Вместо предисловия. Когда нет готовых решений, полагаемся на опыт и интуицию

Вместо предисловия. Когда нет готовых решений, полагаемся на опыт и интуицию 

Тематику данного выпуска определила сама жизнь. Весной 2020 года, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019, школа оказалась в сложных условиях: посещение образовательного учреждения было запрещено. Главная задача школы - это учить и воспитывать, передавать знания. Всем было понятно, что учебный процесс не может быть остановлен. Детей надо учить, но как? И тут на помощь пришли дистанционные технологии и цифровые ресурсы. Сложно было всем - и детям, и родителям, и педагогам. Но наше преимущество состояло в том, что на протяжении более 10 лет мы работали над совершенствованием ИКТ-компетенций педагогов, развивали и строили свою цифровую образовательную среду.

О том, что можно обучать детей с применением дистанционных технологий, наши учителя знали, многие использовали облачные технологии и сервисы web 2.0, но не было необходимости последовательно внедрять и использовать дистанционную форму обучения. Весна 2020 изменила наше отношение к электронному обучению и обучению с применением дистанционных образовательных технологий. Пришлось вспомнить все, чему учились, что знали, возможно, в теории, и начать на практике применять ДОТ.

По прошествии времени стало понятно, что есть много преимуществ данной формы обучения, особенно для работы со слабоуспевающими, отстающими ребятами, а также с детьми, осваивающими образовательную программу по индивидуальному учебному плану, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Так можно обеспечить индивидуализацию процесса обучения. Ребенок получает возможность учиться самостоятельно, но под контролем взрослых - учителей, родителей. Важно соблюдать паритет, важно чтобы взрослые помогали развитию у ребенка самоконтроля, а не выступали в роли только контролеров-проверяющих и надзирающих.

Осень 2020 года принесла нам новый опыт - опыт использования модели реализации основных общеобразовательных программ при сочетании очного обучения и семейного образования. Цифровые ресурсы школы позволили организовать обучение на должном уровне. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 17) допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения. В период с октября 2020 по март 2021 года данный формат обучения по заявлению родителей (законных представителей) был реализован для 23 обучающихся.

Но я уверена, что учитель останется в школе офлайн, просто роль у него будет другая. О значении урока и роли учителя педагоги школы размышляют в первом разделе выпуска "Урок или очную школу никто не отменял". А онлайн технологии придут на помощь классно-урочному процессу обучения.

О системном использовании цифровых платформ и элементов дистанционного обучения идет речь во втором разделе выпуска "Опыт школы с рабочей средой Google для образования".

И, возможно, будущее школы в сочетании различных форм обучения и получения образования. В разделе "Цифровые платформы и сервисы для смешанного обучения и учебной коммуникации" учителя школы делятся наработанным опытом по применению различных цифровых инструментов и их комбинаций на уроках и во внеурочной деятельности.

Сочетание форм обучения, представленное интеграцией обучения с учителем и онлайн-обучения, позволяет школе найти выход в объективно сложных ситуациях, компенсировать некоторые недостатки классно-урочной системы, дает ребенку больше самостоятельности. А это уже развитие саморегуляции, формирование гибкого склада ума, формирование таких жизненно важных навыков, как "мягкие навыки" ("soft skills"). В этом и стратегическая цель, и глубинный гуманистический смысл современного образования.

Стрешинская Инна Васильевна,
ответственный редактор выпуска


Ссылка для цитирования:

Вместо предисловия. Когда нет готовых решений, полагаемся на опыт и интуицию //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 9/2021. "Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении" [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-kogda-net-gotovykh-reshenij-opiraemsya-na-opyt-i-intuitsiyu

Дополнительная информация