Стрешинская Инна Васильевна. Организация методической работы по теме проектная и учебно-исследовательская деятельность в школе. Как научить учителя.
- Подробности
- Категория: Выпуск 6
- Опубликовано 14.06.2018 06:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 945
Стрешинская Инна Васильевна,
директор школы
Организация методической работы по теме проектная и учебно-исследовательская деятельность в школе. Как научить учителя.
Аннотация
Внедрение инновационных педагогических технологий в школе - задача, требующая квалификационной подготовки и организационных усилий. Опираясь на собственный позитивный опыт и лучшие практики инновационных педагогов, школа стремится к интеграции метода проектов в обычную практику образовательной деятельности, осознавая необходимость адекватных организационных усилий и управленческих решений, внутрифирменного повышения квалификации педагогов.
Актуальность задачи определяется внешними рамками, задаваемыми векторами развития российской системы образования, и внутренними потребностями образовательного учреждения в системном подходе при организации этой работы в школе, в создании опорной теоретической и методической базы в помощь педагогам.
Среди требований, которые Федеральный государственный стандарт устанавливает к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися, неотъемлемыми являются мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, умение применять полученные в рамках учебного процесса новые знания в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.
В школе накоплен довольно большой опыт работы в области организации проектной деятельности, в первую очередь, на уроках иностранных языков. Реализуя программы международного сотрудничества со школами партнерами из Федеративной Республики Германия мы занимались языковыми обменами, билингвальными культурно-историческими и страноведческими проектами. Результаты деятельности школы в данном направлении представлены на страницах ВВЗ “Диалог культур” и на сетевом проекте “Живая школа”.
В школе всегда есть педагоги, кто не только открыт инновациям и идет в ногу со временем, но кто и сам приносит новые идеи. Так в 2011/2012 в практику работы учителей школы вошел Общероссийский проект “Школа цифрового века”. Педагогический коллектив получил возможность использовать в своей работе современные информационные технологии и цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках проекта. В 2015/2016 оргкомитет отметил школу Грамотой за качественную организацию работы по участию в проекте.
В 2015-2016 учебном году школа сотрудничала с Балтийской Экологической Экспедицией и партнерами, одним из которых является ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» в сфере научно-исследовательской работы учителей и учеников. На V научно-практической конференции «Проектная деятельность учителя и ученика по исследованию особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и родного края» в рамках Межрегионального проекта дистанционного экологического просвещения с докладами выступали учителя школы Силкина Ольга Павловна, учитель истории, Кулакова Наталия Вячеславовна, Сидоренко Ирина Александровна учителя биологии. В рамках межрегионального экологического проекта «Знай и люби свой край» осуществлены следующие проекты:
«Летучие мыши – наши помощники?!» Проект предусматривал производство домика для летучих мышей (со строгим соблюдением технологии строительства), подготовку выступления и презентации об особенностях летучих мышей, их образе жизни на IV Межрегиональной конференции, косвенное участие в акции по спасению численности этих животных. Индивидуальный проект, автор Сидоренко Даниил, ученик 6в класса (руководители проекта Сидоренко И.А., Кулакова Н.В.)
«Весенний учет амфибий ООПТ «Петровский пруд». Во время работы над проектом был осуществлен выезд на территорию ООПТ «Петровский пруд», проведено исследование, обработка результатов, представление и защита стендового доклада на V Межрегиональной конференции. Проект реализован командой обучающихся на внеурочных занятиях «Зелёная лаборатория» (руководитель проекта Кулакова Н.В.)
Переход от единичных прецедентов, от анализа частного успешного опыта к последовательному использованию метода проектов, состоялся в 2016-2017 учебном году. В 2016-2017 учебном году педагогический коллектив школы впервые реализовывал программу работы по методической теме «Исследовательская и проектная деятельность в школе». Доля учителей, применяющих исследовательские и проектные технологии в 2016-2017 учебном году составила 41%.
В рамках программы были подготовлены и проведены 3 практических семинара и итоговая конференция – презентация работ.
В октябре 2016 года прошел семинар-практикум «Организация исследовательской деятельности в школе», подготовленный педагогами школы Кулаковой Н.В., Силкиной О.П. На семинаре обсуждались характеристики учебных проектов, основные этапы исследовательской работы, а также формы продуктов проектно-исследовательской деятельности (См. на портале “Инновации и традиции” материал семинара 18 октября 2018).
В январе 2017 года – на семинаре «Педагогическое проектирование учебно-исследовательской деятельности» педагоги школы исследовались следующие аспекты организации работы по методу проектов:
-
Выбор темы и сбор материала в учебно-исследовательской деятельности (З.А.Гусейнова )
-
Реализация исследования проекта. Представление результатов исследования (О.П.Силкина )
-
Публичное выступление.Анализ и планирование учебно-исследовательской деятельности (И.А.Сидоренко)
См. также подготовленный к семинару “Обзор подходов к критериальному оцениванию проектов учащихся”.
В феврале 2017 года был проведен семинар «Формы организации учебного исследования». Практическая часть семинара прошла в виде знакомства с основными формами исследовательской работы и была представлена в виде 4 мастер-классов:
-
Мотивация как первый этап проектно-исследовательской деятельности (С.Н. Ульяновская);
-
Проектная деятельность в начальной школе (Е.Г. Белоусько);
-
Проектно-исследовательская деятельность в средней школе (К.Ю. Сухова);
-
Семейные проекты (Н.В. Кулакова).
