Зверева Е.В. Педагогическое сопровождение волонтёрской деятельности школьников

  • Печать

Зверева Елена Викторовна,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 136 Калининского района

Педагогическое сопровождение волонтёрской деятельности школьников
(на примере работы учащихся в приюте «Убежище»)

Как известно, волонтёрство – это добровольная безвозмездная помощь на благо общества и отдельных граждан. Дети и подростки, в силу своей открытости,  активности и юношеского максимализма, готовы оказать содействие всем, кто нуждается в помощи. Однако желание школьников поучаствовать в волонтерской работе часто бывает похожим на вспышку: ребята загорелись идеей – поучаствовали в благотворительной акции – ощутили свою значимость и потеряли интерес к добровольчеству. Чтобы временное увлечение волонтерством переросло во внутреннюю потребность школьников, необходимы усилия со стороны воспитывающих взрослых: работа юных волонтеров нуждается в педагогической поддержке.

Педагогическое сопровождение волонтёрской деятельности включает в себя три этапа.

Первый этап – мотивационный.

На этом этапе учащиеся вовлекаются в волонтерскую деятельность: им предлагается поучаствовать в определенной благотворительной акции. С инициативой ее проведения, как правило, выступают воспитывающие взрослые – педагоги, родители или социальные партнеры. Так было и в нашем случае, связанном с оказанием добровольческой помощи приюту бездомных животных «Убежище». В ГБОУ СОШ № 136 Калининского района проходили общешкольные  акции добра, когда всем миром собирали помощь для различных приютов. Каждому классу было предложено принести корм и игрушки для животных, а также ненужные вещи, которые могли быть использованы в качестве подстилок или полотенец. Все собранное сдавалось школьниками организаторам акции, к дальнейшей судьбе принесенных вещей дети интереса не проявляли. Самооценка у учащихся строилась по следующим основаниям: «Я принес, я – молодец», «Я не принес, ну и что». Помочь учащимся глубже осознать суть волонтерства и мотивировать их на дальнейшую работу должен был классный час на тему «Как живется животным в приюте?». В ходе общения классного руководителя и коллектива школьников выяснилось, что посмотреть своими глазами на приют для животных хотели бы многие из ребят.

Второй этап – обучающий.

На этом этапе сопровождающая работа учителя была направлена на то, чтобы учащиеся смогли понять, что волонтерство – это серьезная и ответственная работа, в которой важно продумывать и учитывать все детали. Например, удивление у учащихся вызвал тот факт, что не в каждый приют для животных они могут попасть. Начался поиск приюта. Это – непростое дело: важно было учесть его месторасположение, часы работы, специфику животных, которые в нем содержатся. Время, затраченное на дорогу, и  стоимость проезда  влияют на готовность детей посещать приют. Многие приюты не работают по выходным или работают до 16-00. Поэтому сначала наш выбор пал на самый известный в нашем городе приют, который находится на железнодорожной станции «Ржевка». Однако в ходе переговоров с владельцами выяснилось, что они содержат собак и некоторые из животных агрессивны, слабо адаптированы к человеку. Забота о безопасности учащихся заставила нас отказаться от идеи посещать данный приют. Итогом долгой и кропотливой работы стал приют «Убежище». Его специализация – кошки. Он находился в 7 остановках на автобусе от школы. Обязательным условием посещения приюта стало письменное разрешение каждого родителя.

Перед первой поездкой в приют педагог проводил беседу о правилах поведения в таких учреждениях. Обсуждались вопросы что можно делать, а что – нельзя. Учащиеся сами формулировали и обосновывали те или иные «законы» общения с животными в приюте:

- не бегать, не шуметь - животные пугаются;

- не открывать клетки – животные могут находиться в стрессе и повести себя непредсказуемо;

- не трогать животных без разрешения, не играть с ними с помощью рук, не брать животное на руки, если оно не хочет, даже если оно демонстрирует свою готовность «идти на ручки» - мы не знаем, что кошка решит сделать дальше;

- не приставать к животным, если они явно показывают свою незаинтересованность.

