Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе

Аннотация

fruits-vyp6

В шестом выпуске альманаха "Метод проектов:  современная педагогическая технология в современной школе" (6/2018) педагоги школы делятся своим опытом в области организации проектной деятельности школьников.

Выпуск, как и предыдущие, состоит из статей, публицистических эссе, авторских методик, кейс-технологий и моделей, содержащих иллюстративные и фотографические материалы, мультимедийные репортажи.

Выпуск включает 3 раздела:

Раздел 1. Управление и технологии

Раздел 2. Лучшие практики школы

Раздел 3. Работа с социальными партнерами

В подготовке выпуска приняли участие 15 педагогов школы - учителя начальных классов и учителя-предметники, совмещающие работу учителя с работой классного руководителя, педагоги школьной службы сопровождения, эксперты и представители администрации.

Основной материал сопровождают помещенные в конце выпуска

  • Методическая база выпуска
  • Сведения об авторах
  • Содержание

Зарегистрированным пользователям открыта возможность оставить отзыв в комментариях к соответствующему материалу.


 

Ссылка для цитирования:


Аннотация //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vypusk-6-2018-annotacija

Вместо предисловия. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе

Вместо предисловия. Метод проектов:  современная педагогическая технология в современной школе

Проектная и учебно-исследовательская деятельность  обучающихся - это новая система учебных ситуаций, расширяющая классно-урочную традицию за счет новых способов достижения образовательных результатов школьников.

Организация такой работы требует от педагогов понимания новой парадигмы требований к профессиональной деятельности и новых компетенций.  «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» [1]. Поэтому так важна работа по осознанию и интеграции в деятельность принципов метода проектов, широкое использование которого  педагогом не только предполагается как современная компетенция в комплексе ориентированных на будущее инновационных педагогических технологий, но и создает для школьника среду обучения, максимально учитывающую его образовательные  интересы сейчас и в будущем, позволяющую раскрыть творческий и исследовательский потенциал, приучающую к систематической и плановой работе, способствующей формированию навыков корректного и целесообразного делового общения.

Метод проектов, как и многие другие современные педагогические технологии, нацелен на будущее, на формирование у школьников “навыков XXI века”,  таких, как:

  • Комплексное решение проблем [Complex problem solving];

  • Критическое мышление [Critical thinking];

  • Креативность [Creativity ];

  • Умение управлять людьми [People management];

  • Взаимодействие с людьми [Coordinating with others];

  • Эмоциональный интеллект [Emotional intelligence];

  • Формирование собственного мнения и принятие решений [Judgment and decision-making];

  • Клиентоориентированность [Service orientation];

  • Умение вести переговоры [Negotiation];

  • Гибкость ума [Cognitive flexibility]  [2].

В процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности и учитель, и школьники обращаются не только к объекту исследования или разработки в рамках учебного предмета - чтобы достичь результата, они ведут поиск и оценку информации, взаимодействуют, планируют, меняют тактики действий,  придумывают, тем самым происходит то, что называется формированием гибких (часто “мягких” [англ. - soft]) навыков. Именно развитие таких “неспециализированных надпрофессиональных” навыков [3] действительно необходимо школьнику сейчас, чтобы обеспечить в будущем его успешную профессиональную деятельность в избранной области, гибкость в смене профессиональной парадигмы навыков, установку на обучение в течение всей жизни, способность к анализу и творчеству.

Планируя настоящий выпуск, мы исходили из того, что многое в методе проектов применяется педагогами школы давно и успешно. У школы с углубленным изучением немецкого языка есть собственный опыт (см. подробнее в материалах настоящего выпуска), а также значительный опыт международных билингвальных исследовательских проектов (познакомиться с ним можно, например,  в Виртуальном Выставочном Зале “Диалог культур” [4]).

Одним из наиболее существенных преимуществ метода проектов является то, что в процессе деятельности развивается "способность мыслить проективно": этот навык представляет собой умение ставить цели и планировать процесс их достижения от начального до финального этапа,  способность организовывать для достижения необходимого результата материальные и социальные ресурсы, эффективно управлять временем. [5]

При интеграции метода проектов в весь учебный процесс, на всех ступенях обучения в школе обнаруживается целый ряд проблем и вопросов, которые требуют более пристального внимания. Это определило структуру выпуска и характер материалов. Выпуск включает 3 раздела:

Раздел 1.  Управление и технологии

Раздел 2.  Лучшие практики школы

Раздел 3.  Работа с социальными партнерами

В настоящем выпуске своим практическим опытом и размышлениями  делятся педагоги школы, успешно работающие по методу проектов. Мы надеемся, что эти материалы будут полезны для коллег, только приступающих к такого рода деятельности, и интересны педагогическому сообществу.

Сидоренко Ирина Александровна,
ответственный редактор выпуска


[1]  Волков А.Е., Реморенко И.М., Кузьминов Я.И., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И., Андрущак Г.В., Юдкевич М.М. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. 39 с.   [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/221/800/1228/education-2020.pdf

[2] Краузе Светлана. Необходимые навыки 21 века. Дата обращения 04.04.2018. [Электронный ресурс]   URL: http://krauzesa.com/blog/obuchenie/neobkhodimye-navyki-21-veka/

[3] Васильев Владимир. Soft skills: гибкость, а не мягкость. 11 сентября 2017. [Электронный ресурс]   URL: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost

[4] Виртуальный выставочный зал "Диалог культур". Сайт международных культурно-исторических и страноведческих билингвальных проектов школы  [Электронный ресурс] URL: http://vystavki.schule72spb.ru/

 [5] Навыки человека XXI века.[Электронный ресурс]   URL: https://4brain.ru/blog/%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-xxi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/


Ссылка для цитирования:

Предисловие к выпуску “Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе”. Ответственный редактор выпуска Сидоренко И.А. //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-metod-proektov-sovremennaya-pedagogicheskaya-tekhnologiya-v-sovremennoj-shkole

Стрешинская Инна Васильевна. Организация методической работы по теме проектная и учебно-исследовательская деятельность в школе. Как научить учителя.

Стрешинская Инна Васильевна,
директор школы

Организация методической работы по теме проектная и учебно-исследовательская деятельность в школе. Как научить учителя.   

Аннотация

Внедрение инновационных педагогических технологий в школе - задача, требующая квалификационной подготовки и организационных усилий. Опираясь на собственный позитивный опыт и лучшие практики  инновационных педагогов, школа стремится к интеграции метода проектов в обычную практику образовательной деятельности, осознавая необходимость адекватных организационных усилий и управленческих решений, внутрифирменного повышения квалификации педагогов.

Актуальность задачи определяется  внешними рамками, задаваемыми векторами развития российской системы образования, и внутренними потребностями образовательного учреждения в  системном подходе при организации этой работы в школе, в создании опорной теоретической и методической базы в помощь педагогам.

Среди требований, которые Федеральный государственный стандарт устанавливает к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися,  неотъемлемыми являются мотивация к целенаправленной познавательной деятельности, организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, умение применять полученные в рамках учебного процесса новые знания в учебно-проектных и социально-проектных ситуациях.

В школе накоплен довольно большой опыт работы в области организации проектной деятельности, в первую очередь, на уроках иностранных языков.  Реализуя программы международного сотрудничества со школами партнерами из Федеративной Республики Германия мы занимались языковыми обменами, билингвальными культурно-историческими  и страноведческими проектами. Результаты деятельности школы в данном направлении представлены на страницах ВВЗ “Диалог культур” и на сетевом проекте “Живая школа”.

В школе всегда есть педагоги, кто не только открыт инновациям и идет в ногу со временем, но кто и сам приносит новые идеи. Так в 2011/2012 в практику работы учителей школы вошел Общероссийский проект “Школа цифрового века”. Педагогический коллектив получил возможность использовать в своей работе современные информационные технологии и цифровые предметно-методические материалы, представленные в рамках проекта. В 2015/2016 оргкомитет отметил  школу Грамотой за качественную организацию работы по участию в проекте.

