Ульяновская С.Н. Работа педагога-психолога с детьми из "групп особого внимания" в рамках школьной Службы сопровождения

  • Печать

Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог

Работа педагога-психолога с детьми  из "групп особого внимания" в рамках школьной Службы сопровождения

Эффективная школьная система сопровождения позволяет решать проблемы развития и обучения детей внутри образовательной среды. Часто в разговоре или в литературе, адресованной педагогам, используются термины "трудные дети" и дети "группы риска".  Трудные дети, это те, с которыми педагогам приходится больше работать, на которых, дают сбой обычные педагогические методы и технологии, но чаще всего, поведение таких детей можно спрогнозировать. Дети "группы риска" могут быть тихонями, покладистыми, успешными в учебном процессе, но существует риск, что проблема в какой-то момент возникнет: противоправное поведение, уход из дома и т.д. Дети "групп особого внимания" - это объединяющий термин, такой термин используется в методических рекомендациях Министерства образования по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся  [1].

Какие дети требуют особого внимания со стороны педагога-психолога?

Первая группа - дети с низкими результатами по большинству показателей: внимание, память, мышление, имеющие логопедические проблемы, либо без сформированной учебно-познавательной мотивации. Таким детям сложно учиться. По оценке специалистов, количество таких детей  ежегодно возрастает.

К сожалению, многие  дети с такими проблемами в психическом развитии не выявляются в дошкольных учреждениях. Их родители выбирают  образовательный маршрут, несоответствующий возможностям ребенка, что приводит к  возникновению синдрома школьной дезадаптации, формированию низкой самооценки ребенка.  В работе с этой группой детей, самое важное добиться осознания сложившейся ситуации родителями, их правильной мотивации на преодолении проблем в течение достаточно продолжительного времени.  Важно обеспечить активное сотрудничество родителей, логопеда, педагога-психолога, учителей.

Например, по итогам обучения в первом классе была выявлена ученица с логопедическими "Я проблемами". Об этом была проинформирована мама ребенка. Но установить доверительные и конструктивные взаимоотношения с мамой  не удалось. В летние месяцы с ребенком не занимались. Учась во втором классе, ребенок раз в неделю пропускал занятия, в те дни, когда у мамы был выходной. По итогам второй четверти  девочка по основным предметам получила неудовлетворительные оценки. Потерян год. Но так как на повторное обучение в первых классах  без согласия родителей ребенок не может быть оставлен, мама этой девочки, к сожалению,  может и дальше игнорировать свои обязанности. У девочки из-за невозможности соответствовать образовательным требованиям развивается зависимое поведение, формируется низкая самооценка, могут проявиться внутриличностные комплексы. Ситуация с этим ребенком находится на контроле Службы сопровождения и администрации школы.

Вторая группа – это дети с поведенческими проблемами (гиперактивные, с проблемами моторного контроля, тревожные, медлительные, агрессивные, эмоционально нестабильные). Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) отличаются неусидчивостью, импульсивностью, повышенной отвлекаемостью, это серьезно влияет на социальную адаптацию. Результаты исследований говорят о распространении  СДВГ в пределах 4-12%, у мальчиков СДВГ встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации. [2]. По мнению специалистов, ведущим звеном в психокоррекции детей с синдромом гиперактивности является изменение поведения взрослых (родителей и учителей). С родителями таких детей устанавливается индивидуальный контакт, а с их классными руководителями проводятся регулярные консультации. Можно выделить еще несколько типов нарушения поведения. Школьная Служба сопровождения выявляет случаи нарушения детьми прав других людей или соответствующих возрасту общественных норм.  Речь идет об агрессивном поведении по отношению к  людям или животным,  воровстве, уничтожении имущества, обманам, побегам из дома, пропускам занятий.  Классные руководители обращают внимание на обидчивых , грубых учащихся, которые часто становятся виновниками ссор, поведение которых носит провокативный вызывающий характер. Такие дети ставятся на внутришкольный контроль.

