Ульяновская С.Н. Семья на фоне школьной жизни: о влиянии детско-родительских отношений на успешность обучения

Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог ГБОУ СОШ №72
Калининского района Санкт-Петербурга

 Семья на фоне школьной жизни: о влиянии детско-родительских отношений на успешность обучения

Большинство родителей  думают о том, что их семилетний ребенок сможет легко освоить премудрости образования, выбирают лучшую школу, интересуются учителями, которые придут в первые классы. Затем праздник первого сентября и… разочарование и стресс: программа «не та», учитель «не тот», ребенок «не тянет», д/з нереально-огромные. Кто виноват? Что делать?

Возможно, бесконечные преобразования в системе образования - это  попытки ответить на второй вопрос (что делать?). Мы живем в эпоху перемен: изменение ценностных ориентиров, новые технологии, конкуренция, кризис семьи. Нормально функционирующая семья удовлетворяет потребности ее членов в безопасности, защищенности, росте, изменении, принятии и одобрении и в эпоху перемен.

«Важнейшими характеристиками семьи принято считать ее функции, структуру и динамику. Функции показывают, что семья повседневно «делает», структура – как семья устроена, динамика – как она изменяется в процессе своего развития» [1].  Структура – это состав членов семьи и система взаимоотношений между ними. В основе структуры лежат два вектора: господства-подчинения (распределение власти) и близости-отдаленности (эмоциональной дистанции между членами семьи). Нарушение в структуре семьи затрудняет выполнение ею своих функций. Например, при разводе или смерти одного из родителей в семье нарушается выполнение воспитательной функции, семья попадает в группу «риска».  Вся система ролей в семье должна быть непротиворечива,  те роли которые исполняет в семье индивид, должны приносить ему чувство удовлетворения, соответствовать его возможностям и удовлетворять потребности других членов семьи.

Дисфункции семьи проявляются в дисгармоничной структуре семейных ролей, в нарушении коммуникации между членами семьи, размывании внешних и внутренних границ. А в нормально функционирующей семье «все особенности разных типов акцентуации характера в значительной мере сглаживаются и не ведут к социальной дезадаптации. Гармоничная семья способствует выработке своего рода психологического иммунитета к неблагоприятным влияниям среды, более высокой резистентности к действию психических травм» [2].  Процессы социализации и социальной адаптации начинаются в семье и продолжаются, шлифуются в детских образовательных учреждениях.

По мнению социологов в нашей стране одновременно функционируют три модели семьи: патриархальная, детоцентристская и супружеская - и растет процент семей из одного родителя, в которых женщина, экономически самостоятельная, рождает ребенка «для себя» или отец, после развода, в одиночку воспитывает ребенка, не создавая новой семьи.

Первый шаг в поиске ресурса для решения проблем ученика - разговор с родителями. В союзе с семьей учитель может преодолеть проблемы с поведением, гиперактивностью, дефицитом внимания. В идеале, беседуя с родителями ребенка, учитель сможет обнаружить такие особенности семьи, которые можно использовать для оказания помощи ребенку.

Рис.1 Ситуация когда родители и педагоги по - разному воспринимают “школьную проблему”.

91814546 708886206583474 5901333941431828480 n

В статье на примере школьных ситуаций показано, как использование проективных графических тестов может помочь педагогу оперативно определить структуру семьи обучающегося и отношениям между ее членами.

Существуют несколько методик для анализа структуры и ролевых отношений семьи с близкими названиями (условно - «Рисунок семьи»), которые отражают переживание ребенком своего места и роли в семье  (См. обзор в Приложении 1.) У тестов более 3 десятков критериев, которые можно проанализировать. Один из важных – в каком порядке ребенок рисует членов семьи.

ul-01

На рис.2 представлен рисунок ученика первого класса, себя он нарисовал последним, самый ценный человек, с него ребенок начинает рисовать, мама. Рисунок служит хорошим подспорьем, чтобы поговорить с ребенком о его семье. То, что он рисует, может не совпадать с реальным положением вещей с точки зрения родителя: брат может быть двоюродным, родитель может считать, что эпизодическое взаимодействие дедушки с ребенком летом совершенно не важно, но для коррекции школьных проблем дедушка может стать ресурсом.

