Доклад на конференции "Основные направления профилактики и преодоления социальных рисков среди населения Калининского района Санкт-Петербурга"

Актуальные границы социальной нормы. Оценка толерантности к психическим девиациям в молодежной среде

Аннотация  

Массовая культура находит отзвук в сознании и душах миллионов людей. Она не требует напряжения ума и чувств, для своего восприятия. С одной стороны, искусственно созданные образы масс-медиа предопределяют отказ от рационального начала в сознании. С другой – масс-медиа, тиражирует образы «соблазняющие» потребителя. Молодежные интернет – сериалы дают молодежи упрощенные «версии жизни». Выявлено увеличение числа масс-медийных персонажей с различными девиациями в молодежной культуре. Исчезает граница между нормой и девиантностью. Снижение ценности употребления алкоголя в молодежной среде сопровождается ростом популярности безалкогольных психоактивных веществ.

 

Текст доклада

Популярность в молодежной среде медиа-образов является показателем отношения молодежи к определенным социальным явлениям. Часто данные медийные образы являются образчиками девиантного поведения. Предметом рассмотрения является толерантность к психическим девиациям в молодежной среде на анализе выборки из 20 медийных образов. В проекте  приняли участие 104 человека от 17 до 22 лет. Учеба в ВУЗе была обязательным условием участия в проекте. Молодые люди сами, без подсказки, вспоминали медийные персонажи в течении нескольких сеансов работы в группах. Далее был сформирован список из 600 медийных образов, как результат этапа припоминания. На следующем этапе участники проекта из 600 отбирали не более 10 с самой высокой степенью интереса к данным образам. Всего было описано 340 образов.

Норма – эталон поведения следования личности принятом в данном сообществе в данное время нравственным требованиям.[1]Социальные нормы призваны регулировать взаимоотношения людей в обществе. «Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого поведения деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».[2] Отсюда следует, что девиация – отклонение от социальной нормы, которое не устраивает большую часть общества. Современные исследователи девиантного поведения считают, что такое поведение – результат влияния многочисленных факторов. Социальные условия – важный компонент в формировании девиаций. К ним можно отнести политику в государстве, моду, традиции в обществе.

Исследователи Ц.П. Короленко и Т.А. Донских разделили виды отклоняющегося поведения личности на нестандартное поведение и деструктивное. Нестандартным поведение может быть креативность, а также поведение, ломающее стереотипы, заложенные в обществе. Деструктивное поведение разделяют в зависимости от целей поведения. С одной стороны, это может проявляться как разрушение внешних социальных норм, то есть достигаются внешние деструктивные цели, с другой – поведение, отражающее регресс личности, то есть внутридеструктивное поведение.

Деструктивное поведение подразделяется на аддиктивное и антисоциальное. Если личность зависима от каких-либо веществ, состояний или уходит от реальности с помощью специфической деятельности – это аддиктивное поведение. Антисоциальное поведение направлено на нарушение законов и прав других людей. В группе внутридеструктивного поведения выделяют суицидное, конформисткое, нарцисическое, фанатическое и аутическое поведение.

Самые распространенные девиации поведения; алкоголизм, наркомания.

Таблица. Особенности восприятия популярных образов массовой культуры молодежной аудиторией.

№ п.п.

Имя персонажа

Название девиации, симптомы

Проявление девиации в персонаже по ходу сюжета

Отношение к персонажу

Как медийный образ оценивается в молодежной среде

1

Бендер, герой мультсериала «Футурама

Алкоголизм, курение, сквернословие, герой-тунеядец, дебошир

Яркое антисоциальное поведение

Алкоголизм оправдывается нуждой в алкоголе, как в топливе

Расценивается как положительный персонаж, способный проявлять жалость и любовь

2

Бивис и Баттхед, подростки из американского мультсериала.

Дегенерация, психологическая несостоятельность, идиотизм (нечеткая речь, неспособность закончить среднюю школу, неспособность здоровых отношений с девушками)

По ходу сюжета персонажи остаются статичными

Олицетворение гедонизма. Поведение и лексикон недопустимы – транслируются только в ночном эфире.

