Вместо предисловия. Не Бермудский треугольник “Школа - Ребенок - Родители”

Вместо предисловия. Не Бермудский треугольник  "Школа - Ребёнок - Родители"

В треугольнике "Школа - Ребёнок - Родители" проблемы были и будут всегда. Для них нет одного типового  решения. Есть добрая воля, стремление к диалогу, честное и самокритичное определение проблем и поиск точек соприкосновения и согласования интересов.  И тогда школа станет центром развития того самого ответственного и "правильного" социума, в котором эффективно и радостно работать, учиться, общаться, развиваться.  Ответственность предполагает и право выбора такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне её интеллектуальных и психологических ресурсов. 

13 декабря 2019 года в школе состоялась общешкольная родительская конференция «Семья и Школа: как договориться». Напомним самые важные мысли, наблюдения и выводы конференции:

"...Нелегко сделать родителей полноценными партнерами школьной жизни...

...Только позитивные, уверенные в себе, социально адаптированные родители, могут понять проблемы своего ребенка и, взаимодействуя со школой, помочь ему их разрешить... 

...Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками...

...Только конструктивный диалог, согласованность действий и партнерские отношения семьи и школы приведут к успешной реализации личности  ребенка, обеспечат .его личностный рост, формирование мотивации к учению, сохранение физического и психического здоровья, социальную адаптацию... 

...Решение любой проблемы ребенка всегда проходит только через взаимодействие семьи и школы. Если же кто-то из сторон не видит проблемы, отрицает ее наличие, ищет оправдание проблемы, то такой путь не является конструктивным и, как правило, не приводит к решению ситуации... 

...Одна из главных задач школы — повышение эффективности обучения. Но содержание и организация учебного процесса не могут быть прямо соотнесены с его эффективностью. Любое позитивное изменение в поведении или эмоционально-волевой сфере – это кропотливый совместный труд... 

...Ценностная основа и мерило эффективности школы заключаются в личной успешности ученика и удовлетворенности родителей…"  

См. подробнее материалы Общешкольной Родительской Конференции 13 декабря 2019 в портфолио школы на портале "Инновации и традиции в общеобразовательной школе" [1].

Настоящий выпуск подготовлен в развитие идей Общешкольной Родительской Конференции и включает 3 раздела. В разделах на практическом материале обсуждаются  разные  аспекты взаимодействия школы и родителей в интересах ребенка. 

В первом разделе "Общее: рамки проблемы, административные установки, ресурсы, решения" размещены размышления специалистов  об административных ресурсах помощи участникам образовательного процесса, проблемных семьях  как части проблемного поля ребенка в школе, о психологической помощи детям и родителям.

Второй раздел  "Творчество, коммуникация, совместная деятельность, игра" содержит яркие иллюстрированные материалы о спектаклях и поездках, внеклассных мероприятиях и кружках и показывает, как совместное творчество, участие в общих добрых делах работают на достижение согласия. Успешная коммуникация с родителями, развитие коммуникативных навыков школьников влияют на успеваемость и самооценку школьника, содействуют гармонизации отношений семьи и школы.

Третий раздел  "Родители и иностранный язык"  отражает специфику проблем школы с углубленным изучением иностранных языков, в нем заслуживают внимания статьи опытных преподавателей иностранных языков о ресурсах формирования устойчивой мотивации к изучению иностранных языков,  о развитии школьника через постижение других культур, о  расширении горизонтов социализации.

Коммуникацию в треугольнике "Школа – Ребёнок - Родители" наладить не просто, но он далёк от Бермудов и по геолокации, и по познаваемости и управляемости. Сложность состоит, в том числе, в интерпретации и трансляции идей, мыслей и чувств, а также в получении ожидаемых реакций от другого человека. Через осознание проблем, этических ограничений и собственных границ приходит понимание, что жизнь школы  подлинная, такая, какая есть: с негативом и радостью, с удачами и провалами, но она настоящая, и она происходит прямо сейчас. Появляется ощущение реальности, да, непростое, но ресурсное, ведь тем самым, мы создаём успешную среду взаимодействия школы, семьи и ребёнка. Через понимание, уважение, коммуникацию и совместную деятельность, акцентированную на добре, оптимизме и творчестве.

Опыт педагогов школы, которым они поделились в настоящем выпуске, может оказаться полезным для коллег и педагогического сообщества. 


[1] Материалы Общешкольной Родительской Конференции 13 декабря 2019 // Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио. Конференции  [Электронный ресурс]. Дата публикации 13.12.2019.  http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konferentsii/1092-roditelskaja-konf-2019-12-13.

Сотникова Алла Леонидовна,
главный редактор Альманаха

 

 


Ссылка для цитирования:
Вместо предисловия. Не Бермудский треугольник  "Школа - Ребёнок - Родители"//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. "Семья и Школа: жизнь в согласии" [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predislovija-shkola-rebenok-roditeli

Дополнительная информация