Ульяновская С.Н. Взгляд педагога-психолога на развитие социальной активности подростков в школе

  • Печать

Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог  ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

Взгляд педагога-психолога на развитие социальной активности подростков в школе

Подростковый возраст - это период повышенной эмоциональной возбудимости, неуравновешенности, обусловленной физиологическими изменениями организма и в то же время  период развития самосознания, когда отсутствует гармоничная взаимосвязь между представлением о мире в целом и представлением о себе.   У школьников мало времени, желания и сил на занятия чем-либо, что не составляет обязательную, контролируемую взрослыми, ежедневную школьную активность, но хочется чего-то нового, ярких переживаний.  

Так случилось, что класс, в котором я классный руководитель, слабый. Из 28 человек, двое – трое учатся без троек, у остальных невысокая мотивация учиться и по разным причинам успешная учёба не даётся.  Школьная неуспешность снижает самооценку и заставляет подростка искать какую-либо альтернативу этой реальности: уйти в компьютерные игры, сканирование соцсетей.  В большинстве случаев эта выбранная подростками для снижения тревоги и ресурсирования деятельность не контролируется взрослыми.   

В этом году 15 человек из моего восьмого класса решились посещать внеурочные занятия «Вместе к согласию», эта программа развивает коммуникативные навыки, а ее цель - создать сообщество ровесников, готовых оказать психологическую поддержку в конфликтной ситуации.  Но невысокий кругозор и слабый познавательный потенциал участников занятий и то, что они учатся в одном классе (обычно на этой программе собираются дети из разных классов, интересующиеся психологией) поставил передо мной вопрос, как осуществить «переход пропасти в два, три, четыре шага». Помимо внеурочной программы я заинтересована в том, чтобы эти ребята стали ядром классного коллектива. Если им понравится вместе с пользой для себя проводить время, возможно, и другие ученики класса захотят присоединиться. Помимо нарабатывания коммуникативных навыков на тренинговых игровых занятиях, мне хотелось, чтобы дети попробовали свои силы в решении реальных задач. Школьников желательно погружать в смысловое поле основ ме­диации в игровой форме, избегая теории, тренировать эффективные коммуникативные приемы в духе коммуникативных игр «Балда и черти», «Испорченный телефон», а практические навыки отрабатывать в более щадящей ситуации, чем разрешение реальных конфликтов в школе.

Случай представился в виде взаимодействия с районным психолого-педагогическим центром в рамках волонтёрской программы «Старший – младшему». Для подростков, волонтёрство - лучший формат проверить свои силы-навыки в более-менее безопасной для них обстановке, научиться чему-либо и попытаться транслировать эти знания в начальной школе. Например, они изучили на внеурочных занятиях тему «эмоции», а потом сами нашли формат выступления в начальной школе, организовались и рассказали об эмоциях младшим. В начальной школе каждая волонтёрская акция проводится несколько раз для каждого класса параллели, каждый из группы волонтёров может попробовать себя в разных ролях, натренировать тот или иной навык.

image3

Среди необходимых личностных качеств волонтёра необходимо выделить психологическую готовность к волонтёрской деятельности. С этого начинается подготовка к волонтёрской деятельности в школе. На тренинговых занятиях восьмиклассники учились работать в группе, развивая коммуникативные навыки, навык принятия себя и своего индивидуального стиля поведения. 

image2

Волонтёрская деятельность подростков носит совместный характер, так в группе они преодолевают робость и неуверенность, учатся анализировать результаты своих проектов и вносить в них коррективы. Для подростков важно гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности и эмоциональной устойчивости, умения держать свои эмоции под контролем.

В основе любой деятельности лежит мотивация, то есть совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. Кем-то движет благородная идея создать более справедливое и свободное общество, энтузиазм, чувство милосердия и доброта, поиск новых возможностей и интересов, нестандартные подходы, новые знания и контакты с интересными людьми. Кому-то важно преодолеть чувство одиночества, стать членом группы, активно влиять на самого себя и на ситуацию, совершая значимые поступки, преодолевая свои тревоги и страхи. Активность участия подростков в школьных волонтёрских программах подкрепляется ростом самоуважения и удовлетворенностью от выполненной работы. Психологи отмечают, что “в процессе своей деятельности, при выполнении общественно-полезной работы человек ощущает значимость своего существования, у него повышается уровень ответственности, проявляются милосердие, самоотверженность.   Служение сопряжено с необходимостью общения с большим количеством разных людей и коммуникативные навыки в этом случае необходимы. В таком общении волонтер получает, в качестве вознаграждения, разносторонний и многообразный опыт” [1]. Психологическая готовность к такой деятельности включает в себя желание повышать свою информированность по выбранному направлению, развивать навыки эффективной коммуникации, разрешения конфликтов, навык социальной внимательности. Больше о мотивах и психологических особенностях волонтёра см. в статье Подсеваткина В.Н. [2].

Сошлюсь на данные работы Андриановой Д.Д. о мотивах участия школьников и учителей в волонтёрской деятельности. Для учителей основным мотивом участия в волонтёрской деятельности является чувство сострадания, а для учащихся  этот мотив столь же важен, как и мотив расширения границ общения. «Выявлено расхождение в структуре ценностно-смыслового компонента добровольчества педагогов и подростков: для педагогов наиболее важны ценности, связанные с традициями, добром, послушанием, тогда как для подростков в большей степени характерна ориентация на самостоятельность, достижения и насыщенную удовольствиями жизнь» [3].

