Суботович И.А. Подготовка к письменной части ЕГЭ по немецкому языку

  • Печать

Суботович Ирина Алексеевна
учитель немецкого языка

Подготовка к письменной части ЕГЭ по немецкому языку

На заключительном этапе обучения иностранным языкам в школе уделяется большое внимание формированию различных лингвистических компетенций, происходит систематизация знаний и дальнейшее развитие умений. Каждый год наряду с изменениями в обществе и общественной ситуации происходят изменения к требованиям в знаниях и использовании иностранных языков, что требует от преподавателей и учащихся современного подхода и особого отношения при изучении иностранного языка. Для успешного овладения знаниями и умениями преподаватели используют в работе с учащимися новые методические приёмы, разнообразные эффективные виды заданий, которые встречаются на мероприятиях по итоговой аттестации и экзаменах.

Глубокая и систематическая работа над языком способствует формированию и развитию орфографических, лексических и грамматических навыков, активизирует познавательную деятельность, поддерживает интерес к изучению немецкого языка, повышает мотивацию, развивает творческую активность учащихся.

Обучение различным аспектам письменной речи немецкого языка играет такую же важную роль, как другие виды речевой деятельности. Это связано с тем, что она даёт возможность активизировать и сохранить имеющиеся знания, развивать не только языковые навыки и умения, но и мышление, социальные навыки и умения. Именно поэтому она вынесена на контроль при сдаче единого государственного экзамена по иностранному языку.

На втором месте среди наиболее востребованных иностранных языков традиционно после английского находится немецкий язык. Результаты экзамена по немецкому языку котируются при поступлении на такие вузовские программы обучения, как «Лингвистика», «Зарубежная филология», «Перевод», «Международные отношения» и другие.

На всё письменное задание «Аудирование», «Чтение», «Письмо» отводится всего 180 минут. Лучше отвести на блок «Письмо» не менее 80 минут. Задания раздела «Письмо» оцениваются в 20 баллов: № 37 – 6 баллов, № 38 – 14 баллов. Теперь ученики должны составить электронное, а не бумажное письмо, что приблизило задание к современным реалиям. Кроме того, вместо аргументированного мнения экзаменуемые пишут комментарии в контексте условного проекта.

Итак, в разделе «Письмо» обозначено два задания – личное письмо и комментарий в контексте проектной работы. В процессе обучения у школьников формировались орфографические навыки, тренировались на письме грамматические и лексические навыки, развивалось умение выражать мысли. Кроме соблюдения лексических и грамматических правил, важно обращать внимание на объём, структуру и соответствие теме изложенного материала.

Обучение написанию письма лучше начинать с более легких форм, например, с составления текста, записки, открытки и т. д. В письмах принято придерживаться определенной последовательности: после приветствия следует обращаться к информации, касающейся адресата, поблагодарить за полученное письмо и, наконец, сообщить кратко, о чём будет идти речь в письме. Заключительная часть письма составляется в зависимости от того, кому оно адресовано и с какой целью. Письмо как упражнение в письменной речи обладает, с одной стороны, коммуникативной ценностью, поскольку даются ответы с личной информацией. С другой стороны, переписка служит важным фактором в развитии интереса к иностранному языку вообще.

Используемые в школах современные УМК не уделяют достаточно внимания обучению навыкам и компетенциям в области письменной речи. Для успешного обучения навыкам письменной речи необходимы дополнительные упражнения, систематическая отработка важных элементов письменного сообщения, анализ информации, сравнение, описание, умение обоснованно делать выводы. Умение выражать свои мысли в письменной форме формируется на базе упражнений репродуктивного, репродуктивно-продуктивного и продуктивного характера. Для подготовки к ЕГЭ это могут быть тексты с пропусками, образцы писем, вопросно-ответные упражнения, примеры для создания аргументов с их обоснованием, мини-высказывания для анализа и другие упражнения, содержащие опоры для написания сообщений.

