Вместо предисловия. Современный урок и современный учитель
- Подробности
- Категория: Выпуск 2
- Опубликовано 20.05.2014 06:33
- Автор: Administrator
- Просмотров: 3077
Современный урок и современный учитель
“Поймай мне рыбу - и я буду сыт сегодня,
научи меня ловить рыбу - и я буду сыт всю жизнь.“
Японская народная пословица
Сегодня школа живёт и работает в условиях непрерывных изменений. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, обновляются методы оценки качества знаний, но вечной и главной формой обучения в массовой школе остаётся урок. Именно урок – место объединения учителя и учеников для решения совместных образовательных задач. Но решаются эти задачи зачастую не теми средствами, которые могут привести к ожидаемому положительному результату.
Учитель вечен как урок, он приходит в класс из года в год, ставит перед учениками одни и те же проблемы и задачи, использует проверенные приёмы и методы, искренне желая добиться определённых результатов. Ученики – живые, непредсказуемые и вечно меняющиеся вместе с окружающим миром. А урок должен быть полезен и интересен как для ученика, так и для учителя. Для этого, не потеряв связи с традициями прошлого, необходимо строить урок в соответствии с новыми целями, содержанием, технологиями, имеющими непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня.
В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеют к традиционному уроку. Это понятно. Годами накопленный опыт, отточенные приёмы и методы обучения, привычное содержание и воспоминания о высоких достижениях бывших учеников вселяют уверенность в правильности выбранного пути. Правда, придерживаясь педагогических традиций, любой учитель отметит, что ученики стали другими – снизилась учебная мотивация, слабо выражена познавательная активность, хуже результаты обучения.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а умения их добывать, применять, создавать новые в процессе учебной деятельности. Поэтому Федеральный Государственный образовательный стандарт выдвигает новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в течение всей жизни, развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
В первом разделе настоящего выпуска представлен опыт работы учителей начальных классов. В связи с переходом на ФГОС второго поколения, урок в начальной школе претерпевает значительные изменения, что побуждает учителей активнее внедрять в работу новые технологии: проектные, информационно-коммуникационные, проблемного обучения. Большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий как основы освоения образовательных программ.
Опытом работы в этом направлении учителя начальных классов делились на районной конференции “ИКТ в работе учителя начальных классов”, организованной на базе нашей школы 12 декабря 2013 года и получившей высокую оценку коллег и методистов ИМЦ Калининского района. Все доклады конференции в текстовом формате, а также видеозапись опубликованы на портале “Инновации и традиции в общеобразовательной школе” - здесь. В работе конференции приняли участие 6 учителей начальной школы, методические разработки 5 учителей представлены в текущем выпуске альманаха.
Готовятся к внедрению новых ФГОС и учителя старших классов. Второй раздел выпуска содержит авторские методические разработки уроков учителей основной и старшей школы. Сейчас в школе практически нет учителей, не использующих ИКТ в образовательном процессе. Активно включаясь в опытно-экспериментальную работу, педагоги постоянно расширяют диапазон своих компетенций в использовании новых технологий, принимают участие в работе сетевых профессиональных сообществ, делятся опытом на школьных и районных конференциях.
24 марта 2014 года на школьной конференции “ИКТ в работе учителя-предметника” был представлен опыт учителей основной и старшей школы по применению ИКТ и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. В работе конференции приняли участие 7 учителей. Основная часть материалов конференции была представлена учителями математики и русского языка в целях ознакомления с опытом работы по использованию интернет-ресурсов для подготовки учащихся к единому государственному экзамену, проведения уроков с использованием мультимедиа, совершенствования общекультурных и языковых компетенций педагогов и учеников. Все доклады конференции в текстовом формате, а также видеозапись опубликованы на портале “Инновации и традиции в общеобразовательной школе” - здесь.
Методические разработки учителей других предметов: естествознания, истории, искусства, физкультуры - опубликованы во втором разделе альманаха. Разнообразие технологий, форм и методов обучения, методические рекомендации по использованию данных материалов в процессе обучения делают эти публикации интересными и полезными для педагогической общественности.
Новый стандарт образования, предъявив новые требования к результатам обучения, дал возможность по-новому взглянуть на урок, воплотить новые творческие идеи. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет давать современный урок, развивая понимание знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Уроку как таковому во всем многообразии его форм и посвящен второй выпуск нашего Ежегодного научно-методического альманаха.
Ирина Васильевна Новиченко,
ответственный редактор выпуска
См. также
- Аннотация к выпуску 2/2014 "Урок как основной элемент учебного процесса"
- Содержание выпуска 2/2014 "Урок как основной элемент учебного процесса"
- Авторы выпуска 2/2014 "Урок как основной элемент учебного процесса"