Ульяновская С.Н. Профориентационная работа как комплекс мероприятий с участием внешних партнеров
- Подробности
- Категория: Выпуск 12 2024
- Опубликовано 15.06.2024 00:00
- Автор: Administrator
- Просмотров: 73
Ульяновская Светлана Николаевна,
педагог-психолог
ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга
Профориентационная работа как комплекс мероприятий с участием внешних партнеров
"Вы подаете пример нелогичности,
если используете те же методы, с помощью которых обучали вас,
только потому, что они достались вам по наследству"
Руми, поэт-суфий
В федеральных государственных образовательных стандартах заявлена важность и необходимость профориентационной деятельности в школе. Для младших школьников – это знакомство с миром профессий и становление у них понимания важности правильного выбора. Основные методы профориентационной работы в начальной школе информационные, активизирующие, развивающие - это конкурсы и выставки "Профессии в моей семье", мастер-классы, экскурсии в музеи.
Во ФГОС среднего (полного) общего образования отмечено, что результаты изучения дополнительных учебных предметов, курсов по выбору обучающихся должны отражать обеспечение профессиональной ориентации. По ФГОС, выпускник школы – это социально-активная ответственная личность, подготовленная к осознанному выбору профессии. На фоне стремительно меняющихся технологий и трансформации общественных институтов профориентационная работа, оставаясь важной государственной задачей, находит новые формы и способы ознакомления обучающихся с перспективными и востребованными государством профессиями.
В средней школе акцент в профориентационной работе делается на формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе профессиональных предпочтений. В девятом классе ребенок попадает в точку принятия решения о своем будущем, пока только в форме выбора дополнительных предметов по ОГЭ и это тот момент, когда подросток сознательно задумывается о своем дальнейшем профильном обучении, у него возникает запрос на персонализированный тип профориентации, он хочет узнать свои сильные стороны и дефициты навыков, "попробовать себя" в различных видах деятельности.
Общеобразовательные предметы в школе в основном оторваны от профессиональной деятельности. Прорфпробы позволяют ребенку примерить на себя некоторые аспекты профессий и решить интересно ему или нет, понять какие навыки ему пригодились бы для построения карьеры в данной профессиональной области, нащупать личный интерес и пересечение профпрофиля специальности со своими способностями. Склонности к видам деятельности, это не панацея, но возможность поговорить с подростком о его будущем. Готов ли он брать на себя ведущую роль, нести ответственность. Готовность школьников к профессиональному самоопределению формируется синтезом ряда личностных, метапредметных и предметных результатов образования, достижение которых предусматривает ФГОС. Но выбор, который должен сделать подросток в девятом, а часто и в одиннадцатом классе несвободный: есть сомнения в собственных силах, есть опасение не поступить, есть давление семейного бэкграунда и страх принятия важного решения. В старшей школе обучающиеся погружаются в профильное образование, уточняют свой выбор, развивают "гибкие навыки".
В своей статье я остановлюсь на работе школы с внешними партнерами, направленной на расширение используемого профориентационного инструментария. Главной целью сетевой формы взаимодействия является повышение эффективности и снижение издержек в использовании у различных организаций кадровых, материальных, информационных, социальных ресурсов для реализации общих целей. В области профориентации обучающихся школа берет на себя функцию кооперации с учреждениями дополнительного и профессионального образования, предприятиями, органами самоуправления, общественными организациями.
Сотрудничество школы с ВУЗами и колледжами
Стандартный способ работы ВУЗов и колледжей со школьниками - будущими абитуриентами, это проведение Дней открытых дверей. Во время таких мероприятий проводится экскурсия по ВУЗу, факультету, кафедре, показываются презентации, проводятся мастер-классы, выступают студенты. Сайты СПО и ВУЗов содержат информационные разделы для будущих абитуриентов с информацией о возможности поступления, о конкурсе и проходных баллах за предыдущие годы. Информационное пространство настраивается специальным образом, чтобы ребенок получил представление о том, как поступить, о программах обучения, проводится профтестирование, но информация о профессиях, специальностях, зарплатах, карьерном росте в данной профессиональной сфере практически не упоминается. Возникает вопрос: насколько рационально старшеклассник может выбрать образовательную программу? Равен ли выбор образовательной программы выбору профессии? В ВУЗе программа подготовки, это не совсем профессия, это то, что до… Выпускника школы мотивируют возможности, которые у него откроются, после обучения, возможности личностного самоопределения.
