Волкова Марина Александровна. «Праздник праздников». Мой первый опыт учебного проекта в начальной школе
- Подробности
- Категория: Выпуск 6
- Опубликовано 14.06.2018 13:44
- Автор: Administrator
- Просмотров: 804
Волкова Марина Александровна,
учитель начальных классов
“Праздник праздников”.
Мой первый опыт учебного проекта в начальной школе
Аннотация
В начальной школе проектно-исследовательская деятельность осуществляется в специфических формах и наполняется особым содержанием. Тематика проектов для малышей должна соответствовать их возрасту и психологическим особенностям. Размышления о значении использования метода проектов для младших школьников основаны на опыте успешного проекта 2016-2017 учебного года.
В современной школе уже достаточно давно применяется проектно-исследовательская деятельность для развития и обучения школьников. Это связано с ее особым значением для приобретения учащимися умений собирать необходимую информацию, выдвигать проблему, искать поиски ее решения, проводить исследования, собирать заданную информацию, делать на основе этого выводы и умозаключения; с развитием мышления и воображения; умением взаимодействовать в группе. Важное значение проектной деятельности для младших школьников заключается в том, что в ходе интересной работы ребята готовятся к серьезному труду в старшей школе, получают первый исследовательский опыт и умение работать с различными источниками информации.
При выборе темы будущего проекта мне хотелось, чтобы она была связана не только с учебной программой, но и с жизнью, чтобы ребята использовали собранные знания в жизни. Также я решила, что материал для первого проекта должен быть доступным и понятным для детей. В текстах произведений на уроках литературного чтения в третьем классе ребята часто сталкивались с упоминаниями православных русских праздников, которые в прошлом были главными праздниками. Как выяснилось, ребята о них практически не имели представления, поэтому им трудно было понимать смысл данных произведений. В наше время на многое смотрят по-новому, многое переоценивают и открывают заново. В первую очередь это относится к прошлому. Мне захотелось, чтобы ребята обратились к своим истокам, попробовали восстановить связь времен, вернуть ценности. Естественно, в этом нам поможет фольклор, ведь его содержание – это жизнь народа, его опыт, духовный мир человека, его мысли и переживания. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, получает первые представления о культуре своего народа. Народное искусство близко и доступно детям для понимания, оно раскрывает ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Фольклор – это источник нравственного воспитания детей. Программа “Широкая Масленица” в филиале № 9 районной библиотеки, на которой ребята побывали, также подвела меня к мысли о создании проекта о том, как отмечали праздники на Руси. Так, в преддверии праздника Пасхи в 3 классе родиласьтема проекта «Почему Пасха – праздник праздников?».
Целью проектной работы было изучить традиции и обычаи главного православного праздника. Вытекающие из этого задачи были следующими:
-
Изучить литературные и другие источники по проблеме для формирования представлений о празднике Пасхи.
-
Формировать навыки исследовательской деятельности.
-
Развивать творческую исследовательскую активность.
-
Формировать чувство патриотизма на основе русских традиций.
-
Воспитывать любовь к народному творчеству.
-
Обогатить словарный запас детей русскими пословицами и поговорками.
-
Закрепить знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм.
-
Учить понимать переносное значение образных выражений.
-
Воспитывать у учащихся духовность, доброту, трудолюбие.
-
Собрать книгу-брошюру «Пословицы и поговорки о Пасхе и весне»
-
Организовать выставку поделок к празднику Пасхи.
Над проектом мы трудились в течение 2 месяцев (20.02.17 - 14.04.17) и закончили работу накануне праздника Пасхи. На подготовительном этапе ребята познакомились с темой исследования, с его целью, выдвинули проблему и наметили пути ее решения, обсудили способы оформления конечных результатов, а также познакомились с расписанием занятий и сроками проведения проекта. Началась важная и сложная для младших школьников работа по сбору информации под руководством педагога и родителей.
В начале основного этапа ребята продолжили выступать в роли исследователей, посещали библиотеку, беседовали с родителями, искали информацию в интернете. Я использовала в работе метод автономных групп. Дети учились взаимодействовать друг с другом. Первая группа ребят искала сведения о традициях и обычаях праздника, вторая группа собирала материал о пасхальных играх, а третья отправилась на поиски пословиц, загадок и поговорок о Пасхе и весне. Учащиеся охотно делились друг с другом собранным материалом на внеклассных занятиях. Под руководством учителя они учились обрабатывать собранные данные, систематизировать ключевую информацию, анализировать и синтезировать ее.
После того как весь необходимый материал был собран, учащиеся, получив роли редакторов-составителей и художников-оформителей, начали изготовление книги-брошюры. С большим интересом они подбирали иллюстрации, раскрашивали и рисовали, снова работая в группах. Каждая группа потрудилась над одной из страничек книги. И вот книга была собрана и сшита.
Ребята, уже познакомившись с обычаями и символами праздника, к Вербному воскресенью украсили класс веточками вербы, выполнили аппликацию «Ветка вербы» на уроке технологии и продолжили работать оформителями теперь уже небольшой выставки в классе.
Мы совершили очень интересную экскурсию в Музей хлеба, где ребята не только узнали, как хлеб попадает на наши столы, но и познакомились с бытом и традициями чаепития 19 века, а также увидели выставку пасхальных яиц 19 века.
Пожалуй, самым интересным для ребят была игровая программа в рамках нашего проекта «Встречаем Пасху», которую провели для нас гости из этно-досугового центра «Хлеб да соль». Мы показали полученные знания, отвечая на вопросы викторины о традициях праздника, узнали многое из истории пасхальных игр, с удовольствием сами в них поиграли.
Оказалось, что некоторые игры являются предками наших современных игр, например боулинг. В завершении программы ребята еще раз вспомнили, как красили пасхальные яйца на Руси и как это делают сейчас, а затем сами поучаствовали в мастер-классе по росписи деревянных яиц, проявили свою фантазию, творчество и воображение.
На заключительном этапе перед учащимися стояло ответственное задание – защитить свой проект. Ведь умение представить результаты своих исследований публично также важно, как и само исследование. У ребят уже появились первичные представления о том, что же такое проект. Они понимали для чего проделали такую работу, вспомнили , какие перед нами стояли цели и задачи в начале нашего пути, поразмышляли о том, все ли у нас получилось, и с гордостью презентовали проектную работу перед членами жюри, а затем на итоговой школьной конференции.
На протяжении всего проекта учащиеся работали активно, ответили на вопрос “Почему Пасху называют праздником праздников?”, который звучит в теме проектной работы, используя различные виды деятельности, учились оценивать труд друг друга и были удовлетворены результатами.
В процессе работы над проектом учащиеся достигли новых образовательных результатов:
-
сформировали представление о празднике Пасхи и ее обычаях;
-
обогатили свой словарный запас пословицами и поговорками, получили результат совместного творчества;
-
закрепили свои знания в игре-викторине «Встречаем Пасху».
Продуктовыми результатами работы стали брошюра “Пословицы и поговорки о Пасхе и весне”” и мини-выставка «Пасха - праздник праздников» к ней.
Из личных наблюдений хотелось бы выделить преимущества применения метода проектов в начальной школе:
- самостоятельный творческий поиск является показателем усвоения знаний и творческого развития личности;
- выявление личностного отношения ребят к учебному труду;
- проявление инициативы и самостоятельности;
- детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.
Ссылка для цитирования:
Волкова М.А. “Праздник праздников”. Мой первый опыт учебного проекта в начальной школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/volkova-marina-aleksandrovna-prazdnik-prazdnikov