Жуковский Алексей Олегович, Сотникова Алла Леонидовна. Методика сопровождения проектной деятельности с использованием облачных технологий G-Suite для образования
- Подробности
- Категория: Выпуск 6
- Опубликовано 14.06.2018 14:21
- Автор: Administrator
- Просмотров: 1489
Жуковский Алексей Олегович,
учитель информатики,
Сотникова Алла Леонидовна,
методист
Методика сопровождения проектной деятельности с использованием комплекса технологий G-Suite для образования
Аннотация
В статье рассматриваются возможность и варианты использования облачных технологий, сервисов и служб G-Suite для организации проектной деятельности учащихся. Комбинация ресурсов пакета облачных сервисов Google для образования позволяет усилить системный и технологически выраженный подход к организации учебно-проектной деятельности в школе.
Проектная и учебно-исследовательская деятельность относится к современным педагогическим технологиям, которая всё более активно используется в образовательном процессе. Важно отметить, что проектная деятельность является своеобразным познавательным путём, ход которого мы можем сделать технологичным, интересным и эффективным, используя ИКТ, сетевые и облачные технологии, в том числе комплексы ресурсов G-Suite от компании Google. При этом мы удовлетворяем потребности участников (педагогов и учащихся) проекта в использовании информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации проекта по любой учебной дисциплине.
Комплекс ресурсов G-Suite для образования позволяет в полной мере поддержать реализацию каждого этапа проекта. Также привлекательна возможность творческого подхода в использовании приложений G-Suite.
О набирающем популярность использовании облачных технологий Google в образовательном процессе свидетельствует появление учебных пособий и монографий, авторских учительских сайтов, материалов в учительских блогах и профессиональных сообществах.
Наиболее значительными являются работы Ярмахова Б.Б., Рождественской Л.В., Брыксиной О.Ф., Пономаревой Е.А., Сониной М.А. Своим опытом делятся школы, построившие ИОС на основе облачных технологий комплекса Google-Suite (до 2016 года - Google Apps) для образования.
Из наиболее полезных работ, посвященных возможностям использования сервисов и служб Google в образовательной практике в соответствии с требованиями ФГОС, следует отметить работы, содержащие практические рекомендации:
- Применение средств ИКТ в образовательной деятельности
- Современные информационные технологии в образовании в условиях введения ФГОС
- Подпрограмма "Формирование ИКТ-компетентности учащихся согласно ФГОС"
- Формирование ИКТ-компетентности обучающихся согласно новым ФГОС
В работах Л.В.Рождественской, в том числе “Возможности Google Apps - информационно-образовательной среды школы”, акцент делается на том, как сетевые сервисы меняют школу, как инновации влияют на школьную культуру, приводятся примеры “внедрения инноваций” (кейсы, примеры учебных ситуаций), схемы планирования инноваций и изменений в образовательном процессе, содержится описание возможных сложностей.
На портале EDUNEO, посвященном инновационным технологиям в образовании, в разделах Технологии и УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ, содержится подробное описание сервисов Google и иных сетевых сервисов для организации совместной поисково-исследовательской деятельности, совместного редактирования документов, повышения эффективности учебного процесса.
При организации проектной работы рекомендуется воспользоваться справочной системой Google (G Suite Центр обучения), в которой описаны приемы использования сервисов и комбинации ресурсов.
В контексте этого выпуска, посвященного проектной и учебно-исследовательской деятельности, особый интерес представляет материал “10 примеров использования G Suite при управлении проектами”. Он доступен в справочной системе G Suite Центр обучения, через фильтр “G Suite на практике - По отделам”.
Ссылки на дополнительные материалы можно найти также на сайте “Хроники внедрения G-Suite в школе 72 Санкт-Петербурга” в разделе Источники и рекомендации для самостоятельного обучения” и в сообществе школы “Повышаем квалификацию в области ИКТ”, которое создавалось как коллекция инновационных практик и где собраны ссылки на наиболее значительные материалы в этой области.
Собственный опыт школы
С 2008 года школа начала свой 10-летний путь в цифровое общество. На первом этапе в фокусе были информационные ресурсы школы, первый школьный сайт. На 2-ом этапе, в 2012-2015 годах, в школе велась комплексная работа по теме ОЭР “Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры”.
В материалах собственных научно-методических конференций можно проследить, как постепенно педагоги начинают использовать в работе ресурсыGoogle, Skype, сервисы LearningApps, Examtime.com, Popplet.com, Prezi для создания электронных материалов и заданий для учеников. См. материалы школьных конференций 2012-2014:
-
Инновации в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе, 6 ноября 2014 (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konferentsiya-6-noyabrya-2014)
-
ИКТ в работе учителя-предметника, 24 марта 2014 (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konf-2014-03-24)
-
ИКТ в работе учителя начальных классов, 12 декабря 2013 (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konf-2013-12-12)
-
Участие в профессиональных педагогических сообществах и сетевых образовательных проектах, 18 декабря 2012 (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konf-2012-12-18)
-
Информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности педагога, 15 мая 2012 (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konf-2012-05-15)
На 3-ем этапе - 2015-2018 – происходит планомерное развитие собственных ресурсов и построение ИОС с использованием G-Suite для образования. (Cм. об этом подробнее в материалах конференции ИТНШ 2018).