Нужно помнить, что при выполнении задания № 37 необходимо учитывать основные требования к написанию личного электронного письма (E-Mail). Условия правильного выполнения сформулированы в задании. При подготовке к выполнению задания следует обращать внимание учащихся на форму и структуру письма. Это обращение, благодарность за письмо и выражения радости, ответы на 3 вопроса. Для тренировки в процессе подготовки идеально подходят примеры с алгоритмами для заполнения учащимися вариантов письма, готовые образцы писем для анализа и контроля наличия всех требуемых параметров. Средства логической связи имеют большое значение для получения максимального балла. Правильное употребление средств связи в сложных предложениях: союзы, предлоги, клише, конструкции необходимо также повторять и тренировать в разных упражнениях.

При оценке задания применяются следующие критерии (максимально 6 баллов):
1. Решение коммуникативной задачи (максимально 2 балла)
Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании (даны полные и точные ответы на все вопросы, заданы правильно 3 вопроса по указанной теме); стилевое оформление речи выбрано правильно с учётом цели высказывания и адресата; соблюдены принятые в языке нормы вежливости, текст соответствует требуемому объёму.
2. Организация текста (максимально 2 балла)
Высказывание логично; средства логической связи использованы правильно; текст верно разделён на абзацы; структурное оформление текста соответствует нормам, принятым в стране изучаемого языка, между абзацами есть связующие мостики-переходы от одной части к другой: первый от вступления к ответам на вопросы и второй - от ответов к части, где задаются три вопроса.
3. Языковое оформление текста (максимально 2 балла)
Используемый словарный запас и грамматические структуры соответствуют базовому уровню сложности задания, орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют.

Чтобы избежать трудностей во время экзамена решившему сдавать ЕГЭ по немецкому языку для успешного выполнения этого задания, нужно 

  • ознакомиться и понять требования к каждому заданию;
  • изучить содержание задания, подчеркнуть вопросы в письме и конечную фразу о планах на будущее, к которой задаются 3 вопроса (обратите внимание, что является главным во фразе);
  • внимательно изучить критерии оценки.

Необходимо запомнить структуру письма, клише, которые его открывают и закрывают, а также порядок следования абзацев. Рекомендуется повторить и отработать порядок слов в придаточных предложениях. Лучше на каждый вопрос написать ответ из двух объясняющих ситуацию предложений. Эти предложения можно связывать в письме в одно сложное, поскольку письмо должно содержать не только простые, но и сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. См. Пример выполнения задания №37 (Приложение 1).

Для выполнения второго письменного задания (задание № 38. Комментарий в контексте проектной работы) необходим ряд подготовительных упражнений для отработки навыков написания комментария, свободного выражения мыслей и мнения в письменной форме. Ученикам требуется продемонстрировать умение в понимании структуры текста, в критическом мышлении, а помимо этого учащимся необходимо уметь описывать, оценивать с точки зрения математики данные по теме проекта и сравнивать их, грамотно излагать свои мысли в письменном виде, опираясь на логику.

Второе условие - это правильное составление предложений в рамках норм языка, выбор языковых, семантических, логических построений содержания, нахождение проблемы и изложение аргументации для доказательства этого явления. Упражнения должны развивать у обучаемых способность к логическому мышлению, умение обрабатывать информацию и логически выражать свои мысли, а также умение работать над правильным построением предложений. В этом хорошо помогут упражнения на сопоставление информации методом подбора логических соответствий, упражнения множественного выбора, тесты открытого и закрытого типов.

Обучение письменному выражению мыслей проводится посредством учебных упражнений, которые обучают трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке их по различным темам и характеристикам, учат делать подбор синонимичных замен (лексических или грамматических), умению работать с вопросно-ответными упражнениями и т.д. При работе с такими заданиями у учащихся есть возможность научиться построению разных типов предложений, это помогает варьировать содержательный материал, ученики учатся находить и избыточные данные (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные части предложения), различать синтаксическую структуру предложения. Важно учить не нарушать логику изложения. Овладение письменной речью предполагает наличие у обучающегося определённого уровня социокультурной компетенции для определения проблемы явления и нахождения необходимого условия её решения. Таким образом, упражнения по написанию письма и комментария к проекту помогают учащимся создать любое сообщение, заявление, личное или деловое письмо, текст. Эти навыки повысят понимание того, что умение письменно излагать свои мысли всегда востребовано и необходимо в современной жизни.

