Выпуск 2/2014. Урок как основной элемент учебного процесса в общеобразовательной школе

Аннотация

Второй выпуск альманаха (2/2014) опубликован в июле 2014 года под  названием "Урок как основной элемент учебного процесса в общеобразовательной школе".

Каждый комплексный авторский материал включает

  • авторское эссе аналитического или дидактического характера;

  • конспект урока по предмету;

  • приложения, включающие наглядный и раздаточный  материал, рабочие листы,  презентацию, используемую на уроке;

  • рекомендации по использованию конспекта для других педагогов.  

В выпуске приняли участие 14 педагогов школы - учителя начальных классов, учителя-предметники, преподающие в основной и старшей школе.

 

Вместо предисловия. Современный урок и современный учитель

Современный урок и современный учитель


“Поймай мне рыбу - и я буду сыт сегодня,
научи меня ловить рыбу - и я буду сыт всю жизнь.“
Японская народная пословица

 

 Сегодня школа живёт и работает в условиях непрерывных изменений. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, обновляются методы оценки качества знаний, но вечной и главной формой обучения в массовой школе остаётся урок. Именно урок – место объединения учителя и учеников для решения совместных образовательных задач. Но решаются эти задачи зачастую не теми средствами, которые могут привести к ожидаемому положительному результату.

Учитель вечен как урок, он приходит в класс из года в год, ставит перед учениками одни и те же проблемы и задачи, использует проверенные приёмы и методы, искренне желая добиться определённых результатов. Ученики – живые, непредсказуемые и вечно меняющиеся вместе с окружающим миром. А урок должен быть полезен и интересен как для ученика, так и для учителя. Для этого, не потеряв связи с традициями прошлого, необходимо строить урок в соответствии с новыми целями, содержанием, технологиями, имеющими непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеют к традиционному уроку. Это понятно. Годами накопленный опыт, отточенные приёмы и методы обучения, привычное содержание и воспоминания о высоких достижениях бывших учеников вселяют уверенность в правильности выбранного пути. Правда, придерживаясь педагогических традиций, любой учитель отметит, что ученики стали другими – снизилась учебная мотивация, слабо выражена познавательная активность, хуже результаты обучения.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а умения их добывать, применять, создавать новые в процессе учебной деятельности. Поэтому Федеральный Государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в течение всей жизни, развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

В первом разделе настоящего выпуска представлен опыт работы учителей начальных классов. В связи с переходом на ФГОС второго поколения, урок в начальной школе претерпевает значительные изменения, что побуждает учителей активнее внедрять в работу новые технологии: проектные, информационно-коммуникационные, проблемного обучения. Большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий как основы освоения образовательных программ.

Опытом работы в этом направлении учителя начальных классов делились на районной конференции “ИКТ в работе учителя начальных классов”, организованной на базе нашей школы 12 декабря 2013 года и получившей высокую оценку коллег и методистов ИМЦ Калининского района. Все доклады конференции в текстовом формате, а также видеозапись опубликованы на портале “Инновации и традиции в общеобразовательной школе” - здесь. В работе конференции приняли участие 6 учителей начальной школы, методические разработки 5 учителей представлены в текущем выпуске альманаха.

Готовятся к внедрению новых ФГОС и учителя старших классов. Второй раздел выпуска содержит авторские методические разработки уроков учителей основной и старшей школы. Сейчас в школе практически нет учителей, не использующих ИКТ в образовательном процессе. Активно включаясь в опытно-экспериментальную работу, педагоги постоянно расширяют диапазон своих компетенций в использовании новых технологий, принимают участие в работе сетевых профессиональных сообществ, делятся опытом на школьных и районных конференциях.

24 марта 2014 года на школьной конференции “ИКТ в работе учителя-предметника” был представлен опыт учителей основной и старшей школы по применению ИКТ и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. В работе конференции приняли участие 7 учителей. Основная часть материалов конференции была представлена учителями математики и русского языка в целях ознакомления с опытом работы по использованию интернет-ресурсов для подготовки учащихся к единому государственному экзамену, проведения уроков с использованием мультимедиа, совершенствования общекультурных и языковых компетенций педагогов и учеников. Все доклады конференции в текстовом формате, а также видеозапись опубликованы на портале “Инновации и традиции в общеобразовательной школе” - здесь.