Например, в сентябре в первом классе был выявлен ребенок с нестабильной нервной системой, имеющий поведенческие проблемы и требующий непрерывного педагогического контакта. Напряжение, которое испытывал этот ребенок при нахождении в классе, выражалось в  агрессивных, неконтролируемых действиях по отношению к другим ученикам.

uljanovskaja-risunki-01 uljanovskaja-risunki-02 uljanovskaja-risunki-03

(Рисунки 1 и 2, 3. Подробнее кейсы в Приложении 1. Кейсы: работы и интерпретации)

Ребенок мог ударить находящегося рядом с ним, ткнуть карандашом, скинуть с парты чужие вещи и т.д. Столь проблемная  адаптация ребенка к школьной деятельности была взята под контроль Службой сопровождения и администрацией школы. На всех занятиях в классе помимо учителя присутствовал еще один педагог. Решение, что ребенку будет спокойнее, если рядом с ним на уроках будет находиться мама или бабушка оказалось ошибочным, их присутствие не снизило напряжение и тревогу ребенка. После ряда индивидуальных консультаций с мамой ребенка,  ребенок был переведен на домашнее обучение. В настоящее время он посещает школу по индивидуальному графику, предметы первого класса ему преподают разные педагоги, которые занимаются с ним один на один. Если он себя чувствует хорошо, перемены он проводит с одноклассниками, что позволяет ему социализироваться в детском коллективе без напряжения. Раз в неделю ребенок занимается индивидуально с педагогом-психологом, с ним проводятся занятия по арт-терапии. Дополнительно он посещает психолога в ЦППМС (лучше расписать полностью).  Найден оптимальный вариант адаптации этого ребенка к школьной жизни.

Третья группа -  дети,  проблемы которых находятся в семье: аномальные типы семейного воспитания, разрушенные эмоциональные связи между родными, алкоголизм или химическая зависимость кого-либо из родителей, низкий социальный статус семьи. Многие слышали о феномене педагогической запущенности. Она возникает, когда со стороны родителей ребенку не уделяется достаточно внимания. Забавно, что запущенность называют педагогической, а не семейной. Семья важнейший фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность ребенка. Родительская депривация прямой путь к формированию зависимостей: игровой, интернет-зависимости, зависимости от ПАВ. Неблагополучная семья оказывает прямое негативное воздействие на формирующуюся личность, препятствует ее нормальному развитию.  

uljanovskaja-risunki-04  uljanovskaja-risunki-05

(Рисунки 4 и 5)

Дети из этой подгруппы, остаются в зоне пристального внимания со стороны школьной Службы сопровождения до окончания обучения: обеспечивается контроль за учебой, наличием полноценного питания в школе и дома, контроль за получением медицинского сопровождения. В ряде случаев Служба сопровождения работает в тесном контакте с органами опеки. Такие дети должны включаться в актив культурно-массовых мероприятий для профилактики асоциальных форм поведения.

Четвертая группа – дети, в жизни которых произошла трагедия: тяжелое заболевание или смерть родителя, тяжелая травма.

uljanovskaja-risunki-06

(Рисунок 6)

Таким  детям должна  быть обеспечена кризисная психотерапия плюс индивидуальная поддержка  в течение  всего времени обучения в школе со стороны педагога-психолога.

Дополнительного внимания со стороны Службы сопровождения требуют дети во время возрастного подросткового кризиса.

uljanovskaja-risunki-07  uljanovskaja-risunki-08

(Рисунки 7 и 8)

В это время развитие ребенка часто сопровождается внутренними конфликтами (перестраивается Я-концепция), конфликтами с окружающими, когда старые формы контроля перестают действовать, а новые еще не сложились. Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонения в поведении возникают как бы внезапно, благополучный ранее ребенок неожиданно для окружающих вдруг демонстрирует девиантные формы поведения. Обычно о таких детях информация в Службу сопровождения поступает от классных руководителей или родителей.

uljanovskaja-risunki-09

(Рисунок 9)

С точки зрения психолога, в период подросткового кризиса в первую очередь надо помочь ребенку сформировать устойчивую личность, здесь помимо индивидуальной психологической поддержки, эффективна групповая, тренинговая  работа, работа с родителями в форме индивидуальных консультаций или родительского лектория.

