Ульяновская С.Н. Медиационные процедуры в решении ситуаций внутришкольного насилия

Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог

Медиационные процедуры в решении ситуаций внутришкольного насилия

В настоящее время случаи проявления силового способа решения конфликтов в школе не являются редкостью. Современное образовательное пространство школы - это потенциально конфликтная среда. Вдобавок к этому, на всех участников образовательного процесса влияет общий уровень агрессии, транслируемый средствами массовой информации. В 2014 году в Москве произошел первый расстрел в школе по американскому сценарию - инциденту в американской школе Колумбайн, когда двое нападавших ранили 36 человек, из них 13 — смертельно. В 2018 в Перми двое старшеклассников напали с ножами на учеников младших классов, 15 человек пострадали. В Улан-Уде в 2018 году учащийся школы сначала бросил коктейль Молотова в класс, а потом наносил удары топором, выбегающим из класса детям.  В Керчи 18-летним человеком был убиты 21 человек, 50 – ранены. Убийца – ученик того же колледжа, что и убитые им. Он не имел ни одного привода в полицию, был тихоней, не отличался какой-либо агрессивностью от других учащихся. Это событие вызвало шок, Е. Ямбург в Новой газете (№125 от 12.11.2018 «Подняться над эгоизмом собственной боли») отреагировал так: «Стране необходима длительная педагогическая терапия, в результате которой нам всем предстоит обучиться искусству диалога» [1].

В школах существует стандартный набор для решения конфликтов: направление в Службу сопровождения, вызов родителей к директору, обращение в органы профилактики. Все эти действия усугубляют конфликтную ситуацию. Дети не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций и в дальнейшем часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей [2].

Часто  даже классный руководитель не в курсе, что кого-то из учащихся одноклассники изводят потому, что тот не такой, «как надо», что носит «паленку», а не брендовые вещи, что родители третируемого более обеспеченные и покупают ему  что-то… Есть ещё ситуации с «тихонями», как в Керчи, когда учащийся не участвует в конфликтах, отмалчивается на классных часах, неплохо учится, не прогуливает, но не согласен с тем , что происходит в школе или дома: с выставляемыми  оценками, с замечаниями в его адрес со стороны педагогов, с нехваткой у семьи денег на «достойный Айфон», но свое несогласие он не умеет выразить приемлемым способом, не научен справляться с разрушительными эмоциями.

В школе в соответствии с Поручением отдела образования Калининского района № 00-29-107/18-0 от 28.02.2018 был проведен анонимный опрос учащихся с целью выявления внутришкольного насилия. Анкета была нацелена на выяснение частоты случаев физического и психического насилия в школе и как эта проблема отражена в сознании учащихся. В опросе в ГБОУ СОШ №72 Калининского района приняли участие 157 обучающихся.  

Максимальная тревожность детей по поводу возможной физической угрозы наблюдается в 5-х классах, потом тревожность плавно снижается. На графике есть повышение угрозы в 11 классе, это связано с тем, что в малочисленном 11 классе действительно был конфликт и несколько положительных ответов дали высокий процент. Сравнивая графики 1 и 2 видно, что тревожность у детей выше, чем количество реальных случаев. Вероятно, на детей влияет общий фон тревоги в обществе.  Высокие проценты положительных ответов у мальчиков 5-х классов в ответах на вопрос «бил ли вас кто-нибудь в этом учебном году» (график  2), связаны с тем, что дети гордятся своей причастностью ко «взрослой теме».

График 1

uljanovskaja-01

График  2

uljanovskaja-02

На графиках  3 и  4 отражена проблематика косвенного проявления агрессии в сознании учащихся.

График  3

uljanovskaja-03

График  4

uljanovskaja-04

В первом классе отдельные дети умеют материться, к третьему классу многие дети в конфликте используют ненормативную лексику, в средней школе в социальных сетях мат воспринимается как норма общения. Исследование выявило, что уровень косвенного проявления агрессивности в пятых классах нашей школы высокий и что девочки в 8-9 классах ведут себя агрессивнее мальчиков.

Угрозы, оскорбления, побои нарушают безопасность человека. Насилие в образовательных учреждениях – это проблема для многих стран. Что еще, помимо мероприятий воспитательной программы, ориентированных на объединение детей в коллективах, воспитание толерантности, развитие Российского движения школьников, мы, педагоги, можем противопоставить мировой тенденции насилия в школах?

Во-первых, обучение школьников адекватному поведению в конфликте, во-вторых, знание школьниками собственных личных коммуникационных особенностей, в-третьих, развитие навыков бесконфликтного общения, в-четвертых, развитие умения педагогов работать с конфликтами между обучающимися и способность к рефлексии собственных поведенческих и коммуникативных особенностей. Все это включено в задачи школьной Службы медиации  [3].