В 2015-2016 учебном году школа сотрудничала с Балтийской Экологической Экспедицией и партнерами, одним из которых является ГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга» в сфере научно-исследовательской работы учителей и учеников. На V научно-практической конференции «Проектная деятельность учителя и ученика по исследованию особо охраняемых природных территорий (ООПТ)  и родного края» в рамках Межрегионального проекта дистанционного экологического просвещения с докладами выступали учителя школы Силкина Ольга Павловна, учитель истории, Кулакова Наталия Вячеславовна, Сидоренко Ирина Александровна учителя биологии. В рамках межрегионального экологического проекта «Знай и люби свой край» осуществлены следующие проекты:

«Летучие мыши – наши помощники?!» Проект предусматривал производство домика для летучих мышей  (со строгим соблюдением технологии строительства), подготовку выступления и презентации об особенностях летучих мышей, их образе жизни на IV Межрегиональной конференции, косвенное участие в акции по спасению численности этих животных. Индивидуальный проект, автор Сидоренко Даниил, ученик 6в класса (руководители проекта Сидоренко И.А., Кулакова Н.В.)

«Весенний учет амфибий ООПТ «Петровский пруд». Во время работы над проектом был осуществлен выезд на территорию ООПТ «Петровский пруд», проведено исследование, обработка результатов, представление и защита стендового доклада на V Межрегиональной конференции. Проект реализован командой обучающихся на внеурочных занятиях «Зелёная лаборатория» (руководитель проекта Кулакова Н.В.)

Переход от единичных прецедентов, от анализа частного успешного опыта к последовательному использованию метода проектов,  состоялся в 2016-2017 учебном году. В 2016-2017 учебном году педагогический коллектив школы впервые реализовывал программу работы по методической теме «Исследовательская и проектная деятельность в школе». Доля учителей, применяющих исследовательские и проектные технологии в 2016-2017 учебном году составила 41%.

В рамках программы были подготовлены и проведены 3 практических семинара и  итоговая конференция – презентация работ.

В октябре 2016 года прошел семинар-практикум «Организация исследовательской деятельности в школе», подготовленный педагогами школы Кулаковой Н.В., Силкиной О.П. На семинаре обсуждались характеристики учебных проектов, основные этапы исследовательской работы, а также формы продуктов проектно-исследовательской деятельности (См. на портале “Инновации и традиции” материал семинара 18 октября 2018). 

В январе 2017 года  – на семинаре «Педагогическое проектирование учебно-исследовательской деятельности» педагоги школы  исследовались следующие аспекты организации работы по методу проектов:

См.  также подготовленный к семинару “Обзор подходов к критериальному  оцениванию проектов учащихся”

В феврале 2017 года  был проведен семинар  «Формы организации учебного исследования». Практическая часть семинара прошла в виде знакомства с основными формами исследовательской работы и была представлена в виде 4 мастер-классов:

  • Мотивация как первый этап проектно-исследовательской деятельности (С.Н. Ульяновская);

  • Проектная деятельность в начальной школе (Е.Г. Белоусько);

  • Проектно-исследовательская деятельность в средней школе (К.Ю. Сухова);

  • Семейные проекты (Н.В. Кулакова).

(См. подробнее в отчетном  материале семинара на портале ИиТ). 

В процессе этой работы нам удалось привлечь внимание педагогов к внедрению в школу метода проектов и технологии учебно-исследовательской деятельности. Появилось группа учителей,  для кого это стало внутренней потребностью.

Совместно со своими учениками они организуют работу в данном направлении и участвуют в различных  конкурсах и конференциях.  Так, например,  20 октября 2017 года на базе ДДТ прошел конкурс исследовательских  проектов учащихся 5-11 классов ОУ Калининского района «Современный взгляд на вопросы экологии» По результатам конкурса, опубликованным на сайте Дома детского творчества Калининского района Санкт-Петербурга, ученица 10а Иванова  Вера с проектом “Использование ветроэнергетики для повышения энергетической эффективности в школе” заняла 3 место (научный руководитель   Сухова Ксения Юлиановна, учитель физики).

На районном этапе конкурса исследовательских проектов «Современный взгляд на вопросы экологии» в рамках городской  экологической олимпиады СПб «Первый шаг»  1-е место заняла группа учеников 7-х классов с работой по теме “Исследование экологического состояния пришкольной территории” (научный  руководитель Сидоренко Ирина Александровна, учитель биологии).

В рамках экологического проекта “Наша чистая планета” ученики 5-х классов (руководитель Кулакова Наталия Вячеславовна) в 2014-2015 стали призерами конкурса, заняв 2 место, в 2016-2017 - 3 место.

Ученики 8б класса Максим Яковлев и  Михаил Новиков в 2016-2017 учебном году приняли участие в  районном конкурсе "Доблесть русского флота" с реферативно-исследовательской работой "Знаменитый ледокол России" (научный руководитель   Сухова Ксения Юлиановна, учитель физики).

В мае 2017 г. состоялась  итоговая конференция-презентация проектных и исследовательских работ учащихся  «Исследовательская деятельность в школе». Лучшие исследовательские работы были представлены учащимися 1-10-х классов.  

Учителя со своими учениками представили примеры проектов и исследовательских работ. Работы оценивались по критериальной системе (См. Шаблон для критериального оценивания), каждый проект был проанализирован и даны рекомендации по доработке.

В 2017-2018  учебном году ряд учителей включился в городской творческий проект школьников «Литературный багаж», организованный совместно с академией постдипломного педагогического образования и музеями Санкт-Петербурга. Это  Силкина Ольга Павловна (6а), Кулябина Светлана Игоревна (5б), Волкова Марина Александровна (4б), Русакова Лариса Львовна (11а), Ильяшевская Галина Ивановна (ГПД). Проект направлен на создание условий для развития читательских компетенций  учащихся 1-11-х классов, на формирование опыта постижения детьми смыслов литературных произведений в процессе исследования предметного мира литературы в музейных коллекциях. Итогом конкурса будут являться передвижные выставки творческих работ школьников, которые будут проводиться в музеях и образовательных организациях Санкт-Петербурга, на различных мероприятиях городского и районного уровня, посвященных чтению. Сборная 2-х классов под руководством Г.И.Ильяшевской, воспитателя группы продленного дня получила диплом первой степени за представленный проект  “Вот какой рассеянный с улицы Бассеянной” (С.Я.Маршак).

Что требуется для последовательного развития?

В современном информационном поле огромное количество методического материала по данной теме, с которым бывает сложно справиться педагогу и ученику. Поэтому требуется внутренний, локальный документ образовательного учреждения, определяющий процедуры и формы организации и оценивания проектной и учебно-исследовательской  деятельности, регламентирующий рассматриваемую технологию на всех этапах.

Исходя из опыта и недостатков применения проектного метода в школе, уточнению и закреплению в виде локального акта, на наш взгляд, подлежат следующие аспекты организации проектной и учебно-исследовательской деятельности:

  • Характер взаимодействия участников проектной и учебно-исследовательской деятельности, педагогов и обучающихся;

  • Содержательная структурированность и этапность  деятельности проектной команды;

  • Принципы формирующего и итогового оценивания;

  • Выраженная результативность;

  • Цифровая и сетевая составляющая инструментов проекта.  

В проблемном контексте  об этом пишут авторы в материалах этого выпуска.  

В результате совместных усилий педагогов школы и администрации в 2018-2019 готовится новый локальный акт, учитывающий существующие практики и  специфику применения метода проектов в школе и определяющий организацию такого рода учебной деятельности в последующие годы. Первые шаги школой сделаны в правильном направлении. В 2018-2019 учебном году по федеральному государственному образовательному стандарту в школе будет обучаться все начальная школа и 5-8 классы основной школы.

Внедрение в практику работы педагогов проектной и учебно-исследовательской деятельности - это не просто необходимость, это уже объективная реальность современной школы. Данная технология помогает ученикам самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, что позволяет гораздо более эффективно подготовить их к дальнейшей учебе, к профессиональной деятельности, к жизни в современном мире.


Ссылка для цитирования:


Стрешинская И.В. Организация методической работы по теме проектная и учебно-исследовательская деятельность в школе. Как научить учителя //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/streshinskaya-inna-vasilevna-organizatsiya-metodicheskoj-raboty-po-teme-proektnaya-i-uchebno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-shkole-kak-nauchit-uchitelya


 

Сидоренко Ирина Александровна, Сотникова Алла Леонидовна. Метод проектов в школе: новая роль учителя, технологии, нормы, оценивание

Сидоренко Ирина Александровна,
учитель биологии,
заведующая ОДОД,
Сотникова Алла Леонидовна,
методист

 

Метод проектов в  школе: новая роль учителя, технологии, нормы, оценивание

 

Аннотация

Проектная и учебно-исследовательская деятельность требует пристального внимания к её организации, методикам планирования и мониторинга деятельности и, конечно, оцениванию. Актуальной задачей является разработка методик организации и педагогического сопровождения проектной деятельности, критериев оценивания в процессе всей проектной и учебно-исследовательской деятельности с учетом особенностей предметных областей с разными доминирующими видами деятельности в проектах, а также  форм представления результатов проектов. 