Еще один вариант взаимодействия школы с ВУЗами и колледжами - открытие профильных классов, занятия с преподавателями ВУЗов, в привычной школьной обстановке. В Альманахе размещены статьи о сотрудничестве школы с ВУЗами: Гидрометом, РАНХиГС. Обучение в профильном классе равносильно тест–драйву профессии, обучающийся знакомится с преподавателями определенной кафедры, возможно, под их кураторством выполняет индивидуальный–исследовательский проект, выезжает в поле (летняя практика по археологии или биологии), выезжает в лагеря отдыха в составе разновозрастной группы обучающихся, где может протестировать себя в роли вожатого.
Взаимодействие с организациями дополнительного образования
Школа ряд лет сотрудничает с "Кванториумом" —детским технопарком, оснащенным высокотехнологичным оборудованием. Здесь школьники изучают промышленный дизайн, биотехнологии, лазерные технологии, нейротехнологии и искусственный интеллект, беспилотную авиацию, программирование, 3D-моделирование и многое другое. В Кванториуме создано уникальное высокотехнологичное пространство для научно-практической деятельности обучающихся.
Взаимодействие с промышленными предприятиями
Взаимодействие с промышленными предприятиями возможно, если руководство предприятия разделяет тезис о социальной ответственности бизнеса, так как профориентационная деятельность со школьниками не является необходимым бизнес- процессом, отвлекает персонал от решения производственных задач, предъявляет требования к обеспечению безопасности несовершеннолетних. Обычно экскурсию на предприятие удается организовать через отдел по работе с персоналом или отдел по связям с общественность, если в плане работы этого отдела есть фраза о "социальной ответственности организации". Организуется такой вид профориентации либо через родителя обучающегося, который работает на данном предприятии и который станет "двигателем" профориентационного проекта, либо через взаимодействие с отраслевыми союзами, либо благодаря контактам, которые устанавливаются на отраслевых выставках – подойти к стенду, познакомиться, договориться.
Программа “Недели без турникетов" реализуется Союзом машиностроителей России и Ассоциацией "Лига содействия оборонным предприятиям". Принцип проведения "Недели без турникетов" следующий: предприятия на неделю открывают свои двери для экскурсий школьников и студентов. Это возможность для ребят "изнутри" увидеть работу предприятий, на которых они могут в будущем работать, познакомиться с трудовыми коллективами и их традициями. Это мероприятие направлено на профориентационное информирование старшеклассников о деятельности ведущих предприятий России и популяризацию инженерных профессий и специальностей, востребованных на промышленном производстве. Особенностью такой формы профориентационной работы является максимальная доступность информации и возможность общения с ведущими сотрудниками и специалистами предприятий. В рамках проекта компания в течение недели может проводить экскурсии по производству, в реальности компании ограничивают свое сотрудничество одним днем, попасть на производство могут 2-3 группы обучающихся из разных школ. Но если удалось согласовать заявку, есть шанс, что и в следующем году на это предприятие можно будет привести детей, так как контакты установлены и есть история сотрудничества. В этом году десятиклассникам нашей школы удалось побывать с экскурсией на крупнейшем в России и четвертом в мире по профилю, производстве "Северная Заря". Это предприятие ВПК, с четкими требованиями по допуску на свою территорию (только граждане РФ, с паспортами, с визуальным контролем на входе на предприятие, с выдачей спецодежды, и инструктажем по технике безопасности). Спецодежда была необходима, так как дети заходили в "чистые цеха", где идет работа с микроэлектроникой и контролируется температура и качество воздуха. Старшеклассники увидели работу разных цехов, и с полной автоматизацией, и с ручным трудом, где работают только женщины (мужчины не справляются с монотонной, аккуратной работой). Есть еще одна сложность с посещением предприятий - это их расположение. Часто предприятия, которые готовы сотрудничать со школой находятся за чертой города, и чтобы добраться до них, надо арендовать автобус.