Методические разработки учителей других предметов: естествознания, истории, искусства, физкультуры - опубликованы во втором разделе альманаха. Разнообразие технологий, форм и методов обучения, методические рекомендации по использованию данных материалов в процессе обучения делают эти публикации интересными и полезными для педагогической общественности.

Новый стандарт образования, предъявив новые требования к результатам обучения, дал возможность по-новому взглянуть на урок, воплотить новые творческие идеи. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет давать современный урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Уроку как таковому во всем многообразии его форм и посвящен второй выпуск нашего Ежегодного научно-методического альманаха.


Ирина Васильевна Новиченко,
ответственный редактор выпуска


См. также

Ламыкина Вера Борисовна. О технологии информационно-интеллектуальной компетентности

Ламыкина Вера Борисовна

О технологии информационно-интеллектуальной компетентности

"Опыт - это школа, в которой уроки стоят дорого,
но это - единственная школа, в которой можно научиться"
Бенджамин Франклин

Ламыкина Вера БорисовнаВ условиях внедрения ФГОС основные ожидания в повышении качества образования связаны со способностью выпускников решать реальные жизненные задачи разного уровня сложности в знакомых и незнакомых ситуациях на основе использования приобретённых в школе знаний и умений.

Самостоятельная познавательная деятельность школьника в период обучения направлена на освоение и преобразование учебной информации, что предполагает особым образом организованную информационную и интеллектуальную деятельность, включающую не только сбор и обработку информации, но извлечение и конструирование нового знания в рамках учебной деятельности (1). Поэтому одной из задач ставлю научить школьника продуктивно работать с информацией. Это стало возможным при применении на уроках технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК). (2)

На основе ТРИИК я составила технологическую карту урока, которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса,  условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

На первом этапе "Самоопределение в деятельности" организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно-значимой цели деятельности.

На втором этапе "Учебно-познавательной деятельности" организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает: 
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне "знания" — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне "понимания";
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне "умения";
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на "умение", но его цель - установить степень освоения содержательного блока.

Учебные задания на "знание", "понимание", "умение" формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока.

Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе "Интеллектуально-преобразовательной деятельности" для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе "Рефлексивной деятельности" соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.

Литература и источники

(1) Силина Надежда Владимировна. Методическая разработка урока по технологии ТРИИК по теме :"Правописание тся-ться в глаголах" // ПЕДСОВЕТ.ORG. 14-й Всероссийский интернет-педсовет. URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,135982/  (дата обращения: 12.04.2014).

(2) Матвеева Татьяна Евгеньевна КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ // ЧиО . 2011. №1. С.96-101. Научная библиотека КиберЛенинка.  URL:  http://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-konstruirovaniyu-uchebnyh-zadaniy-dlya-raboty-s-informatsiey#ixzz2yejATltF

 


 

Материалы комплексной публикации:

 

Ламыкина Вера Борисовна. Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""

Ламыкина Вера Борисовна

Конспект урока по предмету “Литературное чтение” в 3 классе

(Урок состоялся 18  февраля 2014 года)

 

Тема урока: У каждого – своё место в природе (рассказ Д. Мамина-Сибиряка "Медведко") – 2 часа

Класс: 3 класс

Тип урока: открытия новых знаний и развития читательских умений.

Цели и задачи: 

  • Актуализировать знания о взаимоотношении с животными.

  • Актуализировать умение извлекать фактуальную информацию из предложения.

  • Развитие умения работать с толковым словариком.

  • Развитие умения воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

  • Развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух.

  • Развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам.

  • Развитие умения наблюдать авторскую позицию

  • Высказывать и аргументировать своё отношение к содержанию текста, в том числе к его художественной стороне.