В работе службы медиации (примирения) активная роль отводится самим обучающимся. Конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. Помогает им нейтральный посредник (медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит, не принуждает.

Рассмотрим какие возможности есть у медиативных технологий в профилактики внутришкольного насилия и что этому мешает. Медиация хороша тем, что:

  • позволяет разрешить конфликт без вынесения властного акта, т.е конфликтующие стороны могут решить конфликт без обращения в суд или другую инстанцию

  • если конфликт касается взаимоотношений между одноклассниками участие в разрешении конфликта их родителей может не понадобиться

  • конфликтующие стороны самостоятельны в своих решениях. В том числе решении принять участие в медиации или нет, остаться и принять участие в выработке приемлемых действий для разрешения конфликта или уйти…

  • конфликтующие стороны сами выбирают медиатора, который будет с ними работать, у всех сторон в конфликте есть возможность найти профессионального, нейтрального посредника.

В школе два года работал кружок «Вместе к согласию», где основам конфликтологии обучились более 20 школьников. Во время занятий обучающиеся развивали базовые коммуникативные умения, тренировались применять навыки эффективной межличностной коммуникации. За время обучения удалось расширить теоретические знания обучающихся в области эффективного конфликторазрешения, познакомить их с теорией и практикой реализации технологии медиации.

Следующая задача, которая стоит перед Службой медиации школы сопровождать и поддерживать разновозрастное сообщество медиаторов из числа учащихся в процессе деятельности в составе школьной службы медиации.

Но есть сложность в трансляции позитивного коммуникативного опыта в школьную жизнь. Программа в рамках ОДОД позволяет обучить ограниченное число детей, причем приходят на эту программу дети, интересующиеся психологий, зачастую осознающие, что у них есть какие-то коммуникационные или психологические проблемы. Обучая их, в первую очередь необходимо помочь им скорректировать личные коммуникационные проблемы, а уже потом их можно готовить в медиаторы. Дети сильно перегружены учебой, и после шести уроков дополнительные 2 часа находиться в школе физически тяжело. Эффективнее с детьми было бы работать на каникулах в тренинговом режиме и со всем классом, деля его на 2-3 подгруппы.  Тогда бы модели эффективного поведения в конфликтах были бы известны всем, а желающих можно было бы готовить более углубленно. Программа подготовки медиаторов не рассчитана на детей младше 6-го класса. Для обучения младших школьников и подготовке их к переходу в основную школу их надо научить умению корректно выражать свои эмоции, управлять своими чувствами. Для этого может использоваться образовательная программа психологической направленности «Тропинка к себе», где учащиеся обучаются навыкам выслушивания, аргументирования, рефлексии. Модель коммуникации складывается в семье, в школе, педагоги могут только внести коррективы в неэффективную модель, показать ребенку какие его коммуникационные штампы не позволяют ему быть успешным в общении со сверстниками или взрослыми. Хороший потенциал есть у интегрированных уроков, когда во время учебного процесса возможно встроить в урок информацию психологического или конфликтологического характера.

Есть данные, что подростки, которые научились спокойно обсуждать разногласия со своими родителями, чувствуют себя более уверенно. Они чаще не соглашаются с предложениями друзей   приобщиться к алкоголю или наркотикам. «Фактически исследование показало, что эти дети на 40% чаще говорят «нет» противоправному поведению и неразумным предложениям сверстников, чем дети, которые не обучены навыкам аргументирования и выслушивания» [4].

Комфорт и безопасность образовательного процесса – это отсутствие насилия в школе. Для профилактики внутришкольного насилия необходимо наличие в образовательной среде условий для становления и проявления самостоятельности обучающихся в любых видах деятельности и должное внимание к психологической атмосфере образовательного процесса. Снижение уровня насилия в школе и формирование нового типа реагирования в конфликтных ситуациях становятся возможными «за счет того, что работа с конфликтами, нарушениями дисциплины и правонарушениями осуществляется с помощью медиационных технологий: «кругов ровесников», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций». Для этого необходимы:

- создание условий для получения информации о конфликтах;

- анализ изменений в поведении участников конфликтов в результате работы службы медиации.

- информирование педагогического коллектива, школьников и родителей о результатах работы службы (с сохранением конфиденциальности о конкретике случаев).  

 

 Приложения

Приложение 1. Как педагогу научить ребенка отстаивать свою точку зрения в конфликте с ровесником? (Для начальной школы)

1. Остановите спор, если ребёнок сердится. Дайте спорящим немного остыть. «Ты сейчас зол и тебе трудно приводить разумные аргументы. Давай немного успокоимся, потом продолжим». Если эмоции — движущая сила спора, аргументы не эффективны.