Проектная и учебно-исследовательская деятельность, являясь неотъемлемой составляющей современного образования, требует всё более пристального внимания к её организации, методикам планирования и мониторинга деятельности и, конечно, оцениванию. Несмотря на обширный международный и российский опыт в области проектной деятельности по-прежнему актуальной задачей, на наш взгляд, является разработка методик организации и критериев оценивания в процессе всей проектной и учебно-исследовательской деятельности, учитывающая многие аспекты данной образовательной технологии и адаптированная для конкретной школы с учетом дифференцированных факторов. Это и этапы, и возрастные группы учащихся, выполняющих проекты, и особенности предметных областей (математика или литература, биология или иностранный язык и пр.) с разными доминирующими видами деятельности в проектах, и формы представления результатов проектов (мультимедиа или стендовый плакат, печатное издание и пр.). Сущностные различия в объектах и методах исследований  также определяют диапазон критериев, применяемых при мониторинге индивидуальной успешности и командной результативности, при формирующем оценивании участников.

Историческая справка

Метод проектов, попытка внедрения которого  как инновационного в настоящий момент происходит в массовой школе, имеет в России непростую историю.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Уже при советской власти, вплоть до конца 20-х годов, эти идеи  довольно широко внедрялись в школу, но постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был официально запрещен.  

Вновь о методе проектов речь зашла в российском образовании в 1980-е. Во многих  странах данный метод нашел широкое распространение и приобрел большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающее действительности в совместной деятельности школьников. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями [1]. 

Активная работа по адаптации международных моделей и практик метода проектов к российской образовательной системе  велась в российском педагогическом сообществе в 2003-2014 годах в рамках программы “Обучение для будущего”. Часть материалов безвозвратно утрачена в связи с прекращением в июне 2017 года поддержки сетевого проекта Образовательная галактика INTEL и удалением всех материалов. Часть материалов того периода сохранилась на ресурсах программы Intel “Обучение для будущего” (iteach.ru) и  Letopisi.Ru — «Время вернуться домой» (letopisi.org). Программа завершена, но чрезвычайно ценные учебные материалы сохранились на портале ИНТУИТ в виде бесплатного курса “Обучение для будущего” Курс Intel "Обучение для будущего".

Проект или не проект?

При управленческом и конструкторском подходе к проектной деятельности наиболее существенно то, что проект всегда создает что-то новое. В результате проектной деятельности появляется социально востребованный материальный или интеллектуальный результат. Результат  проекта может быть запланированным и незапланированным, включающим побочные результаты, личные результаты участников.

Учебный проект носит имитационный характер и его характеризуют искусственная образовательная среда и отсутствие реального заказчика. Результат оценивается экспертами и преподавателями. Порождение продуктового результата в нем  не гарантируется, а образовательные результаты планируются. Ценность такой деятельности заключается в тех образовательных результатах, которые были присвоены. Типы результатов делятся на фактические (продуктовые) -   новые знания, оформленные в статье, устройства или прототипы, художественные объекты, сложносоставные результаты (технологии, инновации) - и образовательные, заключающиеся во вхождении в контекст профессии, прикладных навыках и компетенциях, способах организации работы в проекте, ценностях. Продуктовый результат достигается  только в самом конце работы. Образовательный результат, напротив, меняется на каждом этапе проекта -  от определения темы проекта до защиты результатов перед экспертами. На каждом из этих этапов участники получают разный опыт.

Есть  проекты на стыке решения учебных (образовательных) задач и проблем реального мира с достижением продуктовых результатов. Но если  команда не движется по плану с выраженными промежуточными этапами в сторону достижения продуктового (даже имитационного) результата, а участники просто выполняют какие-то задания,  это нельзя считать проектом. Тем самым, любой проект характеризует выраженная результативность и “жизненный цикл”, который включает обязательные этапы. Так, в терминологии авторов онлайн-курса .”Как стать наставником проектов”, март-июнь 2018, ориентированном на технические, изобретательские проекты, жизненный цикл проекта составляют:

“1 этап: формулирование проблемы, в основе проблематизации - нехватка знаний, технологий, людей, ресурсов…

2 этап: определение цели, целесообразность, социальная значимость

3 этап: определение задач, планирование  работы и ресурсов

4 этап: работа в команде (прогресс, коммуникация с командой, руководителем, экспертами,  обучение)

5 этап: результат (испытание того, что получили; продукт, испытания, выводы)

6 этап: внедрение (защита, опыт использования)” [2]

Специфика долгосрочных проектов предполагает не только этапность, но и сочетание проектных и непроектных задач, обучающих эпизодов, выполнения заданий и  мини-проектов.

Наиболее существенные определения и рамки при педагогическом подходе к методу проектов содержатся в работах Е.С. Полат,  О.Н. Шиловой, Е.Н. Ястребцевой, А.В. Леонтович, Л.В.Рождественской, Б.Б.Ярмахова, Н.В.Андреевой, О.Ф.Брыксиной, Е.А.Пономаревой, М.Н.Сониной [3, 4, 5, 6, 7].

Так, метод проектов предполагает  совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Но не менее важной является и образовательная миссия проектной деятельности, а именно:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Такая деятельность готовит школьников к следующему этапу учебы, к образованию в течение всей жизни, формируя “основные умения XXI века”, такие как:

  •  ответственность и адаптируемость;
  •  коммуникативные умения;
  •  творческий потенциал и любознательность;
  •  критическое и системное мышление;
  •  информационные и мультимедийные умения;
  •  сотрудничество и взаимодействие;
  •  постановка и решение проблем;
  •  саморазвитие;
  •  социальная ответственность [8].

В нашем образовательном учреждении также ведётся активная работа в данном направлении. Так, начиная с  2016-2017 учебного года, в рамках методической темы школы, проходит работа по изучению теоретических и практических аспектов организации работы по методу проектов. Для педагогов  проведён цикл семинаров о методе проектов, об особенностях проектной и учебно-исследовательской деятельности, организована работа по реализации исследовательских монопроектов с учащимися и их защите на итоговой школьной конференции. См. подробнее в статье И.В.Стрешинской “Метод проектов в практике образовательной деятельности  школы. Как научить учителя.”     

Настоящая  статья – это рефлексивный ответ на возникшие в ходе обучения и  работы вопросы, сомнения, дефициты и лакуны. Среди наиболее сложных для осознания и внедрения и наименее проработанных аспектов следует отметить:

  • Характер взаимодействия участников проектной и учебно-исследовательской деятельности, педагогов и обучающихся.

  • Содержательная структурированность и этапность  деятельности проектной команды. Прозрачность, конечность и универсальность параметров и инструментов мониторинга деятельности проектной команды.

  • Выраженная результативность. Различение результата и продукта при организации и реализации проекта.

  • Принципы работы с информацией, этические и юридические нормы.

  • Целесообразное и соответствующее направлению и возрасту техническое обеспечение и сопровождение проектной деятельности (ИКТ и облачные технологии).

  • Дифференцированный подход к итоговому оцениванию продуктов проекта, к формированию критериальной базы с учетом возраста учащихся и типа проекта или исследования.   

Общее в подходах к  проектной и учебно-исследовательской  деятельности формализовано в локальных актах (положениях и программах), на основании которых многие российские школы уже осуществляют эту деятельность. Но существующие и используемые в разных школах положения, регламенты и программы учебно-исследовательской и проектной деятельности  успешно задают только самые общие рамки, в которых школа и педагоги могут найти первичную опору.

Для широкого использования метода проектов в школе требуется понятное руководство к действию, инструктивная документация, описывающая наиболее существенные организационно-структурные аспекты такого рода деятельности и учитывающие возрастную специфику участников и тематическую специфику областей знаний. Различия между проектными и учебно-исследовательскими задачами принципиально важны для корректной и дифференцированно целесообразной организации работы школьников по предметам естественно-научного, технического и гуманитарного направления. Для того, чтобы локальный акт не оставался формальным рамочным  документом, требуется его существенная доработка, детализация и расширение за счет практических приложений.

Тем самым в фокусе интереса оказываются взаимосвязанные аспекты, условно для краткости определяемые здесь как  Учитель,  Академическая честность, ИКТ и Оценивание.

