Выпуск 1/2013. Опыт участия педагогов в конкурсном движении

Аннотация

almanah-oblozhka

Выпуск 1/2013 включает дидактические и аналитические эссе и материалы, с которыми педагоги участвовали в профессиональных конкурсах в 2011-2013 гг.

Конкурсы, о которых идет речь в этом альманахе, это 

  • Лучший классный руководитель Калининского района (районный конкурс);
  • Смотр-конкурс методических разработок внеклассных мероприятий в области духовно-нравственного воспитания и развития младшего школьника "Лестница успеха" (районный конкурс);
  • Смотр-конкурс деятельности классных руководителей 4-11 классов "Свобода. Творчество. Фантазия." (районный конкурс);
  • Смотр-конкурс педагогов-организаторов "К вершинам мастерства" (районный конкурс);
  • Конкурс педагогических достижений Калининского района "Лучший учитель Калининского района" (районный конкурс);
  • Конкурс педагогических достижений Санкт-Петербурга, номинация "Воспитать человека" (городской конкурс);
  • Всероссийского конкурса для руководителей образовательных учреждений "Директор школы - 2013" (всероссийский конкурс).

Выпуск включает 4 раздела:

Раздел 1. Педагогическое мастерство
Раздел 2. Я – КЛАССНЫЙ руководитель
Раздел 3. Управление школой
Раздел 4. Конкурсы и олимпиады учеников

В выпуске приняли участие 14 педагогов школы - учителя начальных классов, учителя-предметники, представители администрации. 

 

Выпуск 1/2013. Содержание

Содержание выпуска 1/2013

Аннотация

Вместо предисловия: Конкурсное движение: зачем?

Раздел 1. Педагогическое мастерство

Попугаева Любовь Николаевна. Новое – это всегда интересно!

Конкурсные материалы:

Силантьева Маргарита Борисовна. Падая и вставая, ты растешь! 

Конкурсные материалы:

Пархомчук Елена Николаевна. Будьте смелее!

Конкурсные материалы:

Раздел 2. Я – КЛАССНЫЙ руководитель

Жижина Екатерина Александровна. На конкурсной волне

Конкурсные материалы:

Осипова Светлана Александровна. Шаг к сплочению коллектива

Конкурсные материалы:

Иванова Елена Викторовна. На ступеньку выше… 

Конкурсные материалы:

Букова Марина Владимировна. Проверка на прочность

Конкурсные материалы:

Шарикова Екатерина Андреевна. Вера в успех: с родителями на одной волне…

Конкурсные материалы:

Кузьминых Лариса Игоревна. Всё в наших руках

Конкурсные материалы:

Раздел 3. Управление школой

Стрешинская Инна Васильевна. Конкурс как этап профессионального развития

Конкурсные материалы:

Малофеева Елена Леонидовна. Один в поле не воин или успех гарантирован

Конкурсные материалы:

Раздел 4. Конкурсы и олимпиады учеников

Сотникова Алла Леонидовна. О фестивале и конкурсах ученических работ на портале "Первое сентября"

Конкурсные материалы:

Фролкина Ольга Николаевна, Халемская Юлия Геннадьевна. Организация и сопровождение участия школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах центра “Снейл”

Конкурсные материалы:

 Сведения об авторах

 

Вместо предисловия. Конкурсное движение: зачем?

Вместо предисловия

Конкурсное движение: зачем?

Мы вполне можем иметь больше, чем имеем, хотя бы потому,
что мы вполне можем в своем развитии
стать на ступеньку выше, чем есть сейчас.
Джим Рон

Участие в профессиональном конкурсном движении для педагогов является сейчас неотъемлемой частью их основной деятельности. Если внимательно изучить новые требования, предъявляемые педагогу в межаттестационный период, и критерии оценки качества труда учителя, которые учитываются при распределении стимулирующей части фонда  доплат и надбавок  по должности "учитель", то можно с уверенностью сказать, что одним из показателей  высокого качества труда учителя является результативность педагога в конкурсном движении.