2. Предложите рассказать о его цели, желании — и привести аргументы, почему вы или другая сторона конфликта должны согласиться с чем-то, что делает этот ребенок.

3. Выслушайте аргументы и повторите их, чтобы ребёнок услышал сам себя. Соглашайтесь или поощряйте приводить дополнительные аргументы. Обязательно проговаривайте вслух.

4. Объясняйте, что в аргументах нужно уважительно относиться ко всем сторонам спора. Учите сочувствую. Если понять, чего хочет вторая сторона спора, понять и убедить собеседника будет легче.

5. Объясняйте разницу между агрессивным поведением и спором. Спорить аргументированно и добиться того, что ровесник поменяет свое отношение к вопросу, лучше, чем ударить.  Победа в драке не равна выигрышу во время спора, часто после одной драки будет следующая, так как интересы второго участника драки не реализованы.

6. Объясните, что важно рассказывать, почему вы считаете, что ваш способ решения лучше, а не оскорблять другого человека.

7. Помогайте детям увидеть ситуацию более объёмно, во временной перспективе, через 2-3 года, когда они будут «взрослыми».

(Советы от аналитического психолога Анны Скавитиной (http://www.psychologies.ru/profile/anna-skavitina-136/). Цит. по материалам сайта: Клиника Глазуновой. [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019.  URL: https://picgra.com/user/clinic_glazunova/2190405350)


Приложение 2. «Челночная» медиация и медиация в письмах

Бывает, что стороны по каким-либо причинам (например, кто-то из них находится в больнице или слишком сильны переживания) не готовы и не могут встретиться лично, но не отказываются от переговоров. Тогда медиатор может провести обмен письмами. Такая форма возможна, даже если пострадавшая сторона отказалась от общения и обсуждения конфликта, но все-таки не отказывается хотя бы принять письмо с извинениями. Письмо с извинениями возможно также в случае, если пострадавшие неожиданно не пришли на медиацию. После этого полноценная встреча сторон может быть перенесена на другой день или медиация ограничится письмом.

В одном из случаев грабежа (старшеклассник отнял мобильный телефон у ребенка помладше, и на него было заведено уголовное дело), пострадавшие в последний момент не явились на встречу. Обидчику было предложено написать письмо с извинениями мальчику, у которого он отнял телефон. Присутствующая мама обидчика сказала, что готова тоже написать письмо с извинениями маме пострадавшего. Оба письма медиатор передал пострадавшим.

(По материалам сайта: Ресурсный центр медиации: Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений. [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019.  URL: http://mediators.ru/rus/course/school/articles/text2?print)


Литература и источники

[1] Ямбург Е. Подняться над эгоизмом собственной боли // Новая газета № 125 от 12.11.2018. [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019.  URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/11/11/78539-podnyatsya-nad-egoizmom-sobstvennoy-boli

[2] Программа по обучению школьников работе медиаторами «Медиация - искусство договариваться»  [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019.  URL: https://docplayer.ru/40367951-Programma-po-obucheniyu-shkolnikov-rabote-mediatorami-mediaciya-iskusstvo-dogovarivatsya.html

[3] Положение о ШСМ ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга // Официальный сайт ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. Дата обращения 19.03.2019. URL:http://schule72spb.ru/admin/dokumenty/polozhenije-o-shsm72.pdf

[4] Скавитина Анна. Правила хорошего спора. 14 правил хорошего спора: как научить ребёнка отстаивать свою точку зрения. [Электронный ресурс]. Дата обращения 21.03.2019. URL:  https://www.kanal-o.ru/parents/11960

Рекомендуемая дополнительная литература для педагогов

1. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры в ситуации конфликта. СПб, 2010.

2. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с участием посредника. СПб: «Роза мира», 2007.

3. Иванова Е.Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2008.

4. Иванова Е.Н. Конфликтологическое консультирование. Новосибирск: Издательство НГГУ, 2012.

5. Камакина О.Л., Шагипова А.Г., «Медиация в школе: возможности и перспективы». // Августовский педагогический совет. Система образование Кировского района: будущее через диалог поколений. СПб: Публикации ИМЦ Кировского района, 2015. С. 80-84.

6. Умняшева И.Б., Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы//Психологическая наука и образование.2017. Т.22 №3 с.5-12. ФГБОУ ВО МГППУ, Москва

 


Ссылка для цитирования:

Ульяновская С.Н. Медиационные процедуры в решении ситуаций внутришкольного насилия //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 7/2019. Старые проблемы и современные инструменты: здоровьесбережение и медиация в школе. [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2019. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ulyanovskaya-svetlana-nikolaevna-mediatsionnye-protsedury-v-reshenii-situatsij-vnutrishkolnogo-nasiliya

 

Дополнительная информация