Вместо предисловия. Не Бермудский треугольник “Школа - Ребенок - Родители”
- Подробности
- Категория: Выпуск 8
- Опубликовано 31.05.2020 22:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 692
Вместо предисловия. Не Бермудский треугольник "Школа - Ребёнок - Родители"
В треугольнике "Школа - Ребёнок - Родители" проблемы были и будут всегда. Для них нет одного типового решения. Есть добрая воля, стремление к диалогу, честное и самокритичное определение проблем и поиск точек соприкосновения и согласования интересов. И тогда школа станет центром развития того самого ответственного и "правильного" социума, в котором эффективно и радостно работать, учиться, общаться, развиваться. Ответственность предполагает и право выбора такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне её интеллектуальных и психологических ресурсов.
13 декабря 2019 года в школе состоялась общешкольная родительская конференция «Семья и Школа: как договориться». Напомним самые важные мысли, наблюдения и выводы конференции:
"...Нелегко сделать родителей полноценными партнерами школьной жизни...
...Только позитивные, уверенные в себе, социально адаптированные родители, могут понять проблемы своего ребенка и, взаимодействуя со школой, помочь ему их разрешить...
...Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками...
...Только конструктивный диалог, согласованность действий и партнерские отношения семьи и школы приведут к успешной реализации личности ребенка, обеспечат .его личностный рост, формирование мотивации к учению, сохранение физического и психического здоровья, социальную адаптацию...
...Решение любой проблемы ребенка всегда проходит только через взаимодействие семьи и школы. Если же кто-то из сторон не видит проблемы, отрицает ее наличие, ищет оправдание проблемы, то такой путь не является конструктивным и, как правило, не приводит к решению ситуации...
...Одна из главных задач школы — повышение эффективности обучения. Но содержание и организация учебного процесса не могут быть прямо соотнесены с его эффективностью. Любое позитивное изменение в поведении или эмоционально-волевой сфере – это кропотливый совместный труд...
...Ценностная основа и мерило эффективности школы заключаются в личной успешности ученика и удовлетворенности родителей…"
См. подробнее материалы Общешкольной Родительской Конференции 13 декабря 2019 в портфолио школы на портале "Инновации и традиции в общеобразовательной школе" [1].
Настоящий выпуск подготовлен в развитие идей Общешкольной Родительской Конференции и включает 3 раздела. В разделах на практическом материале обсуждаются разные аспекты взаимодействия школы и родителей в интересах ребенка.
В первом разделе "Общее: рамки проблемы, административные установки, ресурсы, решения" размещены размышления специалистов об административных ресурсах помощи участникам образовательного процесса, проблемных семьях как части проблемного поля ребенка в школе, о психологической помощи детям и родителям.
Второй раздел "Творчество, коммуникация, совместная деятельность, игра" содержит яркие иллюстрированные материалы о спектаклях и поездках, внеклассных мероприятиях и кружках и показывает, как совместное творчество, участие в общих добрых делах работают на достижение согласия. Успешная коммуникация с родителями, развитие коммуникативных навыков школьников влияют на успеваемость и самооценку школьника, содействуют гармонизации отношений семьи и школы.
Третий раздел "Родители и иностранный язык" отражает специфику проблем школы с углубленным изучением иностранных языков, в нем заслуживают внимания статьи опытных преподавателей иностранных языков о ресурсах формирования устойчивой мотивации к изучению иностранных языков, о развитии школьника через постижение других культур, о расширении горизонтов социализации.
Коммуникацию в треугольнике "Школа – Ребёнок - Родители" наладить не просто, но он далёк от Бермудов и по геолокации, и по познаваемости и управляемости. Сложность состоит, в том числе, в интерпретации и трансляции идей, мыслей и чувств, а также в получении ожидаемых реакций от другого человека. Через осознание проблем, этических ограничений и собственных границ приходит понимание, что жизнь школы подлинная, такая, какая есть: с негативом и радостью, с удачами и провалами, но она настоящая, и она происходит прямо сейчас. Появляется ощущение реальности, да, непростое, но ресурсное, ведь тем самым, мы создаём успешную среду взаимодействия школы, семьи и ребёнка. Через понимание, уважение, коммуникацию и совместную деятельность, акцентированную на добре, оптимизме и творчестве.
Опыт педагогов школы, которым они поделились в настоящем выпуске, может оказаться полезным для коллег и педагогического сообщества.
[1] Материалы Общешкольной Родительской Конференции 13 декабря 2019 // Инновации и традиции в общеобразовательной школе. Коллективное портфолио. Конференции [Электронный ресурс]. Дата публикации 13.12.2019. http://portfolio.schule72spb.ru/ru/konferentsii/1092-roditelskaja-konf-2019-12-13.
Сотникова Алла Леонидовна,
главный редактор Альманаха
Ссылка для цитирования:
Вместо предисловия. Не Бермудский треугольник "Школа - Ребёнок - Родители"//Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. "Семья и Школа: жизнь в согласии" [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/vmesto-predislovija-shkola-rebenok-roditeli