Стрешинская Инна Васильевна. Школьный менеджмент: от личной заинтересованности учителя к инновационной практике школы (эссе)
- Подробности
- Категория: Выпуск 1
- Опубликовано 09.08.2013 14:29
- Автор: Administrator
- Просмотров: 53694
Стрешинская Инна Васильевна
Школьный менеджмент: от личной заинтересованности учителя к инновационной практике школы (эссе)
Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением немецкого языка Калининского района Санкт-Петербурга. Вот уже много лет с этим образовательным учреждением связан мой жизненный и профессиональный путь. Я с гордостью могу сказать, что это не только наша, но и моя школа. В далёком 1996 г. я привела сюда свою дочь в первый класс. В этой школе я работала учителем немецкого языка, затем заместителем директора школы по иностранным языкам. В декабре 2006 г. я стала директором нашей школы и работаю в этой должности по настоящее время.
Часто мне задают вопрос: "Как это работать директором в своей школе?". Однозначного ответа у меня нет. С одной стороны, "родной" коллектив, ты знаешь, на кого из коллег можно опереться, кто поможет, подставит плечо в трудную минуту. С другой стороны, понимаешь, что прежних личных отношений уже не будет, так как теперь ты на другой "стороне", да и коллеги воспринимают тебя уже не как коллегу-учителя, а как начальника, администратора. Скажу честно: было не просто, охватывали сомнения, переживания, неудовлетворенность.
Назначение на должность директора не было для меня неожиданным. Это должно было произойти не сегодня, так завтра. А что я буду руководителем своего образовательного учреждения, тоже было мое решение. Я знала школу изнутри, знала, что у школы есть свои сильные стороны, которые помогут нам вместе стать успешными: высококвалифицированный стабильный педагогический коллектив, прочные знания учеников и высокие результаты выпускных экзаменов, опыт работы по проектным технологиям, сотрудничество с гимназией “Хайдберг” города Гамбург и с другими партнерами. По натуре я человек активный, деятельный и творческий, мне всегда интересно двигаться вперед. И, конечно же, у меня было много собственных идей о становлении “нашей новой школы”. Время не стоит на месте, происходят глобальные изменения во всех сферах жизни, в том числе и в образовании, и школа не может оставаться в стороне. Я была уверена, что мои идеи будут приняты коллективом. Однако не всем понравились те перемены, которые мне хотелось осуществить. Противоречие заключалось в том, что школе нужны были позитивные перемены и формирование положительного имиджа в социуме, и хотя многие на тот момент соглашались с этим, активно работать в этом направлении не были готовы.
Школа была сильна традициями, которые здесь чтили. Я понимала, что их необходимо сохранить как фундамент для будущего. В то же время на внешнем уровне школа жила тихо, мало кто представлял себе, сколько всего замечательного делают коллеги и ученики, иными словами, социальный эффект от всей этой работы отсутствовал, весь спектр деятельности школы не был представлен ни родителям, ни общественности. В результате школа не была достаточно привлекательной для родителей района. Предстояло решить непростую задачу: сделать школу конкурентоспособной. Так родилась формула успеха - "Традиции + Инновации = Успешная школа".
Школа - это своего рода “государство”. А “граждане”, населяющие его, все такие разные, многоликие. Каждый обладает индивидуальностью и неповторимостью. И чтобы весь этот организм заработал слаженно на результат, необходимо не только определить цели, поставить задачи, но и найти инструменты, которые помогут осуществить задуманное. Самым важным решением для меня стало создание управленческой команды.
Всегда считала, что главный стратегический ресурс любой организации - это человеческий ресурс. Формировать свою будущую управленческую команду я начала еще до того, как стала директором. Я понимала, что создавать ее скорее всего предстоит из кадрового потенциала сотрудников моей школы. Приоритет в отборе может быть отдан либо высокому уровню профессиональной квалификации, либо личностным характеристикам кандидатов. В первом случае могут возникнуть сложности в налаживании взаимодействия, прежде всего между членами команды, поскольку специалисты высокой квалификации, как правило, уже сложившиеся, самодостаточные личности, специалисты с большим жизненным и профессиональным опытом, который в некоторых случаях приводит к индивидуализму и препятствует работе в команде. Второй путь - идти от личности. Разумеется, речь идет о молодых достойных специалистах, не имеющих обширного опыта и признания, но обладающих еще и особыми качествами: гибкостью, умением мечтать, стремлением к саморазвитию и творчеству, инициативностью. В моей ситуации мне показалось более перспективным отдать предпочтение личностным характеристикам. Считаю, что выгоднее стимулировать профессиональный рост, самой довести членов команды до более высокого профессионального уровня, так как такие кандидаты охотнее воспримут новые общие задачи, с энтузиазмом примутся за работу и будут более преданны школе.