В ходе такой подготовительной беседы учащиеся обязательно предупреждались, что в приюте животные находятся в клетках. Проговорить это было необходимо, чтобы предупредить нежелательные у школьников психологические травмы (для многих детей свободолюбивая и независимая по натуре кошка, заключенная в клетку,  - это противоестественно, поэтому нередко смотреть на такие картины школьникам бывает психологически тяжело). Учитель аргументировал нахождение животных в клетках и вольерах разными доводами: некоторые кошки агрессивно ведут себя со своими сородичами; какие-то проходят лечение и они изолированы, чтоб не заразить остальных; кто-то так чувствует себя в безопасности. Еще один «неожиданный» фактор, о котором также заранее предупреждались учащиеся, - запах в приюте. Как правило, там чисто, но мы несколько раз попадали в такое время, когда еще не убирали в вольерах. И для некоторых детей это стало причиной отказа от поездок. Тяжело находится в помещении с запахом.

Кроме того, в ходе предварительной беседы уточнялась цель поездки.  Нередко дети считают ее увеселительной прогулкой: приехал к котикам и играй в волю, гладь, ласкай и получай удовольствие от «милых кошечек». Но в жизни оказалось иначе, мы столкнулись с тем, что кошек много и не все хотят с нами общаться, да и мы не очень-то хотим. В первую поездку, уже через 15 минут,  началось нытьё и «шатания». И перед следующей поездкой мы обсудили цель нашего визита: «мы занимаемся адаптацией кошек к человеку». Кошка попадает в приют чаще с улицы, реже из дома. Для животного это – стресс. Многие боятся людей, многие стали жертвами издевательств человека, многие никогда не сталкивались с людьми. Кошки агрессивны и боятся. Наша задача – показать, что человек не страшен, с ним может быть приятно и весело проводить время. Мы едем в приют играть с животными (только с помощью игрушек), даже если нам не очень хочется это делать. Мы приехали не развлекаться, а работать. Мы даем животному шанс на новую жизнь. Ведь из приютов почти всегда забирают только тех кошек, которые ласковые и контактные. Вот мы и учим их контактировать с человеком.

Третий этап – практический.

На этом этапе проводились выезды в приют. Педагог обязательно извещал владельцев заведения о визите школьников и просил по возможности обеспечить безопасность: кошки, с которыми контактировали дети, должны были быть здоровыми, все заболевшие животные – отделялись в изолятор. Нам очень повезло: почти каждое наше посещение в приюте находился ветеринар, поэтому учащиеся могли задать интересующие их вопросы не только о кошках приюта, но и о своих домашних питомцах.

Мы посещали приют 2 раза в месяц в течение 2 лет. В первую поездку поехало 15 человек. С каждой поездкой количество сокращалось, осталось около 8 учащихся. Это те, кто втянулся и ездил из идейных соображений. Следует заметить, что для педагога число участников было удачным с точки зрения контроля безопасности.

Продолжительность первых посещений не должна превышать продолжительность урока. Мы столкнулись с тем, детям достаточно сложно играть с подопечными даже 40-45 минут. С непривычки этот процесс быстро надоедает. Приходится себя переламывать и заставлять. После трех посещений и четко поставленной цели, мы проводили с животными уже по 1,5-2 часа. Постепенно учащиеся выработали стратегию оказания волонтерской помощи. Подростки объединялись в группы по двое-трое, выбирали вольер и играли с кошками. Затем  переходили к другим клеткам, затем менялись с товарищами вольерами. Сначала общались с контактными кошками и с теми животными, кто хотел общаться (было настроение). Затем переходили к тем животным, которые не проявляли заинтересованности. Учились находить подход к таким особям: посидеть рядом, поговорить, дать себя понюхать. Все стали осознавать задачу волонтерской работы: охватить своим вниманием большее количество кошек. Поэтому каждый ребенок старался поиграть со всеми.

В приюте существуют дни открытых дверей. Когда желающие могли выбрать себе кошку домой. Дети, зная о таких днях, ждали наших поездок. Они очень радовались, когда их подопечных пристраивали в семью и очень расстраивались, когда животных возвращали (было и такое, особенно если прошло несколько месяцев). У них появились свои любимцы. Они знали имена и истории всех кошек.

image8  image10  image13

За два года мы поучаствовали в нескольких акциях, которые организовывала хозяйка приюта:

  •  Создание новогоднего календаря. Дети рисовали кошек приюта. Хозяйка печатала календари нескольких форматов. У нее есть примета, что кошка, которая попала в календарь, обязательно найдет новую семью. Участие принимал почти весь класс, а не только группа ребят-активистов. Атмосфера надежды, радости и желания помочь во время рисования помогла сплотить коллектив класса, т.к. на этот момент класс стал разбиваться на маленькие группки по интересам. И посмотреть на праздник «Новый год» с другой стороны -  как возможность сделать доброе дело. Кстати, примета сработала: почти все кошки, попавшие на наши рисунки для календаря, были пристроены за полгода.