(См. подробнее в отчетном материале семинара на портале ИиТ).
В процессе этой работы нам удалось привлечь внимание педагогов к внедрению в школу метода проектов и технологии учебно-исследовательской деятельности. Появилось группа учителей, для кого это стало внутренней потребностью.
Совместно со своими учениками они организуют работу в данном направлении и участвуют в различных конкурсах и конференциях. Так, например, 20 октября 2017 года на базе ДДТ прошел конкурс исследовательских проектов учащихся 5-11 классов ОУ Калининского района «Современный взгляд на вопросы экологии» По результатам конкурса, опубликованным на сайте Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга, ученица 10а Иванова Вера с проектом “Использование ветроэнергетики для повышения энергетической эффективности в школе” заняла 3 место (научный руководитель Сухова Ксения Юлиановна, учитель физики).
На районном этапе конкурса исследовательских проектов «Современный взгляд на вопросы экологии» в рамках городской экологической олимпиады СПб «Первый шаг» 1-е место заняла группа учеников 7-х классов с работой по теме “Исследование экологического состояния пришкольной территории” (научный руководитель Сидоренко Ирина Александровна, учитель биологии).
В рамках экологического проекта “Наша чистая планета” ученики 5-х классов (руководитель Кулакова Наталия Вячеславовна) в 2014-2015 стали призерами конкурса, заняв 2 место, в 2016-2017 - 3 место.
Ученики 8б класса Максим Яковлев и Михаил Новиков в 2016-2017 учебном году приняли участие в районном конкурсе "Доблесть русского флота" с реферативно-исследовательской работой "Знаменитый ледокол России" (научный руководитель Сухова Ксения Юлиановна, учитель физики).
В мае 2017 г. состоялась итоговая конференция-презентация проектных и исследовательских работ учащихся «Исследовательская деятельность в школе». Лучшие исследовательские работы были представлены учащимися 1-10-х классов.
Учителя со своими учениками представили примеры проектов и исследовательских работ. Работы оценивались по критериальной системе (См. Шаблон для критериального оценивания), каждый проект был проанализирован и даны рекомендации по доработке.
В 2017-2018 учебном году ряд учителей включился в городской творческий проект школьников «Литературный багаж», организованный совместно с академией постдипломного педагогического образования и музеями Санкт-Петербурга. Это Силкина Ольга Павловна (6а), Кулябина Светлана Игоревна (5б), Волкова Марина Александровна (4б), Русакова Лариса Львовна (11а), Ильяшевская Галина Ивановна (ГПД). Проект направлен на создание условий для развития читательских компетенций учащихся 1-11-х классов, на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях. Итогом конкурса будут являться передвижные выставки творческих работ школьников, которые будут проводиться в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровня, посвященных чтению. Сборная 2-х классов под руководством Г.И.Ильяшевской, воспитателя группы продленного дня получила диплом первой степени за представленный проект “Вот какой рассеянный с улицы Бассеянной” (С.Я.Маршак).
Что требуется для последовательного развития?
В современном информационном поле огромное количество методического материала по данной теме, с которым бывает сложно справиться педагогу и ученику. Поэтому требуется внутренний, локальный документ образовательного учреждения, определяющий процедуры и формы организации и оценивания проектной и учебно-исследовательской деятельности, регламентирующий рассматриваемую технологию на всех этапах.
Исходя из опыта и недостатков применения проектного метода в школе, уточнению и закреплению в виде локального акта, на наш взгляд, подлежат следующие аспекты организации проектной и учебно-исследовательской деятельности:
-
Характер взаимодействия участников проектной и учебно-исследовательской деятельности, педагогов и обучающихся;
-
Содержательная структурированность и этапность деятельности проектной команды;
-
Принципы формирующего и итогового оценивания;
-
Выраженная результативность;
-
Цифровая и сетевая составляющая инструментов проекта.
В проблемном контексте об этом пишут авторы в материалах этого выпуска.
В результате совместных усилий педагогов школы и администрации в 2018-2019 готовится новый локальный акт, учитывающий существующие практики и специфику применения метода проектов в школе и определяющий организацию такого рода учебной деятельности в последующие годы. Первые шаги школой сделаны в правильном направлении. В 2018-2019 учебном году по федеральному государственному образовательному стандарту в школе будет обучаться все начальная школа и 5-8 классы основной школы.
Внедрение в практику работы педагогов проектной и учебно-исследовательской деятельности - это не просто необходимость, это уже объективная реальность современной школы. Данная технология помогает ученикам самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, что позволяет гораздо более эффективно подготовить их к дальнейшей учебе, к профессиональной деятельности, к жизни в современном мире.
Ссылка для цитирования:
Стрешинская И.В. Организация методической работы по теме проектная и учебно-исследовательская деятельность в школе. Как научить учителя //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/streshinskaya-inna-vasilevna-organizatsiya-metodicheskoj-raboty-po-teme-proektnaya-i-uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-shkole-kak-nauchit-uchitelya