Команда партнеров-единомышленников - это мечта каждого руководителя. Хорошую школу нельзя создать в одиночку, её нельзя сделать раз и навсегда. Хорошая школа – это не результат, а процесс, и этот процесс – общий труд единомышленников. Отдав предпочтение личностным качествам моих коллег, я не ошиблась. Вместе мы сила, потому что среди нас нет равнодушных и неинтересных людей. Девизом нашей команды стали слова французского философа Пьера Буаста: "Образование – клад, труд – ключ к нему". В каждом из нас живет мечта о школе будущего, которая не появится сама собой, а будет строиться "по кирпичику" руками педагогов, учащихся и родителей, из года в год совершенствуясь и продвигаясь вперед.
Я благодарна судьбе за то, что мне на пути встретились креативные, со здоровыми амбициями люди. По-моему, "здоровые амбиции" - это путь к личностному и профессиональному развитию. Эти люди не только поддержали меня, но и всегда привносили в нашу совместную работу много рационального и перспективного, творческого и инновационного.
Занимая должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе, я много времени уделяла общению с коллективом, обращала внимание не только на профессиональные, но и на лидерские качества.
Так, например, я не сомневалась, что Полина Валерьевна Зимина, учитель немецкого языка, такая спокойная и интеллигентная, но всегда уверенно и твердо отстаивающая свою точку зрения, будет хорошим заместителем директора по иностранным языкам. И я не ошиблась. Именно она инициировала вступление школы в международную программу по сдаче экзаменов на "Немецкий языковой диплом". И теперь школа с 2008 г. является партнером Центрального бюро зарубежных школ Германии.
Елена Леонидовна Малофеева, молодой специалист, учитель английского языка, принесла в школу новые идеи. Это человек с неиссякаемой энергией, богатым творческим потенциалом, способный увлечься новыми идеями и увлечь других. Для меня было ясно, что лучшей кандидатуры для заместителя директора по воспитательной работе мне не найти. И я приложила все усилия, чтобы убедить ее, что она нужна школе и что она справится. В прошлом году созданная под руководством Елены Леонидовны система воспитательной работы школы получила признание на V всероссийском конкурсе воспитательных систем. В номинации “Образовательные учреждения” мы получили Диплом I степени.
Юлия Геннадьевна Халемская – самый молодой представитель нашей административной команды. Она курирует направление начальной школы. Назначая ее на должность, я рисковала: в начальной школе это будет уже третий заместитель, а Юлия Геннадьевна не специалист по начальной школе, да и коллектив учителей начальной школы - очень квалифицированные педагоги, знающие себе цену, и, я бы сказала, немного "колючие и строптивые". Но сегодня могу с уверенностью сказать, что решение было принято правильно. Это молодой и перспективный администратор, она влилась в коллектив, подхватила лучший опыт, накопленный до нее, и умело выводит его на новый виток развития. И результат есть, и есть с чем сравнивать. В этом году на базе школы прошел районный семинар для учителей начальной школы, по итогам районных предметных олимпиад обучающиеся заняли 3-е место в рейтинге школ нашего района.
А вот мой заместитель по учебно-воспитательной работе в основной и старшей школе Ирина Васильевна Новиченко не новичок в нашей команде. Ее ценят и уважают коллеги и обучающиеся, обращаются за советом и помощью. Мне лично импонирует ее открытость, доверительные отношения с коллегами, умение спокойно, без "взрывных эмоций" находить конструктивные пути решения проблем. На ее плечах лежит много рутинной работы, на первый взгляд, ничем не примечательной, но именно этот рутинный труд является необходимым условием создания успешной школы.
Та команда, с которой я сейчас работаю, достигла за шесть лет совместной работы больших успехов. Но школа – это не только администрация. Школа – это прежде всего педагоги, которые в ней работают. Считаю, что учителю отводится особая роль в системе образования. Найти, понять и ощутить "зону успеха" необходимо каждому учителю. Успешный и реализовавший себя в профессиональной деятельности педагог формирует и воспитывает подрастающее поколение, ориентированное на достижение успеха. Ощущение успеха дает толчок к дальнейшему развитию и самосовершенствованию, раскрывает новые горизонты и заставляет двигаться вперед, ставить перед собой новые задачи.