  • Фотосессия с кошками-инвалидами (для рекламного ролика). В ней участвовала группа ребят-активистов и животные, имевшие проблемы в здоровье – слепые, потерявшие один глаз. Сначала учащиеся были в шоке и испытывали только жалость к кошкам-инвалидам. Но постепенно, играя с ними, одни смогли сделать очень важный мировоззренческий вывод: животное-инвалид ведет себя так же, как и здоровые кошки, они могут быть такими же милыми, но нуждаются в повышенном внимании и заботе. Дети то и дело восклицали: «Как? Ну как она ловит игрушку и бегает за мной, она же не видит!?». Учащиеся осознали, что инвалидность для животного – это не приговор, ласковая и контактная кошка с проблемами в здоровье тоже может найти своего хозяина.

  • Акция репостов фотографий кошек из приюта. Все желающие дети класса на своих страничках в ВК размещали изображения кошек, ждущих своих новых хозяев, и в течение недели «репостили» всем друзьям и знакомым.

image11  image2 image3

image4 image5

Кроме акций, предложенных владельцами приюта, учащиеся стали инициировать свои «полезные» дела:

  • Девочки на уроках труда специально сшили несколько лежанок для животных, которые были переданы в приют.

  • В рамках проектной работы один из учащихся создал «Уголок добра» - рабочий стенд для школьной рекреации, на котором размещалась фото и актуальная информация о животных приюта.

  • Ученица класса приняла участие в городском конкурсе, сняв рекламный видеоролик о приюте. 

image6 image7

image12  image1

Обязательной частью третьего этапа стала рефлексия результатов. Учитель регулярно обсуждал со школьниками не только полезность проводимой им волонтерской работы, но и ее значимость для личного самоопределения подростков. Дети, посетившие приют хотя бы раз, стали задумываться об ответственности за животных. Они приобрели опыт переживания таких чувств как сострадание, жалость, бессилие, гнев, потеря, что, несомненно, сделало школьников чуточку добрее и отзывчивее. Они получили опыт заботы о других – слабых и беззащитных. Научились ставить интересы животного выше своих, выбирать правильную стратегию поведения с каждым животным.

Каждую нашу поездку мы привозили подарки. Я, как педагог, не настаивала на этом, но объясняла, что в гости с пустыми руками не ходят. Мы обсуждали с учащимися, что надо привести и зачем. Подростки учились понимать, что приют – это дом для животных, для кого-то временный, а  для кого-то постоянный. И об этом доме следует тоже заботиться. Например, нужно мыть полы в вольерах,  стирать лежанки и т.д. Дети стали задаваться вопросам: где хозяева берут деньги, чтобы содержать кошек и их дом? Сколько денег тратится на содержание одного животного? Кто платит за лечение? Откуда берутся эти денежные средства? Учащиеся узнали о волонтерах-попечителях, готовых пожертвовать приюту некоторые суммы денег. В результате несколько семей учащихся нашей школы тоже стали попечителями приюта (попечитель выделяет в месяц 1000 рублей на содержание кошки).

Очень важной стороной данной волонтёрской практики стало изменение отношения между педагогом и учащимися. Волонтёрство сблизило нас. Этому способствовало несколько факторов: неформальная обстановка, неожиданные темы, которые редко обсуждаешь в рамках школы, совместная деятельность (я, будучи педагогом, также играла с кошками, рисовала иллюстрации для календаря, участвовала в фотосессии с котами-инвалидами).

Увы, наши поездки прекратились из-за эпидемии COVID-19 в марте 2020 года. Но опыт, который получили дети, они используют до сих пор. В 9 классе, в рамках проектного экзамена, трое из школьников написали свой проект по результатам работы в приюте «Убежище», а пять человек выполнили проект на тему защиты животных. 


Ссылка для цитирования:

Зверева Е.В. Педагогическое сопровождение волонтёрской деятельности школьников // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/zvereva-e-v-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-volontjorskoj-deyatelnosti-shkolnikov