Учитель

Проектная деятельность меняет характер взаимодействия участников, педагогов и обучающихся. Из “источника и проводника  знаний” педагог превращается в организатора познавательной деятельности. В разных работах он определяется как наставник, куратор, тьютор, фасилитатор. «... учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера»   – эта идея настолько популярна, а формулировка полюбилась настолько, что цитата в неизменном виде встречается в 72 000 источниках по результатам поиска Google.

Как координатор проекта педагог должен обладать определенными качествами:

  • иметь хорошие организаторские способности;
  • владеть навыками межкультурного общения;
  • уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;
  • активно сотрудничать в проектной деятельности;
  • обладать базисными навыками работы в сетях;
  • уметь работать с большими объемами информации;
  • владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

Обладая этими качествами учитель может стимулировать у школьников умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, готовность преодолевать трудности, освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской и проектной работы, инновационной деятельности, овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения, освоение новых социальных ролей, развитие навыков деловой коммуникации.

Это новая и особая роль, расширенный функционал и ответственность педагога. Действуя как “первый среди равных”, включаясь в активный процесс поиска и познания, педагог должен быть в состоянии помочь научиться даже тому,  чего он не знает сам. Тем самым, педагог выступает в двух ипостасях - координатора и консультанта проекта, с одной стороны, и непосредственного участника-исследователя, с другой.

Практической опорой для педагога - организатора проектной деятельности должны стать включенные в локальный акт разделы о задачах, обязанностях и ответственности руководителя проектной и учебно-исследовательской деятельности.  

Это задачи руководителя по достижению образовательных и продуктовых результатов, по управлению целенаправленной работой с соблюдением этических и юридических норм и использованием современных технологий и сетевых ресурсов.

Академическая честность. Соблюдение юридических и этических норм.

Соблюдение авторских прав при использовании различных материалов из любых известных источников, является необходимым условием работы специалистов, занимающихся подготовкой своих работ.  Современные информационные технологии позволяют быстро найти готовые работы разных авторов. Плагиат широко используется в школьной и студенческой среде, соблюдение юридических и этических норм при создании собственных работ еще не вошло в образовательную практику, поэтому требуется просветительская и образовательная работа как в среде педагогов, так и школьников.

Авторское право защищает все виды контента — тексты, фотографии, видео, графику, дизайн, карты и программы.  Наиболее часто в письменных работах встречаются:

Плагиат – умышленное присвоение авторства чужих идей или изобретений и публикация под своим именем чужого произведения, фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования. Плагиат может осуществляться в двух видах:  дословное изложение основного текста и парафраза – изложение чужого текста с заменой слов и выражений без изменения содержания заимствованного текста.

Заимствование – вставки части текста другого автора в свой собственный без внесения изменений в оригинал.

Некорректное цитирование – приведение выдержки из текста без указания автора и названия произведения или в объеме, не оправданном целью цитирования.

Несамостоятельное выполнение работы – цитирование в объеме, не оправданном целью цитирования, цитирование без проведения самостоятельного исследования. [9]

В начале работы над коллективными или индивидуальными проектами школьникам необходимо усвоить, что за незаконное использование произведений или их частей виновные лица несут ответственность, предусмотренную действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

И педагоги, и школьники должны знать о лицензиях на использование чужих материалов, владеть приемами корректного включения в работу чужих авторских текстовых материалов и графики, использовать средства проверки текстов на плагиат. 

Не менее важен второй аспект авторского права -  защита собственных прав, собственных продуктов от их неправомерного использования. Детство кончится, а привычка подписывать свои работы и защищать свои права останется.   

См. в качестве примера файлы, прикрепленные к настоящей статье:

  • О лицензиях Сreative Commons
  • Памятка по соблюдению авторских и смежных прав  
  • Памятка “Я автор-исследователь”  
  • Справка о соответствии работы юридическим и этическим нормам  

 

 ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии в организации проектной и исследовательской деятельности  не самоцель, а инструменты профессиональной педагогической деятельности. В основе этой деятельности лежат технологии педагогические - проектный метод, обучение в сотрудничестве, технология развития критического мышления, дискуссии. Другими словами, деятельность обучающихся организуется в том числе и средствами компьютерных и облачных технологий, реализация которых формирует устойчивую потребность в использовании ИКТ и интерес к познанию их образовательных и технологических возможностей.

Управляет разумным, целесообразным и продуктивным использованием ИКТ в организации деятельности школьников именно учитель. Именно он - от организационных задач и этапов, от тематической направленности проекта, возраста школьников - определяет состав и комбинацию ресурсов, рекомендуемых школьникам. Внешним для самого проекта и школьников, но не менее  важным остается аспект аналитической и рефлективной деятельности учителя, его ответственности за успех проекта, избираемых способов мониторинга и управления позитивной динамикой в достижении продуктовых и образовательных результатов. И здесь апробированным и эффективным инструментарием становятся программные ресурсы и облачные технологии, позволяющие создавать современную среду взаимодействия и управления,  визуализировать промежуточные результаты, проводить формирующее оценивание результатов и участников, оформлять результаты в презентабельные продукты.

Именно ИКТ позволяют выстроить систему мониторинга и  оценивания в ходе проектной деятельности и сделать её документированной, наглядной, прозрачной и обоснованной.  См. подробнее в настоящем выпуске в статье "Методика сопровождения проектной деятельности с использованием облачных технологий G-Suite для образования".

Оценивание

Принципиально следующее: при организации проектной и учебно-исследовательской деятельности оценивание  является сквозной деятельностью, а не просто эпизодом, завершающим этапом всего образовательного события.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

  • по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

  • по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений целей и конечного результата.

Функции оценивания:

  • стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;  

  • диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;  

  • проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу

  • формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;  

  • мощный мотив учебной деятельности учащихся;  

  • изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок. [10]

Для наиболее эффективного оценивания в проекте и мотивации обучающихся на добросовестное и заинтересованное обучение очень важно постоянно контролировать, что они изучают и как они учатся, каков их прогресс в приращении знаний, в чем они нуждаются.

В  проектную деятельность  оценивание закладывается изначально. Оценивание при изучении тем с помощью метода проектов должно быть спланировано таким образом, чтобы:

  • использовались различные стратегии оценивания;
  • оценивание проводилось в ходе всей продолжительности проекта;
  • оценивалось решение наиболее важных результатов проекта;
  • ученики вовлекались в процесс оценивания.

Этапы, объекты, стратегии и инструменты формирующего и итогового оценивания  - это особенно важный и особенно сложный аспект работы по методу проектов. 

До начала проектной деятельности следует оценить знания,  потребности и интересы учеников. Только так можно будет “перевести цели в измеряемый учебный результат, определить необходимый уровень их достижения, отобрать техники оценивания, выбрать и реализовать соответствующие методы обучения, провести итоговое оценивание и определить, достигнуты ли планируемые результаты.

В процессе работы над проектом необходимо проводить формирующее оценивание, чтобы

  • поощрить саморегуляцию и сотрудничество; 
  • осуществлять мониторинг прогресса; 
  • проверить понимание и поощрить метапознание.  

На завершающем этапе работы обобщающее (суммирующее, итоговое)  оценивание призвано подвести итог понимания и навыкам [11].

Выработка критериев итоговой оценки также зависит от того, что помещается в фокус при работе по методу проектов -  продуктовый или образовательный результаты, внешняя результативность или личностное развитие и формирование навыков командной работы.

При подготовке оценочных материалов использованы материалы программы и курса Intel “Обучение для будущего”, работы Москвитиной Т.Е.  “Основы проектной деятельности обучающихся. Методические рекомендации”, Нагель О.И. “О критериях оценки проектной деятельности учащихся”, онлайн-курса “Как стать наставником проектов”, онлайн-курса “Современные образовательные технологии: новые медиа в классе”, учебников, постов и шаблонов Л.В. Рождественской.  Особую ценность представляют разработки К.Р. Круподеровой, Е.П. Круподеровой, исследования, учебники, сетевые мастер-классы и дистанционные курсы О.Ф.Брыксиной, посвященные смешанному обучению и использованию ИКТ в педагогической практике, а также дистанционный курс О.Ф. Брыксиной и Е.А. Пономаревой “Критериальное оценивание образовательных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС”.  

В 2017-2018 учебном году использовались, например, "Критерии оценки продукта  проектной и учебно-исследовательской деятельности"  и "Критерии оценки  публичной защиты проектной и учебно-исследовательской деятельности". См. файлы, прикрепленные к статье.   

