Суботович И.А. Проектная работа на разных ступенях изучения немецкого языка в школе

  • Печать

key-subТезисы

Современное общество предъявляет высокие требования каждому его члену, участвующему в созидательном процессе преобразований и реорганизации, исследованиях и развивающей это общество полезной деятельности.

Обучение иностранному языку перестало сводиться только к заучиванию правил и единиц языка. Напротив, оно стало иметь практическую направленность, влияющее в первую очередь на формирование всесторонне развитой личности, способную полноценно участвовать в межкультурной коммуникации.

В настоящее время эффективное обучение иностранным языкам ассоциируется с использованием новых форм урочной деятельности, с использованием информационно-коммуникационных технологий, компьютерных обучающих программ и интерактивных форм обучения. Одной из таких современных интерактивных форм обучения является проектная работа.

Новые образовательные стандарты начинают внедряться в основной школе, и перед учителем стоит задача перейти с объяснительного метода преподавания к деятельностному, так как новые стандарты нацелены на достижение не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов. Это актуально и для учебной деятельности учителя иностранных языков.

На начальном этапе обучения необходимо учитывать, что у школьников пока ещё недостаточно развит навык самостоятельной работы, мало познавательного и житейского опыта, дети не в состоянии грамотно воплотить замыслы. Поэтому большинство проектов практико-ориентированного типа, это монопроекты в рамках одного предмета.

В реальной практике в средней школе имеют место смешанные виды проектов. Они могут быть, например, практико-ориентированные и исследовательские.

При работе над проектами задействованы все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Комплексное использование их способствует наиболее эффективному достижению ожидаемого результата.

В старшей школе активно используются художественные и публицистические произведения, на основе которых можно выявить проблемы, актуальные для учащихся. На данном этапе обучения сформированы уже все необходимые навыки для включения учащихся в сложные формы деятельности. Обсуждение, слушание, анализ услышанного, принятие собственных решений, принятие во внимание общего мнения - необходимые умения для успешной реализации работы над проектом.

Проектная деятельность - не повседневная технология, как отмечают методисты. Это обучение в сотрудничестве, в дискуссиях, в аналитической деятельности. Поэтому учитель - как теперь принято говорить - фасилитатор, а не просто соучастник, наставник, консультант, организатор, он создатель климата, стимулятор самостоятельности, тот, кто задаёт работе исследовательский, поисковый, творческий характер.