Как же сделать так, чтобы и педагоги стали нашими единомышленниками. Как добиться того, чтобы они сами осознали, что изменения в школе необходимы, чтобы инновационный путь развития школы, о котором мы им часто говорили на различных совещаниях и педагогических советах, был принят ими. Известно, что педагогическое сообщество очень консервативно и с большой осторожностью относится ко всему новому. Сейчас много говорят о "новом учителе", который нужен школе. Но мы понимали, что новый учитель не появится в школе в одночасье, и наша стратегическая задача - формирование навыков инновационной культуры педагогов через управление их личной эффективностью и профессиональным прогрессом, через участие в различных конкурсах, проектах и программах и экспериментальную работу.
Создание условий для "горизонтальной" карьеры учителя стало одним из приоритетных направлений работы нашей школы. И пример предстояло в первую очередь показать нам, административной команде. Так в 2008 г. мы приняли участие в приоритетном национальном проекте "Образование", где в аналитических материалах рассказали общественности и прежде всего педагогическому коллективу о традициях и "зонах успеха" образовательного учреждения. Я как директор школы приняла участие в городском конкурсе "Лучший руководитель государственного общеобразовательного учреждения Санкт-Петербурга" и стала дипломантом конкурса. Огромную работу проделала заместитель директора по воспитательной работе, которая взяла на себя методическую поддержку конкурсного движения педагогов. И результаты не заставили себя долго ждать. Среди учителей школы теперь есть победитель конкурсного отбора лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта "Образование", лауреаты Премии Правительства Санкт-Петербурга в номинации "Лучший учитель" и "Лучший классный руководитель", дипломанты районного конкурса педагогических достижений "Лучший педагог Калининского района", "Лучший классный руководитель Калининского района".
Очень приятной оценкой нашей работы стали слова одного из учителей - победителей конкурса, обращенные к администрации: “Спасибо Вам за поддержку и помощь. Не каждый директор так много времени уделил бы нам. Спасибо за то, что Вы вселили в нас уверенность. И как это Вы знали, что именно мы должны принять участие в этом конкурсе? А главное, еще и были уверены, что мы будем одними из лучших?”
Наработав опыт, участники административной команды и педагоги с удовольствием им делятся. Результаты инновационного опыта работы представляются на районных семинарах управленческих команд, на городских и всероссийских семинарах.
Вот только некоторые из успешно проведенных мероприятий:
● В рамках семинара для административных команд района "Воспитательная составляющая образовательного процесса как условие развития личности" учитель немецкого языка провела мастер-класс "Школьный театр в системе воспитательной работы".
● На базе школы прошёл городской семинар "Обучение немецкому языку на профильном уровне" для заместителей директоров по немецкому языку, состоялся районный семинар "Школа - центр воспитания?.." для заместителей руководителей по воспитательной работе и председателей методических объединений классных руководителей Калининского района.
● На городской научно-практической конференции школа представила свой опыт работы докладом "От формирования активной и деятельной позиции ученика к воспитанию культуры личности подрастающего поколения" и мастер-классом ""Культурно-образовательный проект "Живая школа" как технология формирования толерантного сознания всех субъектов образовательного процесса".
Много внимания мы уделяем проблемам, проистекающим из естественной ротации кадров. Как сохранить баланс и обеспечить устойчивое развитие педагогического коллектива? Бывает, что с приходом нового руководителя кто-то из “старых” сотрудников уходит. Одни - на пенсию, другие - не желая принять новую команду, новый стиль руководства. Но приходят новые кадры, “свежие” люди с интересными идеями. Как их удержать, чем мотивировать на успешное и долгосрочное сотрудничество? Мы пришли к такому управленческому решению, как внедрение в практику работы системы наставничества, которая направлена на сотрудничество и передачу опыта от старшего поколения молодому, обладающему интересными, нетрадиционными, иногда даже рискованными идеями и желанием творить во благо детей, образования. В школе разработано “Положение о наставничестве”, которое регулирует взаимоотношения Наставника и Молодого специалиста. Приказ по школе закрепляет эти отношения и дает возможность получения дополнительных баллов при заполнении Информационной карты учителя по результатам самооценки качества его работы за полугодие и, соответственно, получения стимулирующей надбавки к заработной плате. Это одна сторона наставничества. Другая - наставничество работает на повышение профессионального статуса учителя. Здесь мы говорим о “горизонтальной карьере” педагога, о повышении его роли в коллективе.