Методический комплект по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности

В результате аналитического обзора имеющихся на сегодняшний день материалов о методе проекта, подробного критического изучения собственного опыта, мы пришли к необходимости создания  “Методического комплекта по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности” для повышения эффективности работы по методу проектов.

В системе ИОС школы № 72  “Методический комплект по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности” - это доступная всем сотрудникам школы папка на диске доменного аккаунта школы, содержащая теоретический и методический минимум по разным аспектам организации работы по методу проектов, опорные, инструктивные материалы, памятки, шаблоны для копирования. Папка содержит документы и подпапки, соответствующие содержательным разделам. Ориентировочная структура массива (здесь только примерная структыра разделов и документов):

Папка "Нормативные документы, локальные акты"

  • Положение, Приказы

Папка "Теория и методика проектной деятельности"

  • Методическая база проектной и учебно-исследовательской деятельности

Папка "Организационные материалы"

  • Шаблон "Паспорта проекта" 
  • Шаблон "Портфолио проекта"  

Папка "Памятки и рекомендации"

  • Памятка по организации  работы по проекту в школе
  • Требования к оформлению письменной работы  
  • Правила оформления ссылок на цитируемые источники  

Папка "Рабочие листы и прототипы"

  • Макет для "мозгового штурма" - google рисунки
  • Макет для самопрезентации - google презентация
  • Макет Дневника проекта (индивидуальный)
  • Макет Дневника проекта (групповой)

Папка "Шаблоны для копирования"

Папка "Оценивание и рефлексия"

  • Листы оценивания

Папка "Юридические и этические нормы"

  • Согласие родителя (законного представителя) ребенка на использование фото- и видеоматериалов в работе учителя (классного руководителя) и публикации в Интернет  
  • Разрешение родителя (законного представителя) ребенка на публикацию творческих и исследовательских работ  
  • Анкета для родителей о согласии и формах участия в проектной и учебно-исследовательской деятельности (опрос/форма)
  • О лицензиях Сreative Commons
  • Памятка по соблюдению авторских и смежных прав  
  • Памятка “Я автор-исследователь”  
  • Справка о соответствии работы юридическим и этическим нормам  

Папка "ИКТ: облачные и  сетевые технологии"

Папка "Сервисы Google"

 

  • Папка "Инструкции"
  • Папка "Примеры"

Папка "Сервисы web 2.0. Инструкции и примеры"

  • Список сервисов и примеров  (таблица)
  • Список сервисов для публикации продукта   (документ)
  • Папка "Инструкции"
  • Папка "Примеры"

Папка "Продуктовые результаты"

  • Рекомендации по оформлению продукта проекта в виде сайта
  • Рекомендации по оформлению продукта проекта в виде инфографики / интерактивной инфографики
  • Рекомендации по оформлению продукта проекта в виде сетевой выставки
  • Рекомендации по созданию  и критерии оценки презентации для публичной защиты

Папка "Архив лучших проектов"

Так интеграция метода проектов в учебную деятельность школы становится реальностью. Обеспеченность педагогов опорными и инструктивными материалами позволит добиться более осознанного и квалифицированного подхода к организации проектной деятельности, стимулировать творчество и любознательность школьников, не упуская возможности скорректировать их интуитивные действия в области работы с информацией и деловой коммуникации, иными словами -  научить мыслить проективно, работать целесообразно и технологично, выходить на индивидуально и социально значимый результат.

 


Литература 

[1] Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание для обучения. Практическое руководство для учителей. 2009. [Электронный ресурс] URL: https://docs.google.com/open?id=0BzFJ0ooxRzffNjU2Y2ZkZWUtNzEzZi00MDg3LTg2ZTItOTZkNmZiZWI0NWJi
[2] Как стать наставником проектов. Онлайн-курс. Март-июнь 2018. [Электронный ресурс] URL: http://project.lektorium.tv/tutor
[3] Полат Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] URL: https://www.intuit.ru/EDI/12_08_14_3/1407852794-22209/tutorial/166/objects/2/files/m01_discussions_project_method.rtf
[4] Шилова О.Н. Лебедева М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel®«Обучение для будущего» / О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред.: Е. Н.Ястребцева. – М: Интуит.ру, 2006. – 144 с. [Электронный ресурс] URL: http://docplayer.ru/31615866-O-n-shilova-m-b-lebedeva.html#show_full_text
[5] Леонтович А.В. Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. Москва. 2003. [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://www.intuit.ru/EDI/12_08_14_3/1407852794-22209/tutorial/166/objects/2/files/metod_karta_leontovich_posobie.doc
[6] Андреева Н. В., Рождественская Л. В., Ярмахов Б. Б. Шаг школы в смешанное обучение. 2016. [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/drive/folders/0ByNg9Ix4LVZiXzVuTTlXcnB1RW8
[7] Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. ИКТ в образовании. — М.: ИНФРА, 2017 внутренняя библиотека https://drive.google.com/file/d/1hP0aFWQmHb86K4Gzab-7ETGaxctH5qYe/view?usp=sharing
[8] Цит. по Шилова О.Н. Лебедева М.Б. Как разработать эффективный учебно-методический пакет средствами информационных технологий: Методическая лаборатория программы Intel®«Обучение для будущего» / О. Н. Шилова, М. Б. Лебедева; под ред.: Е. Н.Ястребцева. – М: Интуит.ру, 2006. – 144 с. [Электронный ресурс] URL: http://docplayer.ru/31615866-O-n-shilova-m-b-lebedeva.html#show_full_text
[9] Авторское право в интернете. Памятка [Электронный ресурс] URL:  https://www.uplab.ru/blog/copyright-on-the-internet/
[10] По материалам Учебная задача как элемент ИОС. Петрова О. Последнее обновление 2014 г. [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/uzadacha/)
[11] (По материалам ВикиИРО “Система оценивания в проекте”. Автор не указан, но, с большой вероятностью, использованы материалы О.Ф.Брыксиной. Система оценивания в проекте. Автор не указан. Предположительно О.Ф.Брыксина. // ВикиИРО. Интернет-площадка для работников образования Ярославской области.http://wiki.iro.yar.ru/index.php/Система_оценивания_в_проекте


 

Ссылка для цитирования:

Сидоренко И.А., Сотникова А.Л.  Метод проектов в  школе:   новая роль учителя, технологии, нормы, оценивание //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов:  современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sidorenko-irina-aleksandrovna-sotnikova-alla-leonidovna-metod-proektov-v-shkole-novaya-rol-uchitelya-tekhnologii-normy-otsenivanie

 

Жуковский Алексей Олегович, Сотникова Алла Леонидовна. Методика сопровождения проектной деятельности с использованием облачных технологий G-Suite для образования

Жуковский Алексей Олегович,
учитель информатики,
Сотникова Алла Леонидовна,
методист

Методика сопровождения проектной деятельности с использованием комплекса технологий G-Suite для образования

Аннотация

В статье рассматриваются возможность и варианты использования облачных технологий, сервисов и служб G-Suite  для организации проектной деятельности учащихся. Комбинация ресурсов пакета облачных сервисов Google для образования  позволяет усилить системный и технологически выраженный подход к организации учебно-проектной деятельности в школе.

 

Проектная и учебно-исследовательская деятельность относится к  современным педагогическим технологиям, которая всё более активно используется в образовательном процессе. Важно отметить, что проектная деятельность является своеобразным познавательным путём, ход которого мы можем сделать технологичным, интересным и эффективным, используя ИКТ, сетевые и облачные технологии, в том числе комплексы ресурсов  G-Suite от компании Google. При этом мы удовлетворяем потребности участников (педагогов и учащихся) проекта в использовании информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации проекта по любой учебной дисциплине.

Комплекс ресурсов G-Suite для образования позволяет в полной мере поддержать реализацию каждого этапа проекта. Также привлекательна возможность творческого подхода в использовании приложений G-Suite.

О набирающем популярность использовании облачных технологий Google в образовательном процессе свидетельствует появление учебных пособий и монографий, авторских учительских сайтов,  материалов в учительских блогах и профессиональных сообществах.

Наиболее значительными являются работы Ярмахова Б.Б., Рождественской Л.В., Брыксиной О.Ф., Пономаревой Е.А., Сониной М.А. Своим опытом делятся школы, построившие ИОС на основе облачных технологий комплекса Google-Suite (до 2016 года - Google Apps) для образования.

