Вместо предисловия. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе

Вместо предисловия. Метод проектов:  современная педагогическая технология в современной школе

Проектная и учебно-исследовательская деятельность  обучающихся - это новая система учебных ситуаций, расширяющая классно-урочную традицию за счет новых способов достижения образовательных результатов школьников.

Организация такой работы требует от педагогов понимания новой парадигмы требований к профессиональной деятельности и новых компетенций.  «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» [1]. Поэтому так важна работа по осознанию и интеграции в деятельность принципов метода проектов, широкое использование которого  педагогом не только предполагается как современная компетенция в комплексе ориентированных на будущее инновационных педагогических технологий, но и создает для школьника среду обучения, максимально учитывающую его образовательные  интересы сейчас и в будущем, позволяющую раскрыть творческий и исследовательский потенциал, приучающую к систематической и плановой работе, способствующей формированию навыков корректного и целесообразного делового общения.

Метод проектов, как и многие другие современные педагогические технологии, нацелен на будущее, на формирование у школьников “навыков XXI века”,  таких, как:

  • Комплексное решение проблем [Complex problem solving];

  • Критическое мышление [Critical thinking];

  • Креативность [Creativity ];

  • Умение управлять людьми [People management];

  • Взаимодействие с людьми [Coordinating with others];

  • Эмоциональный интеллект [Emotional intelligence];

  • Формирование собственного мнения и принятие решений [Judgment and decision-making];

  • Клиентоориентированность [Service orientation];

  • Умение вести переговоры [Negotiation];

  • Гибкость ума [Cognitive flexibility]  [2].

В процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности и учитель, и школьники обращаются не только к объекту исследования или разработки в рамках учебного предмета - чтобы достичь результата, они ведут поиск и оценку информации, взаимодействуют, планируют, меняют тактики действий,  придумывают, тем самым происходит то, что называется формированием гибких (часто “мягких” [англ. - soft]) навыков. Именно развитие таких “неспециализированных надпрофессиональных” навыков [3] действительно необходимо школьнику сейчас, чтобы обеспечить в будущем его успешную профессиональную деятельность в избранной области, гибкость в смене профессиональной парадигмы навыков, установку на обучение в течение всей жизни, способность к анализу и творчеству.

Планируя настоящий выпуск, мы исходили из того, что многое в методе проектов применяется педагогами школы давно и успешно. У школы с углубленным изучением немецкого языка есть собственный опыт (см. подробнее в материалах настоящего выпуска), а также значительный опыт международных билингвальных исследовательских проектов (познакомиться с ним можно, например,  в Виртуальном Выставочном Зале “Диалог культур” [4]).

Одним из наиболее существенных преимуществ метода проектов является то, что в процессе деятельности развивается "способность мыслить проективно": этот навык представляет собой умение ставить цели и планировать процесс их достижения от начального до финального этапа,  способность организовывать для достижения необходимого результата материальные и социальные ресурсы, эффективно управлять временем. [5]

При интеграции метода проектов в весь учебный процесс, на всех ступенях обучения в школе обнаруживается целый ряд проблем и вопросов, которые требуют более пристального внимания. Это определило структуру выпуска и характер материалов. Выпуск включает 3 раздела:

Раздел 1.  Управление и технологии

Раздел 2.  Лучшие практики школы

Раздел 3.  Работа с социальными партнерами

В настоящем выпуске своим практическим опытом и размышлениями  делятся педагоги школы, успешно работающие по методу проектов. Мы надеемся, что эти материалы будут полезны для коллег, только приступающих к такого рода деятельности, и интересны педагогическому сообществу.

Сидоренко Ирина Александровна,
ответственный редактор выпуска


[1]  Волков А.Е., Реморенко И.М., Кузьминов Я.И., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И., Андрущак Г.В., Юдкевич М.М. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. 39 с.   [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/221/800/1228/education-2020.pdf

[2] Краузе Светлана. Необходимые навыки 21 века. Дата обращения 04.04.2018. [Электронный ресурс]   URL: http://krauzesa.com/blog/obuchenie/neobkhodimye-navyki-21-veka/

[3] Васильев Владимир. Soft skills: гибкость, а не мягкость. 11 сентября 2017. [Электронный ресурс]   URL: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost

[4] Виртуальный выставочный зал "Диалог культур". Сайт международных культурно-исторических и страноведческих билингвальных проектов школы  [Электронный ресурс] URL: http://vystavki.schule72spb.ru/

 [5] Навыки человека XXI века.[Электронный ресурс]   URL: https://4brain.ru/blog/%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-xxi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/


Ссылка для цитирования:

Предисловие к выпуску “Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе”. Ответственный редактор выпуска Сидоренко И.А. //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-metod-proektov-sovremennaya-pedagogicheskaya-tekhnologiya-v-sovremennoj-shkole

Дополнительная информация