В 2010 г. школа отмечала 40-летие и подводила итоги. Вот то, о чем мы мечтали, чего добивались. Успехи, победы, тиражирование опыта. К этому времени была написана вторая Программа развития, школа с успехом работала в статусе опытно-экспериментальной площадки по проектной деятельности в рамках европейского языкового портфеля, вступила в международную программу “Диплом немецкого языка”. Вслед за учителями немецкого языка, которые активно работали по проектным технологиям в рамках международного сотрудничества (школьный языковой обмен, билингвальные театральные проекты, культурно-исторический проект “Россия - Германия в диалоге культур”), в работу по проектам включались и другие учителя. Был заключен договор о сотрудничестве с Государственным музеем-памятником “Исаакиевский собор” по программе “Музей - школе”. Учителя начальной школы курировали проект ““Знайки” путешествуют по музеям”. С идеей присвоения спортивному клубу официального статуса Школьного Спортивного Клуба к нам обратились учителя физической культуры. Клуб существовал с 1996 г., но не был включен в штатное расписание школы, педагоги на добровольных началах занимались с ребятами. Мы поддержали эту идею и согласовали с отделом образования открытие Школьного Спортивного Клуба “Юниор”.
Так постепенно менялось отношение педагогов к нашей команде, так мы преодолевали сопротивление и выстраивали диалог с нашими учителями. И самое важное - у наших педагогов возникла внутренняя потребность совершенствоваться.
Толчком к дальнейшему развитию, как ни странно, явились для нашего учреждения новые квалификационные характеристики и новые правила аттестации педагогических кадров, а именно, требование владения информационной компетентностью и необходимость формировать и представлять портфолио педагогической деятельности. Постараюсь объяснить, как эти изменения в системе образования повлияли на дальнейшее развитие нашей школы.
Анализ проблем, с которыми учителя обращались ко мне и моим заместителям, показал, что в расширенном за счёт технологий и сетевых сервисов рабочем пространстве комфортно не всем. Требования к современному педагогу, как мы увидели, напрямую связаны с особыми навыками, которые учителям нашей школы ещё только предстояло получить. Многим коллегам нужна была помощь в овладении информационно-коммуникационными технологиями. Новое технологическое пространство школы требует от участников образовательного процесса и, в первую очередь, от учителя, расширения диапазона видов его профессиональной деятельности, и особое значение приобретает информационная компетентность и инновационная культура.
Большая учебная нагрузка, выполнение функциональных обязанностей классного руководителя, а также большие временные затраты на посещение курсов из-за больших расстояний в городе не всегда позволяли коллегам пройти обучение по повышению квалификации в области ИКТ. Многие даже предлагали на хозрасчетной основе приглашать специалистов и проводить обучение на базе школы. Учитывая пожелания учителей, а также имея реальную возможность организовать эту работу (в школе есть замечательный специалист, который способен взять на себя методическое сопровождение педагогов), мы сделали заявку в научно-экспертный совет района о желании продолжить работу в режиме опытно-экспериментальной площадки по теме "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры". Проект был одобрен научно-экспертным советом информационно-методического центра Калининского района Санкт-Петербурга. Но самое главное - коллектив принял нашу идею и включился в работу. Значит, выбор темы был сделан правильно. На сайте школы, в разделе “Опытно-экспериментальная работа” (http://www.schule72spb.ru/admin/oer0.html), можно познакомиться с документами и мероприятиями, с дневником ОЭР 2012-2015.
На первом, подготовительном, этапе ОЭР перед нами стояла задача адаптации пользователей к активности в сетевой среде и формирование навыков делового взаимодействия. Для определения текущего состояния ИКТ-компетентности педагогов школы были проведены сетевые опросы, по результатам этих опросов определен уровень компьютерной осведомленности и ИКТ-грамотности педагогов. Всем педагогам школы были созданы рабочие аккаунты на сервисе Google. Кроме рабочих почтовых ящиков gmail.com, это дает доступ к сервисам Google, чрезвычайно удобным для работы педагога - совместным документам, фотографиям, видеосервису YouTube. Теперь мы начинаем использовать, правда, пока не все и не очень активно, аккаунты google для рабочего взаимодействия и тематических рассылок. Аккаунты используют 25 учителей, причем 15 активно. Учителя используют совместные документы для создания текстовых материалов в соавторстве, видеохостинг для публикации видеоматериалов для сайта школы, формы и таблицы для проведения опросов и регистрации на мероприятиях.
На сервисе Google для организации опытно-экспериментальной работы создан рабочий сайт (https://sites.google.com/site/oerschule72spb/sobytia-proekta) - это наш инструмент взаимодействия и анализа, он открыт для посетителей, но создавать материалы в нем и оставлять комментарии могут только владельцы - участники рабочей группы (11 человек).