Еще один инструмент - графическая методика «семейная социограмма» [3], которая позволяет за считанные минуты визуализировать представления членов семьи об их семейной ситуации и взаимоотношениях. Эта методика используется в психологической диагностике для выявления положения субъекта  в системе семейных межличностных взаимоотношений. Семейная социограмма основана на проективном подходе в психодиагностике. Результаты ее должны соотноситься с другими методами исследований «Круг в семейной социограмме отражает понятие психологического пространства семьи, а кружочки внутри круга – положение ее членов в этом психологическом пространстве. Критерии оценки:

1.     Число членов семьи, попавших в площадь круга;

2.     Величина кружков, обозначающих членов семьи;

3.     Расположение кружков относительно друг друга;

4.     Дистанция между кружками.

Если в площадь круга не попадает кто-либо из членов семьи, возможно у рисующего с этим членом семьи конфликт. Когда кружки наползают друг на друга, слипаются, это говорит о наличии симбиотических связей, эмоциональном поглощении, недифференцированности «Я» у члена семьи. Наиболее значимые члены семьи изображаются бОльшими по размеру кружками, в верхней части круга. Помещение себя внизу круга может характеризовать состояние «отверженности», вверху – говорит о доминировании. Дети часто добавляют своих питомцев в члены семьи.

У ребенка из первого класса проблема: к концу третьей четверти не начал читать. Буквы знает, читать не может или не хочет. Беседую с девочкой, на вопросы отвечает бойко, судит обо всем «по взрослому», даю прочитать 10 слов, отказывается, «я не умею», ниже текста картинки трех зверей, я прошу ее ответить на вопрос: «О каком животном ты читала». Она отказывается, тогда я говорю девочке, что хочу оценить ее интуицию, а не умение читать, и девочка правильно показывает животное, о котором читала. Т.е. читать может, но не читает. Встречаюсь с родителями. Приходят оба, что бывает не часто. Папа общительный, эмоциональный, посмеивается, мама настороженная, большие паузы при ответах на вопросы в ходе беседы, уверения, что она специалист и все понимает. Вот и модель поведения. Мама боится, что она сделает какую-либо ошибку, что ее оценят ни так, как надо в разговоре. Девочка семи лет, ребенок такого возраста идентифицирует себя с родителем своего пола. Девочка очень боится ошибаться. С этим уже можно работать педагогически. Прошу родителей выполнить тест, нарисовать структуру своей семьи. Мама отказывается.

ul-02

На рис.3 Структура семьи глазами папы. В ней ответ на вопрос о причине повышенной тревожности ребенка. В семье ребенка нарушена структура семейных ролей, родитель «грузит» ребенка взрослыми вопросами, думая, что так реализуется демократический стиль управления в семье. Так тревожные родители перекладывают на ребенка свои проблемы. С родителями девочки я  беседую о том, что ребенок семи лет не обладает психическими ресурсами для решения «важных взрослых» вопросов, что решения сменить ли один класс на другой, одну школу на другую, пойти  родителю «разбираться» в школу или нет,  принимают только взрослые.

На уроке надо мотивировать ребенка к экспериментам с чтением, разрешать делать ошибки и хвалить за смелость. Для начала  классный руководитель хвалит умение ребенка следить за чтением сначала один на один. Учитель читает текст, останавливается, ребенок показывает, где остановился учитель.  Девочка трижды правильно показывает, где остановлено чтение. Следующий шаг - при чтении в классе «по цепочке» показать слово, если это получится, попробовать прочитать одно слово или назвать в нем буквы. Конечно, в идеале надо корректировать детско-родительские отношения в семье и обратить внимание мамы на ее самооценку. Мамин страх ошибиться связан с ее низкой самооценкой, ребенок скопировал модель поведения мамы, ее способ избегания ситуаций неуспеха.

Другой случай - двое детей в семье. Когда девочка переходит в 6 класс, ее мама собирается уйти из семьи, но … остается. На этом фоне у девочки  возникают проблемы с пищевым поведением, она  минимизирует количество еды, падает в школе в обморок, попадает в больницу. В седьмом классе  девочка перестает приходить на занятия, не может проснуться. Ни уговоры, ни ссоры не помогают, в какой-то момент мама в отчаянии бьет девочку ремнем и окончательно разрушает взаимоотношения. Девочка с мамой больше не разговаривает, все общение в семье происходит через отца. Отец приходит в школу, ходит с ребенком по врачам, пытаясь, решить проблему. В конце концов, девочка, обучаясь на домашней форме обучения, закончила 9 классов. К этому времени в семье  возникли проблемы с обучением второго ребенка, он стал плохо учиться, стал прогуливать занятия.

ul-03

На рис.4 Семейная структура глазами матери, видно, что дети ближе к ней, чем супруг, что с ее точки зрения ее влияние в семье чуть больше, чем у младшего ребенка, а проблемы старшего ребенка для нее важнее, чем отношения с мужем.

ul-04

На рис.5 Семейная структура глазами отца, видно, что между взрослыми коммуникация затруднена,  семейный конфликт. Семью от распада удерживают дети, сначала девочка – чьи психосоматические проблемы заставляют взрослых как-то взаимодействовать друг с другом, когда девочка освобождается от роли семейной скрепы, взрослея, и, вероятно, все более «освобождаясь» от родительской семьи, «скреплять» отношения между родителями пытается второй ребенок, он перестает  просыпаться в школу. Но родители разводятся.