Отношение самих педагогов к подобной оценке, надо сказать, неоднозначное. Более того, выражу личное мнение, сказав, что многие представители педагогического сообщества с этим не согласны. Доля правды в этом, конечно же, есть! Можно ли утверждать, что те педагоги, которые не принимают активного участия в конкурсах, достигают меньших результатов в профессиональной деятельности, хуже учат детей или они менее удачны в своей карьере. И в то же время, все ли педагоги, которые активно участвуют в конкурсах, являются профессионалами высокого уровня, достигают определенных высот, лучше и качественнее преподают свой предмет? Конечно, все зависит от педагога, его личной позиции и убеждений, мотивов, которые движут им, уровня профессионального мастерства и многих других показателей.

Можно ли осуждать школьника, которым руководит мотив получения положительной оценки, ради которой он с усердием готовится к уроку, выполняет все задания, работает на уроке? Всем нам, педагогам, хочется, чтобы желание узнать новое и интересное, удовлетворить свой познавательный интерес, было лидирующим мотивом для каждого ученика. Но всегда ли так в жизни?

Аналогичная ситуация складывается и с участием педагогов в профессиональном конкурсном движении. Кем-то движет мотив прохождения обязательной аттестации, кто-то стремится к публичности и хочет показать себя, кто-то с удовольствием тиражирует свой опыт, кому-то доверили представлять образовательное учреждение на уровне района или города, и он с честью и достоинством выполняет этот долг, кого-то уговорили попробовать свои силы в новом амплуа.

На мой взгляд, важным моментом является получение бесценного опыта – опыта публичного выступления, опыта преодоления собственных страхов и "не могу", опыта взаимодействия с другими коллегами, опыта работы в команде единомышленников и профессионалов, опыта обобщения собственного передового педагогического опыта, опыта получения новых знаний и навыков, опыта обогащения своих компетенций в различных областях.

Любой опыт, даже отрицательный, важен и полезен человеку. Независимо от результатов конкурса, человек, несомненно, станет богаче, поднимется еще на одну ступеньку вверх, откроет для себя новые возможности и горизонты.  Главное, чтобы педагог видел перспективы своего развития и самообразования. Я когда-то услышала очень точное, на мой взгляд, высказывание об учителе и учёбе: "Учитель, пусть последний день твоей учёбы станет последним днем твоего преподавания".  Только, учась и находясь в вечном поиске смыслов, можно чему-то научить других.

 Малофеева Елена Леонидовна,
заместитель директора по воспитательной работе 

Попугаева Любовь Николаевна. Новое - это всегда интересно!

Попугаева Любовь Николаевна

Новое - это всегда интересно!

"Успех следует измерять не столько положением, которого человек достиг в жизни,
сколько теми препятствиями, какие он преодолел, добиваясь успеха".
Б. Вашингтон


Любовь Николаевна ПопугаеваВ декабре 2012 - январе 2013 года я участвовала в ежегодном конкурсе педагогических достижений Калининского района в номинации "Лучший учитель Калининского района". По условиям конкурса все участники должны были показать свой индивидуальный педагогический почерк.

Участвовало 20 конкурсантов – это представители разных школ, среди которых были учителя разных учебных предметов. Перед началом конкурсных испытаний мы были участниками двух мастер-классов, которые проводили победители городского и районного конкурсов прошлого учебного года. Они делились своим опытом, рассказали о трудностях, с которыми сталкивались во время подготовки и участия в конкурсном движении. В рамках этих встреч были даны открытые уроки, можно было задать вопросы.

