Вместо предисловия. Здоровьесбережение и медиация в школе

Вместо предисловия. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе

Ежегодно педагоги нашей школы заканчивают учебный год выездным педсоветом. Педсовет по традиции проводится не в школе, а на природе в красивых местах Северо-Запада. Новая обстановка помогает отстраниться от рутины восприятия школьной жизни и найти новые эффективные подходы, приёмы, алгоритмы к решению школьных проблем.

Такая же задача ежегодного школьного альманаха: взглянуть на школьную жизнь по-новому, увидеть потенциал в рутинных конфликтах, и затем предложить эффективные алгоритмы, пошаговые действия для работы с классом, с отдельными учениками или родителями. Седьмой номер альманаха посвящен здоровьесозидающей педагогике, современным инструментам здоровьесбережения. Цель выпуска – обобщить отдельные компетенции по формированию установки на здоровый образ жизни, которыми пользуются педагоги школы. 

В этом номере альманаха три раздела:
- Учим и воспитываем, сохраняя здоровье: здоровьесбережение в школе;
- Профилактика и медиация: две стороны одной медали;
- Медиация в школе как фактор создания здорового психологического климата: аутентичный опыт.

Цель воспитательной системы со здоровьесозидающим компонентом – обеспечение участников образовательного процесса необходимой информацией, позволяющей сохранить и укрепить собственное здоровье, формирование норм и правил здорового образа жизни, воспитание ответственности за собственное здоровье. О том, как происходит воспитательная работа в школе и как интегрированы в нее здоровьесозидающие модули читайте в материале заместителя директора школы по воспитательной работе Натальи Вячеславовны Кулаковой (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kulakova-nataliya-vyacheslavovna-kompleks-zadach-i-reshenij-po-organizatsii-vospitatelnoj-raboty-i-zdorovesberegayushchej-sredy-v-shkole). В нем предложены рекомендации по каждому этапу воспитательной деятельности с применением здоровьесозидающих технологий, очерчен круг задач, которые необходимо решить по укоренению навыков ЗОЖ, повысить уровень сформированности культуры здоровья всех участников образовательного процесса.

По мнению Натальи Алекссевны Малетиной, работа по здоровьесозиданию начинается с первого класса. Не секрет, что с каждым годом в школу приходит все большее количество ослабленных детей. Порочный круг, где слабое здоровье ребенка приводит к большему количеству пропусков уроков по болезни, за этим следуют сложности с усвоением образовательной программы, как итог ребенок не хочет ходить в школу, где неуспешен. О том, как работает здоровьесозидающи аспект воспитательной системы с самыми маленькими читайте в материале (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/maletina-natalya-alekseevna-priemy-individualnoj-i-kollektivnoj-raboty-po-formirovaniyu-ustanovki-na-zdorovyj-obraz-zhizni-v-nachalnoj-shkole) «Приемы индивидуальной и коллективной работы по формированию установки на здоровый образ жизни в начальной школе». В материале представлен опыт работы в рамках внеурочной деятельности «Я расту здоровым» для 1-4 классов.

Практический опыт по адаптации здоровьесозидающих компонентов в учебной деятельности представлен в материале Ольги Николаевны Фролкиной «Адаптация опыта здоровьесберегающей деятельности учителей Германии на уроках иностранных языков в российской школе» (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/frolkina-olga-nikolaevna-adaptatsiya-opyta-zdorovesberegayushchej-deyatelnosti-uchitelej-germanii-na-urokakh-inostrannykh-yazykov-v-rossijskoj-shkole). В Германии все вопросы связанные с сохранением здоровья обучающихся регулируются национальными (федеральными и земельными) законами в опоре на Оттавскую хартию Всемирной организации здравоохранения. В материале вы прочитаете о простых практических приемах, которые могли бы и в российских школах использоваться для сохранения здоровья обучающихся при минимальных материальных вложениях. Например, для того, чтобы снизить нагрузку на позвоночник ребенка можно предложить родителям в начальной школе вместо рюкзаков купить детям чемоданчики на колесиках. Просто и эффективно. Очень интересная статья – читайте, наслаждайтесь!