Основное содержание темы: актуализация знаний о взаимоотношении человека и животного, умений обосновывать своё мнение с помощью средств художественного произведения.

Основные термины и  понятия: тема; фактуальная информация; лексическое значение слова; осознанное, правильное, выразительное чтение

Планируемые образовательные результаты:

Личностные умения

  • проявлять интерес к изучению темы;

  • проявлять  желание помочь Анюте и Илюше в решении проблемной ситуации;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

  • осознавать собственную успешность при изучении данной темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

  • читать текст осознанно, правильно, выразительно;

  • определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;

  • определять тему по ситуативному заданию;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (подробно пересказывать небольшие тексты);

  • прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям;

  • использовать приобретённые знания  для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности;

  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

  •  выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

  • оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

  • делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы;

  • адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения

  • ориентироваться на развороте учебника;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.

Организация образовательного пространства: работа в мини-группах (4-5 человек).

Формы и методы обучения:

Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа.

Методы: проблемно-диалогический, поисковый.

Технология: ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетентности).

Межпредметные связи

Окружающий мир, тема – "Как нам жить в дружбе с природой".

Русский язык, тема - "Текст"

Информационный материал:

Учебник "Литературное чтение. В одном счастливом детстве" 2 часть 3 класс авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

Толковый словарик к учебникам "Литературное чтение" 3-4 классы, авторы Н.А. Шестакова Т.В. Кулюкина

Демонстрационный материал: электронная презентация.

Интерактивный  материал:

Карточки с учебными заданиями.

Листы-приложения № 1 - 4


 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (ход уроков 1, 2)

I этап. Самоопределение к деятельности -  Мотивировать учащихся к изучению  темы.

Цель деятельности -  Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Анюты и Илюши.

Ситуативное задание

Анюта и Илюша (которые вместе с нами путешествуют по страницам учебника "Окружающий мир") гуляя однажды в парке, увидели ёжика.

(Слайд 2)

lamykina-ppt-02

Он был таким забавным и хорошеньким, что Анюта решила взять его домой и дать ему молочка. Илюша возразил: "Не стоит брать ёжика, ему у нас будет скучно". Анюта: "Пусть живёт у нас! Ему будет всегда тепло, даже зимой, и места он много не займёт! Я попробую его приручить. Ведь люди и раньше приручали животных, и дикие становились домашними!" Илюша задумался, ведь у его одноклассника давно живёт в квартире настоящий енот…

- Как поступить ребятам?

Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, чтобы обосновать своё мнение, нужно актуализировать знания о диких животных и умения работать с текстом.

- Есть ли у Вас желание узнать, как строить свои взаимоотношения с животным и научиться  обосновывать своё мнение с помощью литературного произведения, чтобы помочь Анюте и Илюше?

С помощью поставленной задачи и ситуативного задания сформулируйте тему урока (в группах на "Листе самооценки" см. лист-приложение №1)

Выслушиваются версии каждой группы, информация обобщается в виде предложения (Слайд 3)"У каждого – своё место в природе".

lamykina-ppt-03

Проверка своего предположения и оценивание смайликом этого вида работы в группе.

Планируемые результаты

Личностные умения:

  • проявлять интерес к изучению  темы;

  • проявлять желание помочь Анюте и Илюше.

Познавательные умения:  определять тему по ситуативному заданию

Регулятивные умения:  выполнять самопроверку и самооценку учебного задания.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на "знание" (З), "понимание" (П), "умение" (У)

и методы работы с информацией

Блок А.  Актуализация знаний о взаимоотношениях человека с животным

(З) Сообщение учителя

Фактуальная информация текста — это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движение сюжета и пр.

(Слайд 4)

lamykina-ppt-04

Впервые человек принёс в свой дом дикое животное около 10-15 тысячи лет назад. Тогда каждый вид, на который обращал своё внимание человек, носил хозяйственно – полезное значение. Будущая собака должна была охранять дом, корова – давать молоко и мясо, куры, утки, гуси – яйцо и мясо, кошка обеспечивала защиту от грызунов и т.п.

