ФГОС: психодраматические технологии

Коммуникативное развитие личности педагога – это совершенствование умений педагогов продуктивно общаться, взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, с родителями учащихся и учащимися, навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

Этот процесс в ГБОУ СОШ №72 с углубленным изучением немецкого языка организован по принципам внутришкольного обучения. Цели этого обучения заданы ФГОС. Педагоги овладевают компетенциями, позволяющими им реализовать эффективные стратегии личностного развития участников образовательного процесса.

В течение учебного года проводятся семинары, работают творческие группы, обсуждаются те или иные проблемные ситуации. В школе разработаны критерии, отражающие качества личности педагога, прошедшего обучение: уровень педагогического оптимизма в процессе педагогической рефлексии, гибкость в профессиональном общении, развитие качества сопереживания, умения взглянуть на ситуацию с точки зрения оппонента и т.д. При групповой работе с педагогами используется психодрама педагогической направленности. «Под педа¬гогическим потенциалом психодрамы мы понимаем совокупность педагогических возможностей — содержательных, структурных, процессуальных и др., которые, могут стать условием организации лич¬ностно ориентированного обучения».

Психодрама педагогической направленности декларирует гуманистичность образования, т. е в обучении используются ситуации из школьной жизни, где педагог сталкивается со сложными чувствами: обидой, сомнением, печалью, раздражением. Эти чувства должны быть опознаны, осознаны и проинтегрированы личностью. Эта работа может быть проделана в психодраматической ситуации, не за счет говорения, которое, часто, служит для личности способом избежать встречи с травмирующими переживаниями. «Театральным вкладом в эффективность психодрамы является катарсис, испы¬танный протагонистом и другими участниками как исполнителя¬ми. Терапевтическим вкладом является инсайт, т. е. осознание и осмысление своих проблем, а педагогическим вкладом — новые способы поведения, расширение ролевого репертуара».

Личностно-ориентрованное образование, декларируемое ФГОС, не может быть навязано, оно предлагает материал, направленный на пробуждение в человеке гуманистического начала.

Ситуация кейса для группового занятия. В начальной школе родители учащегося жалуются на то, что ребенок не хочет идти в школу, плачет. При расспросах он рассказал родителям, что на него кричит учитель и оценивает его неправильно. Административное разбирательство в школе: посещение уроков этого педагога, наблюдение за поведением ребенка на переменах не выявило каких-либо нарушений педагогической этики со стороны педагога. При общении ребенка с педагогом-психологом школы у ребенка был выявлен невроз, который был спровоцирован неадекватными родительско-детскими отношениями в семье, а не взаимодействием ребенка с этим учителем. Ребенок, по просьбе родителей, был переведен в другой класс. Но у учителя возник целый букет негативных переживаний, т.к. с его стороны нарушений никаких не было, он старался взаимодействовать и с ребенком, и с его родителями в соответствии с педагогическими нормами. Но посещение администрацией школы его уроков, перевод ребенка в другой класс им были восприняты, как «совершенная им ошибка, профессиональная некомпетентность». Вот с этой ситуацией, было предложено психодраматически поработать на группе.

Перед началом сессии были проведены несколько упражнений для создания правильного настроя в группе и для отдыха, т.к. семинар для педагогов проводился после окончания уроков в школе. В стадии действия то, что было в прошлом, становится образом, с которым работают в настоящем. Протагонистом стал педагог, из класса которого был переведен ребенок. В начале сессии была использована техника «монолог», протогонист, двигаясь внутри круга, монологично описал ситуацию, свое отношение к ситуации и свои чувства. Из коллег по школе, принимающих участие в этом семинаре, протагонист выбрал А–маму ребенка, Б-ребенка, В- представителя администрации школы, Г-ощущение «профессиональная некомпетентность», Д-учителя класса, куда был переведен ребенок. В ролевых взаимодействиях использовались техника «диалог». В процессе сессии, когда ситуация «шла по кругу», ведущим психодрамы назначались вспомогательные «Я» из числа коллег. Для вспомогательных «Я» участие в сессии также было важным, т.к. аналогичные ситуации и переживания достаточно часто происходят в школе. «Наиболее важными и чаще используемыми в психодраме являются три техники: дублирование, «зеркало» и обмен ролями. Именно эти техники в большей степени способствуют развитию личностно ориентированной позиции педагога, так как позволяют лучше понять себя и другого (ученика), увидеть свои поведенческие стереотипы. Очень быстро акцент в ролевом взаимодействии был перенесен на работу протагониста с персонажами В, Г. В этот период использовались техники «реплика» и «обмен ролями». После этого была использована техника «групповая фотография». На этом работа с ситуацией была завершена.
Был проведен шеринг. Решались для участвующих в сессии следующие задачи: выйти из роли, войти в состояние эмоциональной стабильности, душевного ком¬форта, оптимизма, позволяющее понимать себя, строить планы на будущее. Важнейшим общим результатом стадии завершения психодраматической сессии является превращение эмоционально не связанных до этого членов группы в эмоционально живое сообщество.

Все участники процесса поделились своими чувствами, сначала об эмоциональном отношении к роли и происходившему на сцене высказались вспомогательные персонажи. Со вспомогательных лиц были сняты роли. Ведущим процесс корректировался так, что участники искали сходство переживаний в своей личной истории с переживаниями во время психодраматической сессии. В процессе шеринга ведущим были намечены темы для дальнейшей групповой работы.

См. всю работу в приложенном файле.

Вложения:
Скачать этот файл (psychodrama.docx)psychodrama.docx[ ]34 kB

Дополнительная информация