Васильева Майя Анатольевна. Кружки или Arbeitsgemeinschaften - как и чему дети учатся в кружках
- Подробности
- Категория: Выпуск 3
- Опубликовано 02.01.2015 13:20
- Автор: Васильева Майя Анатольевна
- Просмотров: 4165
Васильева Майя Анатольевна
Кружки или Arbeitsgemeinschaften - как и чему дети учатся в кружках
Es ist nicht genug zu wissen, man muss auch anwenden.
Es ist nicht genug zu wollen, man muss auch tun.
Изменения в системе российского образования требуют от учителя обновленных подходов, форм и содержания учебно-воспитательного процесса в школе. Большое значение это имеет и для учителей иностранного языка, поскольку иностранные языки в настоящее время востребованы обществом.
Повысить эффективность учебно-воспитательного процесса по иностранному языку помогает создание единой системы урочной и внеклассной работы по предмету, так как изучение любой темы учебника может быть продолжено на занятиях кружка или на внеклассных мероприятиях [1]. Планируя внеклассную работу, учитель иностранного языка выбирает те формы работы, которые помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, "экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются с системой учебно-воспитательного процесса в школе" [2].
Эффективное сочетание урочной и внеурочной деятельности школьников позволяет закрепить и расширить знания по иностранному языку, способствует расширению культурологического кругозора школьников, повышению мотивации к обучению, стимулирует творческую деятельность, развивает языковую компетенцию учащихся, повышает их культуру.
Большинство школьников, особенно на младшей и средней ступенях обучения, имеют большое желание изучать иностранный язык, поэтому задачей учителя является поддержание интереса к изучению языка у школьников на высоком уровне [3]. Внеклассная работа по немецкому языку налажена у нас в школе уже давно. Какие-то кружки существуют годами, другие находятся на стадии развития, набора материала, новых идей, но все их объединяет главное условие существования кружка - деятельностный подход к изучению языка, закрепление на практике полученных знаний [4]. В переводе на русский язык немецкое слово “Arbeitsgemeinschaft” означает “рабочее сообщество”, то есть союз людей, желающих прилагать усилия, действовать, объединенных одной идеей, интересом к любимому делу. Немаловажно для ребят еще и отсутствие отметок, которые могут затормозить у некоторых учащихся процесс развития спонтанной речи на иностранном языке и сформировать языковой барьер. Кружки - замечательный выход для школьников и педагогов, чтобы создать положительную мотивацию к изучению немецкого языка, поддержать интерес к этому сложному предмету, полюбить его, развить память, внимание, логику, трудолюбие, умение работать в команде, творческие способности и многое другое. В данной статье мы обобщим и систематизируем имеющийся методический и дидактический опыт педагогов нашей школы, расскажем, какая кружковая работа по немецкому языку проводится в нашем учебном заведении.
Ольга Николаевна Фролкина проводит начальную подготовку первоклассников по немецкому языку в рамках кружка "Немецкий язык в игровой форме для самых маленьких". На протяжении года ребята знакомятся с базовой лексикой немецкого языка, набором обиходных фраз по темам, необходимым на начальном этапе обучения любому иностранному языку. Целью данного курса педагог ставит создание условий для формирования способности понимать и уважать особенности иноязычной и родной культуры, а также расширение кругозора младших школьников посредством изучения основ немецкого языка. Ребята имеют возможность работать как в группах, так и индивидуально в творческой непринужденной атмосфере, что немаловажно для обучения речи на иностранном языке. (См. подробнее на странице кружка на официальном сайте школы - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/nem-mal.html).
“Веселый немецкий” - как можно забавно и увлекательно изучать иностранный язык, если ты в третьем классе? Это учащиеся могут не только узнать, но и попробовать на занятиях кружка Колобовой Ольги Николаевны. Здесь они познакомятся с милыми героями немецкого учебника “Deutschmobil 1”. Программа курса имеет коммуникативную и практическую направленность. Данный курс способствует совершенствованию начального уровня владения немецким языком с целью использовать иностранный язык для самореализации. Задачами курса являются увеличение словарного запаса, развитие памяти, мышления, внимания, совершенствование навыков ведения диалога, закрепление грамматических навыков, углубление знаний о странах изучаемого языка, их традициях и обычаях. Педагогом используются различные игровые приемы и упражнения, многочисленные дидактические игры, кроссворды, помогающие школьникам в нелегком, но интересном пути к вершинам немецкого языка. (См. подробнее на странице кружка на официальном сайте школы - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/vesel-dt.html).