Ситуация с этой семьей сходна с ситуацией, когда родители предъявляют противоречивые требования к ребенку. В таких семьях растут дети с психосоматическими проблемами. Нагрузка на их психику превышает возможности их здоровья. Когда дети заболевают, родители перестают предъявлять несовместимые требования (будь смелым (папа) и  осторожным (мама)), пока ребенок болеет, родители объединяются в целях оздоровления ребенка, их требования перестают быть противоречивыми, потом семья уходит на новый круг: противоречивые требования – болезнь – объединение взрослых ради одной цели. В таких семьях разводы случаются, когда дети уходят из родительского дома, т.к. механизм «семейного счастья» перестает работать.

Еще один проективный графический тест. Его удобно использовать в беседе с ребенком, если надо уточнить взаимоотношения в семье. 

ul-05

Рис.6. Крайний левый кружок на каждой строке подписывается кем-то из членов семьи. Если необходимо оценить отношение ребенка к учителю или сверстнику, добавляются еще срочки с кружками. На этом рисунке верхняя срока – мама, средняя – брат, нижняя – папа. Ребенок слушает инструкцию – «эта строка вся принадлежит маме, вот ее кружок, где бы ты свой разместил, тебе должно быть комфортно». Ребенок  галочкой отметил свой кружок. По рисунку видно, что в семье для него важнее папа, отношения с ним лучше, чем с другими членами семьи. Младшего брата ребенок не любит, об этом он упоминал в беседе.

Еще один пример: родители заняты своими проблемами, индифферентный стиль воспитания, роли и зоны ответственности в семье не распределены.  В начальной школе появляются проблемы – ребенок приходит без необходимых принадлежностей, опаздывает. Классный руководитель пытается привлечь внимание таких родителей к необходимости помогать ребенку, он не встречает понимания с их стороны. «Пусть ребенок растет самостоятельным, мы же работаем, а вы - учитель, вот и учите!».  Рабочие отношения с такими родителями выстроить сложно. Родители не интересуются домашними заданиями ребенка, режим дня в семье не соблюдается, ребенок может лечь спать в 2 часа ночи, если семья едет в гости или гости приходят к родителям и т.д.

ul-06

На рис.7 Роли семейные не дифференцированы, отец  больше занимается детьми, чем мать, которая, вероятно, строит карьеру или не может воспитывать детей. Обычно,  «негативные материнские способности - сценарий поведения», кочуют из поколения в поколение.

ul-07

На рис.8 представлена другая социограмма семьи с индифферентным стилем воспитания. Роли мамы и папы в семье не дифференцированы, с ребенком 2 симбиотические связи,  ребенок 1 (старший) воспринимается как семейная проблема, он «другой», скорее всего, не оправдывает ожидания взрослых.  

Выводы

В зависимости от задач, которые стоят перед педагогами в работе с учащимися и их семьями, можно использовать различные графические проективные методики. Можно предложить последовательно нарисовать социограммы реальной, идеальной семьи, социограмму семьи «когда приезжает погостить бабушка или семья идет в гости» и т.д. Применение проективных графических методик позволяет за короткое время выявить психологические проблемы семьи, нарушение контекста взаимоотношений между взрослыми, которые косвенно влияют на успешность ребенка в школе, а иногда и определяют проблематику дезадаптации ребенка. Анализируя вербальные сообщения родителей ребенка  по ходу описания и обсуждения семейных социограмм, можно, расшифровывая скрытое значение озвученных интерпретаций, находить ресурс для решения проблем учащегося в его родительской семье.

Графические проективные методики позволяют в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать представления членов семьи об их взаимоотношениях, добиться осознания, что для оказания требуемого воспитательного воздействия на ребенка родители должны действовать согласованно и последовательно, с большим вниманием относиться к выполнению семейных функций.