В ноябре 2012 г. мы провели мониторинг состояния ИКТ-компетентности и активности, подключив к анализу дополнительные параметры. Навыки педагогов оценивались в баллах в диапазоне от 0 до 63 с учетом участия в работе консультационного пункта, подготовки материалов для публикации, участия в семинарах, публикации материалов на сайте школы, использования ИКТ на уроках, подготовки цифровых материалов к конкурсам. Результаты: 19 педагогов владеют ИКТ на удовлетворительном и хорошем уровне и стремятся применять их в учебном процессе, 13 педагогов уверенные пользователи с высоким уровнем ИКТ-компетенций и высокой сетевой активностью.
Педагоги школы активно включились в работу по повышению своей ИКТ-компетентности. Методическое сопровождение в данном направлении осуществляет Консультационный пункт, работающий под руководством А.Л.Сотниковой. За год работы по программе ОЭР за консультациями обратились 35 учителей (это 2/3 педагогов школы). Педагогам оказывается помощь в подготовке текстовых материалов к публикации в сети, подготовке мультимедийных материалов, комплексных презентаций с интеграцией флеш, видео и звука. Часть коллег получила практическую помощь в регистрации на педагогических порталах и публикации методических материалов. Динамика работы консультационного пункта внушает оптимизм: весной 2012г. обращения касались большей частью аттестации, в связи с ней обсуждались вопросы подготовки материалов для собственного портфолио. Сейчас происходит качественный сдвиг, показывающий, по мнению руководителя, более глубокое и сознательное отношение и к содержательным, и к технологическим аспектам работы с ИКТ. От единичных консультаций происходит переход к циклам встреч, последовательной работе по решению определенных задач, в частности по подготовке разнообразных по содержанию и форматам авторских материалов для публикации на будущем портале цифровых портфолио педагогов школы. На основании опросов и анализа тем обращений в консультационный пункт мы сформировали группы с учетом уровня подготовки и приоритетных задач для проведения практических занятий, групповых консультаций и мастер-классов: административная, базовая, основная. Разные по степени подготовленности группы готовы к решению намеченных задач. Для этого в школе есть и программный, и кадровый потенциал. 13 педагогов с высоким уровнем участвуют в консультациях и могут проводить семинары в качестве педагогов.
Важным аспектом деятельности школы в рамках ОЭР являются педагогические конференции. На педагогической конференции "Информационно-коммуникационные технологии в практической деятельности педагога" 15 мая 2012г. своим опытом поделились педагоги школы.
-
- О.Н.Фролкина, учитель немецкого языка, рассказала об организации взаимодействия в социальной сети ВКонтакте с родителями первоклассников в рамках работы кружка "Немецкий в игровой форме для самых маленьких".
- Е.В.Земич, учитель географии, продемонстрировала созданный ею сайт учителя географии и рассказала об использовании дистанционных форм обучения.
- П.В.Зимина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, рассказала о возможностях использования билингвальных разделов сайта школы и виртуального выставочного зала в учебной и внеурочной деятельности.
- А.Л.Сотникова, педагог дополнительного образования, ознакомила участников конференции с возможностями сочетания аудиторных и сетевых форм работы с обучающимися. Также была представлена презентация итогового ресурса (сайта) участников курса дополнительного образования "Работа с цифровым изображением". Выступление участников курса и просмотр выставки итоговых работ явились хорошей иллюстрацией работы данного курса.
Все материалы конференции в виде презентаций PowerPoint и доклады в формате видео доступны на сайте школы (http://www.schule72spb.ru). Достаточно зайти в раздел Учительская, подраздел Опытно-экспериментальная работа. На странице документируются события ОЭР, и по ссылкам реализован доступ к отдельным страницам мероприятий.
С точки зрения одной из задач ОЭР, такая модель организации конференции и представления её материалов - это один из способов диссеминации опыта: мы даем возможность заочно принять участие в конференции, познакомиться с нашим опытом и достижениями и, возможно, применить что-то в другом ОУ.
В сентябре 2012 г. начался второй этап ОЭР. Кроме собственно разработки структуры и функционала портала этап предполагает в качестве главных задач определение содержательной стороны портфолио педагога, повышение инновационной культуры и сетевой активности педагогов.
В ноябре мы провели семинары повышения квалификации учителей в области ИКТ "Формирование навыков подготовки материалов для создания цифровых портфолио". Хотелось бы отметить, что благодаря системной и поступательной работе, практически весь педагогический коллектив принял участие в работе семинаров. Семинары носили практический характер. Для разных групп они различались по объему материала и частным задачам. В основном на семинарах обсуждалась работа в двух наиболее востребованных для учителя приложениях MSOffice - Word и PowerPoint. В комментариях по оценке семинаров педагоги пишут о том, что такие семинары должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагога. В школе уже есть педагоги, кто готов работать в Консультационном пункте и проводить внутриорганизационное обучение.