Из наиболее полезных работ, посвященных возможностям использования сервисов и служб Google в образовательной практике в соответствии с требованиями ФГОС, следует отметить работы, содержащие практические рекомендации: 

В работах Л.В.Рождественской, в том числе “Возможности Google Apps - информационно-образовательной среды школы”,  акцент делается на том,  как сетевые сервисы меняют школу, как инновации влияют на школьную культуру, приводятся примеры “внедрения инноваций” (кейсы, примеры учебных ситуаций), схемы планирования инноваций и  изменений в образовательном процессе, содержится описание возможных сложностей. 

На портале EDUNEO, посвященном инновационным технологиям в образовании, в разделах Технологии и УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ, содержится подробное описание сервисов Google и иных сетевых сервисов для организации совместной поисково-исследовательской деятельности, совместного редактирования документов, повышения эффективности учебного процесса.

При организации проектной работы рекомендуется воспользоваться справочной системой Google (G Suite Центр обучения), в которой описаны приемы использования сервисов и комбинации ресурсов.

В контексте этого выпуска, посвященного проектной и учебно-исследовательской деятельности, особый интерес представляет материал  “10 примеров использования G Suite при управлении проектами”. Он доступен в справочной системе G Suite Центр обучения, через фильтр “G Suite на практике - По отделам”.  

Ссылки на дополнительные материалы можно найти также  на сайте “Хроники внедрения G-Suite в школе 72 Санкт-Петербурга” в разделе Источники и рекомендации для самостоятельного обучения” и в  сообществе школы “Повышаем квалификацию в области ИКТ”, которое создавалось как коллекция инновационных практик и где собраны ссылки на наиболее значительные материалы в этой области.

Собственный опыт школы

С 2008 года школа начала свой 10-летний путь  в цифровое общество. На первом этапе в фокусе были информационные ресурсы школы, первый школьный сайт. На 2-ом этапе,  в 2012-2015 годах, в школе велась комплексная работа по теме ОЭР “Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как  инструмент формирования инновационной культуры”.

В материалах собственных научно-методических конференций можно проследить, как постепенно  педагоги начинают использовать в работе ресурсыGoogle, Skype, сервисы LearningApps, Examtime.com, Popplet.com, Prezi для создания электронных материалов и заданий для учеников. См. материалы школьных конференций 2012-2014: 

На 3-ем  этапе - 2015-2018 – происходит планомерное развитие собственных ресурсов  и построение ИОС с использованием G-Suite для образования. (Cм. об этом подробнее в материалах конференции ИТНШ 2018).

Сейчас, в  2018 году, все сотрудники школы имеют Google-аккаунты. В школе в разной степени активности используются следующие ресурсы Google: 

  • Почта
  • Диск
  • Документы
  • Таблицы
  • Презентации
  • Формы
  • Сайты
  • Группы
  • Календарь
  • Google+
  • В перспективе - использование Класса (Classroom) 

На данный момент для всех старших школьников и учащихся  начальных классов созданы Google-аккаунты, которые позволяют использовать ресурсы G-Suite для совместной работы. 

Этапы, задачи и ресурсы для проектной деятельности

Теперь обозначим этапы проектной деятельности и рассмотрим, какие из приложений G-Suite и каким образом мы сможем использовать на этапах жизненного цикла проекта.

1 этап: формулирование проблемы

2 этап: определение цели,   социальная значимость

3 этап: определение задач, планирование  работы и ресурсов

4 этап: работа в команде / индивидуальная работа (прогресс, коммуникация с командой, с руководителем, обучение)

5 этап: результат (продукт, испытания, выводы)

6 этап: внедрение (защита, апробация, опыт использования, рефлексия)

1 этап: формулирование проблемы + 2 этап: определение цели

На этапах формулирования проблемы и определения целиудобно использовать “Документы”, “Презентации”, “Таблицы”. В процессе мозгового штурма один учащийся записывает в подготовленный шаблон предложенные проблемы, цели.

Например,  можно использовать следующие прототипы шаблонов:

Мозговой штурм "Документы" (Здесь в качестве заготовки используется рисунок-схема, текст которого заменяется на предложенные варианты целей и проблем)

Мозговой штурм "Презентация" (На отдельном слайде записывается предложенный вариант)

Мозговой штурм "Таблицы" (Заполняются ячейки таблиц)

После чего проводится индивидуальное голосование посредством “Формы” (или в рамках “Класса”)  для выбора наиболее актуального варианта проблемы и цели. Результаты голосования возможно просматривать в сводной таблице.

Например:

Выявление проблемы/определение цели-голосование

Результаты голосования

В качестве интерфейса для взаимодействия на всех этапах жизненного цикла проекта можно использовать Google Class. Полноценные рекомендации содержатся в выступлении “Go в Classroom” на конференции  ИТНШ 2017  специалиста из Москвы Ирины Викторовны Афониной.

3 этап: определение задач, планирование  работы и ресурсов

Определение задач, планирование деятельности и ресурсов, распределение учащихся по группам, назначение ролей реализуется посредством использования “Таблицы”, например:

Таблица “Планирование задач, ресурсов для участников проекта”, в которой содержатся данные о сроках, задачах, группах, исполнителях и их ролях в проекте. Предполагается вариативное использование комментариев: для планирования ресурсов, для уточнения своих действий... Появляется возможность организовать регулярный мониторинг активности школьников на протяжении всего проекта. Совместный доступ позволяет сделать работу интерактивной, повышает мотивацию участников проекта.

Также для определения временных сроков мероприятий и их соблюдения создается “Календарь” проекта, в котором обозначаются даты и время выполнения задач.

Например: Календарь “Учебно-проектная деятельность

4 этап: работа в команде

В процессе учебно-проектной деятельности длясовместной коммуникации старших школьников удобно использовать:

  • “Google+”, в котором возможно размещать фотографии, видео, текст, делать комментарии. Примечательно то, что записи остаются и становятся ценным архивом состоявшегося проекта и позволяют воспроизвести успешный опыт как модель.  Пример: Сообщество учебно-проектной деятельности

  • ”Группы”- здесь мы создаем и обсуждаем темы, касающиеся проекта. Пример: Группа Учебно-проектная деятельность

  • “Hangouts” - сервис,  позволяющий поддерживать голосовую и видеосвязь; этот сервис целесообразно использовать для оперативного общения без сохранения содержания.  Ссылка на сервис  “Hangouts”, который также доступен из интерфейса “Почты”

  • Совместные папки и документы. Посредством  общего доступа производится совместная работа, взаимооценка, а также мониторинг хода выполнения задач. См. например, папку  Прототипы шаблонов

5 этап: результат + 6 этап: представление/внедрение результатов

Результат проекта планируется в самом начале проектной деятельности, но только после определения степени вовлеченности каждого участника  уточненного содержания проекта становится понятно, какой именно результат их деятельности появится и выбрать оптимальный формат его представления. Это может быть документ, таблица, презентация, сайт, коллекция фотографий, которые размещаются на “Диск” и к которым имеют общий доступ участники проекта.

Презентация проектного продукта, найденного способа решения проблемы и сформировавшейся компетентности,  может осуществляться в формате документа, таблицы, презентации, коллекции фотографий или видеозаписи, которые публикуются с использованием  сайта или блога. Такой проектный сайт или блог может быть индивидуальным или коллективным, учительским или ученическим. Простейшие прототипы создаются за 3 минуты и этому легко научиться за 45 минут на мастер-классе для учителей:

Примеры: Один из лучших в рунете учительских блогов, демонстрирующий разнообразие форм представления результатов учебных событий, проектов, принадлежит словеснику из Санкт-Петербурга Елене Владимировне Ворониной. В блоге “Оно вам надо” (http://golovanon.blogspot.ru/) следует обратить внимание на пост “Ананас, фонарь, жираф?”от 8 февраля 2017, посвященный творческому проекту об эпохе “Серебряного века”.

Блог детско-взрослого читательского проекта “Читать не вредно — вредно не читать!” (2014-2015)- https://sites.google.com/site/chteniesuvlecheniem/  

Ученический блог  “Звездная пыль” - http://school342.blogspot.ru/

Разумеется, ресурсами Google не исчерпываются возможности подключения сетевых и облачных технологий к организации проектной работы. Их состав и учебный потенциал активно исследуется. Поэтому разрабатываемый "Методический комплект по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности" включает наиболее значительные работы в этой области. См. ниже "Рекомендуемые ресурсы: сетевые и облачные технологии (ИКТ)". Ясно одно - без активного использования ИКТ, сетевых и облачных технологий  проект организовать можно, но и его процессуальные, и его коммуникативные аспекты значительно упрощаются, а  результативная (продуктовая) составляющие только выигрывают от представления в современных цифровых форматах.