Приемы и методики психолого-педагогического сопровождения весьма разнообразны. Для выявления детей "группы особого внимания" в школе проводятся групповые (первые, пятые, десятые классы) скрининговые исследования и индивидуальное тестирование учащихся. Результаты исследований используются для  выявления детей, которым сложно учится, сложно поддерживать хорошие отношения с одноклассниками, которым не нравится школа, у которых не сформирована мотивация к обучению. Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребенка являются мониторинг и коррекция поведения  ребенка со сверстниками. Отсутствие интеграции в группе сверстников является основным диагностическим  критерием расстройства  поведения. О нарушенных взаимосвязях с ровесниками свидетельствуют: изоляция от них, непопулярность у ровесников. Типичное поведение таких детей - драчливость, грубость, индивидуализм, вспышки ярости, жестокость, причем такое поведение демонстрируется чаще всего в школе.  В классах, по запросу классных руководителей или администрации школы, проводятся  анкетирование и социометрия,  в ряде случаев - индивидуальная диагностика. Разрабатывается и реализуется  комплексная  программа по дополнительным внеурочным мероприятиям в классе и индивидуальному сопровождению учащегося.

Процесс психолого-педагогического сопровождения детей, требующих  особого внимания, обычно состоит из трех этапов:

— диагностического: то есть психолого-педагогического изучения обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии и социальной адаптации.

— составление целостного комплекса сопровождения, развития и коррекции ребенка. В качестве коррекционных мер для разных групп учащихся могут выступать мероприятия, осуществляемые не только силами педагогического коллектива школы, но и специальных профилактических служб.

— реализации программ сопровождения, в процессе чего учащемуся оказывается персонализированная помощь в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, при необходимости оказывается консультационная помощь семье.

Психолого-педагогическое взаимодействие с детьми "групп особого внимания" нацелено на обеспечение их дальнейшего развития, а не просто купирования негативного или неудобного поведения.  Они нуждаются в комплексном сопровождении, последовательной коррекции и индивидуальных стимулах для своего развития. Важно обеспечить согласованную работу педагогов, администрации, специалистов Службы сопровождения с родителями таких детей с учетом сохранения конфиденциальности информации, соблюдением этических норм.  

 Литература и источники

  1. Приложение к письму Минобразования России   от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16    Методические рекомендации  по  психолого-педагогическому сопровождению обучающихся  в учебно-воспитательном процессе в условиях  модернизации образования // URL: mo.mosreg.ru/userdata/79704.doc

  2. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС: планирование, документация, мониторинг, учет и  отчетность / сост. И.В.Возняк (и др.).- Волгоград: Учитель:  Грин Л.Е., 2015. -235 с.

 

Дополнительная литература

  • Подростковая депрессия: Почему многие дети оказываются в этом состоянии и что сделать родителям, чтобы оно не закончилось трагедией / Дуглас Райли; пер. с англ Е.Лисовской.- Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014

  • Методическая разработка Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие. Чернова И. А. Социальный педагог ГБОУ ЦО 556 Москва, 2011 // URL:http://freeref.ru/wievjob.php?id=1025644

  • Сурикова М. Д. Дети группы риска и их психологические особенности [Текст] / М. Д. Сурикова // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 607-609. // URL: http://www.moluch.ru/archive/51/6578/

  • Психолого-педагогическое сопровождение // URL:http://iemcko.ru/3405.html

  • Нарушение поведения и развития у детей: Книга для хороших родителей и специалистов/ Под ред.Л.С.Чутко.-СПб.:КАРО, 2011. 

  • Психиатрия детского и подросткового возраста/ Под ред. К.Гиллберга и Л.Хеллгрена, Рус. изд. под общ.ред.П.И.Сидорова; Пер. со швед. Ю.А.Макковеевой.- М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

 


Все материалы комплексной публикации

Ульяновская С.Н. Работа педагога-психолога с детьми  из "групп особого внимания" в рамках школьной Службы сопровождения

Приложение 1. Кейсы: работы и интерпретации
Приложение 2. Результаты психологического обследования учащихся 1-х классов ГБОУ СОШ № 72 (2015-2016 учебный год)