Если сравнить, как проходит обучение подростков основам медиации и навыкам волонтёрской деятельности, можно сделать вывод, что волонтёрская деятельность дает больший эффект в развитии социальных навыков у подростков. При инициативной форме внедрения медиации в школе внедрение медиации замедля­ется тем, что прежде, чем начать реальную практику разрешения конфликтных ситуации, даже под контролем учителя, сначала надо «отработать» личностные проблемы подростка-медиатора, подготовить ситуацию, в которой этот подросток мог бы проявить свои навыки, без того, чтобы не усугубить конфликт между «враждующими» сторонами. 

Волонтёрская деятельность менее нагружена разнонаправленными конфликтными, аффективными переживаниями, подростки себя чувствуют увереннее, что подкрепляет их мотивацию к дальнейшей активности.  Волонтёрская деятельность предполагает участие большего количества   детей при проведении мероприятия, чем при медиации конфликтного случая.

Волонтёрская деятельность подростков часто мотивирована удовлетворением потребности в самореализации через помощь людям, альтруизмом. Но может определяться и набором иных мотивов: жаждой признания, желанием получить полезные связи, попробовать себя на пути к карьере. В этом году в восьмом классе обучение навыкам медиации в рамках внеурочных занятий идет параллельно с обучением волонтёрству. Обе программы «Старший-младшему» и «Вместе к согласию» на базовом уровне прорабатывают коммуникативные навыки, умение слышать собеседника, реагировать на его поведение, работать в группе для реализации поставленных целей. Но реализуемые восьмиклассниками волонтёрские проекты в начальной школе для них более понятны, гармоничны, имеют яркое эмоциональное подкрепление, соответственно мотивация ими заниматься выше.  

В начальной школе есть определенный дефицит в структурировании времяпрепровождения детей на переменах. За ограниченное время детям надо снять напряжение от сидения на уроке, при этом пространство ограничено рекреацией, которая должна вместить детей из нескольких классов, отсутствуют оборудованные безопасные игровые зоны. Самостоятельно стихийно организованные детьми коллективные игры примитивны, в основном это догонялки. Это великолепное поле для практики восьмиклассников в волонтёрской деятельности -  организация игр на переменах.

image1 image4

Подростковому возрасту свойственно стремление к эмоциональной событийной насыщенности и совместной деятельности. Развитию культуры волонтёрства подростков в школе способствуют отношения сотрудничества с учителями, у слабоуспевающего школьника появляется шанс «стать звездой» в глазах ровесников и учителей, поднять свою самооценку.

Хочется сделать так,  чтобы волонтёрство из эпизодического опыта переросло в устойчивую потребность личности в служении людям. 

 image5

Источник изображения [4].


Литература и источники

[1] Хлебодарова О.Б. Психологические аспекты добровольчества // Психологи на b17.ru. [Электронный ресурс]. Дата доступа 01.04.2022 – URL:  https://www.b17.ru/article/psihologicheskie_aspekti_dobrovolchestva/

[2] Подсеваткин В.Н. Психология волонтёрства. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: https://nsportal.ru/shkola/distantsionnoe-obuchenie/library/2020/11/18/psihologiya-volonterstva-0

[3] Андрианова Д.Д. «Педагогические условия развития волонтёрства подростков в образовательных программах основного и дополнительного образования», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, СПб, 2020.[Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-volonterstva-podrostkov-v-obrazovatelnykh-programmakh-osn

[4] Психологи на b17.ru // [Электронный ресурс]. Дата доступа 01.04.2022 – URL:  https://www.b17.ru/article/psihologicheskie_aspekti_dobrovolchestva/

 

Дополнительная литература 

  1. Информационно-методический портал «Вектор добровольчества в России». [Электронный ресурс]. Дата доступа 01.04.2022 – URL: http://www.kdobru.ru/

  2. Медиатека по социальному волонтёрству. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL:  https://volonter-school.ru/mediateka-o-sotsialnom-volonterstve-2/

  3. Правовые основы волонтёрства в России. [Электронный ресурс]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: https://www.danilovcy.ru/2015/06/pravovye-osnovy-volonterstva-v-rossii/

  4. Теоретико-практические основания развития добровольческого движения: Методическое пособие / Под ред. В.С. Басюка, зам. президента Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора РАО; А.А. Крюковой, кандидата педагогических наук. - М.: Изд-во..., 2018. - 209 с. Авторы-составители: Арсеньева Т.Н., Зотова В.А., Маслова Д.Д., Покровский Д.Е., Федоров А.С. [Текст]. Дата доступа 31.03.2022 – URL: https://vestnik.edu.ru/uploads/files/2978f987ab98bd0b666500d18431deb4.pdf


Ссылка для цитирования:

Ульяновская С.Н. Взгляд педагога-психолога на развитие социальной активности подростков в школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 10/2022. Волонтёры - кто они и зачем тратят своё время? [Электронный ресурс]. Дата публикации 30.04.2022. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ulyanovskaya-s-n-vzglyad-pedagoga-psikhologa-na-razvitie-sotsialnoj-aktivnosti-podrostkov-v-shkole