Давайте попробуем все это последовательно и целесообразно использовать - это и в интересах педагогов, и в интересах школьников!

 


Рекомендуемые ресурсы: сетевые и облачные технологии (ИКТ)

  1. Брыксина О.Ф., Галанжина Е.С.,  Смирнова М.А. Информационно-коммуникационные технологии в начальной школе. 2015 [Электронный ресурс] URL: https://drive.google.com/drive/folders/0ByNg9Ix4LVZiXzVuTTlXcnB1RW8 
  2. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. ИКТ в образовании. — М.: ИНФРА, 2017 внутренняя библиотека https://drive.google.com/file/d/1hP0aFWQmHb86K4Gzab-7ETGaxctH5qYe/view?usp=sharing
  3. Дидактор. Педагогическая практика. Аствацатуров Г.О.  [Электронный ресурс] URL: http://didaktor.ru/

  4. Евзикова Олеся. Зачем использовать информационные технологии в образовании? Дата публикации 25.09.2015.  [Электронный ресурс] URL: http://teachtech.ru/teoriya-onlajn-obucheniya/pochemu-neobxodimo-ispolzovat-texnologii-v-obrazovanii.html

  5. ИКТ на службе методиста.  [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/iktnasluzbemetodista/home

  6. Интерактивности.  Web сервисы для образования. Баданов А.Г. [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/badanovweb2/

  7. Лебедева Т.Е., Митрофанова И.А. Возможности применения сервисов WEB.2.0 в школьном образовании // Интернет журнал «Мир науки» 2015 №3  [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://mir-nauki.com/PDF/50PDMN315.pdf  

  8. Медиатека сервисов. Снейл - педагогу.  [Электронный ресурс] URL: http://www.it-pedagog.ru/mediateka-servisov

  9. Облачные сервисы в организации внеурочного проекта в рамках ФГОС. Мастер-класс. Автор Брыксина О.Ф.[Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/cloud082013/

  10. Смешанное обучение в современной школе: образовательные модели.  Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А. МООК, сроки проведения: 09.10.2017 - 24.10.2017.  [Электронный ресурс] URL: https://canvas.instructure.com/courses/1189709

  11. Смешанное обучение в современной школе: инструменты педагога.  Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А. МООК, сроки проведения: 06.11.2017 - 26.11.2017,  [Электронный ресурс] URL: https://canvas.instructure.com/courses/1192559

  12. Учебная задача как элемент ИОС. Петрова О. Последнее обновление 2014 г. [Электронный ресурс] URL:  https://sites.google.com/site/uzadacha/

  13. Учим и учимся с Веб 2.0. Автор сайта Круподерова К.Р.[Электронный ресурс] URL:   https://sites.google.com/site/mojkejsveb2/home

  14. Учим и учимся с Веб 2.0. Учебный проект / wiki Минский университет.[Электронный ресурс] URL:  https://wiki.mininuniver.ru/index.php/Учебный_проект_Учим_и_учимся_с_Веб_2.0

  15. Щербаков Ю.П. Мастер-класс «Создание дидактических материалов с помощью сервиса learningapps.org»  [Электронный ресурс] URL: https://sites.google.com/site/mklerning/home

  16. Шилова О.Н., Лебедева М.Б.  Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий.  Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] URL: https://db.ph-int.org/upload/iteach/texts/pi_2007_6_22-17_35_48_1.pdf

  17. Ярмахов Б., Рождественская Л.  Google Apps для образования. 2015 https://drive.google.com/drive/folders/0ByNg9Ix4LVZiXzVuTTlXcnB1RW8

  18. Ястребцева  Е.Н. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах © Школьный сектор, 1998-2000. [Текст], [Электронный ресурс]  URL: https://www.intuit.ru/EDI/12_08_14_3/1407852794-22209/tutorial/166/objects/2/files/book_5_vecherov.doc 

  19. A Periodic Table of Visualization Methods. (Периодическая таблица методов визуализации) Язык: английский [Электронный ресурс] URL:   http://www.visual-literacy.org/periodic_table/periodic_table.html#


 

Ссылка для цитирования:


Жуковский А.О., Сотникова А.Л. Методика сопровождения проектной деятельности с использованием облачных технологий G-Suite для образования //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/zhukovskij-aleksej-olegovich-sotnikova-alla-leonidovna-metodika-soprovozhdeniya-proektnoj-deyatelnosti-s-ispolzovaniem-oblachnykh-tekhnologij-g-suite-dlya-obrazovaniya

Зятикова Светлана Николаевна. Интеграция предметных областей в проектной и учебно-исследовательской деятельности: мысли информатика

Зятикова Светлана Николаевна,
учитель информатики

Метод проектов как ресурс междисциплинарной интеграции. Мысли информатика

Аннотация

В статье рассматривается возможность межпредметной интеграции в проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся. Предлагаются основные направления интеграции школьного курса информатики с другими учебными дисциплинами.

Современное общество находится в информационной стадии своего развития. Большая часть населения связана с производством, обработкой, хранением и анализом информации. Невозможно представить жизнь современного человека без использования информационных технологий. Новое поколение уже рождено в мире этих современных технологий. Нынешние школьники с малого возраста привыкли получать нужную им информацию из различных источников, обрабатывать и анализировать теми средствами и инструментами, которые им доступны. Но качественного анализа они провести не могут. Весь основной навык состоит в том, чтобы получить информацию по запросу и в таком же виде ее выдать, не проведя соответствующего анализа. Знания, полученные таким путем, носят частичный, “обрывочный” характер. У ребят нет глубинного понимания процессов. Поэтому, говоря об интеграции, хотелось бы особое внимание уделить интеграции в проектно-исследовательской деятельности. Именно в этом срезе легче всего провести интеграцию учебных дисциплин, так как в рамках исследования могут быть использованы средства и методы разных научных направлений, новые знания могут быть получены на стыке наук. Именно проект или исследование дадут ученику возможность глубже погрузиться в изучаемую проблему, выявить все существующие закономерности, провести полноценное исследование от начала до конца, осознать, как получаются новые сведения, данные, знания, как их можно применять на практике, какое значение они имеют.

Среди главных задач интеграции можно выделить следующие:

  • создание у школьников представлений о целостной научной картине мира;

  • усиление межпредметных связей;

  • расширение сферы получаемой информации учащимися;

  • создание возможностей применения полученных знаний из одной предметной области в другой.

Информатика дает широкие возможности по интеграции с другими учебными дисциплинами. Мы рассматриваем информатику как фундаментальную науку в совокупности с информационными технологиями. Именно этот подход сейчас более актуален, нежели делить информатику по теоретическому и прикладному аспектам.

В проектно-исследовательской деятельности можно успешно использовать такой раздел информатики, как информационное моделирование, которое позволяет проводить технологически сложные эксперименты, изучать явления и процессы, и на основе проверенных моделей выдвигать предположения и гипотезы, доказывать или опровергать их, получать новые данные.

На стыке дисциплин всегда рождаются интересные проекты комбинации тем и приемов. Рассмотрим основные пути и возможности интеграции информатики с различными дисциплинами. Получим следующие перспективные направления для ведения проектно-исследовательской деятельности:

 

Учебные дисциплины

Тематическая и инструментальная интеграция

       

Информатика

Математика

Исследование функций, решение уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств, решение транспортных задач, задач по моделированию случайных процессов, задач по теории вероятностей и т.д.

Визуализация

Создание статистических моделей и диаграмм

Физика

Физические законы,

оптика, астрономия?

Прототипирование, конструирование, моделирование физических явлений, виртуальные физические лаборатории

Иностранный язык

Лексико-семантическая сочетаемость, тезаурусы,

лекикография

Электронная лексикография, анализ работы систем перевода текста, 3D-книги, квесты

Русский язык, Литература

Сложные случаи правописания,

пунктуация

Анализ систем распознавания текста и речи, автоматизированные системы проверки правописания

Химия

Структура молекулы

Химические реакции

Хемоинформатика и молекулярное моделирование, виртуальные химические лаборатории

Биология

Основы экологии

Физиология растений

Клеточное строение организмов

Моделирование численности популяций, моделирование экологических систем, модель роста растения, 3D-модель клетки (3D-графика и видео)

ИЗО

Художественное наследие в музеях мира.

