Волкова М.А. Использование приёмов логопедической работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Волкова Марина Александровна,
 учитель начальных классов

Использование приёмов логопедической работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

С каждым годом среди учащихся общеобразовательных школ число детей с различными речевыми нарушениями увеличивается, что затрудняет работу по формированию их учебной деятельности. Ряд речевых проблем можно решить только в  специализированных учебных заведениях 5 вида, но большинство незначительных речевых нарушений подлежат коррекции и устранимы и в рамках общеобразовательной школы.

Анализ результатов логопедического обследования на конец первого класса в ГБОУ СОШ №72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района г. Санкт-Петербурга показал, что процент детей с нарушениями письменной речи возрастает с каждым годом. Так, на конец 2016-2017 учебного года выявлено 29% учащихся с диагнозом "дисграфия или элементы дисграфии" от общего количества обучающихся начальной школы, на конец 2017-2018 учебного года – это 30% учащихся, а на конец 2018-2019 – 30% учащихся.

01

Статистика по детям с ОВЗ за 3 года от общего числа учащихся начальной школы ГБОУ СОШ 72.

Всем хорошо известно, что русский язык наиболее сложный предмет для большинства обучающихся. Затруднения при его изучении во многом бывают связаны с логопедическими проблемами учащихся. Так, для успешного усвоения программы первоклассникам необходимы:

  • достаточный словарный запас и речевой опыт;
  • развернутая фразовая речь;
  • умение держать в голове алгоритм действий и руководствоваться им в соответствующих ситуациях;
  • определенный уровень развития всех компонентов речи для овладения процессами чтения и письма.

У большинства же детей с речевыми нарушениями и у детей с ОВЗ наблюдается несформированность высших психических процессов (внимания, памяти, мышления), наблюдается недоразвитие функций фонематического анализа и синтеза, фонематических дифференцировок, у них ограниченный словарный запас, наблюдаются недоразвитие лексико-грамматического строя речи, нарушения зрительных представлений, что в свою очередь и ведет к дисграфии и дислексии.

Дисграфия - частичное специфическое расстройство процессов письма [1].

Дислексия - это нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов центральной нервной системы [2].


Эти нарушения речи проявляются у обучающихся в следующих видах стойких ошибок при овладении процессами письма и чтения:

  • искажение звуко-буквенной структуры слов;
  • затруднения в делении слов на слоги, предложений на слова, трудности в определение количества звуков в слове;
  • пропуски гласных и согласных букв;
  • вставки лишних букв, слогов;
  • перестановки букв и слогов в слове;
  • слитное написание слов (чаще всего предлогов со словами) или раздельное написание приставки в слове;
  • замены букв, сходных по акустическому признаку ( свистящие- шипящие, звонкие-глухие, твёрдые-мягкие, р-л, аффрикаты и компоненты их составляющие) или по их графическому сходству (Например: и-у, в-д, м-л, и-ш, п-т и др.);
  • трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями, нарушения предложных конструкций и согласования слов. См. об этом [3].

Таким образом, нарушения речи у детей носят системный характер. И в большинстве случаев трудно бывает выделить дисграфию или дислексию в чистом виде, чаще всего это бывают комбинированные нарушения или элементы отдельных видов дисграфий.

Комплексная работа с данной категорией детей требует логопедического сопровождения. При организации учебного процесса я как учитель начальной школы ставлю важную для себя задачу - это и оказание логопедической помощи учащимся с нарушениями письменной речи, и выполнение профилактической работы по предупреждению данных нарушений. От опыта и уровня знаний и умений педагога в области логопедии зависит, насколько полноценно учащиеся с нарушениями речи будут усваивать общеобразовательную программу по русскому языку, так как не все общеобразовательные школы имеют в штате специалиста-логопеда.

На уроках русского языка и литературного чтения я стараюсь применять логопедические технологии на разных этапах урока, делаю это с опорой на ведущие анализаторы - зрительный, кинестетический и тактильный. Считаю, что особенно целесообразно использовать данный материал на уроках обучения грамоте и письму в первом классе. Также данные приёмы я применяю на развивающих занятиях внеурочной деятельности по курсу "Логопедическая мастерская". В данной статье хочу познакомить читателей с опытом применения некоторых из них.

1. Артикуляционная гимнастика 

Цель: развитие мышечной силы органов артикуляции, формирование артикуляционных укладов звуков.

Уроки литературного чтения я начинаю с артикуляционной гимнастики с опорой на наглядный, стихотворный или игровой материал . В продолжение можно добавить работу с чистоговорками.

Первоклассники сопоставляют изучаемый звук с неречевым звуком, например "р"- с рычанием собаки, работой мотора, "ш" - шипением змеи, шуршанием листьев. Ребята наблюдают, как работают органы речи. и осознают особенности артикуляции при произношении звука. Ребенок должен "увидеть" звук, т.е.увидеть характерные особенности положения языка, губ при его произношении.

2. Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.

Всем давно известно, что движения пальцев рук связаны напрямую с корой головного мозга, что способствует умственному развитию ребенка. Пальчиковая разминка на уроке позволяет детям расслабиться, отдохнуть от нагрузки, получить заряд энергии. Упражнения сопровождаются весёлыми, ритмичными стишками, песенками, можно выполнять упражнения под классическую музыку, поэтому с развитием моторики постепенно улучшаются ловкость и точность, мышление и фантазия, память и концентрация внимания, творческие способности.

