Стрешинская И.В., Новиченко И.В. Системный подход к организации учебного процесса с ЭО и ДОТ в школе

Стрешинская Инна Васильевна,
 директор школы,
Новиченко Ирина Васильевна,
заместитель директора

Системный подход к организации учебного процесса с ЭО и ДОТ в школе

С 2010 года школа последовательно работает в направлении создания собственной информационно-образовательной среды (ИОС), адаптированной под нужды школы, способствующей развитию кадрового потенциала и отвечающей потребностям всех участников образовательного процесса. Тем самым за плечами администрации и педагогов более 10 лет аутентичного опыта.

Работа начиналась с педагогов школы и создания персональных рабочих почтовых ящиков / Google аккаунтов для всех сотрудников школы; с 2010 года в среде Google активно осуществлялось управление, информирование и учительское рабочее взаимодействие.

Первым этапом в развертывании ИОС можно считать работу школы, начатую в рамках опытно-экспериментальной работы (далее - ОЭР) в 2012-2015 года по теме "Цифровые портфолио педагогов на сайте образовательного учреждения как инструмент формирования инновационной культуры" "и продолженной в 2015-2017 в виде собственных инициативных внутрифирменных проектов. Внутрифирменное повышение квалификации в области ИКТ-компетентности за этот период прошел весь педагогический персонал школы. В практику работы учителей школы стали внедряться и использоваться инновационные педагогические технологии, основанные на подключении к практической учебной работе элементов дистанционного обучения. Последовательно осуществлялась издательская деятельность школы в ежегодном научно-методическом альманахе школы, создавались электронные портфолио педагогов на собственных сетевых ресурсах.

Инновационная деятельность школы в настоящий момент является логическим продолжением работы, начатой школой в рамках ОЭР 2012-2015 года и продолженной в 2015-2017 в виде собственных инициативных внутрифирменных проектов. Подробно о задачах, этапах и мероприятиях см. в разделе Живой Школы "Инновационная деятельность школы" [1].

Школа накопила опыт непрерывного, поступательного, методологически целесообразного движения в логике развития школы в цифровом пространстве с учетом меняющихся обстоятельств. Школе удалось изменить статус ИКТ и сетевой составляющей в деятельности педагогов и школы с "экзотического" на обычный и профессионально значимый.

В 2015 году школа зарегистрировала доменный аккаунт Google и в 2016 начала этапную работу развертывания организационной и образовательной среды на основе технологии Google для образования (комплекса Google Apps, впоследствии переименован в G Suite, в настоящий момент Google Workspace для образования) [2]. Школа начала активное подключение к собственному доменному аккаунту schule72spb.ru учеников школы и пилотное апробирование ресурсов для дистанционного сопровождения учебного процесса, в том числе домашнего обучения, организации проектно-исследовательской деятельности, расширения диапазона форматов внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Общие направления развития инновационной деятельности школы с перспективой развития до 2021 г. были сформулированы на педагогическом совете "Информационно-образовательная среда школы - инструмент совершенствования качества профессиональной деятельности педагога и повышения качества образования" 30 августа 2016 года [3].

Уже к 2018 году можно было подвести некоторые итоги развития школы и её работы в собственной информационно-образовательной среде на базе комплекса сервисов и служб GSuite / Google Workspace. См. о развитии и результатах к 2018 году в материалах конференции ИТНШ 2018: И.В.Стрешинская, А.Л.Сотникова: 10 летний путь школы в цифровое общество или где кончается инноватика и начинается жизнь в цифровую эпоху[4]

В результате целенаправленной, управляемой и контролируемой деятельности школе удалось добиться

● интеграции сетевых и облачных технологий в управленческую и учебную деятельность школы;
● применения комбинированных педагогических технологий, основанных на подключении к практической учебной работе элементов дистанционного обучения;
● совершенствования форм и использование новых сетевых форматов для взаимодействия всех участников образовательного процесса;
● развития собственной научно-методической издательской деятельности школы в виде публикации выпусков "Ежегодного научно-методического альманаха";
● организации внутрифирменного повышение квалификации педагогов школы в области ИКТ и сетевых и облачных технологий в очной (семинары и практические занятия) и дистанционной форме (работа консультационного пункта, методическое сопровождение и техподдержка).

С этим мы подошли к весне 2020 года.