Вот некоторые отзывы о нашей работе в данном направлении, а также очень серьезные пожелания и рекомендации:
Учитель физической культуры: "Мне кажется, актуальность подобных семинаров очевидна, в связи с тем, что сейчас все настолько компьютеризировано, да и в общении с учениками порой не хочется попасть в неловкое положение, так как дети в этом вопросе сейчас очень развиты. Умение работать с документами является непосредственной обязанностью педагога, поэтому для меня было очень полезно посетить семинар по работе в программе Word, где я узнала тонкости корректировки документа, хотя ранее мне не раз доводилось работать в этой программе. Но я считаю, что важно умение работать не только с документами, но также с фото и видео файлами, тогда появится возможность совместной работы с учениками, например, над страницей класса, так как, как правило, большинство учеников владеет навыками элементарного форматирования, редактирования и пересылки подобных материалов, а это уже совместное творчество".
Педагог-организатор: "Подобные семинары должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности педагогов. Можно организовать мини-семинары по запросу педагогов на интересующие их темы, наиболее актуальными могут стать работа с документами Word, таблицами Excel и создание презентаций в PowerPoint, как наиболее востребованные в педагогической деятельности".
Заместитель директора по воспитательной работе: "Приятно удивила реакция педагогов (классных руководителей). Я ожидала, что работа пойдет через сопротивление. Спасибо им за отклик, высокий уровень работоспособности и заинтересованности в получении результата, желание расти и развиваться в области ИКТ".
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (начальная школа): "Нужные, полезные семинары. В принципе, в настоящее время подобная работа, по сути, помощь учителям, очень актуальна. Одним из ключевых требований, предъявляемых к современному учителю, и это прописано во многих документах прямо или косвенно, является ИКТ-компетенция. Отлично, что в рамках нашей опытно-экспериментальной работы организуются такие группы и учителя имеют возможность чему-то научиться, что-то попробовать, закрепить какие-то свои навыки. Несмотря на то, что лично мне большая часть информации знакома и понятна, я ЗА проведение подобных мероприятий. Как заместитель директора, могу сказать, что если такие семинары будут проводиться чаще, это существенно облегчит мою работу и снимет часть напряжения с тех коллег, которые еще не являются активными пользователями ПК, но которым так или иначе надо пользоваться новыми технологиями, готовить ряд отчетных документов и т.д. Единственное, в качестве пожелания, наверное, такие семинары надо проводить с определенной, четкой, регулярностью (на мой взгляд - раз в месяц, не реже), и надо давать определенные домашние задания, чтобы то, что происходит во время работы семинаров, не оставалось "грузом", чтобы коллеги честно учились пользоваться теми или иными программами, привыкали выполнять определенный алгоритм действий и т.д. Я за такую работу, чтобы работа была действительно продуктивна".
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (основная и старшая школа): "Тематика семинара по оформлению документов очень актуальна. Сейчас работа учителя и руководителя связана с созданием большого количества документов, рассылаемых в разные инстанции. Очень не хочется в такой ситуации оказаться некомпетентным. Большое спасибо Алле Леонидовне за её энергию и желание приобщить нас к информационной культуре. Но узнать - ещё не значит научиться. Для формирования навыка нужны практические занятия и заинтересованность, цель. А есть цель - и время найдётся. Лично мне легче отрабатывать навык по инструкции: тогда я никого не задерживаю и чувствую себя более уверенно. Если многим коллегам это поможет, нельзя ли такие инструкции создать?"
Учитель рисования: "Большое спасибо Алле Леонидовне за проведение семинаров. Обучение у такого профессионала всегда полезно. Хотелось бы еще поработать в программе PowerPoint, так как очень часто приходится её использовать и как учителю, и как классному руководителю, а все ее возможности не отработаны. Часто приходится скачивать фильмы, картинки, песни, но не все учителя умеют это делать быстро и правильно. Нам необходимы знания о том, как сжимать фотографии, или из ряда видеороликов создать небольшой фильм о классе или мероприятии. Жалко, что у нас нет уроков черчения в компьютерном классе, есть хорошие программы. Детям было бы полезно. Я бы тоже поучилась, да и учителя математики, наверное, не отказались бы. Хочется узнать многое, но, к сожалению, очень мало свободного времени".