Одомашнивание каждого вида происходило постепенно в течение нескольких сотен лет.

Рядом с человеком оставались только те представители, которые не испытывали к нему стресса и агрессии. Остальные животные либо убегали, либо уничтожались. Только при таком условии было возможно гармоничное существование человека и животного.

Задание 2. (П)   

- Верно ли, что найденного в парке грачонка можно приручить быстро? Обоснуйте своё мнение.

- Можно ли утверждать, что принесённый из леса маленький лисёнок не будет испытывать в квартире стресс? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3. (У)

- Составьте предложение – совет прохожему, который встретил на прогулке бельчонка, используя слова и словосочетания "не берите…", "не стоит уносить…"

Задание 4. (У)(Слайд 5)

lamykina-ppt-05

"Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок".

- Вычитайте и расскажите всю фактуальную информацию из этого предложения

Фактуальная информация: речь идёт о каком-то звере, который жил у людей в доме; относились к нему хорошо, считали милым; потом от зверя пришлось избавиться, причём это было нелегко; живя в доме, зверь нарушал весь уклад (порядок) жизни.

Планируемые результаты

Познавательные умения:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (подробно пересказывать небольшие тексты);

  • использовать приобретённые знания  для обоснования своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Коммуникативные умения: формулировать  понятные для партнера высказывания,используя термины,в рамках учебного диалога.

Блок Б. Работа с текстом "Медведко" до чтения

Задание  1 (З)

-  Нам предстоит знакомство с писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым – Сибиряком и его рассказом (Слайд 6)

lamykina-ppt-06

- Прочитайте название рассказа на стр. 77, рассмотрите иллюстрацию.

Задание 2(П)  

Можно ли утверждать, что "Медведко" - это имя ребёнка? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3(У)

- Какие предположения о содержании рассказа вы можете высказать, если я вам скажу, что предложение, по которому мы составляли рассказ, взято именно из произведения Д. Мамина-Сибиряка "Медведко"? (Высказывания детей.)

Задание 4 (У)

- Прежде, чем мы начнём ознакомительное чтение в группах, выясним лексическое значение некоторых слов (работа в группах, на листах самооценки)

Барин –

Кучер –

Переваливает –

Уездный город –

Не смутился –

Квартирант –

Увалень -

-Запишите слово - синоним или близкое по смыслу словосочетание.

- Какие трудности возникли?

- Узнайте лексическое значение этих слов в толковом словарике стр. 69 - 72, проверьте себя. Оцените смайликом, насколько вам удался этот вид работы в группе (работа продолжается на листе-приложении № 1).

Планируемые результаты

Познавательные умения: прогнозировать содержание по заглавию и иллюстрациям.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

  • выполнять самопроверку, корректировку и самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения: формулировать  понятные для партнера высказывания, используя термины,в рамках учебного диалога.

Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Блок В.  Работа с текстом "Медведко" во время чтения

Задание 1  (З)

- Расскажите о требованиях к чтению текста вслух.

Задание 2  (П)

- Верно ли, что "выразительное" и "громкое" чтение – это одно и то же? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У)

В течение минутки подготовьтесь читать эти предложения из текста выразительно.

1 группа- Барин, хотите вы взять медвежонка?

2 группа- Зачем же соседи отдают, если он славный?

3 группа- Ах, какой он милый! Мы оставим его у нас жить…

4 группа -Что ж, пусть его поживёт.

5 группа -Медведко, хочешь молочка?

           - Медведко, вот сухарики.

Задание 3 (У)

- Договоритесь и выберите в группе чтеца, который выразительно, но вполголоса познакомит вас с содержанием 1 части. По ходу чтения ведите диалог с автором (вам помогут фразы - конструкт, выделенные синим цветом)

Лист – приложение № 2 - Работа в группах

Задание 4  (П)

- Можем ли мы после чтения первой части озвучить иллюстрацию стр. 77? Объясните, почему?  (Высказывания детей приводят нас к выводу, что мы знаем ещё недостаточно информации)

Задание 5 (У)

- Прочитайте 1-ю часть вслух выразительно, озвучивая диалог с автором.