Фотография как искусство

3D-моделирование, дизайн, распознавание изображений

ОБЖ

Действия в экстремальных ситуациях

Разработка моделей систем безопасности и оповещения населения

Физическая культура

Нормы организации тренировок

Разработка моделей правильного питания и здорового образа жизни, анализ и использование программ по расчету употребляемых калорий и необходимой физической нагрузки для поддержания организма в здоровой форме

География

Климатические пояса, погодные условия

Составление прогноза погодных условий на основе анализа собранных данных, знакомство с географическими объектами (например, Google Earth), составление кратчайших маршрутов (например, используя Google Карты и табличный процессор)

История

Исторические деятели, эпохи, длительные события

Создание карт с дополненной реальностью, ленты времени и хроники событий, квесты, создание лонгрида исторического события

Примеры проектов для междисциплинарной тематической интеграции

Примеры междисциплинарной тематической интеграции в школьных проектах

1. Война ПК и книги (информатика + история). Темы, вопросы и виды заданий:

  • Как книга вытеснила устное народное творчество (когда появилось книгопечатание, к каким изменениям это привело)?
  • Электронная книга вытесняет печатную (исследование в форме опроса).
  • Программы, в которых создаются электронные книги, форматы файлов электронных книг.
  • Провести анализ: как быстро в Internet можно найти необходимую книгу.
  • Сделать список ссылок на электронные библиотеки.

2. Как оставить след в Internet? (информатика+история+литература). Темы, вопросы и виды заданий:

  • Что такое Интернет?
  • Что такое сайт?
  • Основы сайтостроения.
  • Правила размещения сайта.
  • Привести пример литературных героев, кто как прославился
  • Какой литературный герой запомнился вам больше всего. Каковы его поступки? Какой «след» он оставил в вашей памяти?
  • Кто из курса истории вам запомнился? Приведите примеры «героев» истории
  • Сделайте вывод как можно прославиться, какие люди наиболее памятны отрицательные или положительные?

3. Кто владеет информацией, тот владеет миром (информатика+литература). Темы, вопросы и виды заданий:

  • Понятие информации, ее свойства, функции.
  • Привести примеры литературных героев, которые, владея ценной информацией, могли добиться цели, отомстить, стать богаче.
  • Перечислить фильмы, книги, где крадут, продают информацию.
  • Проанализировать профессии, в которых нужно уметь владеть и работать с информацией.

4. Как украсть информацию? (информатика+история+обществознание). Темы, вопросы и виды заданий:

  • Безопасность действий с информацией.
  • Юридические аспекты.
  • Проанализировать положение авторского права в нашей стране.
  • Информация в Интернете, с точки зрения авторства, с точки зрения достоверности, с точки зрения полезности.
  • Преступления, связанные с информацией.

5. Жизнь под микроскопом (информатика+биология+физика). Темы, вопросы и виды заданий:

  • Принципы работы и устройства микроскопов.
  • Электронная микроскопия.
  • Создание 3D-модели клеток.

Интеграция с информатикой выражается не только в тематической связи, но и в использовании инструментария информатики:

  1. Сбор данных (анкетирование, Google-формы, базы данных)

  2. Анализ данных (табличные процессоры, написание программ по обработке данных, математические и статистические пакеты)

  3. Построение прогнозов (табличные процессоры, статистические пакеты)

  4. Визуализация результатов (презентации, видеоролики, сайты, 3D-модели и пр.)

Интегрированные исследовательские проекты могут включать более чем 2 предметные области. Рассмотрим вариант интеграции дисциплин Информатика, Математика, География на примере  исследовательского кейса “Разработка модели составления температурного прогноза погоды по регионам России”.

Ситуация (проблема): необходимо разработать адекватную модель для составления прогноза погоды (характеристика - температура) по различным регионам РФ на основе имеющихся наблюдений.

Задания для работы с кейсом:

1.Выбрать для наблюдений несколько городов в каждом регионе.

2.Составить дневник наблюдений за погодой, изучить исторически сложившуюся периодичность отклонений от средней температуры, выявить причины отклонений, которые могут повлиять на наше исследование, уточнить какие еще природные факторы оказывают влияние на изменение погоды.

3.Свести данные наблюдений в электронную таблицу для последующего анализа.

4.Используя инструментарий табличного процессора и аппарат регрессионного анализа, построить различные линии трендов, среди которых выбрать только одну, которая удовлетворяет условию адекватности построенной модели, и на ее основе составить прогноз на один шаг (день) вперед. (https://youtu.be/PB8VQTWAkcE)

image1

 

 

5. Сделать выводы о характере изменения погоды в различных регионах, какие факторы влияют на изменение погоды, какие климатические особенности сложились в том или ином регионе, каковы причины возможных расхождений прогнозируемых и реальных наблюдений (не совсем правильно выбрана математическая модель или не учтены какие-либо факторы, оказывающие влияние на изменение погоды в регионе)

Также, как вариант интеграции в проектной деятельности в младшем и среднем звене, можно рассмотреть создание интерактивных кроссвордов на тематику, которая не так широко рассматривается в школьной программе (окружающий мир, литературное чтение): на изучение словарных слов (русский язык), на расширение словарного запаса по иностранному языку.

При выполнении таких заданий учащиеся не только расширяют свой кругозор, повторяют или изучают новые слова, но и овладевают навыками использования компьютера в своей деятельности, знакомятся с созданием анимации в презентации и триггерами, задающими порядок выполнения анимации, составляют план действий, учатся анализировать этапы работы по выполнению проекта. Пример интерактивного кроссворда можно посмотреть в приложении к настоящей статье.

image2

Благодаря интеграции различных дисциплин с информатикой каждое проведенное исследование или проект содержит конкретный разработанный продукт – созданную участниками исследования или проекта программу, базу данных, приложение, сконструированную модель, презентацию, газету, брошюру, сайт, блог. Это позволит обучающимся более наглядно увидеть и оценить практический результат своей деятельности над проектом или исследованием.

 


Литература и источники

1.Интегрированное обучение. Википедия. [Электронный ресурс] (https://ru.wikipedia.org/wiki/Интегрированное_обучение)

2.Бойцова, А.А. «Проектная деятельность как средство интеграции предметов естественнонаучного цикла в школе» / Журнал «Человек и образование» №4 (37), 2013 г. [Электронный ресурс] (https://cyberleninka.ru/article/v/proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-integratsii-predmetov-estestvennonauchnogo-tsikla-v-shkole)

3.Южан, О.Ю. «Интегрированное обучение как следствие модернизации образования» / Журнал «Профессиональное образование в России и за рубежом» №2 (4), 2011 г. [Электронный ресурс] (https://cyberleninka.ru/article/v/integrirovannoe-obuchenie-kak-sledstvie-modernizatsii-obrazovaniya)

4.Виртуальная образовательная лаборатория [Электронный ресурс] http://www.virtulab.net/)


 

Ссылка для цитирования:

Зятикова С.Н. Интеграция предметных областей в проектной и учебно-исследовательской деятельности: мысли информатика //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/zyatikova-svetlana-nikolaevna-integratsiya-predmetnykh-oblastej-v-proektnoj-i-uchebno-issledovatelskoj-deyatelnosti-mysli-informatika

 

Вложения:
Скачать этот файл (krossvord_zhivotnye.pps)krossvord_zhivotnye.pps[ ]5073 kB

Еще статьи...

  1. Волкова Марина Александровна. «Праздник праздников». Мой первый опыт учебного проекта в начальной школе
  2. Елесова Людмила Александровна. Страна Читалия. Организация долгосрочного проекта в начальной школе
  3. Адякина Татьяна Сергеевна, Пархомчук Елена Николаевна. Широка страна моя родная, или Как мы придумали всероссийский проект. Опыт проекта почтовой переписки
  4. Исакова Марина Тельмановна. Исследование аббревиации в социальных сетях, мессенджерах и чатах в онлайн-играх. Опыт лингвистического исследовательского проекта
  5. Кулакова Наталия Вячеславовна. Проект “Наша чистая планета”. Хорошо работать с ЕНОт-ом!
  6. Силкина Ольга Павловна. Большая регата или Литературный багаж? А лучше оба!
  7. Колобова Ольга Николаевна. Социально-педагогический проект ”Музей-школе”
  8. Осипова Светлана Александровна, Ульяновская Светлана Николаевна. Городской экологический и профориентационный проект «Вода +» для учащихся 8-х классов
  9. Выпуск 6/2018. Методическая база проектной и учебно-исследовательской деятельности
  10. Выпуск 6/2018. Сведения об авторах

Дополнительная информация