На занятиях кружка “Друзья немецкого языка” ребята четвертого класса получают разносторонние знания о Германии. Для этого используется немецкий учебник “Deutschmobil 2”. Он является продолжением первой части одноименного учебника и имеет целью, помимо развития учебных навыков и умений, поддержать интерес к изучению немецкого языка и культуры, мотивировать учащихся к углублению знаний о стране изучаемого языка. Помимо знакомства с Германией, участники кружка имеют возможность активизировать те грамматические навыки, которые они получают на уроках немецкого языка по основной программе, но с другой лексикой, в других ситуациях. Одной из важнейших задач обучения иностранному языку является отработка произношения. В рамках данного курса для этого используется материал детского немецкого фольклора (рифмовки, песенки, считалки, скороговорки). Овладение фонетически правильным произношением позволяет лучше понимать иноязычную речь и самому более уверенно говорить на немецком языке вне учебной обстановки, выезжая за пределы родной страны, когда язык действительно помогает объясниться и становится другом там, где не говорят по-русски.
По мере взросления учащиеся овладевают навыками использования иностранного языка, и обучение строится в основном на самостоятельном практическом применении полученных знаний. Ребята совершают игровое путешествие по городам Германии, создают свое бюро путешествий с собственным маршрутом, знакомятся с играми своих немецких сверстников, сообща пишут книги, делают презентации, дискутируют, устраивают заседания “круглого стола” на различные темы (научные и не очень), используя материалы и тексты учебника, учатся жонглировать словами и строить из них мосты, играют с городами, реками и горами Германии, учатся понимать себя и других, дружить, радоваться и печалиться, выручать друг друга, незаметно познавая при этом иную культуру, речь и душу. Помогает им в этом руководитель кружка Васильева Майя Анатольевна.
Большой популярностью пользуется кружок “В гостях у сказки (Театр на немецком языке)” для учащихся 5-7 классов. Его ведет Суботович Ирина Алексеевна. Материал для постановок берется из богатейшего литературного наследия Германии. Целью курса педагог ставит возможность ближе познакомиться с фольклорным материалом Германии и применить свои знания на его основе. Иной мир, незнакомые герои, увлекательные путешествия в страну Германия, неожиданные и забавные ситуации дают возможность изучать немецкий язык с удовольствием. Знаменитые немецкие сказки братьев Гримм, Гофмана, Гауфа, Гёте, басни Лессинга, народные сказания, легенды - это богатое поле деятельности для детской фантазии и творчества, источники знаний, стимулы для исследовательской и познавательной деятельности.
Поставленная цель достигается педагогом и учащимися с помощью инсценировок, пения народных немецких песен, танца, создания декораций к спектаклям руками самих ребят. (См. подробнее на странице кружка на официальном сайте школы - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/dr-nem-i-skazki.html ).
В содружестве с Исаакиевским собором Колобова Ольга Николаевна и Емалетдинова Татьяна Владимировна уже в течение нескольких лет проводят на немецком языке курс "Юный экскурсовод" для учащихся восьмых и девятых классов. Целью занятий является возможность попробовать свои силы в различных видах деятельности: рассмотреть лексику как религиозного, так и светского характера, отобрать, обобщить материал и грамотно перевести его на немецкий язык. Проведение в первом полугодии ежемесячной исследовательской работы и обязательное посещение Исаакиевского собора направлены на достижение этой цели. Профессиональный экскурсовод помогает ребятам в изучении всех содержательных вопросов и, что особенно ценно, в вопросах экскурсоведения. Курс затрагивает также историю возникновения христианства и вопросы религии.
Во втором полугодии каждый участник проекта выбирает свою часть экскурсии для более детального изучения и тщательно продумывает ее, чтобы как можно лучше донести рассказ до слушателей.
В процессе работы в проекте достигается ещё одна немаловажная воспитательная цель: формирование у учащихся творческого отношения к любому делу, которому они посвятят свою жизнь в дальнейшем через знакомство с историей города и прикосновение к сокровищам мировой культуры. ( См. подробнее на странице кружка на официальном сайте школы - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs.html ).