М.Н. Гузь, заместитель председателя предметной комиссии по немецкому языку, в аналитическом отчёте предметной комиссии по результатам единого государственному экзамена в 2022 году в Санкт-Петербурге указала на то, что “анализ работ позволяет говорить о том, что в основном выпускники овладели схемой написания высказывания-рассуждения, следуют плану, правильно делят текст на абзацы. Экзаменуемые могут сформулировать введение в тему проекта, описать и сравнить статистические данные, сформулировать проблему по предложенной теме и предложить её решение, оформить собственное мнение. Основные трудности заключались в правильном описании статистики, а именно в использовании цифр, приведенных в задании, а не описательных конструкций «большая часть», «меньшая часть», «многие», «некоторые» и т.д. Затруднения были в области сравнения статистических данных, для правильного решения этой задачи необходимо было взять две не задействованные ранее (в описании) позиции из статистики и сравнить их эксплицитно, то есть при помощи конструкций «больше / меньше на / в …. раз» [1].

Чтобы избежать трудностей и ошибок при выполнении задания № 38, нужно:
• ознакомиться с темой выполняемого виртуального проекта;
• изучить содержание задания, разделить данные в таблице/диаграмме на описание (2-3) и сравнение (1-2) + пояснение;
• выделить, подчеркнуть тему, найти проблему и решение её;
• обозначить для себя роль явления, составить словосочетания для описания значимости, роли явления в обществе.

При оценке задания применяются следующие критерии (максимально 14 балла):

  • Решение коммуникативной задачи (максимально 3). Задание выполнено полностью: содержание отражает полно и точно все аспекты, указанные в задании; стилевое оформление речи выбрано правильно
  • Организация текста (максимально 3). Высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану, текст правильно разделён на абзацы, средства логической связи использованы правильно
  • Лексика (максимально 3). Используемый словарный запас соответствует высокому уровню сложности задания, практически нет нарушений в использовании лексики
  • Грамматика (максимально 3). Используемые грамматические средства соответствуют высокому уровню сложности задания, нарушений практически нет
  • Орфография и пунктуация (максимально 2). Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделён на предложения с правильным пунктуационным оформлением.

См. Пример выполнения задания № 38 (Приложение 2).


На основе анализа результатов ГИА 2018 и диагностических контрольных работ, выполненному кафедрой иностранных языков АППО Санкт-Петербурга под руководством Никитиной Л.К., составлены методические рекомендации для учителей-предметников; они же могут быть использованы для подготовки учащихся [2] .

Резюмируя особенности подготовки и выполнения заданий, следует обратить внимание на следующее:

Для задания 37 (Личное электронное письмо) необходимо соблюдать объём письма. Учащимся нужно продемонстрировать умение задавать вопросы на предложенную тему. При написании играет важную роль организация текста, а также владение форматом и этикетными нормами личного письма: структура письма, обращение, дата, подпись, знание этикетных нормы личного письма, к которым относятся первая фраза (благодарность за полученное письмо и ссылка на предыдущие контакты) и последняя фраза (надежда на продолжение переписки). Следует обратить внимание учащихся на наличие «мостиков-переходов» и уделять отдельное внимание обучению умению их создавать. В процессе тренировок следует активно повторять правила использования средств логической связи (zuerst, dann, danach, erst heute, zum Schluss,…) и модально-оценочных клише (hoffentlich, bestimmt, sicher, vielleicht, bedauerlicherweise и пр.) Это является важным условием правильного языкового оформления текста. Учащимся необходимо помнить об избыточном или недостаточном объем текста (более 154 или менее 90 слов) и помнить о полном выполнении задания (наличие требуемого количества вопросов к адресату по обозначенной теме, наличие исчерпывающих ответов на вопросы автора письма). Для запоминания правил правильной организации текста (отсутствие ссылки на предыдущие контакты, отсутствие высказанной надежды на последующие контакты, правильный формат этикетных элементов письма (обращение, прощание)) целесообразно при подготовке использовать листы с готовыми структурами и клише. Для успешного выполнения задания следует уделять внимание чтению письма-стимула с извлечением информации, необходимой для выполнения задания перед написанием письма. А также надо учиться работать в режиме ограничения времени.

