Воробьева С.А. Смешанное обучение на уроках математики: использование инструментов цифровой платформы Учи.ру

Воробьева Светлана Александровна,
 учитель математики

Смешанное обучение на уроках математики: использование инструментов цифровой платформы Учи.ру

В современном мире IT-технологии вошли во все сферы жизни, в том числе и в образование. Объединение информационно-коммуникационных технологий и традиционного обучения дало развитие новым способам организации образовательного процесса: одним из таких примеров стало появление смешанного обучения, в основе которого лежит сочетание очного обучения с применением онлайн ресурсов.

Смешанное обучение (англ. "Blended Learning") – "образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн..." [1].

Излишне было бы подробно описывать саму технологию, чему посвящены многие книги и научно-популярные работы, которые находятся в открытом доступе для изучения. Но важно отметить, что смешанное обучение не противоречит образовательному стандарту, а наоборот выступает в качестве универсального средства реализации основных принципов ФГОС, при котором образовательный процесс становится более персонализированным, вариативным, мотивирующим ученика к самообразованию и способствующим развитию самоконтроля.

Различают базовые модели и более 40 модификаций, реализуемых в рамках смешанного обучения. Среди наиболее популярных базовых моделей различают Перевернутое обучение (flipped classroom), Ротацию станций (station rotation model), Ротацию лабораторий (lab rotation model), Гибкую модель (flexy model). См. подробно [2].

Остается вопрос: как из более сорока моделей выбрать подходящую? Поскольку использование онлайн ресурсов напрямую зависит от технической оснащенности учащегося, отсутствие интернета, к примеру, может стать существенной проблемой. Модель "ротация станций" в данном случае является наиболее понятной и приемлемой, поскольку обучение становится зонированным, но происходит в школе. Ротация станций (station rotation model) — модель, в которой ученики на уроке делятся обычно на три группы: группа онлайн-работы, работы с учителем и проектной деятельности, и в ходе урока перемещаются по всем трем [3]. Урок переформатируется: деятельность учащегося меняется от фронтальной работы с учителем к самостоятельной на готовой цифровой образовательной платформе, которая снимает с педагога нагрузку по созданию и организации собственного контента.

Освоить новый формат проведения уроков помогло участие в проекте "Цифровая школа от Учи.ру". Данный проект реализуется в 2020-2021 учебном году совместно с Комитетом по образованию Санкт-Петербурга [4].

Целью проекта является апробация современных форм обучения и внедрение модели цифровой образовательной среды, повышение успеваемости и интереса к изучению математики.

Учитель может проводить один урок в неделю с заявленным классом по предлагаемой методике с использованием компьютеров/планшетов.

"Цифровая школа от Учи.ру" предлагает:
1. Инновационный подход к классическому образовательному процессу;
2. Новый формат проведения урока, в рамках которого изучаются (отрабатываются, закрепляются) темы согласно календарно-тематическому планированию;
3. Современный, нестандартный, интерактивный инструмент для освоения базового курса школьной программы детьми разного уровня: для изучения новой темы, для закрепления пройденного материала, для отработки конкретной темы, для восполнения пробелов в знаниях, для подготовки к экзаменам.

Перед проведением цифрового урока по модели "Ротация станций" необходимо разделить класс на две группы (станции) (см. Рис.1)

image001

Платформа позволяет проводить все основные типы уроков по ФГОС. Для подготовки и проведения урока используется следующий функционал:

  • Карточки базового курса программы по индивидуальной траектории с использованием кнопки "Начать урок", которая снимает ежедневные ограничения в 20 бесплатных карточек;

image002

  • Карточки базового курса с использованием сервиса "Создать задание из карточек";

image003

  • Карточки представляют собой интерактивные задания, количество заданий и процесс выполнения отмечается передвигающимися "бусинами" в верхней части.

image004

  • Сервис "Создать проверочную работу" (набор готовых проверочных работ / конструктор собственной проверочной работы из банка заданий). Дает возможность создания работ для разных групп / индивидуальные работы для каждого при необходимости. Система генерирует для каждого ученика уникальный вариант.

image005

Также урок можно разнообразить включением олимпиадных заданий или заданий на подготовку к ВПР.

image006

Все задания, которых в банке платформы более 150000, разработаны профессиональными методистами, с учётом возрастных особенностей и образовательных потребностей учащихся.

На платформе можно отслеживать статистику и успеваемость каждого ученика, что дает возможность своевременного устранения пробелов в знаниях, выстраивать урок с разноуровневыми учениками, выдавать индивидуальные домашние задания для отработки материала вызывающего у ученика затруднения.

image007

В конце урока можно вывести статистику по конкретному заданию на экран, провести рефлексию и выставить отметки.

image008

Занятия в данном формате проводятся по субботам первым уроком в 8.30 (в связи с угрозой распространения COVID-19). Несмотря на раннее время дети активны, с удовольствием выполняют задания, работая за ноутбуками, которые обладают расширенным функционалом: сенсорный экран, стилус, что в совокупности дает возможность провести интересный, комфортный и продуктивный урок. Проведение традиционного урока в таких условиях, напротив, имело бы низкую результативность.

К особенностям проведения цифрового урока на платформе Учи.ру можно отнести удобство реализации формата урока по модели "Ротация станций", можно воспользоваться Сценариями уроков, разработанными командой проекта. Работа "станции" реализуется полностью по усмотрению учителя. Фронтальная работа с группой 1 и группой 2 в рамках одного урока может не совпадать. Например, если группы разделены по уровню знаний, то с одной группой учитель может разбирать олимпиадные задания, а с другой повторять материал, который вызвал сложности. Состав групп от урока к уроку может меняться в зависимости от педагогической задачи. Время работы каждой станции можно изменять при сохранении общего принципа урока.

Применение на уроках математики смешанного обучения и использование инструментов цифровой платформы "Учи.ру" имеет ряд преимуществ: позволяет проводить уроки на новом уровне, повышает уровень комфорта обучения создание ситуации успеха, повышает мотивацию и уверенность в себе у учащихся, развитию познавательного интереса и, как следствие, повышению качества знаний учащихся. Однако, можно выделить и недостатки: применение только в условиях технической возможности (наличие компьютерного или мобильного класса, стабильный доступ к сети Интернет) и наличие учебной программы / разработанных заданий / карточек только по алгебре. В будущем хотелось бы увидеть программу по геометрии и в следующем учебном году продолжить работу с использованием данной модели обучения.

Литература и источники

[1]. Смешанное обучение // Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. 2016. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: http://imc-yal72.ru/images/1_3.pdf
[2] Модели смешанного обучения // Центр смешанного обучения. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: http://blendedlearning.pro/blended_learning_models/
[3] Модель "Ротация станций" // Центр смешанного обучения. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: http://blendedlearning.pro/blended_learning_models/station-rotation/
[4] В Петербурге продолжат реализацию проекта "Цифровая школа Учи.ру" // Центр регионального и международного сотрудничества. [Электронный ресурс] Дата доступа 04.04.2021. URL: https://centercoop.ru/press-tsentr/novosti/v-peterburge-prodolzhat-realizatsiyu-proekta-tsifrovaya-shkola-uchi-ru/

 


Ссылка для цитирования:

Воробьева С.А. Смешанное обучение на уроках математики: использование инструментов цифровой платформы Учи.ру // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vorobeva-s-a-smeshannoe-obuchenie-na-urokakh-matematiki-ispolzovanie-instrumentov-tsifrovoj-platformy-uchi-ru

 

Дополнительная информация