Мы часто говорим о "вызовах времени", мимо которых мы не можем пройти, если мы хотим двигаться вперед и развиваться. В определенном смысле COVID-19 - это вызов всей системе образования. В этот период, когда в связи распространением новой коронавирусной инфекции было запрещено очное обучение детей в образовательных учреждениях, остро встали вопросы "Как организовать процесс обучения? Какие использовать формы обучения и получения образования?". Ситуация весны 2020 подтолкнула нас к более серьезному отношению и изучению вопроса по использованию и внедрению в учебный процесс электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Из-за пандемии мы оказались в условиях, когда мы вынуждены были адаптировать учебный процесс под новую реальность.

Прекращение учебного процесса в виде очных/аудиторных занятий предполагало организацию системы взаимодействия всех участников образовательного процесса в новых условиях. Необходимо было разработать локальные акты, регламентирующие деятельность педагогов и администрации школы. Порядок организации образовательного процесса с учетом санитарных правил и норм, функции работников школы, формы контроля и оценки знаний обучающихся были урегулированы "Положением о реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" [5]. Деятельность учителей координировалась дополнительными инструкциями, строилась на успешно апробированных школой алгоритмах действий.

Но прежде всего надо было помочь семье. Родители находились в состоянии растерянности и легкой паники от необходимости быстро принять на себя новые обязанности – организацию технического оснащения рабочего места ребенка, а чаще двух и более детей в семье, и, что еще сложнее, обеспечение контроля посещения всех онлайн-занятий и своевременной сдачи заданий.

Первой задачей администрации стало создание особого расписания занятий, которое обеспечило бы качественное выполнение учебных программ по всем предметам и соответствовало санитарным требованиям к организации учебного процесса в условиях применения дистанционных технологий и электронного обучения. От синхронной модели проведения занятий, предполагающей одновременное присутствие на онлайн уроках всех учащихся класса по расписанию, пришлось отказаться сразу. Во-первых, это повлекло бы за собой превышение норм применения технических средств при обучении, во-вторых, в большинстве семей на один компьютер одновременно могли претендовать двое или больше учеников, не говоря уже о родителях, работающих дистанционно.

В новом расписании многие предметы были представлены спаренными (сдвоенными) уроками, таким образом каждый ученик ежедневно посещал занятия не более чем по 3-4 предметам. Большинство уроков (за исключением тех, что проводились в режиме видеоконференций) не были привязаны к определенному времени и семья получила возможность самостоятельно регулировать порядок работы с компьютером, не нарушая при этом необходимого объема учебной работы, заданного расписанием.

Следующей задачей стала организация взаимодействия учителя и ученика – какой объем материала должен усвоить ребенок на занятии, где взять необходимую информацию и каким образом ее обработать, какие задания выполнить, когда и в каком виде их сдать – все в понятной и удобной форме должно быть донесено до учащихся и их родителей. В этих целях еженедельно учителями заполнялась таблица с графами:

Предмет, ФИО учителя

Темы занятий

Учебные материалы, ссылки на ЭОР

Задания, их характер

Консультации (дата, канал связи)

Сроки и порядок сдачи заданий

           

Таким образом, получив информацию в начале недели, ученик мог спланировать и организовать свою деятельность, а родители имели возможность его работу контролировать.

Настал черед самого главного – организации урока в новых условиях. Нам пришлось принять на себя новые роли, и это не просто роль учителя, который стоит перед классом и офлайн общается с детьми. Если мы хотим, чтобы интерес и мотивация детей к обучению повышались, от привычной роли и функционала учителя нам придется уходить. В первую очередь учитель должен изменить свою философию к организации обучения, научиться выстраивать с учеником новую коммуникацию. Ведь включение в процесс дистанционного обучения предполагает, что ребёнок учится тому, чему он хочет и когда он хочет, и учителя рядом может и не быть. И это уже нечто другое, так как требует от нас пересмотра в отношении к компонентам и структуре школьного урока.

Конечно, на начальном этапе нам пришлось столкнуться с определенными трудностями.
Во-первых, далеко не все учителя оказались способны наладить коммуникацию с учениками в дистанционном режиме. Нет, выслать задание по электронной почте или прикрепить его в Электронном журнале, а затем получить обратно мог каждый, но ведь речь шла об УРОКЕ.

Во-вторых, трудно было сориентироваться в большом количестве предлагаемых электронных образовательных ресурсов. Педагоги выбирали более подходящие для своего предмета, а ученики были вынуждены "скакать по сайтам", доступ к которым частенько был ограничен из-за перегрузки.