Для задания 38 (Комментарий в контексте проектной работы) следует избегать некорректной или неточной формулировки проблемы и обращать внимание на то, что вступление максимально точно повторяет ключевые слова темы проекта, а также содержит упоминание данных, найденных в интернете, собранных в таблице или отражённых в диаграмме, которые необходимо проанализировать и сравнить. Очень важно при обозначении проблемы учитывать ее реальность и такое же реальное решение. Учащимся необходимо следить за логикой изложения, математическими значениями при описании, оперировать цифрами и сравнениями других фактов из таблицы, чем при описании. После сравнения необходимо прокомментировать его. Конечно, требуется соблюдать план высказывания, а имеющиеся в запасе лексические средства использовать правильно, разнообразно. При этом нужно обращать внимание на их сочетаемость и при использовании лексики быть уверенными в её написании, не забывать о запятых, точках и умляутах.

Готовя учащихся к письменным заданиям ЕГЭ и самому экзамену, нужно помнить, что обучение иностранному языку должно вестись в соответствии с программой и требованиями к умениям и навыкам, прописанными в Кодификаторе учебных элементов содержания образовательной программы. Нужно регулярно использовать тесты и аналогичные итоговым работам задания в режиме ограниченного времени. Большую роль в обучении письму играют регулярное написание писем и сочинений-рассуждений на темы, пройденных в старшей школе, тренировка написания продуктивного высказывания по аспектам. Для работы над письмом следует развивать умение отвечать на вопросы двумя и более связными, грамотными в языковом отношении фразами, использовать упражнения с пропусками на поиск и добавление информации, соотнесение абзацев письма с соответствующими частями формата, делать восстановление текста письма значимыми лексическими компонентами, характерными для малых форм письма (приглашение, открытка, личное письмо, записка, извинение и др.). При работе над грамматикой следует использовать оценивание и исправление ошибок в тексте письма (по организации текста и формату), поиск ключевых слов в задании. Индивидуальная работа с учащимися, ознакомление с правилами и требованиями, их самоподготовка и тренировка помогут избежать ошибок, сделать определенные выводы и сформулировать рекомендации по совершенствованию письменных речевых умений учащихся.

Литература и источники

[1] Результаты единого государственного экзамена по немецкому языку в 2022 году в Санкт-Петербурге: Аналитический отчёт предметной комиссии. [Электронный ресурс]. Дата обращения 05.04.2023. URL: https://rcokoit.ru/library.htm?mode=book&bookid=1341
[2] Никитина Л.К. Методические рекомендации для учителей-предметников по преподаванию немецкого языка на основе анализа результатов ГИА 2018 и диагностических контрольных работ. [Электронный ресурс]. Дата обращения 05.04.2023. URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2018/12/Методические-рекомендации-немецкий-язык-итоги-ГИА-2018.pdf https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2018/12/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA-%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D0%93%D0%98%D0%90-2018.pdf

Приложения

Приложение 1. Пример выполнения задания № 37

Sie haben eine E-Mail von Ihrer deutschen Brieffreundin Bettina bekommen:
….Ich habe für meinen Freund zum Geburtstag eine Glückwunschkarte selbst gebastelt. Der fand es altmodisch. Wie findest du meine Idee? Warum? Welche Geburtstagsgeschenke sind in Russland unter den Jugendlichen üblich? Welche Geschenke hast du in diesem Jahr zum Geburtstag bekommen?
Ich habe diesen Monat am Handyvideo-Wettbewerb teilgenommen….

Schreiben Sie eine E-Mail, in der Sie:
– die Fragen von Bettina beantworten;
– 3 Fragen zu Bettinas Handyvideo-Wettbewerb formulieren.

Die E-Mail soll 100–140 Wörter enthalten.
Beachten Sie die üblichen Regeln für E-Mail-Formeln.

Liebe Bettina,
vielen Dank für deine E-Mail. Ich war sehr froh, dass du mir geschrieben hast. Ich möchte deine Fragen über die Geschenke beantworten.

