Вместо предисловия. Воспитать Человека: как?

Вместо предисловия. Воспитать Человека: как?

Нет столь дурного человека,
которого бы хорошее воспитание не сделало ЛУЧШИМ.
Виссарион Григорьевич Белинский

Настоящий выпуск альманаха "Воспитать Человека: путь от первоклассника до выпускника" обобщает опыт школы в области воспитания и является логическим продолжением и дополнением идей районной научно-практической конференции "Воспитать Человека", которая состоялась 1 декабря 2015 года и была подготовлена педагогами школы 72. См. материалы конференции здесь, на портале "Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы № 72 Санкт-Петербурга" - http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konferencija-1-dekabrja-2015.

За последние три года классные руководители нашей школы добились высоких результатов в конкурсном движении: в конкурсе педагогических достижений Калининского района "Лучший классный руководитель Калининского района" за достигнутые успехи в деле воспитания подрастающего поколения классный руководитель отмечен Благодарностью Комитета по образованию, педагоги школы отмечены Премией Правительства Санкт-Петербурга "Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга" и Премией Правительства Санкт-Петербурга "За гуманизацию Санкт-Петербургской школы". Школа награждена Дипломом I степени на V Всероссийском конкурсе воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Общеобразовательные учреждения" в 2012 году.

Ежегодно классные руководители являются экспертами районных комиссий конкурсов в области воспитательной работы, представляют свой опыт работы в смотрах и конкурсах разных уровней, участвуют в длительных проектах, где постоянно становятся Победителями, Дипломантами и Лауреатами.

Больше о формах работы, учебных семинарах, проектах и достижениях школы в области воспитания можно почитать в Блоге методического объединения классных руководителей в свободном сетевом проекте учеников, родителей, учителей и администрации ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга "Живая школа" - http://www.schule72spb.ru/uchitelja/blog.html.

Заканчивается действие Программы по созданию условий для воспитания школьников в ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга на 2012-2016 годы, и можно с полной уверенностью сказать, что воспитательная работа в школе представляет собой сформированную, стабильную, разноплановую систему и осуществляется через активное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги, служба сопровождения, родители и учащиеся. Об этом в своём портфолио в аналитическом материале "Промежуточный мониторинг выполнения Программы развития ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга "От развития личного потенциала обучающегося к открытой и активной школе"" подробно писала директор школы И.В.Стрешинская (http://portfolio.schule72spb.ru/en/streshinskaja-publikacii/847-streshinskaja-monitoring-programmy).

С 1 января 2017 года вступит в силу Профессиональный стандарт педагога, ключевыми областями которого являются обучение, ВОСПИТАНИЕ и развитие ребенка. Уже сейчас педагогами школы ведется колоссальная работа в этом направлении.

Так как же правильно воспитать человека? Это вечный вопрос и, к сожалению, нет универсального средства, которое подходило бы всем. Все дети разные - подходы к ним тоже разные. Наша главная задача как педагогов, объединяющих в себе две важные функции - учителя и воспитателя, заложить в детях доброе, светлое, вечное, которое в будущем даст свои плоды - у кого-то раньше, у кого-то позже. А порой, нужно просто быть рядом в нужный момент, чтобы помочь преодолеть трудности, исправить ошибки, похвалить за старания.

В педагогической практике мы зачастую выделяем тех, кто достигает значимых результатов, отмечаем их успехи, достижения, и это не требует от нас особых усилий. Отличников, активистов, творческих детей видно сразу, но не все могут быть успешными в своих начинаниях, кому-то мешает поведение, кому-то не хватает способностей в учёбе, у кого-то нет творческих задатков. Задача педагога в каждом из детей найти, поддержать и развить то хорошее, что может быть скрыто от окружающих за маской безразличия, пассивности, плохого поведения. Каждый ребёнок достоин быть успешным, и именно педагог может создать эту ситуацию успеха для каждого своего воспитанника, дать почувствовать себя нужным, полезным, востребованным, тем человеком, без которого в данной ситуации нельзя обойтись.

В этом выпуске Вы познакомитесь с авторскими подходами и необычными методиками, моделями и кейсами, содержащими уникальные приложения и методологические материалы о самых разных событиях и формах работы с детьми и подростками, которые реально работают на практике и дают хорошие устойчивые результаты.

Разделы выпуска представляют разнообразные аспекты воспитательной деятельности школы с учетом специфики возрастных групп, социально-психологических факторов, общих задач, стоящих перед школой.

Разным сторонам деятельности школы в области воспитания и посвящён четвертый выпуск нашего Ежегодного научно-методического альманаха "Воспитать Человека: путь от первоклассника до выпускника".


Наталия Вячеславовна Кулакова,
ответственный редактор выпуска

Дополнительная информация