Учитель начальных классов: "Полезным был семинар по форматированию документов, т. к. требования к созданию документа становятся все жестче, особенно, если ты хочешь его опубликовать. Хочется больше знать о создании презентаций в программе PowerPoint, т. к. постоянно приходится делать презентации к уроку или внеклассному мероприятию. Теоретические знания - это хорошо, но необходимо больше практики, чтобы закрепить материал. Хочется знать много, но времени очень мало".
Приятно, что коллеги обращаются к нашему научному руководителю за помощью и консультацией все чаще по собственному желанию, а не потому, что их кто-то просит или заставляет это сделать. Следовательно, о сопротивлении уже речи нет, есть потребность в движении и развитии. Все опасения позади, мы выбрали правильный вектор развития.
Создавая своё, мы изучаем существующее, анализируем, используем обширный опыт российских учителей, накапливаем свой собственный. Только имея представление о том, как работают, что умеют и что хотят уметь наши коллеги, какие новые возможности открывает Интернет для взаимодействия с другими учителями, можно работать над собственным сетевым проектом цифровых портфолио.
Этой проблематике была посвящена педагогическая конференция "Участие в профессиональных педагогических сообществах и сетевых образовательных проектах" 18 декабря 2012 г. Данная конференция прошла в открытом формате. Гостями конференции были заместители директоров, курирующие вопросы аттестации и повышения квалификации педагогических кадров школ района. Мы рассказали о своем опыте работы, проблемах, которые нас волнуют, и об актуальных задачах последующего этапа работы.
-
- Руководитель опытно-экспериментальной работы в школе Сотникова Алла Леонидовна представила в своем выступлении обзор педагогических сообществ и форм участия. Коллеги отметили, что данное выступление носит практический характер, все многообразие информации по данному вопросу было удачно представлено в единой форме в одной презентации, которую можно использовать в своей работе.
- Фролкина О.Н., учитель немецкого языка, Букова М.В., учитель начальных классов, рассказали о своем опыте подготовки материалов к публикации на педагогических порталах, в том числе на nsportal. Этот материал заинтересовал многих, так как данная проблематика актуальна в связи с подготовкой портфолио для аттестации педагога на квалификационную категорию.
- Халемская Ю.Г., заместитель директора, учитель английского языка, поделилась опытом участия в сетевых педагогических конкурсах.
- Большой интерес вызвали выступления Осиповой С.А., учителя рисования, Карнауховой Е.И., учителя немецкого языка, познакомивших коллег с опытом повышения ИКТ-компетентности на портале Интуит. Для многих данная информация была новой и практически значимой.
- Земич Е.В., учитель географии, рассказала о применении программных продуктов и интернет-сервисов на уроке географии
- Хрулёва Н.И., учитель немецкого языка, в своем выступлении познакомила участников конференции с ресурсами Виртуального выставочного зала "Диалог культур" для изучения немецкого языка.
Для гостей конференции был открыт модуль регистрации гостей и сетевая анкета гостя педагогической конференции для отзывов.
Подводя итоги конференции, мы пришли к заключению, что проводимая нами работа обеспечивает постепенную естественную интеграцию педагога в работу с использованием сетевых ресурсов и сервисов, работу в Web 2.0.
Не хотелось бы, чтобы создалось впечатление, что в нашей работе все безоблачно, легко и нет проблемных зон. Конечно же, это не так. Но все-таки нам удается выстраивать взаимодействие с нашим педагогическим коллективом в диалоге сотрудничества.
Мониторинг отношения к изменениям, происходящим в системе образования вообще и в школе в частности, был проведен заместителем директора по воспитательной работе в декабре 2012 г. Всего в анкетировании приняло участие 82% педагогов школы. Результаты нас приятно удивили и показали, что коллектив принимает изменения, учится с ними жить и в них участвовать.
Педагогам было предложено выделить позитивные изменения в сфере образования в целом. В качестве положительных изменений педагоги называют информатизацию учебно-воспитательного процесса, поддержку инновационной деятельности школ, расширение возможностей для самореализации педагогов, усиление значимости воспитательной работы в школах. Также как положительные изменения были отмечены новая система оплаты труда и возможность дополнительного материального стимулирования учителей, поддержка перспективной молодежи, использование "Электронного дневника" как нового ресурса для взаимодействия с родителями, введение единого государственного экзамена как одной из форм независимой оценки качества знаний учащихся.