Я использую пальчиковую разминку на этапе чистописания перед началом письма в тетради или во время динамической паузы. Например: упражнения по самомассажу с использованием карандаша, ручки, массажного мячика.

Игра "Ёжик"

02

 

03

3. Слоговые таблицы

Цель: применение таблиц направлено на развитие слогового и звуко-буквенного анализа, дифференциацию звонких - глухих, твёрдых и мягких согласных, дифференциацию гласных букв, формирование пространственных представлений и на повышение скорости чтения.

СО

РЁ

РО

БЁ

НЁ

ВЁ

СЁ

БО

ЛЁ

ТО

ДО

НО

ТЁ

ЗЁ

ДЁ

ПО


Виды заданий с использованием таблиц

  1. Чтение слогов по горизонтали и по вертикали ( столбики и строки)
  2. Выборочное чтение с твёрдыми и мягкими согласными
  3. Игра "Найди по адресу" ( Например, найди и прочитай слог- 2 строка 3 столбик)
  4. Подбор слов, начинающихся на заданный слог.
  5. Игра "Муха" на внимание и развитие пространственных представлений (перемещение мухи по клеточкам по заданию учителя)

Примерно таким образом можно работать и с буквенными таблицами - отрабатывать названия букв, различать гласные и согласные буквы, составлять слова из заданных букв.

Каждая таблица может существовать в 2 форматах – фронтальном и в виде раздаточных карточек.

Слоговые таблицы можно использовать после уроков или в форме домашнего задания для развития техники чтения у слабочитающих учеников.

4. Логопедические игры на развитие звукового анализа, синтеза и фонематического восприятия

Цель: развивать умение определять место звука в слове, определять количество звуков, слогов в слове, подбирать слова на заданный звук, характеризовать звук.

Эти задания актуальны на уроках обучения грамоте и письму в добукварный и букварный периоды.

"Рыбалка"

Оборудование: коробка, картинки со скрепками, удочка с магнитом.

Описание игры: дети по приглашению учителя магнитной удочкой вылавливают из "аквариума" предметные картинки, произносят слово по слогам, определяют их количество и место ударения в слове.

"Рассели животных"

Оборудование: 3 домика для односложных, двусложных и трехсложных слов, картинки животных, магниты.

Описание: Детям предлагается заселить животных в домики №1,2,3 по количеству слогов.

"Поезд"

Оборудование: картонный поезд из 3 вагонов, предметные картинки.

Описание: 1 вариант - предлагается разместить картинки по вагонам, определив где в слове находится изучаемый звук (в начале, середине, в конце).

2 вариант – предлагается распределить картинки в вагоны №1, 2, 3 по количеству слогов.

"Собери слово"

Описание: учитель последовательно называет звуки слова {у}, {т} ,{к}, {а}. , дети называют слово целиком, роль учителя может выполнять ученик.

Широко применяю использование "Буквенных сказок" на разных этапах урока при изучении новой буквы.

04

5. Применение проектных заданий при изучении букв

Особенно полезен такой вид работы для закрепления зрительного образа буквы, а также на этапе дифференциации сходных по написанию букв или их звуков у детей с дисграфией.

1 класс, проект "Весёлая азбука"

05

06

07

Таким образом, перед учителем стоит важная задача - это оказание помощи детям, относящимся к "группе риска", с использованием неспецифических приёмов обучения. Совместные систематические усилия учителя, ученика, логопеда и родителей по преодолению нарушений письма обязательно будут эффективными, они повысят познавательный интерес к предмету, помогут сформировать учебную мотивацию и обязательно принесут желаемые результаты.


Литература и источники

[1] Дисграфия (нарушения почерка и письменной речи). Без автора // Выше радуги. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://vishiradugi.ru/narusheniya/nerechevye-narusheniya/disgrafiya-narusheniya-pocherka-i-pismennoj-rechi/
[2] Терминологический словарь // Центр развития и абилитации ребенка. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: https://www.logopedprofi.ru/terminologicheskij-slovar
[3] Школьный логопед. Сайт для оказания профессиональной помощи родителям детей нуждающихся в логопедической помощи. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2021. URL: http://logoped18.ru/

Дополнительная литература

1. Буквенные сказки / Ю.М. Козлова - Ростов-на-Дону. Феникс, 2014
2. Дефектология - словарь-справочник / Б.П. Пузанова - Москва ,1996
3. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О.А. Степанова, О.А. Рыдзе. Москва.ТЦ Сфера, 2005
4. Игры по обучению грамоте и чтению / Н.Н. Максимук - Москва. Вако, 2004
5. Коррекционная работа со школьниками с ЗПР / П.Д. Лебедева- С-Пб, КАРО, 2004
6. Логопедические занятия со школьниками / Е. В. Меттус, А.В. Литвина, Е. Д. Бурина - С-Пб, КАРО, 2006
7. Речевое развитие младших школьников / И.В. Прищепова - С-Пб. КАРО, 2008
8. Система работы по коррекции речи у детей с ЗПР / Ю. Т. Матасов - С-Пб, 2000
9. Чтение. 2 класс. Коррекционно-развивающие занятия / Л.И. Рудченко - Волгоград. Учитель,,2007
10. Школьный логопункт / Е. В. Мазанова - Москва, 2009 


Ссылка для цитирования:


Волкова М.А.  Использование приёмов логопедической работы на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/volkova-m-a-ispolzovanie-prijomov-logopedicheskoj-raboty-na-urokakh-russkogo-yazyka-i-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoj-shkole 

Дополнительная информация