auf. …………………………………. Alle waren glücklich.

Как же может проходить занятие по брейн-фитнесу на немецком языке? См. также [11].

(Пример брейн-фитнес программы на 15-20 минут. 6 класс. Тема” Распорядок дня”)

1. Упражнение на снятие напряжения.

2. Прочитайте небольшой текст, записанный заглавными буквами.

ICHSTEHEFRÜHAUFICHBEELEMICHNICTWEILICHVIELZITHABEMEINEMUTTERMACHDASFRÜSTÜCKICHESSEMÜSLIUNDTRINKEKAKAO.

3. Посмотрите на доску в течение минуты, представьте себе предметы мысленно. Учитель стирает второе слово, по истечении 30 секунд учащиеся вспоминают второе слово в паре.

der Spiegel und der Kamm
die Seife und das Schampoo
der Kaffee und der Tee
die Sonne und der Himmel
die Schule und das Klassenzimmer
das Mittagessen und die Mensa
die Tür und der Schlüssel
der Fernseher und das Sofa

4. Подберите к слову антоним.
der Tag - (die Nacht)
einschlafen - aufstehen
früh - spät
selten - oft
sich langweilen - sich freuen
sich beruhigen - sich ärgern
sich ausziehen - sich anziehеn
die Ordnung - das Chaos
das Frühstück - das Abendbrot
die Ruhe - der Stress

5. Физкультминутка

6. Прочитайте текст, расставь в правильном порядке предложения и найди ключевое слово.

T. Ich laufe schnell ins Badezimmer, wasche mich und ziehe mich an.
U.Ich muss meinen Hund ausführen.
A. Am Morgen klingelt mein Wecker.
O. Nach dem Unterricht beeile ich mich nach Hause.
R. Am Vormittag bin ich in der Schule.
L. Nach einer Weile kommt die Mutter ins Zimmer und weckt mich.
A. Das Frühstück ist schon fertig, weil die Mutter sehr früh aufsteht.
T. Dann mache ich Hausaufgaben.
N. oder mich mit den Freunden treffen.
G. Ich trinke Kakao und esse Brei.
E.12. Ich gehe ins Bett früh, weil mein Tag immer anstrengend ist.
S.Nach dem Frühstück gehe ich zur Schule.
I. Wenn ich mit den Hausaufgaben fertig bin, kann ich am Computer spielen
L. Ich stehe nicht gleich auf und liege noch im Bett.

7. Напишите небольшое стихотворение. Elfchen

Первая строка : время суток, режимный момент - существительное (1 слово)
Вторая строка : описание - прилагательные (2 слова)
Третья строка : действия - глаголы (3 слова)
Четвертая строка : Что ты делаешь (4 слова)
Пятая строка : вывод (1 слово)

            Morgen
           sehr früh
frühstücken, sich waschen
   Ich beeile mich immer
             Stress

В своей практике учителя немецкого языка я использую показанные в статье упражнения на разных этапах урока. Это может быть тренировка лексики и грамматических явлений, так и развитие навыков чтения и аудирования и создание индивидуальных творческих проектов учащихся. Эти упражнения не только эффективны для достижения определенных задач в обучении иностранному языку, но и делают урок увлекательным и современным. Упражнения формируют метапредметные навыки умения, которые учащиеся будут использовать в других видах деятельности.


Литература и источники

[1] Что такое брейн-фитнес? // Нейродинамика. [Электронный ресурс]. Дата обращения 05.04.2023. URL: https://neyrodinamika.ru/services/korrection-and-lechenie/brejn-fitnes/#:~:text=%D0%A7%D1%82%D0%BE%20%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%BD%2D%D1%84%D0%B8%D1%82%D0%BD%D0%B5%D1%81%3F,%2C%20%D0%BC%D1%8B%D1%88%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%80.

[2] Das große Brain-Fitness-Buch: Programm für mehr Kreativität und Denkvermögen. Taschenbuch – 29. Juli 2004, Ursula Oppolzer, Humboldt. 219 S.

[3] Игра “Мемори” // LearningApps. [Электронный ресурс] Дата обращения 31.03.2023. URL: https://learningapps.org/view1475832
[4] Mary L.Apelt. Wortschatz und mehr. Übungen für die Mittel- und Oberstufe. Hueber
[5] там же
[6] там же
[7] Goethe-Institut. Набор методических карточек для урока немецкого языка. ISBN 978-5-6047262-1-1
[8] Стихотворная форма "das Elfchen" как средство развития творческого мышления. [Электронный ресурс] Дата обращения 31.03.2023. URL: https://www.pedopyt.ru/categories/9/articles/2433

[9] Goethe-Institut. Набор методических карточек для урока немецкого языка. ISBN 978-5-6047262-1-1

[10] там же

[11] Fit und clever durch den Alltag. Brainfitness-Inputs zur geistigen Leistungsfähigkeit. Eine Broschüre für Eltern. Departement für Sport, Bewegung und Gesundheit der Universität Basel, 2016. [Электронный ресурс] Дата обращения 31.03.2023. URL: https://www.fit-4-future.ch/files/content/fit4future/fit4future_Schule/Downloads/f4f_brainfitness_de_elternbroschuere.pdf


Ссылка для цитирования:

Рыкова Д.В. Брейнфитнес на уроках немецкого языка как средство формирования метапредметных умений // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 11/2023. Учим иностранным языкам, наставляем, развиваем, воспитываем: лучшие практики школы [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.05.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/rykova-d-v-brejnfitnes-na-urokakh-nemetskogo-yazyka-kak-sredstvo-formirovaniya-metapredmetnykh-umenij