Популярные представители молодежного юмора

3

Белка Сумасшедшая из м/ф «Ледниковый период»

Навязчивое поведение (зацикленность на одном предмете – орехе)

Белка из сумасшедшей превращается в обычное, очень целеустремленное животное

Вершит судьбу планеты, уважение к живучести, ловкости

Белка становится символом целеустремленности

4

Бэтмен

Раздвоение личности (Существование миллионера Брюса Уэйна и супергероя человека-летучей мыши), наркотическая зависимость, гомосексуализм (живет с мужчиной)

Остается человеком со сверхспособностями.

Легендарный герой, защитник слабых, гроза преступного мира

Раздвоение личности не воспринимается как болезнь, а как суперспособнсоть, помогающая обществу

5

Пьяный ежик

Алкоголизм

Сначала употребляет некрепкие спиртные напитки, затем переходит на пиво

Зрелище пьяного ежика вызывает умиление и смех

Нечто несуразное в нетрезвом состоянии, способое рассмешить своей нелепостью

6

Crazy Frog

Сумасшествие (наркотические галлюцинации), злоупотребление пивом

наркотическая зависимость, пивное брюшко

Межнациональный герой, самое популярное мобильное существо

Веселый лягушонок с одной песенкой, ездящий на мотоцикле

7

Питер Гриффин

Алкоголизм, навязчивые состояния (злоупотребление пивом)

Развитый образ Гомера Симпсона, навлекает кучу неприятностей на семью

Нет ни одного положительного качества, ценности и мораль ему чужды, ведет бессмысленный образ жизни

Один из кумиров молодежи

8

Форест Гамп

неспособность адаптироваться в обществе

Человек, живущий по простым законам, который сначала бежит за своей мечтой, а затем останавливается и возвращается в семью воспитывать сына

Наивный «взрослый ребенок»

Человек, который при первом взгляде казался больным, превращается в самого успешного человека в мире

9

Безумный шляпник

Уверенность в том, что в данный момент 6 часов (паранойя)/ отравление ртутью

высокая эмоциональность помогает во многих проблемах

Любимец публики

Сопереживание его проблемам, любовь к его безумным выходкам

10

Тайлер Дерден

Плод расстройства множественной личности рассказчика

Прогрессирующее антисоциальное поведение

Нигилист, анархист

Популярен

11

Джокер

Сумасшествие (как результат падения в чан с кислотой), психологическая детская травма

Из-за своего сумасшествия постоянно творит бесчинства, из-за чего постоянно оказывается в психиатрической клинике

Суперзлодей

Популярен как антигерой в современном обществе

12

Картман, Эрик Теодор Самый популярный детский персонаж в 1999 году

Психические расстройства, гомосексуализм (зацикленность на теме гомосексуальности, психическая детская травма)

Гомосексуальность появляется в исследовании 2012 года,

толстый лентяй со множеством негативных качеств, но знает иностранные языки и играет на музыкальных инструментах

Популярная среди молодежи фигура, наглый, но несчастный герой мультсериала

13

Купер, Шелдон Ли

Нарциссическое расстройство личности, мании, ( желание носить одежду по дням недели, патологическая боязнь грязи, ритуальность в отношении бытовых операций)

зацикленность персонажа

Блестящий физик, гений, великий ум

Умный, постоянно цитируемый забавный персонаж, странности которго воспринимаются как нечто необыкновенное с положительной точки зрения

14

Морган Декстер

Маниакальные состояния (убийства)

Получил детскую травму (убийство родителей, после этого в зрелом возрасте начинает убивать. Изобретает различные изощренные способы убийства

Противоречивый персонаж, за счет того, что он убивает маньяков, насильников и убийц

Очень популярный персонаж в медиа – сфере, привлекателен за счет своей таинственности и того, что он убивает неблагополучных членов общества, антигерой

15

Муди, Хэнк

Излишняя сексуальная активность (детская травма)

