Ульяновская Светлана Николаевна. Понять себя – принять другого. Путь к согласию

Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог


Понять себя – принять другого. Путь к согласию

Вектор, задающий развитие личности, это осознание себя, своей уникальности, цельности, неповторимости. Изменения в социуме, взрывное развитие информационных технологий требуют коррекции системы образования, внесения в процесс обучения модификаций, которые смогли бы компенсировать школьные неудачи достижений, реабилитировать, восстановить психологический, социальный статус человека семи-семнадцати лет.

Влияние макросреды (политика, экономика, информационные потоки и т.д.) стало настолько сильным, что разламывает естественные непосредственные межличностные связи людей. “Наиболее заметным результатом этого кризиса становится сбой социализирующей функции социальных институтов, продуцирующий комплекс специфических рисков – рисков взросления. Риски взросления являются результатом нарушения нормальных (основанных на любви и иерархии) детско-взрослых отношений и эрозии идеального начала в культуре”[1].

Отчуждение между родителями и детьми внимание педагогов привлекает тогда, когда они обнаруживают у ребенка определенную девиацию и предпринимают попытки для приведения такого ребенка в " норму".

В социально-психологическом смысле понятие "отчуждение" включает в себя: чувство потери контроля над обстоятельствами, чувство непонимания личных и общественных событий, отсутствие норм, стремление достичь цели любыми средствами, вплоть до неодобряемых (неконвенциональное поведение), безразличие к своим обязанностям, социальной изоляции, чувство одиночества в толпе.

“Сущность рисков взросления заключается в невозможности достижения настоящих свободы и/или ответственности в поведении ребёнка и эгоистической деформации его нравственной позиции”[2].

К рискам взросления относятся: риски связанные со семьей (разрушение детско-родительской близости), рост детско-подросткового одиночества (с ростом склонности к суицидальному поведению и зависимости от социальных сетей), преобразование школы в “сферу услуг” (школа лишена возможности выступать в роли социального компенсатора дисфункциональных семейных отношений, а учителя перестали быть значимыми взрослыми в жизни подростков). Что в этих условиях возможно сделать? Научить подростка осознанности, т.е навыку непрерывного отслеживания текущих переживаний, навыку непрерывной внимательности к себе, рефлексии. Поскольку эту мысль детям осознать непросто, этому их следует научить.

Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления. Есть ли на это время и возможность при фронтальном ведении урока? Учитель в начальной школе обучает навыкам рефлексии в ходе урока, но он сфокусирован на другом: внимании, возможности сформулировать ответ, осмыслить учебную тему.

Чтение тренирует образное мышление, из слов, понятий выстраивается образ, сейчас этот навык у многих детей нарушен, и не развита память. Есть привычка потреблять визуальные образы, созданные другими людьми.

В марте 2015 года было проведено обследование 4-х классов. В задании на устойчивость внимания 32 человека из обследованных 69, показали результат ниже возрастной нормы, т.е. каждый второй ребенок в параллели 5 классов! В задании на активное владение словарным запасом, умение подбирать антонимы, 11 человек показали результаты ниже возрастной нормы. В задании на способность к словесно-логическому запоминанию 18 детей показали результаты ниже возрастной нормы. В задании на моторику и динамическое внимание 15 человек показали невысокие результаты.

Чтобы иметь адекватное представление о воспитаннике, педагогу должна быть известны его склонности, интересы и его субъективная картина мира. Как иллюстрация к субъективной картине мира ученика – коллаж на основе анимационного американского телевизионного сериала Гравити Фолз (рис.1), очень популярного у учащихся 4-6 классов. Есть «приличные-приемлемые» для учителей дети (картинка слева) и есть «реальные дети» о которых информации у взрослых мало (правая картинка, где актуальный мир ребенка, не соответствует его социально-приемлемому ответу).

Рис. 1. Комиксы по телевизионному сериалу «Гравити Фолз» (Gravity Folls), источник: http://gf.reactor.cc/post/2503870 (20.03.2017)


image3  image1

Также уместно как пример «терра инкогнито» привести различие реально действующей языковой семантики, тона, стиля и объема лексики детей в социальных сетях, где они чуть шире раскрывают свою идентичность, чем делают это в формализованных рамках взаимодействия в школе.

С личностью ребенка в школьном пространстве удается взаимодействовать только во время классных часов, во время мероприятий воспитательной направленности и в формате дополнительного образования, создавая пространство для неформатных учебному процессу социальных связей. В рамках программы дополнительного образования можно работать с разновозрастным подростковым сообществом и родителями учащихся.