Десять лет проработала в сотрудничестве с немецкой гимназией Хайдберг (г. Гамбург) театр-студия “Чародеи”. Бессменным руководителем, идейным и творческим вдохновителем студии является Хрулёва Нина Ивановна. Целью проекта ставится налаживание крепких дружеских отношений между сверстниками из России и Германии посредством совместного творческого сотрудничества в области театрального искусства. Помимо основной цели решается ряд других задач по овладению немецким языком: совершенствование знаний языка и его активное употребление на практике в общении с носителями немецкого языка, знакомство с современной молодежной лексикой, обогащение словарного запаса.
Особенно важно отметить, что международное сотрудничество развивает не только творческие способности молодежи, но и дружеские связи между представителями разных народов, укрепляет их стремление расширять международные контакты, способствует умению находить общий язык с людьми другой культуры и менталитета. (См. подробнее на странице кружка на официальном сайте школы - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/tscharodeji.html).
Кружок, занимающийся проектом “Россия - Германия в диалоге культур”, также имеет целью наладить взаимопонимание представителей разных народов, но уже не средствами искусства, а с помощью социально-исторического партнерства. Учащиеся 10х и 11х классов уже на протяжении нескольких лет проводят важнейшую работу под руководством Нины Ивановны Хрулёвой. В сотрудничестве со школьниками из Германии ребята затрагивают очень серьезные и важные вопросы истории, культуры, религии, международных отношений. При этом учащиеся нашей школы используют для представления результатов своих исследований только немецкий язык, а их партнеры из Гамбурга - только русский. Каждый проект завершается двуязычной выставкой с уникальными фотографиями и текстами участников проекта. (См. подробнее на странице кружка на официальном сайте школы - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/ros-germ-dialog-kultur.html).
Результатом посещения учащимися кружков является повышение интереса к изучению немецкого языка, усиление мотивации к познанию нового и самостоятельным исследованиям и открытиям, развитие навыка аргументировать свою точку зрения средствами иностранного языка, появление у ребят разного возраста и уровня владения языком желания участвовать в районных, городских и Всероссийских олимпиадах и конкурсах по немецкому языку, а также улучшение результатов в них, развитие творческих способностей.
В процессе знакомства с литературой и историей, обычаями и традициями немецкого народа ребята обогащают знания и расширяют общий кругозор. Также учащиеся подходят к выпускному экзамену более подготовленными и уверенными в своих силах, усвоив в процессе обучения в школе не только материал, предусмотренный учебной программой основного общего образования, но и несколько программ дополнительного образования.
Литература и источники
[1] Учительский.сайт. Викторова Светлана Ивановна. - http://xn--e1afbedf6bfh4b7c.xn--80aswg/%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%A1%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B0-%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0
[2] Викторова Светлана Ивановна. Внеклассное мероприятие по немецкому языку для учащихся 5-го класса "Deutsch, warum nicht?“ - http://infourok.ru/vneklassnoe_meropriyatie_po_nemeckomu_yazyku_dlya_uchaschihsya_5-go_klassa_deutsch_warum_nicht-105646.htm
[3] Гриднева Ирина Львовна. Поддержание интереса учащихся к изучению английского языка средствами предмета с использованием ИКТ - // Фестиваль педагогических идей http://festival.1september.ru/articles/533874/
[4] Семушина Яна Васильевна. Использование нестандартных форм урока иностранного языка как средство повышения интереса к предмету // ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ. Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования - http://ext.spb.ru/faq/1870-2012-11-21-15-49-38.html
Ссылки на материалы на официальном сайте ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга "Живая школа"
● Страница "Немецкий язык для самых маленьких в игровой форме"”http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/nem-mal.html
● Страница "Весёлый немецкий" - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/vesel-dt.html
● Страница "В гостях у сказки" - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/dr-nem-i-skazki.html ).
● Страница "Юный экскурсовод" - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/exkurs.html
● Страница Театр-студия "ЧАРОДЕИ" - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/tscharodeji.html)
● Страница "Россия – Германия в диалоге культур" - http://www.schule72spb.ru/vne-klass/kruzhki/ros-germ-dialog-kultur.html