Ламыкина В.Б. Путь к самоуправлению классного коллектива в начальной школе через долгосрочный тематический проект

  • Печать

Ламыкина Вера Борисовна,
учитель начальных классов

 

Путь к самоуправлению классного коллектива в начальной школе через долгосрочный тематический проект

Период становления личности ребёнка приходится на его школьные годы. Ребёнок живёт, растёт и развивается в сложном мире, в непростой даже для взрослого системе социальных связей и персональных взаимоотношений. В школе ребёнок должен уметь управлять собой, стать более самостоятельным, ответственным. В его жизни возникают новые проблемы; то, как он преодолевает трудности, начинает определять  и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку.  

Вопрос развития самоуправления в школе в последнее время становится предметом большого количества исследований, ориентированных на реструктуризацию воспитательных систем в школах, на разработку новых программ и проектов [1]. "Развитие личности в обществе идет по двум взаимосвязанным линиям, условно обозначенным как "со" и "само". Под "со" мы понимаем деятельность, которая совершается совместно с другими — это  сотрудничество, сопричастность в общем деле, содружество. Такое педагогическое сотрудничество является условием для перехода от управления к самоуправлению. Под "само" понимается самовыражение, самоопределение, самодеятельность, самосовершенствование" [2].

Ученическое самоуправление – "форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей" [3].

В начальной школе самоуправление развивается успешно, если детям интересно. По сути - это игра, но очень серьёзная. Для организации образовательно-воспитательного пространства моих нынешних первоклассников использую тематическую среду "Морского класса", которая включает и визуальные компоненты в оформлении помещения класса, и структуру "ролей", и объекты экскурсионных выездов, и стиль мероприятий.  Модель "Морского класса" апробирована в ГБОУ СОШ № 290 г. Санкт-Петербурга в 2010-2013 годах.

Процесс движения и развития группы  и зарождающееся самоуправление можно условно разделить на 5 этапов (по метафорической системе известного педагога  А.Н. Лутошкина) [4]. Подробнее я рассказывала об этом на районной конференции "Воспитать Человека" в рамках секционного доклада в пространстве класса "Формирование коллектива класса". Тезисы опубликованы в материалах конференции на портале "Инновации и традиции в общеобразовательной школе" [5].

"Песчаная россыпь" - стадия 1. Класс еще не сформировался как коллектив, класс - не сообщество, а простое множество индивидуумов, причем личностные качества ребят еще тоже не выражены. Метафора "Песчанная россыпь" помогает осознать проблему и решение - надо сделать так, чтобы ребята потянулись друг к другу, увидели других рядом с собой, осознали своё место в зарождающемся сообществе.

Это период адаптации первоклассников в коллективе. На этом этапе ставлю задачи: создать модель игры в со-(само-)управление, определить поручение каждому в этой игре, оформить воспитательное пространство класса, способствовать участию родителей в подготовке совместных коллективных творческих дел, сплочение классного коллектива. На примере моего нынешнего первого класса могу сообщить, что модель "морской" тематики предложила на первом родительском собрании я, объяснив её актуальность. Родители поддержали и оказали  помощь в оформлении классного уголка (см. Приложение 1. Фотографии классного уголка). Шаблоны в морском стиле "С Днём Рождения!", "Наши поручения", "Правила поведения в кабинете" и другие я нашла на сайте "Остров пенсионеров" [6]. Каждый в мини-экипаже выполняет поручение в течение учебного года, в следующем учебном году поручения учащимся меняются, могут добавиться новые по мере необходимости, а могут расшириться обязанности. В 1 классе мы выбрали в каждом экипаже капитана, сигнальщика, боцмана, врача, кока и радиста, а также сделали уголок дежурства. Классный уголок на данном этапе выполняет информативную функцию, содержит игротеку (настольные игры, которыми дети занимаются в свободное время). В этом же пространстве я планирую создать тематическую сменную выставку-музей "морской игрушки" и выставку детских работ. В духе "Коллективных творческих дел" в 1 классе вместе с родителями мы решили отмечать  дни именинника (сезонные) с чаепитиями и играми для всего класса (см. Приложение 2. Фотографии коллективных творческих дел в 1 классе ГБОУ СОШ № 72 (2015-2016 уч. год).