Дополнительное образование детей, по определению ЮНЕСКО - это образование, связанное с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он сам выбирает в соответствии со своими желаниями и потребностями. Именно в таком формате может быть организована деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного учебно-воспитательного процесса. «В науке и практике всегда существовали две крайние педагогические позиции, два взгляда на воспитанника. Одна – когда деятельность воспитателя автономна, когда он исходит из представлений об универсальных возможностях прямого воздействия. Другая – когда его усилия направлены на организацию самодеятельности детей, когда воспитатель опирается на представление о воспитаннике как «саморазвивающейся системе»[3].

В школе реализуется программа дополнительного образования «Вместе к согласию». Программа начиналась как необходимая опция для создания школьной Службы медиации. В ней обучаются ребята 6-9 классов.

Название и содержание программы – в русле идей специалистов в области переговорных технологий Р. Фишера, У. Юри и Б. Паттона. Словосочетание «Вместе – к согласию» наиболее полно отражает способ преодоления пути, который проходят подростки в процессе обучения в рамках данной программы, и результат, который станет возможным в случае успешного прохождения обучения – а именно согласие, достижимое благодаря умело организованному процессу переговоров.

Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК 844/07 от 18.11.2013 г., в современном обществе существует острая потребность в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для того чтобы эта потребность реализовывалась, необходимо развивать у подрастающих поколений социальный интеллект, формировать потребность в сотрудничестве и социальном партнерстве [4].

В этом же письме говорится о том, что коммуникативная компетентность, умение разрешать конфликты, умение формулировать, аргументировать свое мнение, овладение методом медиации и интеграция его в образовательное пространство выходит за рамки «ребенок – семья – школа», вполне оправданно ожидать, что овладение этими навыками будет способствовать гуманизации общества в целом.

Форма организации жизнедеятельности детей в школе, выдвигает идею принципа триединства, характерного для детских коллективов. Данный принцип можно обозначить следующей схемой: деятельность - общение - отношения. То есть любая деятельность предполагает определенный уровень общения, в результате чего складываются отношения между субъектами деятельности. При этом для коллектива доминирующей составляющей становится именно деятельность, а в разновозрастном сообществе доминируют общение и отношения. И часто отношения определяют деятельность, а не наоборот.

Акцент в работе с учащимися сделан на освоении навыка самонаблюдения, рефлексии. На выбор формы работы с детьми (тренинговые упражнения, консультация, игра, психодрама или тесты) влияет настроение детей в конкретный момент времени, готовы работать - тренинг, пришли с вопросами - консультация, если вялые, утомленные - ресурсные упражнения или игра.

Дополнительная общеразвивающая программа “Вместе к согласию “ по продолжительности рассчитана на учебный год и состоит из трех модулей. Стратегическая цель программы - создание условий для формирования, обучения и поддержки разновозрастных подростковых сообществ, деятельность которых направлена на разрешение конфликтных ситуаций в кругу сверстников в образовательном учреждении. Первый этап программы - выявление учащихся 6-10 классов, которые интересуются процессами коммуникации и хотели бы стать медиаторами при разрешении конфликтов. Когда сформирована группа ребят, ставится задача расширить их теоретические знания в сфере эффективного конфликторазрешения и научить их на практике применять полученные знания.

Темы первого модуля программы ориентированы на развитие психологической компетентности участников. Учащиеся знакомятся с техниками эффективной коммуникации, аргументации, с техниками уверенного поведения, знакомятся с собой. Подростки очень заинтересованы в “зеркале”, обратной связи специалиста или доброжелательного ровесника, который может объяснить как он воспринимает их реакцию на событие, или рассказать о собственном восприятии этого события. Например игра ”Таможенники и контрабандисты” позволяет увидеть, акцентировать внимание участников на стилях коммуникации и поведении участников игры, а упражнение “Свет мой зеркальце скажи” позволяет участникам увидеть себя глазами другого. (Приложение 4. Обучающие игры)

Темы второго модуля программы нацелены на формирование практических навыков в области конфликторазрешения. В рамках этого раздела программы у участников формируется представление о конфликте,его видах, функциях, учащиеся изучают эффективные способы разрешения конфликтов, узнают как противостоять манипулятивным техникам.Успешное освоение первых двух модулей программы позволяет перейти к знакомству с теорией и практикой реализации технологии медиации.