Конкурс проходил в два этапа в течение двух зимних месяцев. В рамках первого этапа необходимо было провести открытый урок на чужой аудитории. Я давала урок по литературному чтению для учащихся 3 класса школы № 619. На уроке я знакомила учащихся с рассказом "Косточка" Льва Николаевича Толстого. Было трудно готовиться к этому уроку, так как я была не знакома с учениками, знала, что образовательный процесс был построен по другому методическому комплекту. Все это казалось мне трудным в тот момент, когда я проектировала свой урок. В течение урока необходимо было составить психологическую характеристику героя, провести глубокий анализ произведения. Чтобы разрешить свои сомнения, я решила апробировать этот урок на учениках нашей школы. Я провела его дважды, но конечный результат меня не устраивал. Первый раз я не уложилась во времени, во второй раз я столкнулась со сложностью установления контакта в другом классе. Вместе с заместителем директора по учебно-воспитательной работе Юлией Геннадьевной Халемской мы провели анализ, долго думали о тех этапах урока, где можно было бы сократить время. И вот, конкурсный урок был дан, он прошел успешно. По результатам первого тура я прошла во второй тур.

Во втором туре принимали участие лишь 6 конкурсантов. Этот этап предполагал публичное представление своего опыта. Я подготовила выступление на тему "Развитие познавательного интереса учащихся через знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга". Тема выбрана не случайно, в начальной школе не изучают историю Санкт-Петербурга, а для меня важно, чтобы дети любили и знали свой город, поэтому выходом для меня стала интеграция этой темы во все предметы. Подготовка ко второму этапу шла бурно, времени было мало, помогали все, у кого было знание и опыт участия в конкурсах. Текст его приходилось много раз перечитывать, корректировать, изменять. В этом большую помощь мне оказали мои коллеги Инна Васильевна Стрешинская , Елена Леонидовна Малофеева, Юлия Геннадьевна Халемская, Екатерина Александровна Жижина, Алла Леонидовна Сотникова. Восхищает высокий профессионализм, работоспособность, безотказность этих людей.

Во время публичных выступлений другие участники представляли свой опыт по оценке учащихся во время урока, рассказывали о работе с интерактивной доской на уроках в начальной школе, кто-то делился нестандартными формами проведения уроков по литературе, географии, обществознанию.
По итогам двух этапов я стала дипломантом районного конкурса педагогических достижений в номинации "Лучший учитель Калининского района". Но главной наградой для меня стали слова победителя, учителя русского языка и литературы школы №136, который отметил моё выступление, сказал, что оно ему очень понравилось, и если бы ему пришлось выбирать учителя для своего ребёнка, он доверил бы обучение мне.

Конкурс дал мне возможность попробовать свои силы в новой для меня области, познакомиться с опытом коллег. Появилось желание преодолевать собственные трудности, поверить в свои силы и двигаться дальше, развиваясь как личность и совершенствуясь в своей профессии. Лучший способ обрести уверенность в себе - это преодолеть себя и делать то, чего боишься. Удовлетворение и радость от этого огромны!

Конкурсные материалы:

Попугаева Любовь Николаевна. Конспект урока по внеклассному чтению на тему "Л.Н.Толстой "Косточка""

Попугаева Любовь Николаевна

Конспект урока по внеклассному чтению на тему "Л.Н.Толстой  "Косточка"" 
(3 класс, 2012 )

Тип урока: Урок  изучения нового  материала

Цель урока:  создать условия для самостоятельного формулирования детьми идей рассказа.

Задачи урока:

  •  ОБУЧАЮЩИЕ: Обучать осмысленному и вдумчивому чтению.
  •  РАЗВИВАЮЩИЕ: Развивать способность высказать собственное мнение по определенному вопросу.
  •  ВОСПИТЫВАЮЩИЕ: Воспитывать чувство сопереживания, умение прощать.

Педагогические технологии: На уроке используется проблемно-диалогическая  технология, технология оценки (самооценка).

Дидактические  материалы и средства обучения: Электронные   образовательные  ресурсы (презентация в формате PowerPoint).

Оборудование: Мультимедийный  проектор,  компьютер.

 


 

Этапы урока

1. Организованное начало урока  (2 минуты)

(Слайд 1)

kostochka-slide-01

Сегодня у нас необычный урок чтения. Как вы думаете почему?
На протяжении всего урока у нас будут помощники. Они у вас лежат на партах.