В-третьих, контроль усвоения учебного материала не может сводиться только к констатации оценки. Разбор ошибок и коррекция знаний, такие привычные на обычном уроке, теперь требовали большого количества времени учителя и несмотря на это не были достаточно эффективными. Ведь важным условием успешного обучения является постоянная поддержка и сопровождение ребенка. От ученика же в свою очередь требуется высокий уровень самоорганизации, умение самостоятельно работать.

Наиболее удачным опытом в организации работы с обучающимися в период обучения с применением дистанционных образовательных технологий считаем решение о переходе школы на платформу Google Classroom (https://classroom.google.com).

Поскольку компонент Google Classroom до весны 2020 мало использовался в школе, в конце марта 2020 для учителей был разработан учебный курс "Использование элементов ДО в школе: Google Класс". См. об этом подробнее в отдельном материале выпуска о курсе-справочнике для педагогов "Использование элементов ДО в школе: Google Класс" [6]. Тем самым в школе было организовано внутрифирменное повышение квалификации. Учебный курс в апреле-мае 2020 прошли в разном объеме все учителя.

Весной 2020 года на платформе педагогами школы создано 175 курсов/классов. Много это или мало? Достаточно сказать, что 85% учителей основной и старшей школы организовали взаимодействие с учащимися через курсы Google Classroom. Уже через две недели после начала обучения с применением дистанционных технологий в каждой параллели классов основной и старшей школы 80% предметов учебного плана изучались через созданные курсы, еще через две недели этот показатель вырос до 94%.

img01

Кроме того, через курсы, созданные педагогами на платформе, реализовывались программы внеурочной деятельности (10 программ), а также программы индивидуального обучения на дому (12 программ). И все это – в сжатые сроки, так как приближался конец учебного года, промежуточная и итоговая аттестация.

Специфика начальной школы побудила в начале периода сфокусироваться на сервисах Яндекс Класса. Но постепенно, начиная с уроков физкультуры и немецкого языка, начальная школа включилась в пространство Google Classroom, а несколько классов пришли к полноценному использованию платформы, интегрируя в ней собственные материалы и задания с готовыми учебными материалами с разных ресурсов. Для школы в этот период Google Classroom стал полноценной Системой управления обучением (LMS) [7].

Выбор одной платформы позволяет выстроить работу комплексно, создать единую для всей школы среду обучения и взаимодействия, минимизирует временные затраты всех участников образовательного процесса. У обучающихся и их родителей отпала необходимость поиска учебного материала по разным ресурсам и ссылкам. Учителям стало проще контролировать выполнение домашних заданий, администрация могла мониторить выполнение учебных программ, объем домашних заданий при условии обязательного предоставления учителям доступа к разработанным ими учебным курсам и модулям методистам и администрации. Это позволило своевременно оказывать методическую помощь и поддержку, были разработаны пошаговые инструкции по различным вопросам.

Выстроив систему оказания методической помощи учителям, нужно помнить и о том, что в системе работы заместителей по учебно-воспитательной работа есть и функция контроля оценки качества образовательных результатов. Доступ к разработанным курсам позволил отслеживать выполнение рабочих программ. Еженедельные отчеты учителей по количеству проведенных и проверенных работ, а также выставленных оценок по предметам давали более полную картину по успеваемости каждого класса и позволили своевременно отрабатывать "проблемные зоны" как с учителями, так и с родителями.

Служба сопровождения отрабатывала с классными руководителями, в отдельных случаях с родителями, ситуации, когда ребенок не приступил к занятиям и не выполнил ни одного домашнего задания. Такая организация работы была своевременной для профилактики проблем и оказания своевременной помощи. Большая часть вопросов, поступающих от родителей (законных представителей) обучающихся, как раз была связана с недовольством родителей об объемах домашних заданий, своевременности получения информации о выставленных оценках.

С вопросами, пожеланиями и жалобами родители всегда могли обратиться через электронную почту и чаты к классным руководителям, через Общественную приемную - к администрации.

Оценивая опыт работы в формате электронного обучения с применением дистанционных технологий, хочется отметить, что он оказался своевременным и полезным. Выстроенное дистанционное взаимодействие используется школой теперь в штатном режиме для работы с обучающимися, находящимися на обучении по индивидуальному учебному плану (обучение на дому), также с детьми, нуждающимися в психолого-педагогической поддержке и состоящими на внутришкольном контроле.
Для учителей, школьников и родителей в период весны 2020 г. был создан публичный сайт "Электронное обучение и ДОТ в школе 72" - https://sites.google.com/schule72spb.ru/e-learning-72-spb.