"Мягкая глина" - стадия 2. Для этой стадии формирования коллектива уже характерны внутригрупповые связи, но назвать их стабильными, крепкими и эмоционально зрелыми пока нельзя. С точки зрения ребят, на этом этапе закладывается дружба, формируются группы по интересам. Личностные особенности каждого становятся более выраженными и значимыми для остальных. С точки зрения педагога, класс движется к  характерной  для него системе приоритетов и способов действия, но на уровне микросоциума уникальность коллектива еще не осознана. Здесь важны регулятивные педагогические технологии, рамки, которые может задать учитель, тем самым угадав и наметив векторы дальнейшего развития. О саморегуляции на этом этапе говорить рано, но тонкая и последовательная работа по выявлению лидеров и групп, по согласованию общих интересов  позволяет проецировать большую общность и сплоченность, возникающие не из дисциплинарных рамок, а от внутренней потребности ребят. Мы учимся принимать решения, и на этом этапе мнение большинства очень важно. Мягкую глину важно формировать, чтобы она не застыла сухим ломким комом.

На практике этот этап проходит  обычно в 1-3 классах, когда решаются задачи   

  • формирования положительного отношения к дежурству и обязанностям дежурных,

  • выработки умений сотрудничества и  взаимодействия в группе по правилам,

  • развития толерантного сознания.

Я определяю несколько направлений деятельности:  эта работа в классе направлена на формирование "само"-деятельности мини-экипажей в подготовке выступлений от группы для проведения традиционных праздников Руси (Рождество, Масленица, Пасха), на развитие творческих способностей через проект "Музей морской игрушки", а за рамками класса - на сплочение классного коллектива через экскурсии в музеи города, на ледокол "Красин", крейсер "Аврора", учебный парусник "Юный балтиец" (см. Приложение 3. Фотографии коллективных творческих дел в 3 классе ГБОУ СОШ № 72 (2013-2014 уч. год). Экскурсии с активистами "морского класса" ГБОУ СОШ № 290 (2012-2013 уч. год).

Многие классы застревают на стадии "Мягкая глина". Но при целенаправленной деятельности педагог может достигнуть результата следующего этапа развития классного коллектива.

"Мерцающий маяк" - стадия 3. В классе постепенно сформировалась структура ролей и  взаимоотношений, появились общепризнанные лидеры и - это жизнь - аутсайдеры.  В идеале,  класс функционирует как отлаженный организм без серьезного регулятивного вмешательства педагога, он не ментор, а аналитик и стратег - помогает определить глобальные цели, выбрать форматы мероприятий и формы участия. Важно, что ребята уже в состоянии определить свою степень участия и ответственность при выполнении общего задания. Не менее важно, что они учатся прислушиваться к мнению меньшинства, считаться с каждым. Как повлиять на количество и качество "меньшинства", раскрыть личность каждого и интегрировать его в коллектив, как повлиять на факторы, приводящие к "мерцанию" социальной активности - вот задачи, которые с разной остротой в разных классах встают перед педагогом.

В начальной школе этот этап развития классного коллектива приходится на  4 класс. Содержательно самое главное в этот период - стимулировать интерес и уважительное отношение к датам и историческим событиям России, привить любовь к своему городу, сформировать умение принимать коллективное решение. Ключевыми моментами этого этапа можно считать историческое сознание и любовь к городу. Познание города, осуществляемое через историю своей семьи, становится живым, понятным и близким для каждого ребёнка. При подготовке к классным часам, посвящённым памятным датам, даю задания о семейных реликвиях, семейных фото из прошлого, а на занятиях связываем рассказанные истории с событиями в нашем городе и стране. Эти знания применяем, участвуя в городском межмузейном конкурсе "Большая регата", предусматривающем принятие коллективных решений на каждом этапе конкурса и при оформлении "Вахтенного журнала".

На этом этапе также уместно участие класса в различных социально-образовательных проектах города, района. Командные мероприятия сплачивают детский коллектив, где каждый выполняет свою значимую роль и одновременно учится участвовать в принятии коллективного решения. Если класс готов дополнительно развиваться по программам углублённого обучения морскому делу (например, "Как пройти к морю?" или "Юный житель морской столицы"), то полезным будет участие в Слётах юных моряков (см. Приложение 4. Фотографии участия в городском межмузейном конкурсе "Большая регата" с учениками "морского класса" ГБОУ СОШ № 290 (2011-2012 уч.год) и участие в 16 Международном Слёте ЮМ (2013 год, ученики 3 класса ГБОУ СОШ № 290).

