Вместо предисловия. Инновационные практики в развитии современной личности
- Подробности
- Категория: Выпуск 12 2024
- Опубликовано 15.06.2024 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 75
Вместо предисловия. Инновационные практики в развитии современной личности
Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает,
а тот, кто помогает тебе стать самим собой.
Михаил Аркадьевич Светлов
Современная система образования претерпевает стремительные изменения, как и окружающий нас мир. Для того, чтобы всегда быть интересным детям, мотивирующим их на развитие и достижения, педагог должен сам идти в ногу со временем, а именно творить. Что значит “творчество” в контексте педагогической профессии?! В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах; как педагогическая деятельность, отличающаяся своей новизной и оригинальностью и предполагающая сотворение (формирование, воспитание) творческой личности со своей неповторимостью и уникальностью [1].
Учитель - это ключевое звено любой школы, поэтому без его творческой (инновационной) деятельности сложно представить себе образовательное учреждение в целом.
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга позиционирует себя в системе образования как образовательное учреждение, имеющее опыт работы в инновационном режиме. На протяжении ряда лет учреждение являлось районной опытно-экспериментальной площадкой в разных направлениях образования, воспитания и развития.
Проектная деятельность учащихся в рамках европейского языкового портфеля (2008-2011). Модель школьного языкового портфеля была разработана на основе модели "Европейского языкового портфеля" для старших классов общеобразовательных учреждений и предназначена для работы учащихся 9-11 классов с углубленным изучением немецкого языка [2].
Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры (2012-2015). В 2014 году школа получила сертификат финалиста конкурса инновационных продуктов “Петербургская школа 2020”, представив на городском конкурсе инновационных продуктов итоговый продукт работы школы в статусе районной опытно-экспериментальной площадки портал "Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга", открытый и общедоступный электронный информационный ресурс, размещенный в глобальной сети Интернет [3].
В 2021 году наша школа стала победителем во Всероссийском смотре-конкурсе образовательных организаций “Школа года - 2021”, обобщив свои лучшие практики управления и передовой успешный опыт работы педагогического коллектива в современных условиях [4].
Волонтерское движение обучающихся (2020-2022). Практическими продуктами деятельности стали научно-методические материалы, разработанные в ходе работы и опубликованные в 10 выпуске Альманаха "Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время?" [5].
Профориентационные пробы как среда для самообразования и самоопределения учащихся (2022-2024). Активная добровольческая деятельность педагогов и учащихся определила вектор развития инновационной деятельности школы в направлении профориентационной работы "Профориентационные пробы как среда для самообразования и самоопределения учащихся". Благодаря данному опыту создана методическая сеть, включающая около двадцати социальных партнеров - от образовательных организаций Калининского района до ведущих ВУЗов и предприятий города, заинтересованных в обмене опытом и использования социокультурных практик школьников. Разработка научных и методических основ внедрения волонтёрской и профориентационной деятельности в систему воспитательной работы позволяет повысить профессиональные компетентности педагогов. Участники методической сети, ИМЦ Калининского района дали положительную экспертную оценку работы школы в рамках районной опорной площадки. Все материалы подробно представлены на официальном сайте ОУ [6] и [7].
"Эффективные практики классного руководителя (куратора группы) в контексте реализации программы воспитания", 14 марта 2023 - 30 декабря 2024. В декабре 2022 года школа, имея огромный опыт и высокую результативность по вышеизложенным направлениям работы, подает заявку, информационную карту образовательной организации и презентацию воспитательной практики на конкурс на присвоение статуса федеральной инновационной площадки Института воспитания среди 1806 образовательных организаций Российской Федерации, которые также решили претендовать на подобное звание [8]. Успешно пройдя конкурсный отбор, 14 марта 2023 года школа получила статус инновационной площадки федерального государственного бюджетного научного учреждения "Институт изучения детства, семьи и воспитания" (ФГБНУ "ИИДСВ") по направлению реализации инновационного проекта "Эффективные практики классного руководителя (куратора группы) в контексте реализации программы воспитания".
Работа образовательного учреждения в рамках инновационной площадки обязательно предполагает диссеминацию опыта. В текущем учебном году проведен практический семинар для руководителей отделений дополнительного образования "Создание условий для работы с одаренными детьми в ОДОД школы". Педагоги поделились опытом проектной деятельности в ОДОД и всестороннего подхода в развитии личности ребёнка.
28 февраля 2024 года состоялся районный семинар для председателей МО классных руководителей "Эффективные практики классного руководителя (куратора группы) в контексте реализации программы воспитания: из опыта работы школы в статусе ФИП" [9], где мы успешно представили свой накопленный инновационный опыт.
Своими практическими достижениями, размышлениями и новыми идеями в области инноватики мы хотим поделиться в данном выпуске.
Кулакова Наталия Вячеславовна,
ответственный редактор выпуска,
Сидоренко Ирина Александровна,
ответственный редактор выпуска
Литература и источники
[1] Творчество педагогическое. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 145. Онлайн версия: Словари на Академике. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/3144/Творчество_педагогическое
[2] Школьная модель языкового портфеля для средней и старшей ступени // Живая школа. Сетевой проект учеников, родителей, учителей и администрации ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://schule72spb.ru/admin/oer3-portfel.html
[3] Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио педагогов школы № 72 Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/
[4] Cмотр-конкурс образовательных организаций "ШКОЛА ГОДА - 2021" // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://sch072.kalin.gov.spb.ru/obrazovanie/dostizhenija-nashih-uchenikov/cmotr-konkurs-obrazovatelnyh-organizacij-shkola-goda---2021/
[5] Вместо предисловия: волонтерство как ресурс личного развития и социализации // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-volontjorstvo-kak-resurs-lichnogo-razvitiya-i-sotsializatsii
[6] Инновационная деятельность: РОП 2020-2022 // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/arhiv/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2020-2022/
[7] Профориентационные пробы как среда для самообразования и самоопределения учащихся// Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-rop-2022-2024/
[8] Институт изучения детства, семьи и воспитания. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: https://институтвоспитания.рф/press-center/konkursy-i-obuchenie/1806-obrazovatelnykh-organizatsiy-rossii-pretenduyut-na-status-innovatsionnoy-ploshchadki-instituta-/
[9] Районный семинар для председателей МО классных руководителей "Эффективные практики классного руководителя...: из опыта работы школы в статусе ФИП" // Официальный школьный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/obrazovanie/innovacionnaja-dejatelnost-federalnaja-innovacionnaja-ploschadka-insti/rajonnyj-seminar-dlja-predsedatelej-mo-klassnyh-rukovoditelej-effekt/
Ссылка для цитирования:
Вместо предисловия. Инновационные практики в развитии современной личности // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predisloviya-innovatsionnye-praktiki-v-razvitii-sovremennoj-lichnosti