Сейчас, в 2018 году, все сотрудники школы имеют Google-аккаунты. В школе в разной степени активности используются следующие ресурсы Google:
- Почта
- Диск
- Документы
- Таблицы
- Презентации
- Формы
- Сайты
- Группы
- Календарь
- Google+
- В перспективе - использование Класса (Classroom)
На данный момент для всех старших школьников и учащихся начальных классов созданы Google-аккаунты, которые позволяют использовать ресурсы G-Suite для совместной работы.
Этапы, задачи и ресурсы для проектной деятельности
Теперь обозначим этапы проектной деятельности и рассмотрим, какие из приложений G-Suite и каким образом мы сможем использовать на этапах жизненного цикла проекта.
1 этап: формулирование проблемы
2 этап: определение цели, социальная значимость
3 этап: определение задач, планирование работы и ресурсов
4 этап: работа в команде / индивидуальная работа (прогресс, коммуникация с командой, с руководителем, обучение)
5 этап: результат (продукт, испытания, выводы)
6 этап: внедрение (защита, апробация, опыт использования, рефлексия)
1 этап: формулирование проблемы + 2 этап: определение цели
На этапах формулирования проблемы и определения целиудобно использовать “Документы”, “Презентации”, “Таблицы”. В процессе мозгового штурма один учащийся записывает в подготовленный шаблон предложенные проблемы, цели.
Например, можно использовать следующие прототипы шаблонов:
Мозговой штурм "Документы" (Здесь в качестве заготовки используется рисунок-схема, текст которого заменяется на предложенные варианты целей и проблем)
Мозговой штурм "Презентация" (На отдельном слайде записывается предложенный вариант)
Мозговой штурм "Таблицы" (Заполняются ячейки таблиц)
После чего проводится индивидуальное голосование посредством “Формы” (или в рамках “Класса”) для выбора наиболее актуального варианта проблемы и цели. Результаты голосования возможно просматривать в сводной таблице.
Например:
Выявление проблемы/определение цели-голосование
В качестве интерфейса для взаимодействия на всех этапах жизненного цикла проекта можно использовать Google Class. Полноценные рекомендации содержатся в выступлении “Go в Classroom” на конференции ИТНШ 2017 специалиста из Москвы Ирины Викторовны Афониной.
3 этап: определение задач, планирование работы и ресурсов
Определение задач, планирование деятельности и ресурсов, распределение учащихся по группам, назначение ролей реализуется посредством использования “Таблицы”, например:
Таблица “Планирование задач, ресурсов для участников проекта”, в которой содержатся данные о сроках, задачах, группах, исполнителях и их ролях в проекте. Предполагается вариативное использование комментариев: для планирования ресурсов, для уточнения своих действий... Появляется возможность организовать регулярный мониторинг активности школьников на протяжении всего проекта. Совместный доступ позволяет сделать работу интерактивной, повышает мотивацию участников проекта.
Также для определения временных сроков мероприятий и их соблюдения создается “Календарь” проекта, в котором обозначаются даты и время выполнения задач.
Например: Календарь “Учебно-проектная деятельность”
4 этап: работа в команде
В процессе учебно-проектной деятельности длясовместной коммуникации старших школьников удобно использовать:
-
“Google+”, в котором возможно размещать фотографии, видео, текст, делать комментарии. Примечательно то, что записи остаются и становятся ценным архивом состоявшегося проекта и позволяют воспроизвести успешный опыт как модель. Пример: Сообщество учебно-проектной деятельности
-
”Группы”- здесь мы создаем и обсуждаем темы, касающиеся проекта. Пример: Группа Учебно-проектная деятельность
-
“Hangouts” - сервис, позволяющий поддерживать голосовую и видеосвязь; этот сервис целесообразно использовать для оперативного общения без сохранения содержания. Ссылка на сервис “Hangouts”, который также доступен из интерфейса “Почты”
-
Совместные папки и документы. Посредством общего доступа производится совместная работа, взаимооценка, а также мониторинг хода выполнения задач. См. например, папку Прототипы шаблонов
5 этап: результат + 6 этап: представление/внедрение результатов
Результат проекта планируется в самом начале проектной деятельности, но только после определения степени вовлеченности каждого участника уточненного содержания проекта становится понятно, какой именно результат их деятельности появится и выбрать оптимальный формат его представления. Это может быть документ, таблица, презентация, сайт, коллекция фотографий, которые размещаются на “Диск” и к которым имеют общий доступ участники проекта.
Презентация проектного продукта, найденного способа решения проблемы и сформировавшейся компетентности, может осуществляться в формате документа, таблицы, презентации, коллекции фотографий или видеозаписи, которые публикуются с использованием сайта или блога. Такой проектный сайт или блог может быть индивидуальным или коллективным, учительским или ученическим. Простейшие прототипы создаются за 3 минуты и этому легко научиться за 45 минут на мастер-классе для учителей:
- См. прототип Блог учебно-проектная деятельность;
- См. прототип Сайт учебно-проектная деятельность.