(Слайд 2 - Эмоции )

kostochka-slide-02

– Эмоции у человека отражаются на лице в зависимости от настроения, ситуации, в которой находится человек. Эмоции бывают положительные  или отрицательные. Сейчас вы на уроке, для вас не совсем обычном, поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению.

2. Создание проблемной ситуации

– Мы начинаем путешествие по одному произведению Л.Н.Толстого

(Слайд 3 - портрет Л.Н.Толстого)

kostochka-slide-03

– Что вы можете сказать о Л.Н.Толстом?
– Л.Н. Толстой писал для взрослых и для детей.
– Какие книги он посвятил детям?
– Почему короткие рассказы для детей Л.Н. Толстой собрал  в одну книгу, назвав ее "Азбукой"?
– Во времена Толстого не было возможности обучаться в школе. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для сельских детей и сам иногда  занимался  с  ними.  Для своих  учеников Л.Н. Толстой написал "Азбуку".

(Слайд 4 - старые фотографии)

kostochka-slide-04

Он создал свою систему обучения крестьянских детей.  Мальчишки и девчонки всегда  с радостью бежали в школу,  с увлечением читали произведения, специально написанные для них. Толстой был не только великим писателем, Л.Н. Толстой называют величайшим педагогом. Среди произведений, которые Л.Н. Толстой сочинил для детей, была и "Косточка".

– Прочитайте подзаголовок.
– Как вы понимаете слово "быль"?

(Слайд 5); (Слайд 6)

kostochka-slide-05

kostochka-slide-06

3. Чтение рассказа (запись)

(Слайд 7)

kostochka-slide-07

– Вам понравилась быль?
– О ком рассказ?
– Что хотел сказать автор?

(Слайд 8)

kostochka-slide-08

– Ребята, кто автор произведения?
– Великий писатель, педагог, хотел сказать, что врать стыдно, без разрешения брать нельзя. Вам по девять лет, неужели вы этого не знали?  А сливы до сих пор ели с косточками?
– Получается,  великий Толстой зря написал  рассказ?

Я вам предлагаю сегодня попробовать ответить на вопрос: Для чего Л.Н.Толстой  написал "Косточку"? Что он хотел сказать читателям?

4. Работа над текстом
4.1. Образ главного  героя

(Слайд 9)

kostochka-slide-09

Прочитайте быль (жужжащее чтение)
– Кто в рассказе главный герой?
– Он вам понравился?
– Ваня положительный герой?
– Как вы думаете, Ваня знал, что сливы есть нельзя без разрешения?
– Почему же он съел сливу?
– Ответьте  словами автора.
– Вы обратили внимание, как Л.Н. Толстой показывает нам, что Ване хотелось слив?
– Опишите, каким вы представляете себе Ваню.
– Выберите карточку, которая показывает,  с  каким настроением Ваня ходил вокруг слив.
– Как вы считаете Ване слива понравилась?
– Он распробовал вкус слив? Получил удовольствие? Почему? (докажите словами автора)
– Выберите карточку, с каким настроением он мог быть, после того, как не удержался и съел сливу.

4.2. Образ семьи.

Работа в группах
– Теперь я приглашаю вас в гости. Представим, что мы в семье у Вани, собрались за обеденным столом.
– Как вы думаете, кто сидел за обеденным столом?

– Мы можем точно сказать, сколько человек  в семье у Вани?

– Давайте договоримся, что у Вани  были….

– Вы член семьи Вани.  Распределите роли. Попробуйте разыграть ситуацию (надо выяснить, кто съел сливу) или чтение по ролям.

4.3. Работа по иллюстрациям

(Слайд 10)

kostochka-slide-10

а. Иллюстрация  к книге, выпущенной  в 1960 году
б. Иллюстрация к книге, выпущенной в 1990 году

– Сравните, какая иллюстрация соответствует вашему представлению о героях.
– Почему на одной все улыбаются, а Ваня – плачет? А на другой все серьезные, а Ваня отвернулся от стола?
– Художник этих иллюстраций Алексей Федорович Пахомов, он иллюстрировал рассказ Толстого в разное время.
– Почему же иллюстрации разные?

