Вместо предисловия. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе
- Подробности
- Категория: Выпуск 6
- Опубликовано 14.06.2018 06:33
- Автор: Administrator
- Просмотров: 822
Вместо предисловия. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе
Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся - это новая система учебных ситуаций, расширяющая классно-урочную традицию за счет новых способов достижения образовательных результатов школьников.
Организация такой работы требует от педагогов понимания новой парадигмы требований к профессиональной деятельности и новых компетенций. «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» [1]. Поэтому так важна работа по осознанию и интеграции в деятельность принципов метода проектов, широкое использование которого педагогом не только предполагается как современная компетенция в комплексе ориентированных на будущее инновационных педагогических технологий, но и создает для школьника среду обучения, максимально учитывающую его образовательные интересы сейчас и в будущем, позволяющую раскрыть творческий и исследовательский потенциал, приучающую к систематической и плановой работе, способствующей формированию навыков корректного и целесообразного делового общения.
Метод проектов, как и многие другие современные педагогические технологии, нацелен на будущее, на формирование у школьников “навыков XXI века”, таких, как:
-
Комплексное решение проблем [Complex problem solving];
-
Критическое мышление [Critical thinking];
-
Креативность [Creativity ];
-
Умение управлять людьми [People management];
-
Взаимодействие с людьми [Coordinating with others];
-
Эмоциональный интеллект [Emotional intelligence];
-
Формирование собственного мнения и принятие решений [Judgment and decision-making];
-
Клиентоориентированность [Service orientation];
-
Умение вести переговоры [Negotiation];
-
Гибкость ума [Cognitive flexibility] [2].
В процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности и учитель, и школьники обращаются не только к объекту исследования или разработки в рамках учебного предмета - чтобы достичь результата, они ведут поиск и оценку информации, взаимодействуют, планируют, меняют тактики действий, придумывают, тем самым происходит то, что называется формированием гибких (часто “мягких” [англ. - soft]) навыков. Именно развитие таких “неспециализированных надпрофессиональных” навыков [3] действительно необходимо школьнику сейчас, чтобы обеспечить в будущем его успешную профессиональную деятельность в избранной области, гибкость в смене профессиональной парадигмы навыков, установку на обучение в течение всей жизни, способность к анализу и творчеству.
Планируя настоящий выпуск, мы исходили из того, что многое в методе проектов применяется педагогами школы давно и успешно. У школы с углубленным изучением немецкого языка есть собственный опыт (см. подробнее в материалах настоящего выпуска), а также значительный опыт международных билингвальных исследовательских проектов (познакомиться с ним можно, например, в Виртуальном Выставочном Зале “Диалог культур” [4]).
Одним из наиболее существенных преимуществ метода проектов является то, что в процессе деятельности развивается "способность мыслить проективно": этот навык представляет собой умение ставить цели и планировать процесс их достижения от начального до финального этапа, способность организовывать для достижения необходимого результата материальные и социальные ресурсы, эффективно управлять временем. [5]
При интеграции метода проектов в весь учебный процесс, на всех ступенях обучения в школе обнаруживается целый ряд проблем и вопросов, которые требуют более пристального внимания. Это определило структуру выпуска и характер материалов. Выпуск включает 3 раздела:
Раздел 1. Управление и технологии
Раздел 2. Лучшие практики школы
Раздел 3. Работа с социальными партнерами
В настоящем выпуске своим практическим опытом и размышлениями делятся педагоги школы, успешно работающие по методу проектов. Мы надеемся, что эти материалы будут полезны для коллег, только приступающих к такого рода деятельности, и интересны педагогическому сообществу.
Сидоренко Ирина Александровна,
ответственный редактор выпуска
[1] Волков А.Е., Реморенко И.М., Кузьминов Я.И., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И., Андрущак Г.В., Юдкевич М.М. Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции «Модернизация экономики и глобализация», Москва, 1—3 апреля 2008 г. Москва: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. 39 с. [Текст], [Электронный ресурс] URL: https://www.hse.ru/data/221/800/1228/education-2020.pdf
[2] Краузе Светлана. Необходимые навыки 21 века. Дата обращения 04.04.2018. [Электронный ресурс] URL: http://krauzesa.com/blog/obuchenie/neobkhodimye-navyki-21-veka/
[3] Васильев Владимир. Soft skills: гибкость, а не мягкость. 11 сентября 2017. [Электронный ресурс] URL: https://newtonew.com/opinion/soft-skills-gibkost-a-ne-myagkost
[4] Виртуальный выставочный зал "Диалог культур". Сайт международных культурно-исторических и страноведческих билингвальных проектов школы [Электронный ресурс] URL: http://vystavki.schule72spb.ru/
[5] Навыки человека XXI века.[Электронный ресурс] URL: https://4brain.ru/blog/%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B8-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-xxi-%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/
Ссылка для цитирования:
Предисловие к выпуску “Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе”. Ответственный редактор выпуска Сидоренко И.А. //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 6/2018. Метод проектов: современная педагогическая технология в современной школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 14.06.2018. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-metod-proektov-sovremennaya-pedagogicheskaya-tekhnologiya-v-sovremennoj-shkole