О четвертой стадии  "Алый парус" и пятой "Горящий факел" см. в работе  "От "песчаной россыпи" до "горящего факела"" [7], но в начальной школе обычно задачи такого уровня не ставятся и не решаются.  После  школы воспитания самосознания в рамках долгосрочных проектов класс не должен утратить единства и цементирующих его ценностей.  С этой перспективой я передаю класс в среднюю школу, в надежде, что обретенные социальные и коммуникативные навыки получат дальнейшее развитие и позволят ребятам добиться успехов в учебе и в жизни в целом.

Литература и сетевые источники

[1]  Комалова Л.А. Программа воспитательной деятельности "В мире добра" // URL: http://infourok.ru/programma-vospitatelnoy-raboti-v-mire-dobra-902550.html

[2]  Квасова В.В. Самоуправление в классе //URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/28/samoupravlenie-v-klasse

[3] Цит. по Лаврентьева Т.Г.  Ученическое самоуправление в классе //URL:  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/11/28/samoupravlenie-v-klasse  

[4] Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. М., Педагогика, 1981. Электронная версия.  //URL:  http://www.bht.edukit.kherson.ua/Files/downloads/%D0%9A%D0%90%D0%9A%20%D0%92%D0%95%D0%A1%D0%A2%D0%98%20%D0%97%D0%90%20%D0%A1%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%99%20-%20%D0%9B%D0%A3%D0%A2%D0%9E%D0%A8%D0%9A%D0%98%D0%9D%20.doc

[5]  Ламыкина В.Б. Формирование коллектива класса. Тезисы в материалах конференции на портале "Инновации и традиции в общеобразовательной школе" // URL:http://portfolio.schule72spb.ru/ru/lamykina-v-b-formirovanie-kollektiva-klassa.

[6]  Все шаблоны для оформления пространства класса  с сайта "Остров пенсионеров" //URL: http://rusedu.net/category/3117/8822

[7] "От "песчаной россыпи" до "горящего факела"", без автора, Первое Сентября, N17 //URL:  http://ps.1september.ru/article.php?ID=200601718,

 

Дополнительная литература

Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ребёнка.  // URL:http://vygotsky.narod.ru/vygotsky_collektiv.htm

Конникова, Т.Е. Коллектив и формирование личности школьника / Т.Е. Конникова. – М.: Просвещение, 2000. - С.53-58. Цит. по Даниловская О.Н. Современные направления педагогической работы по формированию ученического коллектива. // URL: http://uchportfolio.ru/articles/read/1098

Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории / Л.И. Новикова. – М.: Просвещение, 2000. –C.45-49, 87-91. Электронная версия. // URL:  http://www.twirpx.com/file/529524/

Панарина О.И.  Формирование классного коллектива. Социальная сеть работников образования nsportal.ru. // URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/10/27/formirovanie-klassnogo-kollektiva

Дополнительные материалы для коллег в подборке конференции  "Воспитать Человека"  - https://plus.google.com/u/0/collection/UXys9

 


Все материалы комплексной публикации

Ламыкина В.Б.  Путь к самоуправлению классного коллектива в начальной школе через долгосрочный тематический проект

Приложение 1. Фотографии классного уголка
Приложение 2. Фотографии коллективных творческих дел в 1 классе ГБОУ СОШ № 72 (2015-2016 уч. год)
Приложение 3. Фотографии коллективных творческих дел в 3 классе ГБОУ СОШ № 72 (2013-2014 уч. год). Экскурсии с активистами "морского класса" ГБОУ СОШ № 290 (2012-2013 уч. год)
Приложение 4. Фотографии участия в городском межмузейном конкурсе "Большая регата" с учениками "морского класса" ГБОУ СОШ № 290 (2011-2012 уч.год) и участие в 16 Международном Слёте ЮМ (2013 год, ученики 3 класса ГБОУ СОШ № 290)