В статье Анны Александровны Кубаревой и Елены Николаевны Пархомчук ""Семья" - игра по станциям с разновозрастными детьми" представлена практическая разработка авторов по проведению игровых мероприятий с детьми разного возраста. Современные петербургские дети сильно ограничены во взаимодействии с ровесниками. Раньше были дворы- безопасная территория около дома, где дети могли общаться со своими ровесниками. Сейчас родители постоянно присутствуют в игровом пространстве детей и к сожалению, его разрушают. Оставить ребенка без прямого контроля взрослого на улице просто невообразимо, страшно. Вследствие этого исчезло игровое интимное детское пространство и дети разучились играть, разучились устанавливать и соблюдать игровые правила, что мы и видим на переменах в начальной школе: им сложно организовать игру, игры стали примитивными. В нашей школе успешно зарекомендовал себя опыт взаимодействия старших с младшими. В этом учебном году дети из 1 «В», классный руководитель Адякина Татьяна Сергеевна в течение года разучивали танец с учащимися 11 класса. Это способствовало решению нескольких задач: первоклассники «получили опекунов из 11 класса», 11-классники смогли увидеть какой путь они прошли за время учебы, с каких «позиций» они вышли на старт в первом классе и с каким багажом завершают учебу в школе. Для того, чтобы происходило разновозрастное взаимодействие детей необходимы дополнительные внеурочные школьные мероприятия, о разработке такого мероприятия читайте в статье (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/parkhomchuk-elena-nikolaevna-kubareva-anna-aleksandrovna-semya-igra-po-stantsiyam-s-raznovozrastnymi-detmi)

В школе настоящая «травматическая эпидемия» начинается во время перемен. Это объяснимо, детям тяжело даются 45 минут урока, нужна разрядка, о том, как снизить статистику травм в школе, в какие играть игры с детьми, чтобы научить их навыкам безопасного поведения читайте в материале Ларисы Игоревны Кузьминых (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuzminykh-larisa-igorevna-o-profilakticheskoj-rabote-v-shkole-po-snizheniyu-travmatizma-sredi-obuchayushchikhsya). В статье рассказывается о том, как игры помогают воспитывать сознательное отношение обучающихся к своему здоровью, как внедрить в учебный процесс позитивные сценарии жизнедеятельности.

Статья Ксении Алексеевны Романовой знакомит с примерами практического использования в работе с участниками образовательного процесса приемов современных коммуникационных технологий: медиации и коучинга. Рост числа девиаций среди несовершеннолетних свидетельствует о необходимости изменения подходов к работе с детьми и их родителями, апробированию новых инструментов в работе со «старыми проблемами» взросления (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/kuzminykh-larisa-igorevna-o-profilakticheskoj-rabote-v-shkole-po-snizheniyu-travmatizma-sredi-obuchayushchikhsya)

Материал Ольги Вячеславовны Петровой о пропаганде здорового образа жизни и укрепления хороших человеческих качеств на занятиях в группах продленного дня. Для профилактики вредных привычек направлены тематические циклы занятий в группах продленного дня. «Творим прекрасное», «Гармония общения», «Азбука безопасности». Знакомят младших школьников с мерами безопасности жизнедеятельности, формируют мировоззрение на сохранение и укрепление здоровья, воспитывают культуру безопасного образа жизни. В статье рассказывается о цикле занятий “Удивительные праздники” (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/petrova-olga-vyacheslavovna-propaganda-zdorovogo-obraza-zhizni-na-zanyatiyakh-v-gruppe-prodlennogo-dnya).

Дети поступают в школу психологически сложные, незрелые, подчас совершенно неготовые к школе. Многие из них не знают, что такое коллектив, т.к. не посещали детский сад. Учитель начальной школы может эффективно справится с проблемами адаптации, социализации и обучения сложного ребенка, если налажен хороший рабочий контакт с его родителями. О том, как наладить контакт с родителями, что делать с родителями которые «не видят проблемы», читайте в статье Заремы Ахмедхановны Гусейновой «Интерперсональные конфликты на "школьной территории": участники, ситуации, решения». (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/gusejnova-zarema-akhmedkhanovna-interpersonalnye-konflikty-na-shkolnoj-territorii-uchastniki-situatsii-resheniya) В статье даны упражнения с кинетическим песком, которые родители могут выполнять вместе с детьми для снятия психологического напряжения, решения коммуникационные проблем ребенка.