Ich finde, dass deine Idee mit der Glückwunschkarte als Geschenk sehr gut, interessant und originell war, weil du sie selbst mit Liebe gemacht hast und ein solches Geschenk natürlich eigenartig war und Freude gemacht hat. Unter den Jugendlichen ist es üblich, in Russland solche Geschenke wie Blumen, Geld, Süßigkeiten oder Spielzeuge zu schenken. In diesem Jahr habe ich zum Geburtstag die Ohrringe, ein T- Shirt und Geld von meinen Eltern bekommen. Das war toll.
Du schreibst, dass du am Handyvideo-Wettbewerb teilgenommen hast. Zu welchem Thema hast du das Video gemacht? Wie viele Menschen haben an diesem Wettbewerb teilgenommen? Hast du gewonnen?

Schreib bitte bald zurück.
Viele Grüße
Anna
(131 Wörter)

Приложение 2. Пример выполнения Задания № 38

Stellen Sie sich vor, dass Sie an einem Projekt zum Thema “Welche Filmgenres bei Jugendlichen in Zetland populär sind” arbeiten. Sie haben einige Informationen, und zwar Ergebnisse einer Umfrage, zu diesem Thema gefunden (Sehen Sie die Tabelle unten). Kommentieren Sie diese Ergebnisse und nehmen Sie Stellung zum Thema des Projektes.

Filmgenres Zahl der Befragten (%)
Komödien 38,3
Fantasyfilme 21,4
Krimis 20,7
Actionfilme 10,2
Liebesfilme 9,4
Der Umfang Ihres Textes: 200–250 Wörter.
Halten Sie sich an den folgenden Plan:
– führen Sie ins Thema Ihres Projektes ein;
– bestimmen Sie 2–3 Punkte und berichten Sie darüber;
– vergleichen Sie 1–2 Punkte, die Sie angemessen finden und kommentieren Sie diese;
– schildern Sie ein Problem, das mit der modernen Filmkunst verbunden ist, und schlagen Sie eine mögliche Lösung für dieses Problem vor;
– machen Sie eine Zusammenfassung und nehmen Sie Stellung zum Thema: die Bedeutung der Filmkunst für Menschen.


Ich arbeite an einem Projekt zum Thema «Welche Filmgenres bei Jugendlichen in Zetland populär sind». Ich habe einige Informationen und zwar Ergebnisse einer Umfrage zu dem Thema im Internet gefunden. Diese Ergebnisse sind in einer Tabelle dargestellt. Ich will sie analysieren.
Laut der Tabelle kann man sehen, dass 21,4 Prozent der Menschen Fantasyfilme vorziehen, 20,7 Prozent der Leute gern Krimis sehen und 10 Prozent der Befragten lieber Actionfilme sehen.
Die Zahl der Menschen, die Liebesfilme sehen, ist um fast 29 Prozent niedriger als diejenigen, die Komödien sehen. Das bedeutet, dass wenige Leute heute an die Liebe denken und sich für Gefühle interessieren. Die Daten legen nahe, dass die meisten Menschen lachen mögen.
Es gibt ein wichtiges Problem, das mit dem Thema Filmkunst verbunden ist. Es gibt nicht viele gute Filme für Jugendliche, die oft mit Hilfe der Filmkunst wichtige Sachen einschätzen können, interessant und nützlich die Freizeit verbringen. Es wäre gut, wenn die Fachleute in der Welt der Filmkunst eine Möglichkeit hätten, sich öfter mit den Zuschauern und den Regierungsvertretern zu treffen , Themen für neue Filme zu wählen, und besprechen, was heute am wichtigsten ist. Und der Staat und Sponsoren sollen dafür sorgen, dass es genug Geld für das Filmdrehen gibt.
Ich meine, dass die Filmkunst sehr wichtig für die Menschen ist. Sie hilft andere Welten zu sehen, gibt neue Kenntnisse und Spaß, erweitert den Horizont.
(226 Wörter)


Ссылка для цитирования

Суботович И.А. Подготовка к письменной части ЕГЭ по немецкому языку // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.  Выпуск 11/2023. Учим иностранным языкам, наставляем, развиваем, воспитываем: лучшие практики школы [Электронный ресурс]. Дата публикации 15.05.2023. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/subotovich-i-a-podgotovka-k-pismennoj-chasti-ege-po-nemetskomu-yazyku