 

Литература и источники

[1] Никольская И.М., Пушина В.В. Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.: Речь, 2010, стр. 73

[2] Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Глава V. Психопатические развития и виды неправильного воспитания. Основные критерии диагностики психопатических развитий.  [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020.  URL:  http://old.istu.ru/unit/epign/siip/psyhripr/3696/

[3] Никольская И.М., Пушина В.В. Семейная социограмма в психологическом консультировании. Учебное пособие для врачей и психологов. СПб.:  Речь, 2010, 223 с. ISBN 978-5-9268-0939-5


 

Приложения

Приложение 1.  Схема  взаимодействия  педагога  с родителями обучающегося, если они инициируют встречу

1.       Выявляем  существующую с точки зрения родителей проблему и ее желаемое разрешение.

    • Жалобы родителя.
    • Факты, на которых основаны жалобы.
    • Эмоции (от 0 до 10, где 5 адекватный эмоциональный фон), слова-оговорки, эмоциональные фразы, движение рук, кашель, слезы, смена позы.
    • Желаемый результат.
    • Что надо изменить?
    • За какой срок можно это изменить?
    • Для чего родителям нужны эти изменения, в том числе - каковы вторичные выгоды, если ситуация не решается?
    • Есть ли у родителей ресурс  (возможность и желание) работать с этой ситуацией (от 0 до 10)?
    • Что, по мнению родителей, мешает получить желаемый результат?
    • Каковы контрольные точки, по которым можно отследить результат работы с проблемой?

2.       Планирование работы с проблемой.

Родители – тематика  и периодичность встреч, способ мотивации родителей, какие знания необходимы родителю, для работы с данной проблемой, необходимость подключить к решению проблемы администрацию или субъекты сопровождения.

Ребенок –  считает ли он, что есть проблема, есть ли у него мотивация к изменениям,  кто ему может помочь , выбор схемы работы, программы или коррекционной методики.

3.       Мониторинг контрольных точек

4.       Выводы из работы с ситуацией:

    • удалось ли установить рабочие отношения с родителями, разрешить заявленную проблему,
    • есть ли необходимость в дальнейшем взаимодействии по другим проблемам.

 Приложение 2. Выявление идентификации детей с родителями  (опросник А.И. Зарова для младшего школьного возраста)

Ребенку задают следующий набор вопросов.

  1. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, папой или собой? (Для устранения суггестивного влияния последние слова в вопросе меняются местами, например: "папой, мамой или собой", "собой, мамой или папой" и т.д. Испытуемые должны сделать выбор между изображением себя и одного из родителей).

  2. С кем ты живешь дома? (Кто у тебя есть дома? - для дошкольников.)

  3. Кто в семье, по-твоему, главный из родителей или в семье нет главного?

  4. Когда ты вырастешь, то станешь делать то же, что делает твой папа (мама - у девочек) на работе или другое?

  5. Когда ты станешь взрослым и у тебя будет мальчик (девочка - соответственно полу испытуемого), ты будешь так же его воспитывать (играть, заниматься с ним - для дошкольников), как тебя сейчас воспитывает папа (мама - у девочек), или не так, по-другому?

  6. Если бы дома долго никого не было, то кого из родителей ты хотел бы видеть в первую очередь? (Как тебе хотелось, чтобы кто первым зашел в комнату? - для дошкольников).

  7. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом папе (маме - у девочек) или не рассказал?

  8. Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье (тебя обидел бы кто-нибудь из ребят - у дошкольников), ты бы рассказал об этом маме (папе - у девочек) или не рассказал?

  9. Ты боишься, что тебя накажет папа (мама - у девочек) или не боишься?

  10. Ты боишься, что тебя накажет мама (папа - у девочек) или не боишься?

Обработка и интерпретация результатов

Посредством первых 5 вопросов диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, остальные вопросы направлены на выявление особенностей эмоциональных отношений с родителями. 

При обработке и анализе результатов опроса важно учитывать следующее:

  • возраст наиболее выраженной идентификации с родителем того же пола составляет у мальчиков 5-7 лет, у девочек - 3-8 лет;

  • успешность идентификации зависит от компетентности и престижности родителя того же пола в представлении детей, а также от наличия в семье идентичного их полу члена прародительской семьи (дедушки - у мальчиков и бабушки - у девочек);

  • идентификация с родителем того же пола в семье сопряжена с эмоционально теплыми отношениями с родителем другого пола;

  • уменьшение интенсивности идентификации с родителем того же пола обусловлено формированием "Я-концепции, т.е. развитием самосознания, показателем которого служит выбор себя. Выбор себя преобладает у мальчиков с 10 лет, у девочек с 9 лет, отражая возрастающую личностную автономию - эмансипацию - от родительского авторитета;

