Волкова Марина Александровна. «Праздник праздников». Мой первый опыт учебного проекта в начальной школе

Волкова Марина Александровна,
учитель начальных классов

“Праздник праздников”.
Мой первый опыт учебного проекта в начальной школе

 

Аннотация

В начальной школе  проектно-исследовательская деятельность осуществляется в специфических формах и наполняется особым содержанием. Тематика проектов для малышей должна соответствовать их возрасту и психологическим особенностям. Размышления о значении использования метода проектов для младших школьников основаны на опыте успешного проекта 2016-2017 учебного года.

 

В современной школе уже достаточно давно применяется проектно-исследовательская деятельность для  развития и обучения школьников. Это связано с ее особым значением для приобретения учащимися умений собирать необходимую информацию, выдвигать проблему, искать поиски ее решения, проводить исследования, собирать заданную информацию, делать на основе этого выводы и умозаключения; с развитием мышления и воображения; умением взаимодействовать в группе. Важное значение проектной деятельности для  младших школьников заключается в том, что в ходе интересной работы ребята готовятся к серьезному труду в старшей школе, получают первый исследовательский опыт и умение работать с различными источниками информации.

При выборе темы будущего проекта мне хотелось, чтобы она была связана не только с учебной программой, но и с жизнью, чтобы ребята использовали собранные  знания в жизни. Также я решила, что материал для первого проекта должен быть доступным и понятным для детей. В текстах произведений на уроках литературного чтения в третьем классе ребята часто сталкивались с  упоминаниями православных русских праздников, которые в прошлом были главными праздниками. Как выяснилось, ребята о них практически не имели представления, поэтому им трудно было понимать смысл данных произведений. В наше  время на многое смотрят по-новому, многое переоценивают и открывают заново. В первую очередь это относится к прошлому. Мне захотелось, чтобы ребята обратились к своим истокам, попробовали восстановить связь времен, вернуть ценности. Естественно, в этом нам поможет фольклор, ведь его содержание – это жизнь народа, его опыт, духовный мир человека, его мысли и переживания. Через устное народное творчество ребенок овладевает родным языком, осваивает его красоту, получает первые представления о культуре своего народа. Народное искусство близко и доступно детям для понимания, оно раскрывает  ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений. Фольклор – это источник нравственного воспитания детей. Программа “Широкая Масленица” в филиале № 9 районной библиотеки, на которой ребята побывали, также подвела меня к мысли о создании проекта о том, как отмечали праздники на Руси. Так, в преддверии праздника Пасхи в 3 классе родиласьтема проекта  «Почему Пасха – праздник праздников?».

Целью проектной работы было изучить традиции и обычаи главного православного праздника. Вытекающие  из этого задачи были следующими:

  1. Изучить литературные и другие источники по проблеме для формирования представлений о празднике Пасхи.

  2. Формировать навыки исследовательской деятельности.

  3. Развивать творческую исследовательскую активность.

  4. Формировать чувство патриотизма на основе русских традиций.

  5. Воспитывать любовь к народному творчеству.

  6. Обогатить словарный запас  детей русскими пословицами и поговорками.

  7. Закрепить знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм.

  8. Учить понимать переносное значение образных выражений.

  9. Воспитывать у учащихся духовность, доброту, трудолюбие.

  10. Собрать книгу-брошюру «Пословицы и поговорки о Пасхе и весне»

  11. Организовать выставку поделок к празднику Пасхи.

Над проектом мы трудились в течение 2 месяцев (20.02.17 - 14.04.17)  и закончили работу накануне праздника Пасхи. На подготовительном этапе ребята познакомились с темой исследования, с его целью, выдвинули проблему и наметили пути ее решения, обсудили способы оформления конечных результатов, а также познакомились с расписанием занятий и сроками проведения проекта. Началась  важная и сложная для младших школьников работа по сбору информации под руководством педагога и родителей.

