Суботович Ирина Алексеевна. О методе проектов в практическом изучении немецкого языка и страноведения

Суботович Ирина Алексеевна

О методе проектов в практическом изучении немецкого  языка и страноведения

5 7 8 11 3-1Современное общество предъявляет высокие требования каждому его члену, участвующему в  созидательном процессе преобразований и реорганизации, исследованиях и развивающей это общество полезной деятельности. Сложность и многогранность современного общества не должна пугать молодых людей. Для подготовки учащихся к вступлению в общество необходимо не только вооружить их фактическими знаниями, но и дать инструменты и технологии, позволяющие им   найти себя в этом мире,  стать  полезными этому обществу и быть его активными деятелями [1].

Обучение иностранному языку перестало сводиться только к заучиванию правил и единиц языка. Напротив, оно стало иметь практическую направленность, влияющее в первую очередь на формирование всесторонне развитой личности, способную полноценно участвовать в межкультурной коммуникации [2].

Проблемность как принцип обучения означает, что при организации обучения содержание учебного материала не даётся в готовом для запоминания виде, а предъявляется в составе проблемной задачи, в которой подлежащее усвоению содержание занимает место неизвестного искомого. Таким образом, проблемность не только особым образом организует содержание усвоенных знаний, но и диктует особую методику его усвоения, т. е. через мыслительные действия обучаемого по поиску этого содержания

В настоящее время эффективное обучение иностранным языкам ассоциируется с использованием новых форм урочной деятельности, с использованием информационно-коммуникационных технологий, компьютерных обучающих программ  и интерактивных форм обучения. Одной из таких современных интерактивных форм обучения является проектная работа [3].

Проект - это возможность выразить свои собственные идеи в удобной для учащихся творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявления, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д. [4].

Проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика, как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что ребёнок, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдёт его презентация [5].

Новые образовательные стандарты начинают внедряться в основной школе, и перед учителем стоит задача перейти с объяснительного метода преподавания к деятельностному, так как новые стандарты нацелены на достижение не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов. Это актуально и для учебной деятельности учителя иностранных языков.

Метапредметные результаты, которые подразумевают овладение учащимися, в частности, навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля, напрямую связаны с опытом проектной деятельности. Сюда же относится формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной или образной формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

Аспекты  проектной деятельности:

Воспитательный: расширение познавательной деятельности, кругозора, любознательности, интереса и положительного отношения к изучению культуры своей страны и стран изучаемого языка через знакомство и сопоставление, сравнение реалий и фактов культур.

Социокультурный: знакомство с историей, национальными интересами, фактами, общественной структурой и особенностями народов стран изучаемого языка.

Развивающий: умение самостоятельно определять цели деятельности, составлять план деятельности, контролировать и оценивать результаты. Развивать умение структурировать материал, рефлексия способов и условий действия, анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, развитие способности к выявлению языковых закономерностей.

Коммуникативный: умение ясно, логично, связанно, последовательно  излагать свою точку зрения, использовать тематическую, адекватную лексику, правильно оформленную с языковой точки зрения. Умение планировать своё речевое и неречевое поведение. Владеть монологической и диалогической формой речи.

Учебный: формирование лексико-грамматических навыков говорения, развитие умения слушать, понимать, реагировать на услышанное [6].

При работе по проектному методу учителю необходимо:

  • создать условия для взаимодействия с учениками на принципах сотрудничества;
  • дать самостоятельность учащимся для проявления творчества и самовыражения;
  • возложить ответственность за выполнение конкретного задания на  участников проекта;
  • быть готовым предложить помощь;
  • владеть методиками учебно-воспитательной работы и компетентными навыками в сфере предмета иностранный язык;
  • стараться использовать  язык в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • делать акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой);
  • выбирать  тему, вызывающую большой интерес для учащихся и непосредственно связанную с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбирать языковой материал, виды заданий и последовательность работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • продумывать систему коммуникативных упражнений, отрабатывать с учащимися активную лексику и грамматический материал в рамках учебной темы. [7]

Как это выглядит на практике

На начальном этапе обучения необходимо учитывать, что у школьников пока ещё недостаточно развит навык самостоятельной работы, мало познавательного и житейского опыта, дети не в состоянии грамотно воплотить замыслы. Поэтому большинство проектов практико-ориентированного типа, это монопроекты в рамках одного предмета. Например, во 2 и 3 классах проект предполагает  изготовление праздничных поздравительных открыток или приглашений на День рождения, изготовление расписания уроков на иностранном языке для презентации его немецкому другу и сравнения его с уроками в немецких школах.

Маленькие начинают с простых рисунков и описаний, сочетая немецкий и русский язык.

 image002

 image003

image004

На следующих этапах очень важно использовать доступные проблемные ситуации, взятые из личного опыта. Ребята с удовольствием работают над проектами “Моё домашнее животное” (3 класс), “Мой распорядок дня” (5 класс), “Мои выходные” (6 класс), ”Моя любимая телепередача” (7класс), “Мой друг” (8 класс), “Мой индивидуальный стиль”, “Мой любимый фильм” (9 класс).

 image005

 image006

 image007image008

В таких проектах заранее известен результат действия, основа которого информация личного характера с использованием творчества и применения на практике умения логически мыслить, умения обработки и систематизации материала, обобщения и дизайна, умения придания лаконичности информации и её наглядности. В таких работах не только формируются новые навыки (обучение структурированию, распределению этапности в работе, умению презентации результатов и т.д.), но и применяются уже имеющиеся, которые совершенствуются, переходят на более сложный, многогранный и качественный уровень.