Сотрудничество с коммерческими и общественными организациями
"Навигатор поступления", "Максимум", "Куб" - компании, которые зарабатывают деньги на предоставлении услуг репетиторов или курсов по подготовке к ОГЭ/ЕГЭ. Эти компании проводят мастер-классы, лекции, в том числе и по профориентированию и поступлению в колледжи и вузы. В основном это хорошие мотивирующие детей встречи с яркими спикерами.
Школа сотрудничает с ЦППМСП Калининского района. В структуре этой организации, с которой у нас ежегодно заключаются договора о сотрудничестве, есть кабинет профориентации и у подростков есть возможность бесплатно получить консультацию, пройти проф. тестирование. Дети из нашей школы ежегодно принимают участие в профориентационной олимпиаде и других мероприятиях, несколько раз становились победителями районного этапа игры по станциям "Мы выбираем путь", один учащийся став призеров районного этапа олимпиады, принял участие в городском туре. Сборная школы ежегодно принимает участие в районной интерактивной профориентационной игре по станциям "Лабиринт профессий", городском конкурсе мультимедийных презентаций "Мир профессий", региональной олимпиаде по профориентации "Мы выбираем путь".
Со специалистами Агентства занятости населения Калининского района школа сотрудничает не первый год, формы сотрудничества менялись, так как менялась структура Агентства занятости. Совместно с Агентством занятости проводились профориентационные мероприятия для детей, специалисты Агентства выступали на родительских собраниях, оказывали помощь в оформлении документов для детей, желающих поработать в каникулярное время. Есть некоторые сложности во взаимодействии с Агентством: возможность трудоустроить только подростков, прописанных в городе в Калининском районе, но не в Мурино и Ленинградской области. Дети должны быть мотивированы, так как оформление документов занимает около месяца и у некоторых соискателей работы заканчивается энтузиазм. Подача заявлений в Службу занятости идет через личные кабинеты подростков на портале Госуслуг, затем заявление фиксируется на сайте Службы занятости. Служба занятости устанавливает контакты с возможным работодателем, и подросток может приступать к работе. В летний период это работа по озеленению скверов, работа в архиве. Так же трудоустраивает подростков Центр помощи семье и детям (ул Лужская, дом 10) и "Контакт". "Контакт" трудоустраивает неблагополучных подростков и курирует их, эти подростки работают в школе после уроков: помогают убираться в кабинетах и рекреациях после уроков, в библиотеке и т.д.
В заключение хочется отметить, что сетевое взаимодействие стало современной высокоэффективной инновационной технологией, которая даёт возможность повышения качества подготовки обучающихся к будущей трудовой деятельности и позволяет школе оптимизировать образовательное пространство. Система связей, объединяющая школу и сторонние организации, позволяет разрабатывать, апробировать и предлагать инновационные модели в профориентации обучающихся.
Рекомендуемые источники и полезная информация
- Справочник востребованных профессий. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № 832. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024 – URL: https://trudvsem.ru/professions
- Профессиограмма – это система признаков, описывающих профессию, включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией, может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представитель профессиональной группы. Профессиограммы по профессиям. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024 – URL: https://trudvsem.ru/proforientation/professiogram
- Профориентационные тесты, которые помогут понять: какую профессию выбрать, в какой вуз поступить и на какие программы. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024 – URL: https://postupi.online/test/
- Портал помогает гражданам найти работу, а работодателям – сотрудников. Все услуги портала предоставляются бесплатно, через этот портал несовершеннолетние, желающие поработать в каникулярный период, подают заявление, которое попадает в Агентство занятости населения. Работа России — федеральная государственная информационная система, проект Федеральной службы по труду и занятости. [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024 – URL: https://trudvsem.ru/about
- Всероссийская акция "Неделя без турникетов". [Электронный ресурс]. Дата доступа 15.05.2024 – URL: https://enfuture.ru/project/vserossiyskaya-aktsiya-nedelya-bez-turniketov/
Ссылка для цитирования:
Ульяновская С.Н. Профориентационная работа как комплекс мероприятий с участием внешних партнеров // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Выпуск 12/2024. Наша Школа - территория инноваций [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.06.2024. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/ulyanovskaya-s-n-proforientatsionnaya-rabota-kak-kompleks-meropriyatij-s-uchastiem-vneshnikh-partnerov