Педагогам было предложено выделить позитивные изменения в нашем образовательном учреждении. В качестве положительной тенденции коллеги отмечают повышение активности педагогов в конкурсном движении и тиражировании своего опыта, открытость в принятии решений, четкое планирование деятельности, улучшение материально-технической базы и внешнего вида школы, наличие опытно-экспериментальной работы в школе, изменение имиджа школы и признание в районе. Большинство учителей удовлетворены взаимоотношениями с администрацией школы, довольны оказываемой помощью со стороны администрации. Около половины опрошенных учителей удовлетворены оценкой их работы коллегами и администрацией. Коллеги отмечают благоприятную атмосферу в коллективе, уровень корпоративной культуры в школе. Анализ восприимчивости педагогов ко всему новому показал, что учителя стараются следить за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием.
В заключении педагоги могли написать свои замечания и пожелания в адрес администрации. Мы с большим вниманием относимся к этим замечаниям и пожеланиям, анализируем и учитываем их в работе. Педагоги желают нам больше терпения, толерантности, мудрости при принятии административных решений. Замечания высказаны к постановке задач, соизмеримости их с возможностью выполнения, к большим объемам отчетности, к более объективной оценке работы педагога.
Среди острых проблем можно выделить следующие: низкое техническое оснащение рабочего места учителя, увеличение документооборота, трудности при работе с родителями, снижение учебной мотивации у школьников, трудности в работе по предупреждению школьной неуспешности, нервные перегрузки. Учителя физической культуры остро ставят вопрос нехватки территории для занятий спортом.
Таким образом, все выделенные вопросы являются важными и значимыми на сегодняшний день. Во многом отношение к этим составляющим профессиональной деятельности определяют готовность педагогического коллектива работать в инновационном режиме, направленном на достижение общего результата и развитие образовательного учреждения в целом.
Я всегда знала, что работа с людьми требует терпения, уважения к личности каждого отдельного человека, большой мудрости. Уверена: руководитель не может позволить себе равнодушия, не может махнуть рукой (не хочешь, не можешь, ну и не надо). Шаг за шагом мы подбирали ключики к каждому педагогу, работали над формированием сплоченного коллектива.
Немаловажным аспектом этой работы является организация неформального общения, формирование корпоративной культуры. Нашей новой традицией становятся выездные педагогические советы в конце учебного года, где мы не просто подводим итоги года, но и отдыхаем вместе. В прошлом году такой педагогический совет прошел в формате церемонии вручения наград по различным номинациям. Номинации были серьезные, например, “Успех года” или “Лидер года”, и шуточные - “Дуэт года”, “Молодая мама”. Когда мы видели радость коллег, то, с каким нетерпением они ждали объявления следующей номинации и победителя в ней, как они поддерживали друг друга, мы понимали, что партнерство административной команды и педагогического коллектива состоялось.
Но несмотря на то что мы считаем человеческий ресурс основным ресурсом организации, это все-таки еще не стопроцентный залог успеха. Конечно, в среде профессионалов и энтузиастов легче наращивать положительный потенциал школы, но не менее важным фактором является также техническая оснащенность и комфортность рабочего пространства. Я понимаю, что абсурдно требовать от учителя ежедневного своевременного заполнения “электронного дневника”, если у него нет автоматизированного рабочего места с выходом в Интернет. Материально-технические условия должны быть созданы, чтобы руководитель мог требовать исполнения конкретных задач. Вначале нашей опытно-экспериментальной работы, которая непосредственно связана с владением ИКТ, у нас были сомнения: всем ли по силам будет данная задача, ведь есть коллеги с очень низким уровнем грамотности в области ИКТ. Все менялось, как только улучшались условия труда. Уже не надо было “направлять”, записывать на мастер-классы, коллеги сами приходили в консультационный пункт и повышали свою квалификацию, так как появилось не только желание, но и возможность применить на практике приобретенные знания.
Ставя перед коллегами новые задачи, мы ищем различные формы мотивации, используем все имеющиеся у нас внутренние и внешние ресурсы, чтобы идея инновационного пути развития школы стала неотъемлемой частью коллегиального сознания наших педагогов. У одних мы опираемся на “здоровые амбиции”, на профессионализм. Есть люди, для которых публичность - это их привычное состояние, и это надо использовать во благо. В нашем случае они помогли нам поднять статус и сформировать имидж школы. Для других важным фактором является моральное поощрение. Перед такими коллегами мы ставим важные задачи, для выполнения которых им приходится осваивать что-то новое. Мы находим возможность похвалить и поблагодарить их, и это повышает их статус в глазах коллег. Ежегодно ходатайствуем перед органами образования о присвоении коллегам ведомственных наград.
И принятая нами формула успеха “Традиции + Инновации = Успешная школа” действует. Для нашего коллектива инновация - это уже не “неизбежное зло”, а естественный и необходимый ресурс развития.