- Оцените работу группы на этом этапе урока.

Задание 6 (У)

Часть 2 не требует ведения диалога с автором, дети (или учитель читают её вслух), внимание обращается только на троекратный повтор слова "забавно": медвежонок действительно весь день всех развлекал

- Прочитайте 2-ю часть вслух выразительно.

Задание 7 (У)

- Подчеркните в тексте частей 1 и 2 слова, которыми автор называет медвежонка.

Задание 8 (З)

- Расскажите, как меняется отношение автора к медвежонку.

Задание 9 (П)

- Можно ли утверждать, что рассказчику удастся выспаться этой ночью? Обоснуйте своё мнение.

Задание 10 (У)

- Прочитайте выразительно вслух 3 часть рассказа.

Задание 11 (У)

- Послушайте 4-ю часть рассказа (читает учитель с комментариями. Подчёркнутые слова необходимо выделить с помощью логического ударения). Лист-приложение № 3.

Задание 12 (У)

- Подчеркните в тексте частей 3 и 4 слова, которыми автор называет медвежонка.

Планируемые результаты

Познавательные умения:

  • читать текст осознанно, правильно, выразительно;

  • определять авторскую позицию по отношению к героям произведения.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебные задания в соответствии с целью;

  • выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • оформлять речевое высказывание, представляя свою позицию;

  • делать выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, групповой работы.

Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Блок Г. Работа с текстом после чтения

Задание 1 (З)

Познакомьтесь с информацией о Д.Н. Мамине – Сибиряке. (Слайд 7)

lamykina-ppt-07

Комментарий учителя. Детские и юношеские годы Д. Мамина-Сибиряка прошли на Урале. Медвежонка часто там называют "медведко". Прислушайтесь к звучанию этого слова. В нём – трогательность, мягкость, доброта.

Задание 2 (П)

- Объясните, почему автор выбрал такое заглавие – "Медведко", а не "Медвежонок", не "Медведь"?

Задание 3 (П)

- Прочитайте тему урока (Слайд 8)

lamykina-ppt-08

- Вы согласны с этим утверждением? А писатель? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У)

- Озвучьте иллюстрацию словами рассказа.

Планируемые результаты

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Блог Д. Диагностика степени усвоения темы.

Цель – обоснование авторской и  своей позиции по отношению к построению взаимоотношений с животными.

Контрольное задание (Слайд 9)

lamykina-ppt-09

- Выпишите на индивидуальную карточку (лист-приложение № 4) из текста слова, которыми Д.Н. Мамин – Сибиряк называет медвежонка. Если прочитаете их подряд по содержанию текста, вы увидите, как меняется отношение автора к маленькому зверю.

(Взаимопроверка в парах с помощью слайда)(Слайд 10)

lamykina-ppt-10

- Подчеркните слова - сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет медвежонка.

Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Предметные умения: находить сравнения, которые использует писатель, рисуя портрет главного героя.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Планируемые результаты  деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания письма о городе.

• Научить школьников:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретённые знания при  выполнении ситуативного задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- представлять результат свой деятельности.

 (Слайд 11)

lamykina-ppt-11

 Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант

- Составьте и запишите информацию, которую необходимо знать ребятам, чтобы принять верное решение.

Одомашнивание каждого вида диких животных происходило ……………………..в течение нескольких …….. ………..лет.

Рядом с человеком останутся только те представители, которые не будут испытывать  к нему ……………….. и ……………………………….. Остальные животные либо убегали, либо уничтожались. Только при таком условии было возможно …………………существование человека и животного.

Слова для справок: сотен, стресса, постепенно, агрессии, гармоничное.

- Определите, кто из ребят оказался прав.

Импровизационный вариант

Напишите несколько советов ребятам, как строить взаимоотношение с диким животным, используя приобретённые знания и умения.