Давайте вернемся к нашему ряду Ваниных эмоций. Посмотрим, как менялось настроение дальше.

– Почему Ваня покраснел? (положить картинку)
– Почему побледнел? (выложить картинку)
– Чему же радуется семья на первой иллюстрации? Тому, что Ваня без разрешения взял сливы?

Вывод по проблеме.

– Как вы поняли, зачем отец  за столом завел этот разговор ?
– Когда все засмеялись, какой был смех?
– Что можете сказать о семье Вани?

 4.4. Работа с пословицами

(Слайд 11)

kostochka-slide-11

В  дружной семье и в холод  тепло.
Добрая семья прибавит разума-ума.

– Какая пословица  больше подходит к данной семье. Почему?

Стихотворение  о семье

(Слайд 12)

kostochka-slide-12

Семья – это труд, друг о друге забота.
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!

– Теперь мы можем предположить, зачем Л.Н.Толстой написал "Косточку"?

(Слайд 13)

kostochka-slide-13

Итог

– Я семью представила в виде руки. Почему?
– На листе бумаги обведите руку,  на каждом пальчике напишите,  чему учит это произведение.
– Оно написано в 1872 году,  но интересно и полезно нам.
– Выберите карточку, которая соответствует вашему настроению сейчас, и прикрепите на доске .
– Спасибо.


 

Презентация к уроку по внеклассному чтению на тему "Л. Н. Толстой.  Косточка"

Попугаева Любовь Николаевна. Развитие познавательного интереса учащихся через знакомство с историей и культурой Санкт-Петербурга

Попугаева Любовь Николаевна

Развитие познавательного интереса учащихся через знакомство
с историей и культурой Санкт-Петербурга

"Город - центр одноврrеменного культурного
притяжения и лучеиспускания, самое яркое
и наглядное мерило уровня ультуры..."
И. М. Гревс

Вопросы развития познавательного интереса подрастающего поколения являются очень значимыми для педагогического сообщества. Как сделать так, чтобы желание учиться, с которым приходят дети в первый класс, не угасало к концу обучения в школе? Как построить учебный процесс так, чтобы ребенок хотел учиться, получать новые знания, чтобы образование для него стало настоящим кладом на всю жизнь? Очень важно воспитать творческую личность, любящую свой народ, свой город, свою Родину, уважающую и понимающую ценность семьи и общества, любознательную, активную и заинтересованно познающую окружающий мир. Изучение истории и культуры родного города способствует общему, эстетическому и нравственному развитию учащихся. Нам, учителям, работающим в Санкт-Петербурге, предоставляется уникальная возможность, воспитывать молодое поколение в культурной столице нашей страны, в городе с большим культурно-историческим наследием. Особая роль Санкт-Петербурга заключается в том, чтобы пробуждать душу человека, воспитывать чувство собственного достоинства и гордости за свою Родину, развивать познавательный интерес учащихся.

Начальная школа – это фундамент, от крепости которого зависит дальнейший образовательный маршрут ребенка. Целью своей работы считаю формирование мотивационной сферы учащихся: развитие желания учиться с удовольствием. Для того чтобы достичь этой цели, я стараюсь использовать разные методы и формы работы с детьми, как на уроках, так и во внеклассной работе. Интегрированные уроки, экскурсии, праздники, тематические недели по предметам, конкурсы, викторины, проблемные ситуации на уроках, проектно-исследовательские технологии позволяют мне воспитывать любознательность и расширять кругозор учащихся. На своих уроках стараюсь использовать элементы развивающего обучения, главная цель которых вызвать эмоциональный интерес, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Этому способствует петербургская тематика, которая интегрируется практически во все уроки.

