Ульяновская Светлана Николаевна, педагог-психолог. Здоровьесберегающий потенциал медиации в школе

Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Здоровьесберегающий потенциал  медиации в школе

2019-01-30-33Нет однозначного объяснения, почему насилие передается из поколения в поколение. Один из возможных механизмов этого – воспроизводство ролевых моделей родителей, которым научается ребенок в детстве, а взрослея их использует сам.   Подтвержденный факт, что взрослые проявляющие жестокость к своим детям, в своем детстве пережили жестокость по отношению к себе. Усугубляет ситуацию трансляция средствами массовой информации убеждения, что насилие – это инструмент взаимодействия, насилие - это нормально! Интенсивность переживаний транслируемое СМИ стала столь высока, что у населения страны возникает психологический эффект усталости от сочувствия, сенсорной перегрузки при столкновении с менее удачными соотечественниками, неудачливыми или больными…

И школа   может выступать как источник насилия. Школьная жизнь связана с ситуацией оценивания, способность регуляции эмоциональных проявлений у детей еще недостаточно развита, педагоги также испытывают высокий уровень психоэмоционального напряжения, вот в такой эмоционально перегруженной среде дети и взрослые проводят по 6 и более часов в день.

Еще одна сторона проблемы связана с физическим здоровьем. К сожалению, в школу с каждым годом приходят все менее здоровые дети. В этом году из 100 человек первоклассников , здоровы (1 группа здоровья) менее 15 человек, в старших классах I группы здоровья нет!!

В России продвижение медиации – разновидности примирительной процедуры, началось в 90-х годах, первая попытка внедрить «не нашу» технологию была неудачна, то, что хорошо работало в Америке, в России разочаровывало, возможно из-за невнятного названия, слово «медиация» не создает никакого запоминающегося образа. Легче сказать психологические техники, конфликтологический подход и т.д.

Но медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций предполагающих продолжение взаимоотношений сторон, она способна создать модель взаимодействия, пригодную для разрешения будущих конфликтов. А вот это очень подходит для школьной среды, в которой дети проводят вместе годы. Важно, что медиативные процедуры в большей степени интерактивный процесс, а не обычное межличностное взаимодействие. Можно эффективно работать с ситуацией не углубляясь в психологические особенности участников конфликта. Медиация концентрируется на том, как стороны разрешат конфликт и составят план своих действий, чем на углублении в их личные проблемы и истории.

Следующая попытка внедрить технологии по разрешению конфликтов относится в 2010 году, когда был принят федеральный закон №193 « Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника», одновременно с эти законом приказом Министерства образования РФ была принята Федеральная программа подготовки медиаторов и в образовательных учреждениях стали создаваться Службы медиации.

В 2016 году у школы появилась возможность в сотрудничестве с Институт международных инновационных социально-образовательных проектов (Москва) обучить педагогов основам медиации. 11 человек стали участниками международного дистанционного образовательного проекта «Медиация в образовании», успешно закончили курсы повышения квалификации по теме «Медиация в работе классного руководителя»и получили дипломы.

Что изучалось? Понятийный аппарат медиации, медиабельность конфликта и ее диагностика, процедура медиации, техники и приемы в классической медиации. Школьная медиация направлена на предупреждение и урегулирование конфликтов, возникающих в школьной среде: между учениками, между взрослыми и учениками, между взрослыми в коллективе, направлена на перспективу, сохранение отношений, менее затратным по ресурсам и времени способом, чем административное или судебное разбирательство. Предметом конфликта являются отношения, возникающие и развивающиеся в рамках образовательного процесса. Медиация

Я закончила курсы повышения квалификации по восстановительной медиации. Восстановительная медиация направлена на создание условий для диалога, в результате которого происходит заглаживание вреда и восстановление отношений. Основная задача не помирить стороны, а создать такие условия для сторон и их диалога, в которых они сами смогут прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключения договора.

Два года в рамках ОДОД в школе работал кружок «Вместе к согласию» по обучению детей с 6 по 10 класс основам конфликтологии и медиации. Ребята участвовали в тренингах, межшкольных переговорных играх, стали призерами и победителями городского конкурса «медиаторов-ровесников».

В культуре древнего Китая к вопросам здоровья и жизни подходили системно, в «Трактате желтого императора» - медицинского канона Китая, о критериях здоровья человека сказано так: тело и дух должны пребывать в гармонии. Здоров, если есть «5 радостей и 3 фактора добра». Пять радостей, описывают физическую часть здоровья - сон, питание, работа выделительной системы тела, движение и речь, плюс к этому 3 фактора – хороший характер, позитивное состояние духа позволяющее хорошо коммуницировать с людьми и способность социальной адаптации. Еще в далекой древности люди обратили внимание на то, что без способности эффективно общаться, без навыков социальной адаптации достижение состояния здоровье невозможно.

К теме здоровья в образовательной среде надо подходить системно, работая над созданием условий для правильного питания, хорошего сна, физической культуры, здорового образа жизни, навыков эффективного общения и разрешения конфликтов, навыков социальной адаптации. Здоровьесозидающая, психологически безопасная среда в образовательном учреждении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, с необходимостью должна создаваться с использованием медиативных технологии, построенных на обучении сотрудничеству и отказе от насилия   во взаимодействии.

См. также

Турнир школьных команд медиаторов
Школа - участник международного информационно-образовательного проекта "Медиация в образовании"

Дополнительная информация