Эвристический вариант

Напишите сочинение о ёжике, которого Анюта и Илюша взяли домой.

Личностные умения: проявлять творческое отношение к процессу решения проблемной ситуации.

Познавательные умения:

  • выбирать  вариант выполнения задания.

  • использовать приобретённые знания при  выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения: выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения: адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности;

• осознание собственной успешности при изучении данной темы.

Самоанализ и самооценка ученика

(Слайд 12)

lamykina-ppt-12

I. Задание на самоанализ.

Закончите предложения:

1. Мне важно определять тему урока  , для того чтобы ……

2. Чтобы определять отношение автора к главному герою, нужно ………….

II. Задание на самооценку.

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ………………..(очень, не очень) советом, рассказом, которые написал сам.

Результаты деятельности

Личностные умения:

  • оценивать результат собственной деятельности;

  • осознание собственной успешности при изучении данной темы.

Регулятивные умения: соотносить поставленную цель и полученный результат  деятельности.

 


 Источники

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А., Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в 3-ем классе. Методические рекомендации для учителя. - Баласс,  2012

  2. Сайт Образовательная система  "Школа 2100" - http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/beginners-subject.php?SECTION_ID=1975


Материалы комплексной публикации:

Ламыкина Вера Борисовна. Презентация к уроку "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""

Ламыкина В.Б. Презентация к уроку "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко"

 В приложении презентация к уроку в формате PowerPoint 2010. 


Материалы комплексной публикации:

 

 

Вложения:
Скачать этот файл (d-mamin-sibiryak-medvedko.pptx)d-mamin-sibiryak-medvedko.pptx[ ]827 kB

Ламыкина Вера Борисовна. Рабочие листы к уроку "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""

Ламыкина Вера Борисовна

Рабочие листы к уроку "У каждого – своё место в природе. Рассказ Д. Н. Мамина-Сибиряка "Медведко""

Рабочий лист   № 1

Группа № ………………………

 

Этап урока. Самооценка групповой работы.

Самооценка групповой работы.

1

Тема:

 

2

Словарная работа:


Кучер – …………………………………………………

……………………………………………............................


Барин - ………………………………………………………

……………………………………………………………….


Уездный город ………………………………………………………….......

……………………………………………………………..

Переваливает………………………………………………..

Не смутился………………………………………………….

Увалень……………………………………………………….

………………………………………………………………….

Квартирант………………………………………………….

………………………………………………………………

 

3

Удался ли "ДИАЛОГ С АВТОРОМ"? (Оцените правильность )

 

 

Рабочий лист  № 2

МЕДВЕДКО

1

– Барин, хотите вы взять медвежонка? – предлагал мне мой кучер Андрей.

– А где он?

– Да у соседей. Им знакомые охотники подарили. Славный такой медвежонок, всего недель трёх. Забавный зверь, одним словом.

– Зачем же соседи отдают, если он славный?

– Кто их знает. Я видел медвежонка: не больше рукавицы. И так смешно переваливает.

Я жил на Урале, в уездном городе. Квартира была большая. Отчего же и не взять медвежонка?

В самом деле, зверь забавный. Пусть поживёт, а там увидим, что с ним делать. (Рассказывая о медвежонке, автор повторяет слово "……………………...", он хочет обратить наше внимание, что медвежонка взяли  для…………………………….)

Сказано – сделано. Андрей отправился к соседям и через полчаса принёс крошечного медвежонка, который действительно был не больше его рукавицы, с той разницей, что эта живая рукавица так забавно ходила на своих четырёх ногах и ещё забавнее таращила такие милые синие глазёнки.

Попав в комнаты, медвежонок нимало не смутился, а, напротив, почувствовал себя очень свободно, точно пришёл домой. Он спокойно всё осмотрел, обошёл вокруг стен, всё обнюхал, кое-что попробовал своей чёрной лапкой и, кажется, нашёл, что всё в порядке.