О приёмах создания здоровой атмосферы в коллективе подростков читайте в статье Марины Тельмановны Исаковой (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/isakova-marina-telmanovna-problemy-podrostkov-i-priemy-sozdaniya-zdorovoj-atmosfery-v-klassnom-kollektive). Школа представляет собой место, где одновременно собираются участники с самыми различными психологическими установками, что чаще всего и является причиной конфликтов. Конфликт в школе явление естественное. Задача классных руководителей свести негативные последствия конфликтов к минимуму и научить подростков разрешать конфликтную ситуацию конструктивным способом, в помощь - алгоритм действий, который приведен в статье.

Современное образовательное пространство школы - это потенциально конфликтная среда. Случаи проявления силового способа решения конфликтов в школе не являются редкостью. В статье Светланы Николаевны Ульяновской «Медиационные процедуры в решении ситуаций внутришкольного насилия» (http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ulyanovskaya-svetlana-nikolaevna-mediatsionnye-protsedury-v-reshenii-situatsij-vnutrishkolnogo-nasiliya) рассказывается о возможностях и ограничениях медиативных технологий в профилактики внутришкольного насилия. Медиация хороша тем, что позволяет разрешить конфликт без вынесения властного акта, т.е конфликтующие стороны могут решить конфликт на своем уровне. если конфликт касается взаимоотношений между одноклассниками участие в разрешении конфликта их родителей или учителей может не понадобиться.

В нашей школе реализуется инновационная Программа развития до 2020 г., ориентированная на создание условий для самореализации и самоопределения обучающихся в соответствии с их склонностями и интересами. Ежегодно для педагогического коллектива школы проводятся семинары и лекции по теме сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в рамках МО проводятся педагогические лаборатории, где обсуждаются здоровьесозидающие техники, методы, приемы. Своим опытом педагоги школы делятся с коллегами. В этом году нами проведен городской семинар для заместителей директоров школ и руководителей служб здоровья «Роль медиации в создании здоровьесберегающей образовательной среды школы», с материалами семинара можно ознакомиться в специальном разделе http://portfolio.schule72spb.ru/ru/rol-mediatsii-v-sozdanii-zdorovesberegayushchej-obrazovatelnoj-sredy-shkoly-25-yanvarya-2019

Мы уделяем и будем уделять нашим детям самое пристальное внимание, стремясь к тому, чтобы ребёнок был здоровым и счастливым, мог добиваться успеха и принимать самостоятельные ответственные решения. В этом году школа стала лауреатом районного конкурса «Школа здоровья Калининского района 2019» (http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/27460).

В период официально объявленного Президентом РФ Десятилетия детства в России в 2019 году в целях выявления и поощрения лучших педагогов и руководителей сферы образования учредителем Всероссийской деловой платформы (http://www.sznation.ru/ ) и «Ассоциацией специалистов в сфере превентивного образования» организован конкурс на соискание Всероссийской национальной премии профессионально-общественного признания «Десятилетие детства: люди дела». В Номинации «За вклад в создание условий детствосбережения» было представлены к награждению   216 кандидатур из 51 региона страны. В номинации «За вклад в развитие превентивного образования» были представлены к награждению 159 специалистов сферы образования   из 56 регионов. Номинантами конкурса стали Инна Васильевна Стрешинская, номинация «За вклад в создание условий детствосбережения», и Светлана Николаевна Ульяновская, номинация «За вклад в развитие превентивного образования».  См. на официальном сайте школы в материале «Поздравляем номинантов Всероссийской национальной премии профессионально-общественного признания "Десятилетие детства"!» (http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/27897).

Информация этого номера будет полезна учителям-предметникам, классными руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе, руководителям школьных Служб здоровья, которые заинтересованы в пополнении свой профессионального багажа здоровьесозидающих технологий, в использовании апробированных решений. Электронный формат издания позволяет читателям высказать свое мнение, обсудить материал, внести свой вклад в технологии здоровьесозидания. 


Ссылка для цитирования:

Предисловие к выпуску 7/2019 “Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе”. Ответственный редактор выпуска Ульяновская С.Н. //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predislovija-zdorovje-mediacija

 

Дополнительная информация