О глубине, длине, скорости течения Невы ребята узнают на уроках математики при решении задач на движении. Изготавливаем фонари, которые украшают мосты города на уроках технологии. При изучении видов текста, пишем сочинения на уроках русского языка. На окружающем мире мы расширяем знания о Неве при изучении тем: "Части реки", "Водоемы нашего края", "Животный и растительный мир водоемов". Читаем и анализируем произведения о Санкт-Петербурге на уроках литературного чтения. Очень интересно проходят уроки, когда ребята самостоятельно сочиняют стихи. Вот одно из них, которое написала Мухина Елизавета:

Все знают город Петербург.
Он был всегда наш верный друг.
Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой
Или дожди стучат в окно
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем.

За счет интеграции материала у учащихся формируются предметные, метапредметные, универсальные умения и навыки.
Учитывая тот факт, что в программе начальной школы нет предмета истории и культуры Санкт-Петербурга, возникла необходимость во внесении изменений в план воспитательной работы класса, уделив особое значение петербурговедению.

В нашем образовательном учреждении воспитательный процесс осуществляется согласно Программе по созданию условий для воспитания школьников ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга. Главным в работе являются системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы, реализующиеся через урочную, внеурочную деятельности и предполагающие использование различных форм и методов работы. Успех работы во многом зависит от педагога, его творческого подхода и заинтересованности в результате.

Классный час - одна из основных форм работы классного руководителя. На первом году обучения очень важно проводить тематические классные часы на темы "Город - живой организм", "Город и горожане", "Я иду по Петербургу", "Богатый и щедрый Санкт-Петербург" направленные на формирование понятий "семья", "школа", "город", "горожане". Формирование понятий "транспорт", "здания", "библиотека", "театр", "музей" происходит во время практических занятий и творческих мастерских. Ребята с удовольствием лепят, конструируют различные здания. На занятии "Сказочный наряд Санкт-Петербурга" мы создали модель решетки Михайловского сада. Изучая природные особенности Санкт-Петербурга, ребята выполнили в подгруппах коллаж "Деревья и кустарники".

Особое место по ознакомлению с городом занимает экскурсионная работа. Дни музея стали неотъемлемой частью школьной жизни. На первых годах обучения в начальной школе целесообразно знакомить с главными достопримечательностями города: Петропавловской крепостью, Адмиралтейством, Дворцовой площадью, Зимним Дворцом, Стрелкой Васильевского острова.

В 3-4-ых классах необходимо подбирать более узкую тематику для, экскурсионных выездов, требующих от младших школьников определённых знаний. С 2008 года наша школа сотрудничает с государственным музеем-памятником "Исаакиевский собор" по программе "Музей - школе". Занятия включают не просто пассивное посещение соборов, но и творческие задания, и проекты. Такая возможность участия у нас появилась за счет часов программы дополнительного образования "Прогулки по Петербургу".

Праздничные концерты, встречи с ветеранами и жителями блокадного Ленинграда, литературно-музыкальные композиции, посвящённые нашему городу, библиотечные уроки, создание выставочных экспозиций, конкурсы рисунков вызывают эмоциональный отклик у ребят и сопричастность к общему делу. Поэтому очень важно участвовать не только в классных, но и в школьных, районных и городских мероприятиях.

У учащихся 2-3 классов Калининского района есть возможность, принять участие в районной досуговой программе "Невский маршрут", состоящий из трёх этапов "Чистый город", "Петербургский этикет", "Чудесный город". В прошлом году мы попробовали свои силы в этой программе. Я увидела, что наша работа была продуктивной. Ребята добились успехов. В двух этапах мы были победителями.
 
Уникальность значения ознакомления с историей и культурой Санкт-Петербурга заключается в том, что оно способствует формированию целостной картины мира, мотивирует к познанию и творчеству, связано с практической жизнью школьников, объединяет знания по русскому языку, немецкому языку, литературному чтению, окружающему миру. У учащихся формируется ценностное отношение к наследию Петербурга и желание бережно относиться к городским объектам, совершенствуются умения работы с различными источниками информации.

Презентация к публичному докладу

 

Дополнительная информация