Мои гимназисты натащили ему молока, булок, сухарей. ("Мои гимназисты" – кто это может быть? – ……………………………) Медвежонок принимал всё как должное и, усевшись в уголке на задние лапы, приготовился закусить. Он делал всё с необыкновенной комичной важностью. ( Малыш вёл себя ……………. и поэтому был очень смешной.)

– Медведко, хочешь молочка?

– Медведко, вот сухарики.

– Медведко!..

Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени, свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.

– Ах, какой он милый! – повторяли гимназисты в один голос. – Мы его оставим у нас жить... Он такой маленький и ничего не может сделать.

– Что ж, пусть его поживёт, – согласился я, любуясь притихшим зверьком.

Да и как было не любоваться! Он так мило мурлыкал, так доверчиво лизал своим чёрным языком мои руки и кончил тем, что заснул у меня на руках, как маленький ребёнок.


Рабочий лист  № 3

4

Признаться сказать, я очень раскаивался, что взял медвежонка (раскаивался – т.е. признал свою вину, понял, что совершил ошибку), и очень был рад, когда нашёлся знакомый, который его взял.

– Помилуйте, какой милый зверь! – восхищался он. – Дети будут рады.

Для них – это настоящий праздник. Право, какой милый.

(Мы уже знаем, что ждёт новых хозяев "милого зверя"? Вы обратили внимание: знакомый рассказчика повторяет его ошибку. Какую? Берёт для развлечения, чтобы порадовать детей, дикого зверя в дом.)

– Да, милый... – соглашался я.

Мы все вздохнули свободно, когда наконец избавились от этого милого зверя и когда весь дом пришёл в прежний порядок.

Но наше счастье продолжалось недолго (можно предположить почему?), потому что мой знакомый возвратил медвежонка на другой же день. Милый зверь накуролесил на новом месте ещё больше, чем у меня. (Накуролесил – то есть… набезобразничал. Что же он натворил? Вопрос ставим, но ответа от детей не требуем, это риторический вопрос.) Забрался в экипаж, заложенный (запряжённый) молодой лошадью, зарычал. Лошадь, конечно, бросилась стремглав и сломала экипаж.

Мы попробовали вернуть медвежонка на первое место, откуда его принёс мой кучер, но там отказались принять его наотрез. (Наотрез – то есть… не соглашались ни в какую. Догадались, почему Медведко попал к нашему рассказчику?)

– Что же мы будем с ним делать? – взмолился я, обращаясь к кучеру. – Я готов даже заплатить, только бы избавиться.

На наше счастье, нашёлся какой-то охотник, который взял его с удовольствием.


Рабочий лист № 4


Фамилия, имя____________________________

………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

 


Фамилия, имя____________________________

………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..


Фамилия, имя____________________________

………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..


Фамилия, имя____________________________

………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

 


Материалы комплексной публикации:

Еще статьи...

  1. Ламыкина Вера Борисовна. Рекомендации по использованию конспекта урока литературного чтения в 3-м классе "У каждого – своё место в природе"
  2. Смирнова Елена Валерьевна. Современный урок в начальной школе
  3. Смирнова Елена Валерьевна. Конспект урока по предмету “Окружающий мир” во 2 классе
  4. Смирнова Елена Валерьевна. Презентация к уроку по предмету "Окружающий мир" во 2 классе
  5. Смирнова Елена Валерьевна. Приложения к уроку по предмету "Окружающий мир" во 2 классе
  6. Смирнова Елена Валерьевна. Итоги урока по предмету “Окружающий мир” во 2 классе
  7. Сотникова Марина Юрьевна. Первые уроки “Окружающего мира”: Мир надо любить и знать
  8. Сотникова Марина Юрьевна. Урок по предмету “Окружающий мир” в 1-м классе
  9. Сотникова Марина Юрьевна. Приложение к уроку по предмету “Окружающий мир” в 1-м классе
  10. Сотникова Марина Юрьевна. Презентация к уроку по предмету “Окружающий мир” в 1-м классе

Дополнительная информация