Детская травма становится причиной девинтного сексуального поведения, постоянно пытается изменить свое поведение , но постоянно срывается

Остроумный, независимый, импульсивный, харизматичный герой

Привлекателен для женщин как сексуальный мужчина и для мужчин как объект для подражания, философия Хэнка набирает популярность

16

Наркоман Павлик

Наркомания

Постоянно употребляет наркотические вещества, ездит на автомобиле, попадает в различные истории

Загадочный персонаж из-за его таинственности (не появлялся на экране)

Ролики очень популярны у молодежи, постоянно цируется

17

Полотенчик, персонаж анимационного сериала «Южный парк»

Наркомания

Употребляет различные наркотические вещества и сподвигает к этому других, с легких наркотиков переходит на тяжелые, затем излечивается

Человечность, приятный голос, отзывчивость, настоящий друг, любящий отец

Популярный цитируемый молодежью персонаж

18

Мышь Фитцжеральд

злоупотребление алкоголем

Топит свое горе в алкоголе, социопат.

Несмотря на алкоголизм имеет множество друзей

Популярны его цитаты, «взрыв мозга»

19

Доктор Хаус

Наркомания

Потерял мышцу в ноге, поэтому употребляет обезболивающие. Дозы таблеток увеличиваются, испытывал состояние передозировки, попадал в тюрьму и психиатрическую клинику

Гениальный врач, хам.

нестандартное мышление, невероятное хамство, сексуальность

20

Холмс Шерлок

употребление наркотических веществ

употребляет опиаты

гениальный сыщик

будоражит общество своими умственными дедуктивными способностями

 

 

 

 

Выводы

  1. В медийной среде увеличивается количество персонажей с различными девиациями.
  2. Происходит рост количества медийных образов - наркоманов, но зато уменьшается количество персонажей с алкогольной зависимостью. Это отражает интерес молодежи к трансовым состояниям.
  3. Наркотическое опьянение становится популярнее алкогольного в молодежной среде. Алкогольное опьянение воспринимается как «примитивное, не интересное». Алкогольные состояния – стадные, массовые, от алкоголиков плохо пахнет. Наркотический опыт – как свидетельство некой интеллектуальной утонченности. Наркотическое состояние связывается с индивидуализмом, позволяет раскрыть индивидуальность.
  4. Работа с молодежью в плане профилактики должна строиться с акцентом на стиль жизни альтернативный приему трансостимуляторов, а не на дискредитацию алкоголя самого по себе.
  5. В молодежной среде девиантное поведение масс-медийных персонажей воспринимается не как патология, а как изюминка, проявление индивидуализма, избранности персонажа.

Список использованной литературы

Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: уч. Пособие для вузов, М.:2004.

Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения, 2008.

Ульяновский А.В. Реклама в сфере культуры. СПб.:Лань, Планета Музыки, 2012

Ульяновский А.В. Современные рекламные технологии. – СПб.: Факультет Журналистики СПбГУ, 2011.

Вымышленные существа эпохи масс-медиа:Россия, 21 век (энциклопедия для социально-гуманитарной интеллигенции) / Автор-составитель, общая редакция Ульяновский А.В. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008

Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория соц. исследования, 2002, № 4

ru.wikipedia.org

 


[1][1]Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004, с. 28.

[2]Двойменный И. А. Социально-психологические особенности несовершеннолетних преступников // СОЦИС. 1994. № 8-9. С. 115-119.

 

Социальная работа: теория, методы, практика. Материалы интернет-конференции "Основные направления профилактики и преодоления социальных рисков среди населения Калининского района Санкт-Петербурга"

Тема: "Актуальные границы социальной нормы. Оценка толерантности к психическим девиациям в молодежной среде" стр. 20, том 2

Ульяновская Светлана Николаевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ № 72 Калининского района, +79119592572, ullis.13@mail.ru   
Ульяновский Андрей Владимирович, к.к., факультет прикладных коммуникаций Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ (доцент кафедры рекламы); +7(911)995 85 30, ullianAV@gmail.com

Дополнительная информация