Учащиеся узнают об основных этапах проведения медиационных сессий, отрабатывают техники и умения медиатора, анализируют интересы и позиции конфликтующих сторон, пытаются работать с эмоциями конфликтующих сторон.Успешно освоившие программу “Вместе к согласию” становятся участниками школьной службы медиации.

Но - это важно - любая деятельность должна быть отрефлексирована (что я чувствую, а что думаю, соответствует ли то, что говорю, тому что чувствую и т.д.) Ребята учатся рассуждать, искать пути активного преодоления препятствий в процессе собственного развития. Во время занятий у детей происходит смена внутренних установок, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. Они становятся компетентнее в сфере общения.

Самонаблюдение — наблюдение человека за внутренним планом собственной психической жизни, позволяет фиксировать ее проявления (переживания, мысли, чувства и др.). Рефлексия формируется в процессе общения человека с другими людьми, усвоения им социального опыта и средств его осмысления, играет важную роль в формировании аппарата самосознания и самоконтроля личности. Обсуждение какого-то события или фильма, или литературного/исторического персонажа является зеркалом для подростка, в котором он может увидеть себя или свою реакцию на некое событие, или сравнить свое восприятие некоего события с восприятием другого человека. Программа занятий включает в себя теоретические вопросы, практические задания и занятия самовыражения.

Например, игра «Мафия», придуманная российским психологом, может играться по разным правилам и с разными целями. Есть вариант, когда участники игры, после получения своей роли (карты), придумывают образ и историю своего героя, такую, чтобы она не противоречила действиям «героя» в ходе игры. Затем они рассказывают в круге о себе-герое в игре «Мафия». Часто в таком рассказе можно четко уловить проблематику подростка. Худенькая девочка, озабоченная своими «толстыми» конечностями рассказывает о даме, сидящей на диете, другая – с негативными установками, своего героя характеризует, как социопата с суицидальными наклонностями... Это важная информация для педагога-психолога сигнализирующая о том, что подростку необходима помощь. А сами дети в игре получают «обратную связь» от ровесников, не нравится твое поведение – тебя игнорируют, не берут в команду, как раз в такие моменты слова педагога, объяснение причины, акцент на тех или иных действиях ребенка, могут скорректировать его поведение.

А понимая себя, вместе с заинтересованным в его становлении и развитии взрослым, ребенок сможет полнее реализовывать свой потенциал. Если бы удалось к работе привлечь родителей, появилась бы возможность корректировать детско-родительские взаимоотношения, наладить продуктивное общение между поколениями. В начальной школе прекрасно работают годовые проекты дети+родители, например, «Морская регата». По такому принципу можно было бы и в средней школе вести проекты. Не многие родители знают «любимых героев» своих детей. Что-то ребенок смотрит, скорее всего «какой-то бред» или играет в «какой-то бред». В 5-6 классе дети еще готовы делиться своими предпочтениями, лишь бы взрослые слушали с интересом, к 7-8 классу они разуверятся в том, что могут быть поняты взрослыми. Их героями станут популярные блогеры в сетях, а на девайсах появятся пароли.

В контексте современности, образование - это процесс постоянного становления и развития личности адаптирующейся к стремительно меняющимся реалиям общества. Обучение предполагает постоянную активность, направленную на совершенствование компетенций, расширение и оптимизацию навыков, саморазвитие.

Личность учащегося находится в центре влияния образовательной среды. Необходимо спроектировать, создать такую образовательную среду, где личность будет востребована и будет свободно функционировать. От степени активности этой среды будет зависеть способность поддерживать творческую активность участников педагогического взаимодействия. Это осуществимо с использованием гуманитарных технологий, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

 

Литература и источники

[1] Хагуров Темыр Айтечевич. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России // URL: http://www.vestnik.isras.ru/files/File/Vestnik_2013_7/Hagurov.pdf
[2] Хагуров Т.А., 2013 г.
[3] Бедерханова Вера. Личностно-ориентированное образование в летнем лагере // URL: http://impisr.edunsk.ru/files/uchebnik/hrest13.htm
[4] Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК 844/07 от 18.11.2013

 


Все материалы комплексной публикации Ульяновская Светлана Николаевна.  Понять себя – принять другого.  Путь к согласию

Приложение 1. Герои пятиклассников
Приложение 2. Соотношение ценностей молодежи 17-18 лет
Приложение 3. Исследование Сбербанка
Приложение 4. Обучающие игры

 

Дополнительная информация