Сайт содержит новостную ленту, документы, информацию о платформах ресурсах, расписание и задания. Карта сайта помогает посетителям быстро ориентироваться в материалах. Сопровождение обучающихся осуществляется посредством рекомендаций и консультаций специалистов. Сайт и размещенные на нем документы являются общедоступными и могут быть просмотрены на ПК, ноутбуках, планшетах и смартфонах. Доступ в доменный аккаунт школы не требуется.

Коллектив, привыкший к новациям, мобилен и умеет быстро реагировать на вызовы времени. В период особого режима работы школы взаимодействие администрации с коллективом осуществлялось через Виртуальную учительскую, рабочие аккаунты электронной почты, а также при помощи средств видеоконференц-связи (Zoom, Google Meet). Данную форму работы активно использовали и классные руководители в налаживании контактов с учениками и родителями.

Без цифровых технологий школе не выжить. Школе необходимы такие цифровые инструменты, как интерактивные образовательные платформы, цифровые учебно-методические комплексы, игровые тренажеры. Использование школой компьютеров, устройств, облачных и сетевых технологий уже стало системообразующей частью образовательного процесса. Иногда цифровые технологии помогают уйти от рутинного учебного процесса, разнообразить его для повышения мотивации, а в чрезвычайных случаях они являются единственным доступным ресурсом (инструментом) для организации полноценного обучения в школе. Каждый инструмент оттачивается и требует навыков работы с ним - мы работаем над этим.

Надеемся, что наш опыт будет полезен.


Литература и источники

[1]. Живая школа. Инновационная деятельность школы. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2021. URL: http://schule72spb.ru/admin/oer-innov.html.
[2]. В октябре 2006 создан пакет "Google Apps для учебных заведений", с 2016 ребрендинг в G Suite, с октября 2020 - Google Workspace. Google Workspace включает в себя Gmail, Календарь и Google Meet для связи; Google Drive для хранения; Документы, таблицы, слайды, формы и сайты для совместной работы; и панель администратора и хранилище для управления пользователями и службами // Google Workspace. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2021. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Google_Workspace
[3] Стрешинская И.В. Информационно-образовательная среда школы - инструмент совершенствования качества профессиональной деятельности педагога и повышения качества образования // Инновации и традиции в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/izbrannye-pedagogicheskie-sovety/1419-pedagogicheskij-sovet-2016-08-30
[4] Стрешинская И.В., Сотникова А.Л.: 10 летний путь школы в цифровое общество или где кончается инноватика и начинается жизнь в цифровую эпоху? // Инновации и традиции в общеобразовательной школе. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sotnikovaal-didakticheskie-materialy/2031-sotnikova-streshinskaja-10-let-innovatiki
[5] Положение об организации образовательной деятельности с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБОУ СОШ №72 Калининского района Санкт-Петербурга (новая редакция) // Официальный сайт ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга. Раздел "Документы". [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2021. URL: http://sch072.petersburgedu.ru/post/view/3304; прямая ссылка http://www.schule72spb.ru/admin/dokumenty/polozhenije-dot.pdf 
[6] Сотникова А.Л. О курсе-справочнике для педагогов "Использование элементов ДО в школе: Google Класс" // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.  Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/sotnikova-a-l-kurs-spravochnik-dlya-pedagogov-ispolzovanie-elementov-do-v-shkole-google-klass  
[7]. Система управления обучением (learning management system, LMS) — платформа или программное приложение, предназначенные для интеграции инструментов обучения, а также администрирования, управления и распространения образовательных и информационных материалов, формирования аналитики и отчетности. [Электронный ресурс]. Дата доступа 26.02.2021. URL: https://sberbank-university.ru/edutech-club/glossary/904/


Ссылка для цитирования:

Стрешинская И.В., Новиченко И.В.  Системный подход к организации учебного процесса с ЭО и ДОТ в школе // Ежегодный научно-методический альманах ГБОУ СОШ № 72 Калининского района Санкт-Петербурга.  Выпуск 9/2021. Школа 2020-2021 в реальном и цифровом измерении. [Электронный ресурс]. Дата публикации 01.06.2021. URL: http://portfolio.schule72spb.ru/ru/streshinskaya-i-v-novichenko-i-v-sistemnyj-podkhod-k-organizatsii-uchebnogo-protsessa-s-eo-i-dot-v-shkole  

Дополнительная информация