  • идентификация с родителем того же пола у девочек отличается от подобной идентификации у мальчиков следующими особенностями:
    а) большим возрастным периодом идентификации девочек;
    б) большей интенсивностью процесса идентификации, т.е. девочки чаще выбирают роль матери, чем мальчики роль отца;
    в) большей значимостью для идентификации девочек эмоционально теплых и доверительных отношений с матерью, чем этих отношений с отцом у мальчиков;
    г) большей зависимостью идентификации девочек от характера отношений между родителями, когда конфликт матери с отцом отрицательно сказывается на идентификации девочек с матерью;
    д) меньшим влиянием сестры на идентификацию девочек с матерью, чем брата на идентификацию мальчиков с отцом.

Информация  с сайта http://testoteka.narod.ru/dro/1/01.html


Приложение 3.   Мысли специалистов на тему детско-родительских отношений

1. «Синдром пустого гнезда» – это плата за то, что оказалась стерта грань между личным развитием родителя и развитием его детей. Мы уже убедились, что непрожитая жизнь родителя, его нарциссические потребности и страх отвержения могут передаться ребенку. Когда же ребенок все-таки уходит, его родитель остается один на один с тем, от чего пытался спрятаться всю свою жизнь.

Источник: Холлис, Джеймс. Обретение смысла во второй половине жизни. Как наконец стать по-настоящему взрослым. ISBN: 978-5-89353-358-3, 1-592-40120-1. Электронная версия в библиотеке Литрес.  Дата обращения 03.02.2020.  URL: https://www.litres.ru/dzheyms-hollis/obretenie-smysla-vo-vtoroy-polovine-zhizni-kak-nakonec-stat-po-nastoyaschemu-vzroslym-2/

2. Удобные и успешные дети

Психологи Монина Галина Борисовна и Филаткина Елена Владимировна поделились результатами своего исследования, в котором они спросили у 1000 родителей, что их детям нужно для успешности в будущем. В ответах респондентов лидировало развитие умственных способностей, целеустремлённость, иностранные языки. Последние места в списке качеств достались умению понимать чужие эмоции, терпимости, патриотизму.

“Галина Монина уверена, что у многих родителей есть установка на «удобного ребёнка», но действительно послушный малыш никогда не станет самостоятельным, не будет обладать теми качествами, которые приведут его к успеху. Родители и педагоги могут составить список черт, которые хотят видеть в своём ребёнке или воспитаннике в будущем, и, принимая решения, задавать себе вопрос: «А как это поможет ребёнку стать целеустремлённым, ответственным, искренним?».

– Наша система поощрения, наказания, воспитания, образования должна быть потоком, который понесёт детей к этим качествам. Вы считаете, что ребёнок должен быть честным, но ему задали столько домашней работы, что он приврать должен: «Нам ничего не задали», «Я всё сделал». Иначе вы же ругаться будете, а он просто не выживет! Запоминаем: эти качества во главе угла, это то, куда мы идём вместе с нашими детьми. И давайте всё, что мы делаем сегодня и сделаем завтра, будет связано именно с воспитанием в детях хороших качеств, – посоветовала Галина Борисовна.”

Источник: Удобный ребёнок не станет успешным: как воспитывать двоечника?  [Электронный ресурс]. Дата обращения 03.02.2020.  URL: https://psy.su/feed/7977/

3. Высказывания доктора Комаровского о семье

  • 100% взрослого населения знают, как делать детей, но 99,9% не знают при этом, что потом делать с детьми.

  • Счастливый ребенок — это ребенок, у которого есть и мама, и папа, находящие время не только для того, чтобы этого ребенка любить, но и для того, чтобы любить друг друга.

Источник: Комаровский Е.А. Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников. ISBN (EAN): 9789662065176, 2016. Электронная версия в библиотеке Литрес.  Дата обращения 03.02.2020.  URL: https://www.litres.ru/evgeniy-komarovskiy/zdorove-rebenka-i-zdravyy-smysl-ego-rodstvennikov/chitat-onlayn/

 

 


Ссылка для цитирования:

Ульяновская С.Н. Семья на фоне школьной жизни: о влиянии детско-родительских отношений на успешность обучения //Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 8/2020. Семья и Школа: жизнь в согласии. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2020. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ulyanovskaya-s-n-semya-na-fone-shkolnoj-zhizni-o-vliyanii-detsko-roditelskikh-otnoshenij-na-uspeshnost-obucheniya

 

Дополнительная информация