Примеры: Один из лучших в рунете учительских блогов, демонстрирующий разнообразие форм представления результатов учебных событий, проектов, принадлежит словеснику из Санкт-Петербурга Елене Владимировне Ворониной. В блоге “Оно вам надо” (http://golovanon.blogspot.ru/) следует обратить внимание на пост “Ананас, фонарь, жираф?”от 8 февраля 2017, посвященный творческому проекту об эпохе “Серебряного века”.
Блог детско-взрослого читательского проекта “Читать не вредно — вредно не читать!” (2014-2015)- https://sites.google.com/site/chteniesuvlecheniem/
Ученический блог “Звездная пыль” - http://school342.blogspot.ru/
Разумеется, ресурсами Google не исчерпываются возможности подключения сетевых и облачных технологий к организации проектной работы. Их состав и учебный потенциал активно исследуется. Поэтому разрабатываемый "Методический комплект по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности" включает наиболее значительные работы в этой области. См. ниже "Рекомендуемые ресурсы: сетевые и облачные технологии (ИКТ)". Ясно одно - без активного использования ИКТ, сетевых и облачных технологий проект организовать можно, но и его процессуальные, и его коммуникативные аспекты значительно упрощаются, а результативная (продуктовая) составляющие только выигрывают от представления в современных цифровых форматах.
Давайте попробуем все это последовательно и целесообразно использовать - это и в интересах педагогов, и в интересах школьников!
Рекомендуемые ресурсы: сетевые и облачные технологии (ИКТ)
- Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С., Смирнова М.А. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. 2015 [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/drive/folders/0ByNg9Ix4LVZiXzVuTTlXcnB1RW8
- Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. ИКТ в образовании. — М.: ИНФРА, 2017 внутренняя библиотека https://drive.google.com/file/d/1hP0aFWQmHb86K4Gzab-7ETGaxctH5qYe/view?usp=sharing
-
Дидактор. Педагогическая практика. Аствацатуров Г.О. [Электронный ресурс] URL: http://didaktor.ru/
-
Евзикова Олеся. Зачем использовать информационные технологии в образовании? Дата публикации 25.09.2015. [Электронный ресурс] URL: http://teachtech.ru/teoriya-onlajn-obucheniya/pochemu-neobxodimo-ispolzovat-texnologii-v-obrazovanii.html
-
ИКТ на службе методиста. [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/iktnasluzbemetodista/home
-
Интерактивности. Web сервисы для образования. Баданов А.Г. [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/badanovweb2/
-
Лебедева Т.Е., Митрофанова И.А. Возможности применения сервисов WEB.2.0 в школьном образовании // Интернет журнал «Мир науки» 2015 №3 [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN315.pdf
-
Медиатека сервисов. Снейл - педагогу. [Электронный ресурс] URL: http://www.it-pedagog.ru/mediateka-servisov
-
Облачные сервисы в организации внеурочного проекта в рамках ФГОС. Мастер-класс. Автор Брыксина О.Ф.[Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/cloud082013/
-
Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А. МООК, сроки проведения: 09.10.2017 - 24.10.2017. [Электронный ресурс] URL: https://canvas.instructure.com/courses/1189709
-
Смешанное обучение в современной школе: инструменты педагога. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А. МООК, сроки проведения: 06.11.2017 - 26.11.2017, [Электронный ресурс] URL: https://canvas.instructure.com/courses/1192559
-
Учебная задача как элемент ИОС. Петрова О. Последнее обновление 2014 г. [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/uzadacha/
-
Учим и учимся с Веб 2.0. Автор сайта Круподерова К.Р.[Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/mojkejsveb2/home
-
Учим и учимся с Веб 2.0. Учебный проект / wiki Минский университет.[Электронный ресурс] URL: https://wiki.mininuniver.ru/index.php/Учебный_проект_Учим_и_учимся_с_Веб_2.0
-
Щербаков Ю.П. Мастер-класс «Создание дидактических материалов с помощью сервиса learningapps.org» [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/mklerning/home
-
Шилова О.Н., Лебедева М.Б. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] URL: https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/pi_2007_6_22-17_35_48_1.pdf
-
Ярмахов Б., Рождественская Л. Google Apps для образования. 2015 https://drive.google.com/drive/folders/0ByNg9Ix4LVZiXzVuTTlXcnB1RW8
-
Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах © Школьный сектор, 1998-2000. [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://www.intuit.ru/EDI/12_08_14_3/1407852794-22209/tutorial/166/objects/2/files/book_5_vecherov.doc
-
A Periodic Table of Visualization Methods. (Периодическая таблица методов визуализации) Язык: английский [Электронный ресурс] URL: http://www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html#
Ссылка для цитирования:
Жуковский А.О., Сотникова А.Л. Методика сопровождения проектной деятельности с использованием облачных технологий G-Suite для образования //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/zhukovskij-aleksej-olegovich-sotnikova-alla-leonidovna-metodika-soprovozhdeniya-proektnoj-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-oblachnykh-tekhnologij-g-suite-dlya-obrazovaniya