В начале основного этапа ребята продолжили выступать в роли исследователей, посещали библиотеку, беседовали с родителями, искали информацию в интернете. Я использовала в работе метод автономных групп. Дети учились взаимодействовать друг с другом. Первая группа ребят искала сведения о традициях и обычаях праздника, вторая группа собирала материал о пасхальных играх, а третья отправилась на поиски пословиц, загадок и поговорок  о Пасхе и весне. Учащиеся охотно делились друг с другом собранным материалом на внеклассных занятиях. Под руководством учителя они учились обрабатывать собранные данные, систематизировать ключевую информацию, анализировать и синтезировать ее.

После того как весь необходимый материал был собран, учащиеся, получив роли  редакторов-составителей и художников-оформителей, начали изготовление книги-брошюры. С большим интересом они подбирали иллюстрации, раскрашивали и рисовали, снова работая в группах. Каждая группа потрудилась над  одной из страничек книги. И вот книга была собрана и сшита.

image1

Ребята, уже познакомившись с обычаями и  символами праздника, к Вербному воскресенью украсили класс веточками вербы, выполнили аппликацию «Ветка вербы» на уроке технологии и продолжили работать оформителями теперь уже небольшой выставки в классе.

Мы совершили очень интересную экскурсию в Музей хлеба, где ребята не  только узнали, как хлеб попадает на наши столы, но и познакомились с бытом и традициями чаепития 19 века, а также увидели выставку пасхальных яиц 19 века.

image8

Пожалуй, самым интересным для ребят была игровая программа в рамках нашего проекта «Встречаем Пасху», которую провели для нас гости из этно-досугового  центра «Хлеб да соль». Мы показали полученные знания, отвечая на вопросы викторины о традициях праздника, узнали многое из истории пасхальных игр, с удовольствием сами в них поиграли.

image4

image6

image7

 

Оказалось, что некоторые игры являются предками наших современных игр, например боулинг. В завершении программы ребята еще раз вспомнили, как красили  пасхальные яйца на Руси и как это делают сейчас, а затем сами поучаствовали в мастер-классе по росписи деревянных яиц, проявили свою фантазию, творчество и воображение.

image3

 

image9

На заключительном этапе перед учащимися стояло ответственное задание – защитить свой проект. Ведь умение представить результаты своих исследований публично также важно, как и само исследование. У ребят уже появились первичные представления о том, что же такое  проект. Они понимали для чего проделали такую работу, вспомнили , какие перед нами стояли цели и задачи в начале нашего пути, поразмышляли о том, все ли у нас получилось, и с гордостью презентовали проектную работу перед членами жюри, а затем на итоговой школьной конференции.

На протяжении всего проекта учащиеся работали активно, ответили на вопрос “Почему Пасху называют праздником праздников?”, который звучит в теме проектной работы, используя различные виды деятельности,  учились оценивать труд друг друга и были удовлетворены результатами.

В процессе работы над проектом учащиеся достигли новых образовательных результатов:

  • сформировали представление о празднике Пасхи и ее обычаях;

  • обогатили свой словарный запас пословицами и поговорками, получили результат  совместного творчества;

  • закрепили свои знания в игре-викторине «Встречаем Пасху».

Продуктовыми результатами работы стали брошюра “Пословицы и поговорки о Пасхе и весне”” и мини-выставка  «Пасха - праздник праздников» к ней.

image5

Из личных наблюдений хотелось бы выделить преимущества применения метода проектов в начальной школе:

- самостоятельный творческий поиск является показателем усвоения знаний и творческого развития личности;

- выявление личностного отношения ребят к учебному труду;

- проявление инициативы и самостоятельности;

- детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом.


Ссылка для цитирования:

Волкова М.А. “Праздник праздников”. Мой первый опыт учебного проекта в начальной школе //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/volkova-marina-aleksandrovna-prazdnik-prazdnikov

 

Дополнительная информация