В реальной практике в средней школе имеют место смешанные виды проектов. Они могут быть, например, практико-ориентированные и исследовательские. Например, в 4 классе “Путешествуем вокруг света”, “Куда на каникулах?”, “Немецкоязычные страны”, “Любимые праздники”, “Реклама полезных продуктов” (8 класс).

 image009

Здесь  используются малые группы, которые работают над предложенным учителем проблемным материалом. Учащиеся знакомятся с культурой  страны изучаемого языка, историко-географическими данными, основными формами деятельности человека в сфере отдыха и быта. При работе над проектами задействованы все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Комплексное использование их способствует наиболее эффективному достижению ожидаемого результата. Здесь уместны ролево-игровые проекты, близкие по форме и наиболее интересные учащимся данного возраста. (презентация “Куда бы ты поехал?”) Это воображаемые путешествия с целью обучению речевым структурам, клише. К ним относятся и проекты 6 класса “Моя родина - Россия”, “Германия в объективе”, “Федеральные земли Германии”.

 image010

В таких проектах осуществляется интеллектуальная работа с информацией, представление этой информации другим учащимся повышает индивидуальный авторитет, используются коммуникативные навыки, приобретается социокультурный опыт.

В старшей школе активно используются художественные и публицистические произведения, на основе которых можно выявить проблемы, актуальные для учащихся. На данном этапе обучения сформированы уже все необходимые навыки для включения учащихся в сложные формы деятельности. Обсуждение, слушание, анализ услышанного, принятие собственных  решений, принятие во внимание общего мнения - необходимые умения для успешной реализации работы над проектом. “Предрассудки и суеверия”, “Нужно ли прислушиваться к мнению других при выборе профессии”, “Церкви Германии и России”, “Интернациональные кухни ”, “Открыть Германию” - сложные темы, дающие простор как для творчества, так и для исследования. Информационно-исследовательскиепроекты для широкой аудитории, где рассказывается об объекте, явлении, наиболее интересны на данном этапе обучения иностранному языку.

 image011

Особенно интересны учащимся социальные проекты: проблемы окружающей среды, основные формы жизнедеятельности человека - образование, экология, семья, религия, здравоохранение, глобальные проблемы, взаимоотношения.

image012 

image013

Проекты реализуются в разных форматах - “Девочки и мальчики” (коллажи), “Школы Германии и России” (плакат), “Запрещающие знаки в природе” (фото), “Здоровый образ жизни”, 7 класс, (рисунки), “Спорт - это мы”, 6 класс, “Семьи знаменитых людей”, 10 класс,  (презентации).

Пример презентации про Федеральную Землю Саксония-Анхальт.

Эти проекты способствуют пониманию учащимися современного мира и участию в его совершенствовании. 

Развитие креативности - это важный фактор вовлечения учащихся в активную учебную деятельность. Поэтому все виды проектов являются в целом творческими: “Времена года” (проект) , “Школа моей мечты”, “Дом, квартира моей мечты”, “Книга о школе” (книга), “Сочиняем сказки” (рисунки), “ Любимые блюда”.

 image015

 image016

Проектная деятельность - не повседневная технология, как отмечают методисты. Это обучение в сотрудничестве, в дискуссиях, в аналитической деятельности. Поэтому  учитель - как теперь принято говорить - фасилитатор, а не просто  соучастник, наставник, консультант.  организатор, он  создатель климата, стимулятор самостоятельности, тот, кто задаёт работе исследовательский, поисковый, творческий характер.


Литература и источники

[1] Кожина Л.А. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии. / Pedsovet.org, Web-адрес статьи - http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5337/Itemid,546/
[2] Богатырёва Е.Н.. Метод проектов на уроках иностранного языка. Краснодар, 2010. Цит. по http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3ac78b5d43a89421316c37_0.html
[3] Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. М.п. возник во 2-й половине 19 в. в сельскохозяйственных школах США и был затем перенесён в общеобразовательную школу. В основе М.п. - концепция прагматистской педагогики, провозгласившей "обучение посредством делания" (Д. Дьюи). Подробное освещение М.п. получил в работах У.Х. Килпатрика, Э. Коллингса (США). / Педагогический терминологический словарь. http://pedagogical_dictionary.academic.ru/1864/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2#sel=3:1,4:65
[4] Цит. по Метод проектов на уроках иностранного языка_34842 - http://otvetis.ru/new/metod-proektov-na-urokakh-inostrannogo-iazyka34842/
[5] Богатырёва Е.Н. Метод проектов на уроках иностранного языка. Краснодар, 2010. Цит. по http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625b3ac78b5d43a89421316c37_0.htm, см. также: Российское образование в XXI веке: проблемы и перспективы. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (29–30 ноября 2012 г.). [Электронный ресурс]. – Электрон. дан.(2,8 Мб). – Анжеро-Судженск, 2012. Web-адрес http://www.asf.ru/upload/sbornik-RO-2012.pdf
[6] Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года). Цит. по Российская газета. RG.RU, Web-адрес статьи - http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
[7] Карпова О.М. Развитие коммуникативной компетенции на занятиях по иностранному языку // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Web-адрес статьи: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/06/14/razvitie-kommunikativnoy-kompetentsii-na-zanyatiyakh-po

Титульное изображение статьи с сайта "Технология альтруизма" / Метод, разрушающий школьную рутину - http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/11/3 , URL картинкиhttp://altruism.ru/img/5_7_8_11_3-1.jpg

 

Дополнительная информация